Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Репетитор
Когда у Коли Факелова отлетела подметка и на втором сапоге, он заложил теткину солонку и составил объявление: «Гимназист 8‑го класса готовит по всем предметам теоретически и практически, расстоянием не стесняется. Знаменская, 5. Н. Ф.». Отнес в газету и попросил конторщика получше сократить, чтоб дешевле вышло. Тот и напечатал: «Гимн. 8 кл. г. по вс. пр. тр. пр. р. не ст. Знам. 5, Н. Ф., др.». Последнее «др» въехало как‑то само собой, и ни Коля, ни сам конторщик не могли понять, откуда оно взялось. Но пошло оно, очевидно, на пользу, потому что на второй же день после предложения поступил и спрос. Пришла на буквы Н. Ф. открытка следующего содержания: «Господин учитель‑гимназист пожалуйте завтра для переговору Бармалеева улица номеру дома 12. Госпожа Ветчинкина». Коля решил держать себя просто, но с достоинством, выпятил грудь, прищурил правый глаз и засунул руки в карманы. Поглядел в зеркало: поза, действительно, указывала на простоту и достоинство. В таком виде он и предстал перед госпожой Ветчинкиной. А та говорила: – Пожалуйста, господин учитель‑гимназист, уж возьмите вы на себя божеску милость Ваську‑оболтуса обравнять. На третий год в классе остался. Ходила намедни к дилехтору, так тот велели, чтоб по латыни его прижучить, да еще, говорит, шкурьте его как следует по географии. Вы ведь по‑латыни можете? – Могу‑с! – отвечал Коля Факелов с достоинством. – Могу‑с и теоретически, и практически. – Ну, вот и ладно. Только, пожалуйста, чтобы и география, тоже и теоретически, и практически, и все предметы. У вас вон в объявлении сказано, что вы все можете. Она достала вырезку из газеты и корявым мизинцем, больше похожим на соленый огурец, чем на обыкновенный человеческий палец, указала на загадочные слова: «пр. тр. пр. др.». – Так вот, пожалуйста, чтоб это все было. Жалованье у нас хорошее – пять рублей в месяц; на улице не найдете. А супруга нашего теперь нету – поехал гусями заниматься. Коля выпятил грудь, прищурил глаз и с достоинством согласился. На следующий день начались занятия. Кроме Васьки‑оболтуса, за учебным столом оказалась еще какая‑то девочка постарше, потом мальчик поменьше и еще что‑то совсем маленькое, стриженое, не то мальчик, не то девочка. – Это ничего, – успокаивала Колю госпожа Ветчинкина. – Они вам мешать не будут, они только послушают. Петьке‑лентяю покажите буквы, с него пока и полно. А Манечка вам уж потом, после урока ответит, что им в школе задано. – Ну‑с, молодой человек, – спросил Коля Ваську‑оболтуса, – по какому предмету вы чувствуете себя слабее? – По‑французскому кол, – сказал оболтус басом. – Глаголов не понимаю. – Гм… да что вы?! Ведь это так просто. – Не понимаю импарфе и плюскепарфе.[8] – Да что вы?! Да я вам это сейчас в двух словах. Гм… Например, «я пришел», это будет импарфе. Понимаете? «Я пришел». А если я совсем пришел, так это будет плюскепарфе. Понимаете? Ведь это же так просто! Ну, повторите. – Импарфе, это когда вы не совсем пришли, – унылым басом загудел оболтус. – А если вы окончательно пришли, тогда это уж будет… Это уж будет… – Ну да, раз я уже совсем пришел, значит – ну? Что же это значит? – Если не совсем еще пришли, то импарфе, а если уже, значит, окончательно, со всеми вещами, то плюскепарфе. – Ну, вот видите. Разве трудно? – А как по‑немецки картофель? – спросила вдруг девочка. У Коли Факелова засосало под ложечкой. Вот оно, «др», когда началось! – Картофель? Вас интересует, как по‑немецки картофель? Как это странно! А впрочем, это очень просто… Сидевшая у окна за работой госпожа Ветчинкина насторожилась. Откладывать картофель в долгий ящик было нельзя. – Очень просто. Дер фруктус. – Дер фруктус? – повторила девочка