Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Другая анатомия» высшего образования в России





Мы показали, что превратить наши вузы в университеты западного типа в результате Болонской реформы не получилось. Под внешним косметическим ремонтом остался знакомый нам советский вуз. И это не случайно. Само устройство нашей системы высшего образования таково, что ее невозможно совместить с западным университетским образованием, как нельзя совместить, например, радиоприемник и двигатель внутреннего сгорания[31]. Высшее образование у нас и на Западе выполняет разные функции, в связи с тем, что на Западе существует общество иного типа.

Высшее образование можно определить как совокупность знаний и умений, которые можно получить в соответствующих учебных заведениях (вузах), представляющих собой третью и последнюю ступень системы современного образования (после начального и среднего). Важно отметить, что высшее образование как процесс связано с социализацией индивида, причем гораздо более сложной и глубокой, чем в условиях начальной и средней школы.

Обладание высшим образованием позволяет перейти в более высокий слой общества (но не гарантирует этого). Практически во всех современных обществах элиты (политическая, экономическая, научная, творческая) состоят из людей, обязательно имеющих высшее образование. Но при этом в обществах разного типа этот переход осуществляется по-разному. Необходимо различать общества с рыночной экономикой и классовой структурой и общества с раздаточной экономикой и сословной структурой[32]. В первых все важнейшие жизненные блага представляют собой частную собственность и распределяются через рынок, в ходе этого процесса формируются социальные группы по уровню потребления, или классы (высший класс, или «богатые», низший класс, или «бедные», и «средний класс»). Во вторых – все важнейшие блага в собственности государства, они раздаются государством в соответствии с его представлением о важности того или иного социального слоя; в ходе этого раздатка формируются социальные группы, которые получают от государства те или иные ресурсы для целевого, установленного государством их использования (и соответствующие привилегии и обязанности). Мы именуем их сословиями[33], однако они не всегда совпадают с сословиями традиционного общества.

Это, конечно, идеальные модели, но в наиболее полном виде модель рыночного классового общества была воплощена в странах классического капитализма (Англия и США XIX века), а модель сословного раздаточного общества – в странах реального социализма (СССР и страны соцлагеря)[34]. В наши дни на Западе и в России раздаток и рынок сосуществуют, но на Западе (прежде всего в США и Великобритании) доминирует рынок, а в России – раздаток.

Основное предназначение западного вуза – классовая социализация. В идеале западные вузы должны были бы готовить представителей высшего класса общества, однако социализация их выпускников происходит через посредство рынка труда, который дифференцирует их, и одни оказываются в классе богатых, другие – в классе бедных. Итак, западный вуз готовит людей для рыночной конкуренции. С этим связаны особенности западных вузов. Необходимость выбирать самому себе курсы, индивидуальный план, график занятий, отсутствие долговременных академических студенческих групп, партнерские отношения с преподавателями, возможность переходить с факультета на факультет, переезжать из вуза в вуз – все это нацелено на воспитание таких качеств, как самостоятельность, независимость, критичность, инициативность, умение конкурировать с другими, способность к мобильности, смене образа жизни, профессии. Короче говоря, западный бакалавриат готовит критически мылящих инициативных индивидуалистов, из которых и состоит гражданское общество Запада. Ради этого на Западе готовы даже пожертвовать уровнем их подготовки (подготовка западных бакалавров сильно уступала подготовке советских специалистов).

И сам процесс обучения здесь структурно повторяет рыночную операцию купли-продажи (но не совпадает с ней). Субъектом западной системы образования является сам студент, выстраивающий отношения с преподавателем на партнерской основе. Студент при помощи тьютора здесь сам формирует индивидуальный план своих занятий, выбирает курсы (набирает «кредиты»), преподавателей, самостоятельно готовится к экзаменам и занятиям и т. д. Набрав «кредиты» (определенное количество сданных курсов), студент как бы обменивает их у вуза на статус бакалавра или магистра. Это напоминает операцию на рынке, но, конечно, не буквально (потому что здесь не фигурируют деньги) а, повторимся, структурно – и в том и в другом случае наличествует эквивалентный обмен, возможный постольку, поскольку единицы обмена суть воплощенный свободный труд. Правильно было бы назвать эту систему «образовательный обмен», основой которого являются:

– преподавательские корпорации вузов как институции, осуществляющие распределение высшего образования в виде обмена (выдача академических степеней здесь прерогатива вуза, а не государства, даже если вуз государственный, последнее старается не вмешиваться в его внутренние дела);
– партнерские отношения преподавателей и студентов;
– свобода учебы (право на выбор курсов, преподавателей и т. д.).

В России иная ситуация. В России – не в идеологической реальности, а фактически – нет гражданского общества западного типа. И в дореволюционные, и в советские, и в постсоветские времена у нас доминировало и доминирует государство. Еще совсем недавно практически все – от министров до дворников – у нас были служащими государства. И вузы наши готовили и готовят либо кадры для госслужбы, либо специалистов в согласии с реестром должностей и специальностей, установленных государством, то есть тех же госслужащих, но не имеющих такого статуса по закону. Даже наши бизнесмены чаще всего – не частные предприниматели, а особое создаваемое государством «сословие коммерсантов» (С. Г. Кордонский), которое получает от чиновников право на осваивание того или иного государственного ресурса в обмен на определенную ренту («откат»). А психология госслужащего иная: он должен быть дисциплинированным, исполнительным, не склонным к конфликтам, обладающим духом корпоративности и в то же время знающим, эрудированным, высококвалифицированным. На воспитание таких качеств в молодых людях и нацелен российский вуз, и с этим связаны его особенности – строгая дисциплина, верховенство администрации в учебном процессе, наличие студенческих групп и т. д.

В самом процессе высшего образования студент у нас становится объектом, а субъектом является государство в лице министерства образования, администрации вуза и, наконец, преподавателя. Государство задает унифицированные стандарты образования, решает, будет в том или ином вузе специалитет либо бакалавриат-магистратура, какие предметы и у каких преподавателей студент будет слушать и сдавать и т. д. Перед нами структурное повторение раздаточных отношений в экономике (О. Э. Бессонова), «образовательный раздаток», при котором государство как собственник вуза раздает студентам ресурс «высшее образование» в обмен на служебный учебный труд, выраженный в академических часах. Различия очевидны: в случае образовательного раздатка на месте свободы выбора мы видим принуждение со стороны государства в лице администрации вуза, на месте партнерства – иерархические отношения между преподавателем и студентом, наконец, на месте эквивалентного обмена «кредитов» на «высшее образование» – неэквивалентный обмен «часов».

Основные институции образовательного раздатка:

– монополия государства на ресурс «высшее образование»;
– иерархические отношения преподавателей и студентов;
– принудительный характер учебного процесса (плановая организация учебы студентов и труда преподавателей).

Итак, сама «анатомия» нашей системы высшего образования («образовательный раздаток») препятствует введению западной гумбольдтовской модели (основанной на «образовательном обмене»). Поэтому администрации наших вузов сопротивляются введению требований Болонской системы – не в силу своей злонамеренности и консерватизма, а в силу инстинкта выживания. Вообще говоря, для того чтобы у нас внедрить западную вузовскую модель, первым делом нужно ликвидировать Минобрнауки в том виде, в каком оно существует сейчас, то есть лишить его права раздавать ресурс – разрабатывать единые госстандарты, вмешиваться в жизнь и работу вузов, указывать, как и что преподавать в вузах, и, наконец, разрешить вузам свободно выбирать себе весь реестр руководителей – начиная от ректора и заканчивая завкафедрой. Ирония ситуации состоит в том, что самому этому министерству поручено перевести российские вузы на западные рельсы. Результат можно было предсказать с самого начала.

Но предположим, что произошло чудо и у нас возникли вузы западного типа. Тогда возник бы серьезный конфликт между этими вузами и самим российским обществом. Это подтверждает тот факт, что значительная часть выпускников тех вузов, где все же до определенной степени удалось внедрить западную модель, типа ВШЭ, выбирают эмиграцию.

Выводы

Конечно, наши университеты выдержали удар Болонской реформы, но в то же время они в определенной мере пострадали, и процесс их вырождения, начавшийся несколько десятилетий назад, ускорился. В дальнейшем ситуация, вероятно, будет складываться следующим образом. Государство будет развивать, финансировать и модернизировать, не затрагивая «институционных ядер», те вузы, в которых оно преимущественно заинтересовано и которые оно само вывело из зоны действия Болонской реформы. Речь об академиях госслужбы, вузах ФСБ, Минобороны, МВД, Министерства иностранных дел, вузах, готовящих специалистов для нефтегазовой, оборонной промышленности и т. п. Специалисты, которых готовят все остальные вузы (прежде всего «классические университеты», за исключением МГУ и СПГУ, которые переподчинены непосредственно Президенту РФ), похоже, нашему современному государству (если судить по его делам, а не декларациям) не нужны. Они превратятся в полигон для различных экспериментов, будут реорганизовываться и сокращаться. Фактически они отданы на откуп Минобрнауки РФ и превратились в его ресурс, которым министерство может пользоваться, как ему угодно, с тем чтобы извлекать финансовые, административные и символические дивиденды.

Изменение ситуации возможно только в том случае, если изменятся приоритеты государственной политики, а этого в ближайшее время ожидать не приходится.

Источник: «Журнал для медленного чтения»

 

[1] Статья подготовлена в рамках проекта «Университет в сословном обществе и сословия постсоветского университета» при финансовой помощи фонда поддержки социальных исследований «Хамовники» (г. Москва).

[2] Другие ведомственные вузы (например, вузы ФСБ, МВД, академии госслужбы и т. д.) частично или полностью были выведены из поля влияния этой реформы, так, в них был сохранен специалитет.

[3] Шенин С. Ю. Джеффри Сакс и американская помощь постсоветской России: случай «другой анатомии» // Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. История. Международные отношения. Вып. 1. С. 106.

[4] Развернуто эта тема раскрывается в нашей статье «Бакалавриат и магистратура на Западе и в России» // «Ватандаш. Соотечественник. Compatriot». Общественно-политический, научно-популярный, художественный ежемесячный журнал, г. Уфа. 2013. № 5.

[5] Здесь и далее, говоря о западном высшем образовании, мы имеем в виду не только высшую школу Евросоюза, охваченную Болонской конвенцией, но и вузы США, так как американские университеты были образцом, по которому создавалась «Болонская модель».

[6] Система подготовки бакалавров менеджмента (http://chtivo.biz/sholohov-mihail/262-m.sholohov._podnjataja_celina.html).

[7] Чтоб стать врачом, например в США, нужно сначала окончить бакалавриат (любого профиля, но желательно естественно-научного), а затем поступить в специальную медицинскую школу См. Медицинское образование в США: как стать врачом в Америке (http://www.studinter.ru/us/tips267.html).

[8] Карамаев С., Иванов Д. Чей университет лучше (http://lenta.ru/articles/2004/12/10/education/).

[9] В Интернете есть интересное сравнение курсов, которые изучаются в МФТИ и в Массачусетском технологическом институте, и оно явно не в пользу Массачусетского института. См.: Ульянов Д. Бакалавры из США и первокурсники из России // Московский государственный университет / Физический факультет / О факультете / газета «Советский физик» (http://www.phys.msu.ru/rus/about/sovphys/ISSUES-2005/2(44)-2005/bachelors).

[10] Бакалавриат США: общая информация (http://habrahabr.ru/post/76345).

[11] Так, например, рабочая программа бакалавров 1-го курса физического факультета МГУ предусматривает изучение таких узкоспециальных дисциплин, как «Механика», «Молекулярная физика», «Математический анализ», «Аналитическая геометрия», «Линейная алгебра». См.: http://www.phys.msu.ru/rus/education/students/working_plans

[12] К примеру, бакалавр теологии Афинского университета за 4 года обучения должен прослушать и сдать 20 обязательных курсов, 27 – обязательных по выбору и не менее 12 элективных курсов (из 61, который предлагается на данном факультете, но студент может выбрать курс и на другом факультете и в другом университете). См.: Об основных аспектах функционирования теологических факультетов в вузах Европы. Доклад на заседании комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви в г. Киеве 14 мая 2010 г. (http://www.spbda.ru/academy/a-4.html).

[13] Система подготовки бакалавров менеджмента (http://chtivo.biz/sholohov-mihail/262-m.sholohov._podnjataja_celina.html).

[14] Регламент ВШЭ (http://www.hse.ru/data/993/202/1241/Правила выбора.doc).

[15] Положение об организации и проведении дисциплин (курсов) по выбору. Факультет ПМ-ПУ СПбГУ (http://www.apmath.spbu.ru/docs/metod/1350396274.pdf).

[16] Итоги 2004/2005 учебного года и задачи университета на 2005/2006 уч. год в контексте II этапа модернизации образования (http://www.herzen.spb.ru/main/activity/education/edu-report-04-05).

[17] Болонский процесс. Социологический факультет МГУ (http://www.socio.msu.ru/?s=main&p=bologne&t=04).

[18] См.: Маркс К. «Капитал». Том 1. Книга 1. Прочее производства капитала. Отдел 1. Товар и деньги.

[19] См.: Бессонова О. Э. Раздаточная экономика России: эволюция через трансформации. – М.: РОССПЭН, 2006.

[20] См. об этом нашу статью «Служилый российский университет», опубликованную в журнале «Отечественные записки», № 5/2012.

[21] Информационное письмо Минобрнауки России от 28 ноября 2002 г. № 14-52-988ин/13.

[22] Развернуто эта тема раскрывается в нашей статье «Балльно-рейтинговая система. Размышления преподавателя». «Кафедра», газета Башкирского государственного университета, № 6–7, март 2013. С. 4–5.

[23] Кредитно-рейтинговая система и система оценок ECTS (http://uu.kventz.ru/ects/).

[24] См. напр.: Типовое положение о рейтинговой системе // Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Факультет наук о материалах. Сборник типовых положений для реализации инновационных образовательных программ в рамках классического университета (вуза) (направление «Химия, физика и механика материалов»). Выпуск 1. Балльно-рейтинговая система и взаимодействие с работодателями. Под редакцией академика РАН Ю. Д. Третьякова. Составители: Е. А. Гудилин, А. А. Елисеев, А. В. Лукашин, Е. В. Майков, Д. О. Чаркин. Москва, 2006. С. 22–28.

[25] В большинстве провинциальных и столичных вузов система схожая, варьируются лишь цифры.

[26] Шанин Т. Западный и российский подходы к подготовке специалистов (http://ecsocman.hse.ru/data/761/688/1219/004.SHANIN.pdf).

[27] Мартыненко О. О., Жукова Н. В. Управление академической мобильностью в вузах // Университетское управление: практика и анализ / Сайт Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (http://www.vvsu.ru/UserFiles/File/bp/publication/article11.doc).

[28] Козырин А. Н. Финансирование академической мобильности в России: развитие организационно-правовых основ (http:www.lexed.ru/pravo/theory/ezegod6/?6.html).

[29] Устав Московского гуманитарного университета так расшифровывает формулировку «потеря связи с университетом»: это пропуск 20 и более дней в течение одного месяца или 45 дней в течение одного семестра // Московский гуманитарный университет (http://www.mosgu.ru/stranica_pervokyrsnika/ustav/3_21.php).

[30] За что могут отчислить из вуза? (http://studynote.ru/studgid/pomosch/za_chto_mogut_otchislit_iz_vuza/).

[31] Такая несовместимость интуитивно понятна политическому руководству современной России. Это видно по тому, что они вывели из-под действия Болонской реформы вузы, которые готовят специалистов, представляющих высокую важность для государства – гражданских госслужащих, военных, служащих репрессивных органов, а также специалистов тех сфер промышленности, которые являются ядром экономики РФ, например нефтегазовой. Не будучи уверенными, что наша система выдержит эту реформу, они решили не рисковать.

[32] См. об этом: Кордонский С. Г. Сословная структура постсоветской России. М., 2008.

[33] Вслед за С. Г. Кордонским.

[34] Хотя элементы сословного общества сильно выражены в такой евросоциалистической стране, как Франция, интересно заметить, что и система образования там сильно напоминает советскую: вузы подчинены государству, обучение бесплатное, преподавание авторитарное, в Гранд эколь существуют госстипендии, которые нужно отрабатывать десятилетней госслужбой (т. е. фактически есть и распределение).

 

Date: 2015-07-22; view: 284; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию