Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии безналичных электронных расчетов на основе технологии «Клиент -Банк»





 

 

Под системой «Клиент -Банк» понимают программный комплекс, используемый клиентами банка для удаленного взаимодействия с АБС банка и автоматизации документооборотом между банком и его клиентами. Основное назначение системы – сократить число визитов в банк. Клиент управляет своими счетами. Система обеспечивает подготовку клиентом платежных документов, пересылку в банк, получение из банка выписок по счету, различной справочной информации (например, справочник БИК банков, классификатор валют и прочее). Связана с программами Back-Office. Документы подписываются ЭЦП.

 

Организация работы с клиентами по технологии «Клиент -Банк» имеет свои преимущества и недостатки. Для коммерческого банка преимущества состоят в следующем:

ü сокращение операционных расходов, так как сотрудник банка, не тратит время па прием и обработку бумажных клиентских документов;

ü унификация документооборота, поскольку банк может ноставлять клиенту справочники, облегчающие ввод и последующую обработку документов;

ü получение конкурентных преимуществ за счет предоставления более разнообразного числа услуг клиентам;

ü получение прибыли за счет предоставления клиентам дополнительной услуги.

Но внедрение системы «Клиент-Банк» имеет и свои недостатки, которые заключаются в дополнительных затратах на приобретение или разработку системы, а также в увеличении расходов на сопровождение банковской информационной системы, обеспечение каналов связи и безопасности передаваемых по ним данных.

 

Для клиента байка можно выделить следующие преимущества использования системы «Клиент-Банк»:

ü проведение расчетов и доступ к счетам со своего рабочего места, что приводит к существенной экономии времени;

ü выбор банка вне зависимости от территориального признака, главным критерием выбора банка может служить его стабильное положение и/или выгодные тарифы на обслуживание;

ü оперативное получение различной дополнительной спр. информации из банка;

ü удобство составления платежных документов, совмещаемое со снижением уровня ошибок в процессе оформления документов.

 

Каждый документ в системе должен быть подписан и зашифрован.

 

Система «Клиент-Банк» состоит из двух обязательных частей: банкой, или серверной части и клиентской части, т.е. рабочего места клиента. Коммуникационная подсистема (третий необходимый элемент) поставляется разработчиком вместе с системой «Клиент-Банк», приобретается банком и его клиентами отдельно.

Банковская часть системы «Клиент-Банк» в принципе должна автоматически (без участия операциониста банка) выполнять все действия по приему и обработке документов. Эта часть может быть организована в виде АРМа и являться частью АБС банка, либо быть отдельной подсистемой и связываться с АБС через промежуточные накопители документов.

Также банковская часть системы должна быть снабжена устройством передачи данных для связи с коммуникационными каналами (транспортной частью системы). Функционально банковская часть системы «Клиент-Банк» обеспечивает.

ü прием информации от клиента:

ü проверку электронной подписи клиента:

ü аутентификацию клиента банка:

ü расшифровку принятой информации:

ü передачу платежных документов в ПС операционно-учетных работ банка:

ü принятие запросов и формирование ответов клиенту:

ü генерацию запроса к различным АБС банка в соответствии с запросом, принятым от клиента:

ü формирование ответного сообщения клиенту;

ü шифровку исходящей информации:

ü передачу информации клиентам.

Существуют различия в требованиях банка и его клиентов к системам «Клиент-Банк». Для банка наиболее важным является защищенность системы от несанкционированного доступа и простота внедрения. Для клиента же наибольшее значение имеют простота эксплуатации и функциональная полнота системы.

 

Программа, установленная у клиента (клиентская часть), призвана выполнять следующий набор функций:

ü формирование платежных документов и прочих сообщений в банк;

ü наложение электронной подписи на сформированные документы;

ü шифровку документов и сообщений;

ü пересылку в банк платежных документов и сообщений:

ü прием информации из банка;

ü обработку принятой из банка информации.

 

Рассматривая коммуникационную часть системы «Клиент-Банк», следует отметить, что устройства передачи данных между банком и клиентом могут быть практически произвольными. Выбор такого устройства в каждом конкретном случае индивидуален и зависит от наличия уже имеющихся коммуникационных каналов. Определяющую роль при выборе канала связи играют его пропускная способность, доступность, простота и стоимость экс­плуатации.


Можно выделить два основных типа каналов связи, применяе­мых в системах «Клиент-Банк»: коммутируемые и выделенные линии.

Коммутируемые линии означают, что для обмена информацией используется городская телефонная сеть и телекоммуникационное обес­печение терминального типа (к которому относится, например, модем). Преимущество таких каналов связи в их дешевизне. Однако такое реше­ние приемлемо только при небольшом числе клиентов, поскольку требу­ет большого объема работ, выполняемых оператором в банке. Кроме того, этот способ не всегда обеспечивает высокий уровень связи.

Выделенные линии подразумевают, что связь организуется при помощи медного или оптоволоконного кабеля. Такой способ отличается высо­ким качеством связи, но и высокой стоимостью. Это решение наиболее эффективно для банка и его клиента в случае высокого трафика с большим числом удаленных клиентов.

Выбор организации работы клиента с банком зависит от многих факторов, в которые входят:

ü удаленность клиента от офиса банка:

ü наличие коммуникационных каналов и их пропускная способность:

ü удобство эксплуатации клиентской части системы.

Система «Клиент-Банк» на основе технологии толстого клиента»

 

В случае построения системы на основе технологии «толстого клиен­та» спс тема «Клиент-Банк» является как'бы частью АБС коммерческого банка и требует установки у клиента банка специального программного обеспечения, состоящего из базы данных и программы обработки этих данных.

Взаимодействие клиента и банка в данном случае осуществляется следующим образом. Клиент в автономном (off-line) режиме форми­рует финансовые документы, почтовые сообщения и прочие запросы, предназначенные для отправки в банк. Банковская часть системы работает в режиме ожидания соединения с клиентом до тех пор, пока последний не устанавливает связь через коммуникационный канал между устройствами передачи данных клиента и банка. Во время сеанса связи банк проводит аутентификацию клиента (т.е. провер­ку подлинности клиента), инициирует передачу подготовленной для клиента информации и готовится к приему информации от кли­ента. Клиент получает из банка информацию и в ответ передает свои сообщения, после чего происходит разрыв связи. Банк принимает, а затем обрабатывает полученную от клиента информацию в режиме off-line.

Все передаваемые сообщения (и в банковской, и в клиентской частях) шифруются и заверяются электронной цифровой подписью (ЭЦП). ЭЦП принятых банком от клиента сообщений сверяется с эталоном, после чего в серверной (банковской) части регистрируется прием документов, о чем банк уведомляет клиента специальным сообщением, которое кли­ент получает во время следующего сеанса связи. Все сообщения (доку­менты и запросы) в банке архивируются и хранятся в течение заранее оговоренного времени.

В качестве коммуникационного канала при работе по описывае­мой технологии чаще всего используются каналы цифровых сетей, каналы Х.25, радиоканалы, коммутируемые телефонные линии. Применение выделенных линий (оптоволоконных линий, спутни­ковой связи) в данном случае нерентабельно из-за их высокой сто­имости при небольшом объеме передаваемой информации и редких сеансах связи.


Достоинства системы «Клиент-Банк» на основе технологии «толстого клиента» состоят в следующем:

ü невысокая стоимость каналов связи и устройств передачи данных;

ü поддержка практически любого транспортного протокола для пере­дачи сообщений;

ü относительная простота банковской программно-аппаратной части:

ü автономность подготовки документов клиентом, т.е. в режиме off-line;

ü наличие архивов документов как на сервере оанка, гак и на компью­тере клиента-предприятия;

ü высокая степень защиты банковской части oi несанкционирован­ного доступа;

ü приемлемая степень защиты передаваемой информации;

ü возможность интеграции клиентской части системы с другим про­граммным обеспечением для автоматического формирования докумен­тов (например, с системой бухгалтерского учета, используемой клиентом байка);

ü возможность реализации большого чиста вспомогательных функ­ций в клиентской! части системы.

Однако использование технологии «толстого клиента» не лишено недостатков, которые выражены в следующем:

ü необходимость предварительной установки и последующего сопро­вождения программного обеспечении на компьютере клиента;

ü затруднительная диагностика клиентом движения своих финансо­вых документов;

ü трудности добавления в систему новых форм документов, требую­щих обновления версии программного обеспечения на компьютере кли­ента банка;

ü определенная сложность программного обеспечения на стороне клиента, заключающаяся как в повышенных требованиях к аппарат­ной платформе, так и в необходимости обучению клиента банка работе с устанавливаемым у него программным обеспечением.

 

Вышеперечисленные аспекты обусловили тот факт, что услугами бан­ков по дистанционному управлению счетом на основе систем «толсто­го клиента» реально могут воспользоваться только крупные предпри­ятия. Что касается метких предприятий и частных клиентов, то им внедрять у себя подобные системы зачастую экономически невыгодно.

Поскольку технология «толстого клиента» подразумевает, что на ком­пьютере клиента банка по сути устанавливается часть БИС, то клиент может соединиться с банком только со своего компьютера.

Таким обра­зом, при географических перемещениях клиент вынужден везде иметь с собой свой компьютер. Notebook делает мобильные выходы на АБС банка вполне приемлемыми. Появился относительно дешевый в применении протокол передачи данных GPRS и CDMA-2000.

 

Система <<Клиент-Банк» на основе технологии «тонкого клиента»


В отличие от рассмотренной выше технологии «толстого клиента» построение системы «Клиент -Банк» на основе технологии «тонкого клиента» не предъявляет к вычислительной системе клиента банка никаких требований, кроме наличия устройств передачи данных, совместимых с банковскими, терминала, поддерживающего протоколы обмена и защиты информации, согласно протоколам обмена защиты, поддерживаемым банком. В данном случае технология взаи­модействия клиента с банком реализуемся следующими этапами:

ü клиент запускает программу-терминал (чаше всего обычный браузер) и устанавливает связь с банком;

ü после установления связи банк посылает клиенту запрос на аутентификацию;

ü клиент вводит информацию для аутентификации и получает доступ к банковской части системы «Клиент - Банк»;

ü банк посылает клиенту формы ввода документов, которые заполняются последним в режиме on-line;

ü когда вся информация введена клиентом и получена банком, клиент разрывает связь.

 

Принципиальной особенностью является то, что вся информация передается в банк по мере ее ввода клиентом. Клиентская часть систе­мы организована в виде специализированной пли многофункциональ­ной программы-терминала, ориентированной на просмотр документов (обычно в этой роли используют Интернет-браузер, например MS Internet Explorer или Netscape Navigator).

Если в качестве коммуникационной (транспортной) подсистемы используются протоколы Интернет, то клиент банка устанавливает IP-соединение посредством устройства передачи данных со своим про­вайдером и, используя протокол HTTP, связывается с Веб-сервером банка. Вся работа происходит в диалоговом on-line режиме: клиент может передавать в банк документы и получать из банка справочную информа­цию.

 

Достоинства построения системы «Клиент-Банк» по технологии «тон­кого клиента» заключаются в следующем:

ü простота введения новых форм документов в систему, поскольку
не требуется обновления программного обеспечения у клиентов банка,
достаточно обновить его лишь на сервере банка;

ü удобная работа клиента банка с программой-терминалом, если
в качестве последнего используется стандартный Интернет-браузер (например, Internet Explorer или Netscape Navigator);

ü простота внедрения клиентской части системы (эа процедура почти отсутствует и сводится к регистрации клиента на сервере банка);

ü хранение и работа с базами данных непосредственно на сервере банка;

ü постоянный оперативный контроль клиента за судьбой своих
финансовых документов;

ü возможность одновременной работы большого числа клиентов без дополнительных затрат со стороны банка;

ü низкая стоимость программного обеспечения для клиента банка;

ü отсутствие необходимости дополнительного обслуживания про­граммного обеспечения, установленного у клиента банка.

Благодаря такой организации работы системы «Клиент-Банк» появ­ляется возможность объединения БИС банка и системы «Клиент-Банк» в режиме on-line. Но это же приводит к появлению негативных моментов, а именно:

ü необходимость дополнительной системы защиты банковской сети от проникновения в нее через интернет;

ü слабая зашита www-серверов от выведения их из строя злоумыш­ленниками;

ü возможность недостаточно устойчивой связи во время передачи информации;

ü повышенные требования к аппаратному обеспечению банковской части системы;

ü высокая стоимость связи за счет увеличения объема трафика и дли­тельности сеансов связи;

ü невозможность работы клиента без банка и канала связи (т.е. в режи­ме off-line).

 

Низкая стоимость и простота подключения к системе сделали ее доступной не только для крупных организаций, но и для средних и мелких предприятий, а также для частных лиц. Применение технологии «тонко­го клиента» на сегодняшний день подразумевает использование в качес­тве коммуникационной среды сети интернет, что делает клиента банка еще более географически свободным, чем при использовании техноло­гии «толстого клиента».

Клиент может всегда иметь компьютер с собой и выходить в сеть через мобильную связь и своего провайдера, но может связываться с www-сервером банка и из любого интернет-кафе.

 

Кроме того, в последнее время появляется возможность использования для дис­танционного управления счетом услуг WAP-банкинга. WAP-банкинг подразумевает использование в качестве клиентской части системы «Клиент-Банк» мобильного телефона (вместо компью­тера).

WAP (Wireless Application Protocol) - это протокол, с помощью которого информация из Интернет передается на небольшой дисплей мобильного телефона. Мобильный телефон, поддерживающий протокол WAP, оснащен WAP-браузером для просмотра WAP-сайтов коммерчес­кого банка (аналогично интернет-браузерам и www-серверам, но только в силу технических ограничений экрана мобильного телефона WAP-сайт выглядит менее привлекательно, поскольку содержит меньше текстовой и графической информации).

 

С помощью WAP-браузера клиент может формировать и отправлять в банк финансовые документы и получать сведения о состоянии счета. Несмотря на то, что потенциальные возмож­ности WAP-банкинга достаточно высоки, говорить о его широком распространении не приходится.

 

Технология «Клиент -Банк» не обязательно связана с взаимодействием с клиентом. Эта технология используется для взаимодействия «Банк-Банк», «Банк-Филиал», «Банк-Центр. офис».

 







Date: 2015-07-25; view: 1398; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.034 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию