Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципат Августа
Август и его сторонники прокламировали, что он восстановил республику. Как уже упоминалось, для римлян республика могла сочетаться с любой формой правления, лишь бы она была законной и служила "общей пользе". Утверждение Августа понималось как отмена чрезвычайных полномочий триумвиров и восстановление свободы и традиционного строя, хотя на деле, конечно, вся система власти была изменена коренным образом. Формально народ остался суверенным, но все, чем когда-то граждане были обязаны гражданской общине, теперь они получали благодаря принцепсу. Сенат, пополненный приближенными Августа и ему подчиненный, внешне пользовался уважением как верховный орган управления (на деле на его усмотрение отдавались лишь маловажные вопросы), а сенаторы (для них был установлен ценз в 1 млн сестерциев) оставались первым привилегированным сословием государства. Из их числа назначались высший командный состав армии, наместники провинций, префекты Рима. Всадники (их ценз определялся в 400 тыс. сестерциев) привлекались к разным вновь созданным должностям, к командованию воинскими частями, из них же назначался префект Египта - личного домена императора. Внешне казалось, что осуществлена программа Цицерона - сплочение всех сословий, всех "лучших" на общую пользу. Август был прирожденным государственным деятелем, мастером социальной демагогии. Не оскорбляя римских традиций и всячески подчеркивая свою скромность и умеренность, преданность старине, "нравам предков", древним культам (он восстанавливал старые храмы, забытые культовые коллегии и жреческие должности), он сумел использовать власть для решения важнейших вопросов, в частности для создания государственного аппарата. Из лучших солдат, уроженцев Италии. Август организовал под командой префекта из всадников 9 преторианских когорт гвардии, размещавшихся частично в Риме, частично по Италии. Главной задачей их была охрана порядка. Преторианцы служили всего 16, а не 20 лет, как легионеры, часто повышались в чине, становясь центурионами легионов. Все это обеспечивало их преданность императору. Август образовал также три городские когорты, которые несли полицейскую службу и подчинялись лично префекту Рима. Они должны были "обуздывать рабов и чернь" и наблюдать за порядком. Армия была сокращена до 25 легионов, набиравшихся из римских граждан. Им были приданы пешие когорты и конные алы, которые набирались из провинциалов. Все эти части были размещены на границах государства или в провинциях, где могло возникнуть какое-либо недовольство. Командиры легионов, бывшие одновременно и наместниками провинций, подчинялись непосредственно Августу. "Мирные" провинции в которых не стояло войско, находились в ведении сената, хотя Август контролировал и их. Солдаты могли теперь дослужиться до поста центурионов, а особенно отличившиеся центурионы имели доступ в сословие всадников. После отставки солдаты получали земельные наделы. Так "нечестивые войны" превратились в оплот твердой власти и порядка. Начав как преемник Цезаря, Август считал нужным склонить на свою сторону и плебс, хотя народные собрания в Риме фактически утратили значение, а затем и вовсе перестали собираться. Правда, народ получал раздачи, для него устраивались зрелища (особенно торжественно были отпразднованы так называемые секулярные игры, которые отмечались раз в сто лет), были также изданы некоторые законы в пользу плебса. Был восстановлен закон Петелия: неоплатный должник, отдав свое имущество кредитору, был свободен от кабалы, и всё им впоследствии нажитое оставалось ему. Вновь было разрешено организовывать в Риме и других городах поквартальные коллегии культа Ларов из плебеев, отпущенников и рабов, с тем, однако, чтобы они также воздавали культ и гению Августа. Тем самым Август хотел обеспечить поддержку масс. Вместе с тем для создания любых коллегий требовалось специальное разрешение. Организация недозволенной коллегии приравнивалась к вооруженному захвату общественного здания. Плебс, таким образом, был поставлен под жесткий контроль. Чтобы пресечь проникновение в его среду "ненадежных" элементов, был нормирован отпуск рабов на волю. Особое место занимали законы Августа о рабах. Согласно так называемому Силанианскому сенатус-консульту, в случае насильственной смерти господина все рабы, находившиеся с ним под одной кровлей или на расстоянии окрика и не пришедшие ему на помощь, подвергались пытке и казни Понимая, однако, что опасно озлоблять рабов, Август стал проводить новую политику в отношении их: было введено ограничение злоупотреблений властью со стороны господ. Император лично подавал пример мягкого обращения с рабами и осуждал жестокость владельцев к рабам. Август продвигал во всадничекое и даже сенаторское сословия видных у себя на родине землевладельцев италийских городов. Им особенно импонировала его приверженность «нравам предков», выразившаяся, между прочим, и в ме рах по укреплению семейных связей. При Августе претерпела измене ния и политика в отношении про винций. Роль публиканов ограничи валась; налоги в соответствии с проведенным по провинциям цен зом стали собирать лишь агенты императора; собрания видных про винциалов получили право жало ваться на наместников в случае недовольства их действиями; в про винциях основывались колонии; преданные Августу лица получали привилегии. Так креп класс, спо собный проводить в провинциях римскую политику и все более за висящий от милости императора. Август пользовался огромной по пулярностью, его воспевали как в надписях городов, так и в стихах поэтов, в трудах историков. По словам Горация, в это время все стали писать стихи, юноши и старцы, в банях и за столом. Творения старых римских поэтов и писателей стали казаться неуклюжими и даже иногда уже малопонятными. И хотя Август подчеркивал свое ува жение ко всему исконно римскому, в его правление римская и греческая культура окончательно сливаются в одну, позднеантичную культуру, распространившуюся и на провинции. Римские авторы освоили и совершенствовали эллинистические стили, отрасли литературы, образы, наполняя их содержанием, близким исконно римским ценностям. Философия отступила на задний план перед поэзией. В правление Августа не были созданы новые философские труды, но философские раздумья, заимствованные из разных философских направлений, вплетались поэтами в их прозведения. Время принципата Августа было временем расцвета римской цивилизации. Наиболее выдающи мися были поэты Вергилий, Гора ций и Овидий. Вергилий (70—19 гг. до н. э.) родился близ Мантуи, при проскрипциях лишился своего име ния, но получил от Августа другое и был принят в кружок Мецената, приближенного Августа, собиравшего талантливых авторов. Еще до битвы при Акции Вергилий опубли ковал «Буколики» — сборник из 10 эклог, посвященный в основном любви пастухов и пастушек. Но уже в нем отразилось преклонение поэта перед Октавианом как перед благодетельным божеством. Осо бенно знаменита была его IV экло га, предвещавшая скорое наступле ние «золотого века». Позже, от кликаясь на стремление Августа возродить пострадавшее от войн сельское хозяйство, Вергилий на писал поэму «Георгики». Советы земледельцам перемежаются в ней с описанием природы Италии, обращения к сельским богам — с глу бокими размышлениями. Особенно интересны мысли Вергилия о смене золотого века Сатурна железным веком Юпитера: при Сатурне, когда природа все сама давала людям, они жили беззаботно, но Юпитер пожелал, чтобы в тяжелых трудах люди научились изобретать нужные для жизни ремесла и искусства. «Все побеждает труд»,— заключал он. Самым знаменитым творением Вергилия, принесшим ему мировую славу, стала его поэма «Энеида», посвященная странствованиям Энея, его любви к царице Карфагена Дидоне, его разрыву с нею по приказу Юпитера, предназначившего ему стать предком основателей Рима, его прибытию в Италию, войне с племенами Италии за брак с дочерью царя Латина Лавинией. В «Энеиде» сочетались любовь автора к древним верованиям, обычаям, преданиям Италии с греческими философскими теориями о строении космоса, с учением о мировой душе и бессмертии человеческих душ, о посмертной судьбе душ, о награде в «полях блаженных» тем, кто служил родине де- лом и словом, и каре предателям, нарушителям римской верности, тиранам. Но главным в поэме было соединение «римского мифа» с рождавшимся «мифом Августа». Эней, с помощью пророчицы Сивиллы, спускается в царство мертвых, чтобы спросить своего отца Анхиза о будущем: Анхиз открывает ему его судьбу и судьбу Рима, который будет основан потомками Энея и которому предназначено править всеми народами, «милуя покорных и укрощая надменных». Анхиз показывает Энею ожидающие воплощения души царей и героев Рима и самого великого из них, исполнившего и завершившего миссию Рима, потомка Юла—Августа. Вергилий умер, не успев закончить «Энеиду». Но и это незавершенное произведение стало самым популярным памятником римской литературы. Гораций (65—8 гг. до н. э.), будучи сыном небогатого вольноотпущенника, получил между тем прекрасное образование. За участие в войне на стороне Брута и Кассия он долго пребывал в немилости, но затем по ходатайству Вергилия был принят в кружок Мецената и получил небольшое имение в Сабинских горах. Творчество Горация многообразно по тематике, стилю, размерам стихов. Он считал, что римляне превзошли своих учителей-греков. В своем творчестве поэт отразил сложность и противоречивость современной ему эпохи. Воспевая старину и простую жизнь на лоне природы, он, однако, признавался, что не может жить без Рима Августа, столь непохожего на Рим Ромула. В его стихах эпикурейские призывы сливаются со стоическими проповедями суровой добродетели. Писал он и любовные стихи, и сатиры, высмеивающие пороки римского общества. Гораций видел в поэзии высокую миссию ее творца, призванного не только развлекать своих читателей, но прежде всего учить. Он должен совершенствовать свое мастерство, ибо посредственности "не терпят ни боги, ни люди, ни книгопродавцы". Как и другие поэты, Гораций восхищался Августом, называл его божеством. Для секулярных игр он написал исполнявшийся хорами юношей и девушек гимн в честь исконных богов Рима и пользовавшегося почитанием Августа Аполлона. В нем он обращался к богам с мольбой даровать Риму и Августу вечное счастье. Овидий (43 г. до н. э.—17 г. н. э.) прославился своими любовными стихами, и особенно поэмой «Метаморфозы», построенной на основе мифов о превращении людей в растения и животных и завершающейся мифом о превращении Юлия Цезаря в звезду. В поэме содержалось и учение о смене веков и защищались некоторые идеи пифагорейцев и т. п. Поэма Овидия «Фасты» была посвящена праздникам римского календаря (он успел довести ее только до июня). И здесь римская традиция постоянно сочетается с греческими мифами, перенесенными на римскую почву. Неудовольствие Августа вызвала поэма Овидия «Наука любви», поучавшая, как найти любовницу и обмануть мужа. Август увидел в ней насмешку над своим законодательством о браке, но знатной молодежи поэма нравилась. Несмотря на популярность, Август сослал Овидия в г. Томы (совр. Констанца) на Черноморском побережье. Там поэт писал «Скорбные послания» в Рим, описывая свою тяжелую жизнь среди варваров, моля о прощении, но так его и не обрел. «Римский миф» нашел свое завершение и в римской истории, написанной Титом Ливием. Последние части сочинения не сохранились. Но и по известным нам текстам ясна цель автора—показать, как доблесть, патриотизм, почитание богов возвысили маленький городок на Тибре до положения владыки мира. Живший в Риме грек Дионисий Галикарнасский в своей книге «Римские древности» изложил первые этапы истории Рима, общность римских институтов, культов, верований с греческими. Современниками Августа были и многие другие поэты, историки и писатели. Сам он написал краткое изложение своих «деяний» (оно дошло до нас в латинском и греческом вариантах). Множились и научные сочинения. Географ Страбон дал описание многих стран и народов. Агриппа, ставший зятем Августа, принимал участие в составлении карты империи. В связи с межеванием земель, отводившихся колониям, начали составлять свои труды землемеры, указывая способы межевания и измерения участков, правила наделения землей городов, сел, пагов. Витрувий написал трактат по архитектуре. В нем он дал правила основания городов с центральным форумом, где сосредоточивались храмы наиболее чтимых богов, с мощеными улицами, рынками, с храмом Меркурия; перечислил правила постройки зданий общественных—цирков, театров, амфитеатров — и частных — вилл, городских домов, методы сооружения механизмов для переноски тяжестей и т. д. Известно, что Август принимал у себя писателей и ученых, даже если они были отпущенниками, как, например, Гигин, автор сочинений по грамматике, литературоведению, и т. п. Август сделал его заведующим учрежденной в Риме общественной библиотекой, где не только хранились книги, но и авторы читали свои сочинения и велись споры. Однако, признавая необходимость образования, римляне больше интересовались практическим приложением наук, а не их теорией. Как однажды образно заметил Цицерон, греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне же—чтобы измерять земельные участки. Быстро развивалась техника, особенно строительная. Необходимость соединить разные части империи для военных и торговых нужд стимулировала строительство дорог, а потребность в воде— сооружение акведуков, часть из которых сохранилась до наших дней. Для постройки и ремонта водопроводов Август выделил рабов, специально обучавшихся водопроводному делу, а во главе их поставил начальника из числа сенаторов. Один из них, Фронтин, написал сочинение «О водопроводах». Новый водопровод для Рима соорудил Агриппа. Вода подавалась в общественные фонтаны, бани, частные дома знати, где комнаты и бани обогревались горячим воздухом, поступавшим из подвалов по трубам. Август говорил, что, застав Рим кирпичным, оставит его мраморным. Помимо реставрации 84 старых храмов были воздвигнуты новые, из которых особенно славились храмы Аполлона и Весты на Паллатине, включенные в комплекс дворца Августа, храм «божественного Цезаря», храм Марса Мстителя на новом Форуме Августа, продолжившем Форум Цезаря, и Пантеон Агриппы с огромным куполом—замечательным достижением римской техники. Не только в Риме, но и в италийских и некоторых провинциальных городах строились театры и цирки для гладиаторских игр, травли зверей, инсценировки сухопутных и морских сражений, для чего арена на время затоплялась водой. Развитие архитектуры вело к развитию настенной живописи, лучше всего известной из раскопок домов в Помпеях. Стиль фресок варьировался, но обычно они состояли из красочных картин на мифологические, исторические, бытовые темы, часто с пейзажами, видами садов, сельских вилл. Остальные части стен покрывались изображениями цветочных гирлянд, светильников, колонн и т. п. Выполнялись они греческими и римскими мастерами, подражавшими греческой живописи. Греческие образцы воспроизводились и скульпторами (большинство творений великих греческих мастеров известно нам именно в римских копиях). Знаменитейшим их творением был посвященный сенатом Августу «алтарь Мира», со всех сторон украшенный барельефами. На переднем его фасаде была изображена богиня Земли с символами изобилия и плодородия— двумя детьми, колосьями, лежащими у ее ног быком и овцой; на боковых — богиня Р ома, Ромул, Рем и Эней, приносящие жертву, торжественные процессии. Многочисленные статуи Августа изображали его как полководца в панцире и как великого понтифика. Скульптурные портреты частных лиц отличались точной передачей черт, и в этом они расходились с греческими, идеализировавшими оригиналы. Интерес к психологии человека был отличительной чертой римского искусства и литературы. И Цицерон и Гораций требовали от оратора, драматурга, художника знания характера и психологии изображаемых ими персонажей, соответствия их полу, возрасту, социальному положению, занятиям. В речах Цицерона, в «Сатирах» Горация—целая галерея современников с их достоинствами, пороками, причудами, убеждениями. Такую же галерею дают нам римские портреты. Принципат Августа казался современникам золотым веком. Одной из основных стала идея «вечного Рима». Но в этой умиротворенности таилась опасность, которая ярко проявилась при преемниках Августа. Казалось, что все желания общества удовлетворены, лозунги, за которые боролись разные его слои, стали лозунгами официальной пропаганды. Мысль о незыблемости существующего порядка становилась модной. Но это сопровождалось утратой коллективистских, общественных целей, вело к отчуждению, разрыву связей между человеком и обществом. Date: 2015-07-22; view: 390; Нарушение авторских прав |