Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды и причины инфляции





В литературе встречаются десятки разных формулировок видов инфляции. При этом авторы не всегда придерживаются определенных критериев для определения того ли другого вида. Поэтому могут употребляться такие понятия инфляции, как инфляция цен, импортированная инфляция, инфляция спроса, инфляция налоговая, инфляция затрат и т.п. При такой классификации инфляция теряет любую определенность и содержательность, существенным образом усложняется понимание ее сущности.

Наиболее корректной является классификация видов инфляции по трем критериям: формам проявления, темпам обесценения денег, факторами инфляции.

По формам проявления инфляции можно выделить:

- ценовую инфляцию, которая проявляется в форме роста цен;

- инфляцию сбережений, если обесценение денег проявляется в росте вынужденных сбережений при зафиксированных государством ценах и доходах;

- девальвацию, при которой обесценение денег проявляется в падении их курса к иностранным валютам.

Основным видом инфляции в развитой рыночной экономике является ценовая инфляция, поскольку в условиях либерализованного рынка вынужденные сбережения вообще невозможны, а девальвация обычно рассматривается как относительно самостоятельное явление.

По темпам обесценения денег обычно выделяют:

- ползучую, что характеризуется ускоренным ростом массы денег в обороте без заметного повышения или с незначительным ростом цен — до 5% на год;

- сдержанную, открытую, которая проявляется в ускорении обесценения денег в форме роста цен, которая колеблется в границах 5-20% на год. Такая инфляция становится ощутимой для экономических субъектов, и они начинают принимать адаптационные меры. Наибольшее это удается предприятиям монополизированных секторов экономики, в особенности «естественным монополистам». Занятые здесь предприниматели начинают ускоренно повышать цены на свои товары в ответ на возрастание спроса. Их покупатели начинают нести дополнительные затраты, а потому повышают цены на свои товары. Постепенно инфляция распространяется на все секторы экономики, поднимая равновесие всего рынка;

- галопирующая инфляция, если рост цен 20-50%, а иногда 100% на год. Для этого вида инфляции характерно скачкообразный, крайне неравномерный рост цен, который тяжело предусмотреть и который не поддается регулированию. От такой инфляции тяжело оградиться, и влияние ее на экономику резко отрицательный;

-гиперинфляция, которая характеризуется чрезвычайно высокими темпами роста цен — более как 100% на год. На этой стадии деньги начинают терять свои функции, купюры низких номиналов и разменная монета исчезают из оборота, падает роль денег в экономике, распространяется бартер. Поднимается кредитный механизм, усиливаются стихийные процессы в экономике и т.п..

По факторам, которые служат причиной инфляционного процесса, можно выделить много видов инфляции. Тем не менее, на практике все эти факторы часто действуют одновременно, накладываясь один на одного. Поэтому четко вычленить такие виды инфляции практически невозможно, и в литературе по этому критерию принято выделять лишь два вида инфляции:

— инфляцию затрат;

— инфляцию спроса.

Эти два вида инфляции, в сущности, выделенные в зависимости от того, с какой стороны осуществляется давление на цены — со стороны предложения или со стороны спроса.

Инфляция затрат вызвана давлением на цены со стороны роста производственных затрат:

- рост заработной платы,

- рост затрат на энергетические и сырьевые ресурсы,

- падение производительности труда,

- усиление монополизации производства и рынка,

- рост в структуре производства областей с замедленными темпами роста производительности труда (например, услуг), с высокой долей затрат на заработную плату и низким удельным весом производства предметов потребление и т.п..

Во всех этих случаях, чтобы сохранить объемы производства и предложения на уровне предшествующего периода, необходимо увеличивать денежные выплаты, которые приведет к росту спроса, а, следовательно, и цен. Если денежные выплаты не увеличивать, то указанные факторы приведут к сокращению производства и предложения, которое при предыдущем спросе тоже будет подталкивать цены вверх. Здесь тоже возникнет «лишний» спрос, который будет провоцировать рост цен.

Инфляция спроса вызывается давлением на цены со стороны денег вследствие роста их предложения банковской системой и обусловленного этим увеличения платежеспособного спроса на товарных рынках. Определяющим фактором этой инфляции является рост предложения денег, поэтому ее еще называют монетарной инфляцией. Сам рост предложения денег может быть вызван использованием сеньйоража для покрытия бюджетного дефицита или переходом к либеральной монетарной политике или обоими факторами одновременно.


Выяснение причин инфляции имеет важное значение для правильного понимания самой ее сущности, а также для разработки эффективной антиинфляционной политики, которая должна быть направлена, прежде всего, на преодоление причин инфляции.

В наиболее общем виде причины инфляции можно вывести из формулы известного «уравнения обмена» И. Фишера, то есть рост цен может быть спровоцированным ростом массы денег (М), скорости оборота денег (V) и сокращением физического объема производства (Q). Учитывая то, что скорость денег признается относительно стабильной, основными причинами роста цен могут быть увеличение М, уменьшение Q, или оба фактора одновременно. Амплитуда колебания Q определяется более объективными факторами и потому значительно меньше, чем амплитуда колебания М. Отсюда ключевым, наиболее результативным фактором влияния на динамику уровня цен является изменение массы денег в обороте. Поскольку изменение М зависит от динамики предложения денег, то считается, что решающим фактором инфляции является наращивание предложения денег.

Эти положения положены в основу так называемой денежной теории инфляции, которой придерживаются представители монетаристской школы. Известнейший представитель современного монетаризма М. Фридман единой причиной инфляции считает чрезмерное предложение денег, благодаря чему увеличиваются денежные доходы и платежеспособный спрос. Поднимается рыночная планка роста цен. Эта зависимость сегодня приобрела широчайшего признания.

Монетаристы считают, что увеличение предложения денег определяется исключительно денежно-кредитной политикой государства. Она может направлять ее на достижение таких целей, за которые предложение (масса) денег остается неизменной и инфляция будет невозможной. Такими целями является стабилизация цен и поддержание в равновесии конъюнктуры рынка.

 

 







Date: 2015-07-22; view: 378; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию