Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технологии безналичных электронных расчетов на основе технологии «Клиент -Банк»Стр 1 из 3Следующая ⇒
Под системой «Клиент -Банк» понимают программный комплекс, используемый клиентами банка для удаленного взаимодействия с АБС банка и автоматизации документооборотом между банком и его клиентами. Основное назначение системы – сократить число визитов в банк. Клиент управляет своими счетами. Система обеспечивает подготовку клиентом платежных документов, пересылку в банк, получение из банка выписок по счету, различной справочной информации (например, справочник БИК банков, классификатор валют и прочее). Связана с программами Back-Office. Документы подписываются ЭЦП.
Организация работы с клиентами по технологии «Клиент -Банк» имеет свои преимущества и недостатки. Для коммерческого банка преимущества состоят в следующем: ü сокращение операционных расходов, так как сотрудник банка, не тратит время па прием и обработку бумажных клиентских документов; ü унификация документооборота, поскольку банк может ноставлять клиенту справочники, облегчающие ввод и последующую обработку документов; ü получение конкурентных преимуществ за счет предоставления более разнообразного числа услуг клиентам; ü получение прибыли за счет предоставления клиентам дополнительной услуги. Но внедрение системы «Клиент-Банк» имеет и свои недостатки, которые заключаются в дополнительных затратах на приобретение или разработку системы, а также в увеличении расходов на сопровождение банковской информационной системы, обеспечение каналов связи и безопасности передаваемых по ним данных.
Для клиента байка можно выделить следующие преимущества использования системы «Клиент-Банк»: ü проведение расчетов и доступ к счетам со своего рабочего места, что приводит к существенной экономии времени; ü выбор банка вне зависимости от территориального признака, главным критерием выбора банка может служить его стабильное положение и/или выгодные тарифы на обслуживание; ü оперативное получение различной дополнительной спр. информации из банка; ü удобство составления платежных документов, совмещаемое со снижением уровня ошибок в процессе оформления документов.
Каждый документ в системе должен быть подписан и зашифрован.
Система «Клиент-Банк» состоит из двух обязательных частей: банкой, или серверной части и клиентской части, т.е. рабочего места клиента. Коммуникационная подсистема (третий необходимый элемент) поставляется разработчиком вместе с системой «Клиент-Банк», приобретается банком и его клиентами отдельно. Банковская часть системы «Клиент-Банк» в принципе должна автоматически (без участия операциониста банка) выполнять все действия по приему и обработке документов. Эта часть может быть организована в виде АРМа и являться частью АБС банка, либо быть отдельной подсистемой и связываться с АБС через промежуточные накопители документов. Также банковская часть системы должна быть снабжена устройством передачи данных для связи с коммуникационными каналами (транспортной частью системы). Функционально банковская часть системы «Клиент-Банк» обеспечивает. ü прием информации от клиента: ü проверку электронной подписи клиента: ü аутентификацию клиента банка: ü расшифровку принятой информации: ü передачу платежных документов в ПС операционно-учетных работ банка: ü принятие запросов и формирование ответов клиенту: ü генерацию запроса к различным АБС банка в соответствии с запросом, принятым от клиента: ü формирование ответного сообщения клиенту; ü шифровку исходящей информации: ü передачу информации клиентам. Существуют различия в требованиях банка и его клиентов к системам «Клиент-Банк». Для банка наиболее важным является защищенность системы от несанкционированного доступа и простота внедрения. Для клиента же наибольшее значение имеют простота эксплуатации и функциональная полнота системы.
Программа, установленная у клиента (клиентская часть), призвана выполнять следующий набор функций: ü формирование платежных документов и прочих сообщений в банк; ü наложение электронной подписи на сформированные документы; ü шифровку документов и сообщений; ü пересылку в банк платежных документов и сообщений: ü прием информации из банка; ü обработку принятой из банка информации.
Рассматривая коммуникационную часть системы «Клиент-Банк», следует отметить, что устройства передачи данных между банком и клиентом могут быть практически произвольными. Выбор такого устройства в каждом конкретном случае индивидуален и зависит от наличия уже имеющихся коммуникационных каналов. Определяющую роль при выборе канала связи играют его пропускная способность, доступность, простота и стоимость эксплуатации. Можно выделить два основных типа каналов связи, применяемых в системах «Клиент-Банк»: коммутируемые и выделенные линии. Коммутируемые линии означают, что для обмена информацией используется городская телефонная сеть и телекоммуникационное обеспечение терминального типа (к которому относится, например, модем). Преимущество таких каналов связи в их дешевизне. Однако такое решение приемлемо только при небольшом числе клиентов, поскольку требует большого объема работ, выполняемых оператором в банке. Кроме того, этот способ не всегда обеспечивает высокий уровень связи. Выделенные линии подразумевают, что связь организуется при помощи медного или оптоволоконного кабеля. Такой способ отличается высоким качеством связи, но и высокой стоимостью. Это решение наиболее эффективно для банка и его клиента в случае высокого трафика с большим числом удаленных клиентов. Выбор организации работы клиента с банком зависит от многих факторов, в которые входят: ü удаленность клиента от офиса банка: ü наличие коммуникационных каналов и их пропускная способность: ü удобство эксплуатации клиентской части системы. Система «Клиент-Банк» на основе технологии толстого клиента»
В случае построения системы на основе технологии «толстого клиента» спс тема «Клиент-Банк» является как'бы частью АБС коммерческого банка и требует установки у клиента банка специального программного обеспечения, состоящего из базы данных и программы обработки этих данных. Взаимодействие клиента и банка в данном случае осуществляется следующим образом. Клиент в автономном (off-line) режиме формирует финансовые документы, почтовые сообщения и прочие запросы, предназначенные для отправки в банк. Банковская часть системы работает в режиме ожидания соединения с клиентом до тех пор, пока последний не устанавливает связь через коммуникационный канал между устройствами передачи данных клиента и банка. Во время сеанса связи банк проводит аутентификацию клиента (т.е. проверку подлинности клиента), инициирует передачу подготовленной для клиента информации и готовится к приему информации от клиента. Клиент получает из банка информацию и в ответ передает свои сообщения, после чего происходит разрыв связи. Банк принимает, а затем обрабатывает полученную от клиента информацию в режиме off-line. Все передаваемые сообщения (и в банковской, и в клиентской частях) шифруются и заверяются электронной цифровой подписью (ЭЦП). ЭЦП принятых банком от клиента сообщений сверяется с эталоном, после чего в серверной (банковской) части регистрируется прием документов, о чем банк уведомляет клиента специальным сообщением, которое клиент получает во время следующего сеанса связи. Все сообщения (документы и запросы) в банке архивируются и хранятся в течение заранее оговоренного времени. В качестве коммуникационного канала при работе по описываемой технологии чаще всего используются каналы цифровых сетей, каналы Х.25, радиоканалы, коммутируемые телефонные линии. Применение выделенных линий (оптоволоконных линий, спутниковой связи) в данном случае нерентабельно из-за их высокой стоимости при небольшом объеме передаваемой информации и редких сеансах связи. Достоинства системы «Клиент-Банк» на основе технологии «толстого клиента» состоят в следующем: ü невысокая стоимость каналов связи и устройств передачи данных; ü поддержка практически любого транспортного протокола для передачи сообщений; ü относительная простота банковской программно-аппаратной части: ü автономность подготовки документов клиентом, т.е. в режиме off-line; ü наличие архивов документов как на сервере оанка, гак и на компьютере клиента-предприятия; ü высокая степень защиты банковской части oi несанкционированного доступа; ü приемлемая степень защиты передаваемой информации; ü возможность интеграции клиентской части системы с другим программным обеспечением для автоматического формирования документов (например, с системой бухгалтерского учета, используемой клиентом байка); ü возможность реализации большого чиста вспомогательных функций в клиентской! части системы. Однако использование технологии «толстого клиента» не лишено недостатков, которые выражены в следующем: ü необходимость предварительной установки и последующего сопровождения программного обеспечении на компьютере клиента; ü затруднительная диагностика клиентом движения своих финансовых документов; ü трудности добавления в систему новых форм документов, требующих обновления версии программного обеспечения на компьютере клиента банка; ü определенная сложность программного обеспечения на стороне клиента, заключающаяся как в повышенных требованиях к аппаратной платформе, так и в необходимости обучению клиента банка работе с устанавливаемым у него программным обеспечением.
Вышеперечисленные аспекты обусловили тот факт, что услугами банков по дистанционному управлению счетом на основе систем «толстого клиента» реально могут воспользоваться только крупные предприятия. Что касается метких предприятий и частных клиентов, то им внедрять у себя подобные системы зачастую экономически невыгодно. Поскольку технология «толстого клиента» подразумевает, что на компьютере клиента банка по сути устанавливается часть БИС, то клиент может соединиться с банком только со своего компьютера. Таким образом, при географических перемещениях клиент вынужден везде иметь с собой свой компьютер. Notebook делает мобильные выходы на АБС банка вполне приемлемыми. Появился относительно дешевый в применении протокол передачи данных GPRS и CDMA-2000.
Система <<Клиент-Банк» на основе технологии «тонкого клиента» В отличие от рассмотренной выше технологии «толстого клиента» построение системы «Клиент -Банк» на основе технологии «тонкого клиента» не предъявляет к вычислительной системе клиента банка никаких требований, кроме наличия устройств передачи данных, совместимых с банковскими, терминала, поддерживающего протоколы обмена и защиты информации, согласно протоколам обмена защиты, поддерживаемым банком. В данном случае технология взаимодействия клиента с банком реализуемся следующими этапами: ü клиент запускает программу-терминал (чаше всего обычный браузер) и устанавливает связь с банком; ü после установления связи банк посылает клиенту запрос на аутентификацию; ü клиент вводит информацию для аутентификации и получает доступ к банковской части системы «Клиент - Банк»; ü банк посылает клиенту формы ввода документов, которые заполняются последним в режиме on-line; ü когда вся информация введена клиентом и получена банком, клиент разрывает связь.
Принципиальной особенностью является то, что вся информация передается в банк по мере ее ввода клиентом. Клиентская часть системы организована в виде специализированной пли многофункциональной программы-терминала, ориентированной на просмотр документов (обычно в этой роли используют Интернет-браузер, например MS Internet Explorer или Netscape Navigator). Если в качестве коммуникационной (транспортной) подсистемы используются протоколы Интернет, то клиент банка устанавливает IP-соединение посредством устройства передачи данных со своим провайдером и, используя протокол HTTP, связывается с Веб-сервером банка. Вся работа происходит в диалоговом on-line режиме: клиент может передавать в банк документы и получать из банка справочную информацию.
Достоинства построения системы «Клиент-Банк» по технологии «тонкого клиента» заключаются в следующем: ü простота введения новых форм документов в систему, поскольку ü удобная работа клиента банка с программой-терминалом, если ü простота внедрения клиентской части системы (эа процедура почти отсутствует и сводится к регистрации клиента на сервере банка); ü хранение и работа с базами данных непосредственно на сервере банка; ü постоянный оперативный контроль клиента за судьбой своих ü возможность одновременной работы большого числа клиентов без дополнительных затрат со стороны банка; ü низкая стоимость программного обеспечения для клиента банка; ü отсутствие необходимости дополнительного обслуживания программного обеспечения, установленного у клиента банка. Благодаря такой организации работы системы «Клиент-Банк» появляется возможность объединения БИС банка и системы «Клиент-Банк» в режиме on-line. Но это же приводит к появлению негативных моментов, а именно: ü необходимость дополнительной системы защиты банковской сети от проникновения в нее через интернет; ü слабая зашита www-серверов от выведения их из строя злоумышленниками; ü возможность недостаточно устойчивой связи во время передачи информации; ü повышенные требования к аппаратному обеспечению банковской части системы; ü высокая стоимость связи за счет увеличения объема трафика и длительности сеансов связи; ü невозможность работы клиента без банка и канала связи (т.е. в режиме off-line).
Низкая стоимость и простота подключения к системе сделали ее доступной не только для крупных организаций, но и для средних и мелких предприятий, а также для частных лиц. Применение технологии «тонкого клиента» на сегодняшний день подразумевает использование в качестве коммуникационной среды сети интернет, что делает клиента банка еще более географически свободным, чем при использовании технологии «толстого клиента». Клиент может всегда иметь компьютер с собой и выходить в сеть через мобильную связь и своего провайдера, но может связываться с www-сервером банка и из любого интернет-кафе.
Кроме того, в последнее время появляется возможность использования для дистанционного управления счетом услуг WAP-банкинга. WAP-банкинг подразумевает использование в качестве клиентской части системы «Клиент-Банк» мобильного телефона (вместо компьютера). WAP (Wireless Application Protocol) - это протокол, с помощью которого информация из Интернет передается на небольшой дисплей мобильного телефона. Мобильный телефон, поддерживающий протокол WAP, оснащен WAP-браузером для просмотра WAP-сайтов коммерческого банка (аналогично интернет-браузерам и www-серверам, но только в силу технических ограничений экрана мобильного телефона WAP-сайт выглядит менее привлекательно, поскольку содержит меньше текстовой и графической информации).
С помощью WAP-браузера клиент может формировать и отправлять в банк финансовые документы и получать сведения о состоянии счета. Несмотря на то, что потенциальные возможности WAP-банкинга достаточно высоки, говорить о его широком распространении не приходится.
Технология «Клиент -Банк» не обязательно связана с взаимодействием с клиентом. Эта технология используется для взаимодействия «Банк-Банк», «Банк-Филиал», «Банк-Центр. офис».
Date: 2015-07-25; view: 1398; Нарушение авторских прав |