недоверчиво. – А как же прежний репетитор по‑другому говорил? – Сонька, молчи! – прикрикнула мать. – Раз господин учитель говорит, значит, так и есть. В пять часов госпожа Ветчинкина увела детей обедать, а Коле Факелову подвинула стриженое существо и сказала: – А уж вы пока, господин гимназист‑учитель, с Нюшкой посидите. Она у меня все равно особливое ест, так ее и потом покормить можно. Вот игрушками займитесь либо картинки покажите. Нюшка сунула ему книгу с картинками и спросила: – А это цто? – Раскрыла. – А это цто? На картинке изображены были плавающие утки, к которым из‑за кустов подкрадывалась лисица. – А это цто? – приставала Нюшка. – А это уточка купается, а лисичка подсматривает, – чистосердечно пояснил Коля Факелов. – А это цто? – А это собака. Ведь сама видишь, чего же пристаешь? – А это цто? – А то, что ты – дура и убирайся к черту. Нюшка заревела громко, с визгом. Прибежала мать, не расспрашивая, надавала ей шлепков и тут же извинилась перед Колей: – Сама знаю, что их пороть надо, да некому у нас. Супруг‑то ведь гусями занимается, недосуг ему. На другой день, после уроков, госпожа Ветчинкина попросила Колю сходить с девочками на рынок купить им сапоги. – Мне‑то, видите, некогда, а сам‑то гусями занимается, вот на вас вся и надежда. Коля пошел, но очень сконфузился на улице и делал вид, что он идет сам по себе. На следующий день заболела кухарка, а так как хозяин был занят гусями, то Коле пришлось сбегать за крупой и за булками. Через неделю он нашел в классной комнате еще двух мальчиков, испуганно шаркнувших ему ногами. – Э, с этими стесняться нечего! – успокоила его госпожа Ветчинкина. – Это мужней сестры дети. Свои, стало быть. Покажите им какие‑нибудь буквы, – с них и полно будет. Коля приуныл. – Что ж, госпожа Ветчинкина, я с удовольствием, – говорил он дрожащим голосом, а когда она ушла, сказал ей вслед тихо, но с большим чувством: – Чтоб ты лопнула! И опять объяснял, как он не совсем пришел с импарфе и как окончательно засел с плюскепарфе, и все думал: «Дотянуть бы только до конца месяца, а там получу пять рублей, и черт мне не брат». Но черт оказался брат, потому что к концу месяца госпожа Ветчинкина сказала ему, что без мужа платить не может, а вот муж скоро приедет и все заплатит. Коля смирился, стал совсем тихий и даже забыл, как надо щурить глаз, чтобы показать свое достоинство. К концу второго месяца приехал хозяин. Вошел во время обеда, когда Коля Факелов, в качестве репетитора, кормил Нюшку особливым супом. Уставился хозяин на Колю и заорал: – Эт‑то кто, а? Госпожа Ветчинкина заплакала: – Ей‑богу, Иван Трофимович! Верь совести! – Порылась в кармане, вытащила огрызок сахару, кошелек и Колино объявление. – Вот они кто. Господин учитель, гимназист. – Давай сюда! Молча‑ать! – крикнул хозяин. Схватил бумажку: – Г. пр. тр. пр. р. ст. др… Вот как? Ладно. Потрудитесь, господин, отсюда удалиться. Здесь честный дом, а что вы эту дуру обошли, за это с вас судом взыщется. – Что же это? – затрепетал Коля. – Ведь вы же мне должны… – Должны‑ы? Так мы еще и должны? В семью втерся, детей супом кормит, а мы же еще ему и плати. Какой тр. пр. нашелся. Вон, чтобы твоего духу тут не было, не то сейчас дворника крикну. Др. тр.! Развратники! Коля опомнился только на улице, и то не на Бармалеевой, а на какой‑то совсем незнакомой. Остановился и закричал: – Вы невежа, вот вы кто! Прямо вам в глаза говорю, что вы невежа! Да‑с! Он прищурил глаз, выпятил грудь, подбоченился и зашагал с достоинством вперед. – Да‑с! Я еще с вами посчитаюсь! – подбодрял он себя. Но душа его не могла подбочениться. Она тихо и горько плакала и понимала, что считаться ни с кем не придется, что его обидели и выгнали и что ушел он окончательно, совсем ушел – плюскепарфе!
|