Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Викинг XX века 2 page





В октябре 1898 г. между Р. Амундсеном и его бельгийским руководством вспыхнул конфликт: барон А. де Жералаш, сославшись на политические и финансовые обстоятельства, назначил на должность старпома одного из бельгийских моряков. Поскольку это было явное нарушение ранее заключенного контракта, Р. Амундсен, без которого экспедиция скорее всего оказалась бы в числе пропавших без вести, заявил руководителю, что «отныне для него никакой бельгийской экспедиции не существует».[48]

Выговорив в ходе единоличного мятежа независимое положение, Р. Амундсен занялся своими делами, заодно обдумывая перспективы на будущее. Его взор часто устремлялся на далекий Север. «У меня созрел план, – записал тогда он в своем дневнике. – Мне хотелось связать мечту детских лет о Северо-Западном проходе с гораздо более важной для науки целью: установить нынешнее положение Северного магнитного полюса.[49]»

Когда «Бельгика», прорвавшись сквозь ледовое заточение и миновав пользующуюся дурной славой пятидесятую параллель, достигла открытого моря, опасность еще не отступила. «От толчков льда наш хронометр не раз подвергался вместе с кораблем сотрясениям, имевшим часто силу настоящего землетрясения, – вспоминает этот период Р. Амундсен. – Поэтому мы не могли с уверенностью полагаться на наши наблюдения для определения долготы и широты, и курс, взятый для возвращения в цивилизованные места, был довольно-таки сомнительным. К счастью, мы все же, наконец, услыхали долгожданный возглас из бочки на мачте: «Земля!» Мы приближались к Магелланову проливу…» После того как «Бельгика» бросила якорь в западном устье пролива, Р. Амундсен, сопровождая заболевшего матроса, отправился на попутном судне в Норвегию. В это время мысли его витали где-то далеко в северных широтах.

Бельгийская антарктическая экспедиция 1897–1899 гг. для будущих покорителей полюсов Ф. Кука (СП) и Р. Амундсена (ЮП) была исключительно полезной, а ее научные результаты в советском «Атласе Антарктики» (1969) отражены следующим образом: «За 15 месяцев участники бельгийской экспедиции выполнили серию магнитных наблюдений, позволивших уточнить положение Южного магнитного полюса… 1300-мильный дрейф «Бельгики» дал возможность ученым проследить образование и разрушение антарктических льдов, определить зависимость дрейфа льдов от господствующих ветров, выполнить промеры глубин… Экспедиция сделала географические открытия. Кроме пролива Жерлаш. [она] открыла и нанесла на карту десятки новых объектов – горы, острова, бухты на Антарктическом полуострове… открыла Берег Данко. В научных трудах бельгийской экспедиции наиболее ценны разделы биологии, океанографии и магнетизма.» Добавим, что к важным научным достижениям экспедиции можно отнести также проведенный впервые годичный цикл метеорологических наблюдений, с которого началось изучение климатологии Антарктики, выявленное кольцо низкого атмосферного давления по периферии антарктического антициклона, собранный банк океанических организмов и др.

Участники экспедиции были отмечены различными наградами. Р. Амундсен был награжден орденом Леопольда I – высшей наградой Бельгийского королевства.

Осенью 1899 г. Р. Амундсен вместе со своим братом Леоном совершил велопробег по маршруту Христиания – Париж – Коньяк. Распрощавшись с братом в городе виноделов, где тот жил и работал, дальше Руаль поехал один. Его конечным пунктом была Картахена – город-порт на юго-востоке Испании. Там он нанялся на барк «Оскар», идущий в Америку, – для получения диплома капитана необходимо было провести в плаваниях определенное время. В апреле 1900 г. «Оскар» зашел в английский порт Гримбси. Там Р.Амундсену удалось закупить целую библиотеку книг о Северо-Западном проходе, отыскать который он мечтал с детских лет.

Вернувшись из плавания и получив наконец диплом капитана дальнего плавания, Р. Амундсен встретился с доктором Ф. Нансеном, который много позже скажет о нем: «Тому, кто хоть раз видел это лицо, нелегко будет забыть его.» Действительно, орлиный профиль, внушительные усы и глаза сильного, волевого человека вкупе создавали неизгладимое впечатление. Будущий Нобелевский лауреат с интересом ознакомился с планом предстоящей экспедиции, главной целью которого было «изучение магнитного полюса». Но поскольку экспедиция окажется «в тех краях, можно поднапрячься и заодно пройти Северо-Западным проходом». Намерения молодого капитана пришлись по душе Ф. Нансену – бесспорному лидеру среди полярных исследователей, и в конце встречи поддержка в организации экспедиции была обещана.

Отбыв летом того же года положенный срок на военных учениях, Р. Амундсен снова ушел в море, а вернувшись, поехал в Гамбург, чтобы изучать земной магнетизм в Германской морской геофизической обсерватории у профессора Георга фон Неймайера – авторитета в этой области науки о Земле. При первой же встрече пожилой профессор, узнав о намерении норвежца определить новое положение Северного магнитного полюса, взволнованно воскликнул: «Если вы это сделаете, вы будете благодетелем человечества на все времена. Это – великий подвиг!» Р. Амундсену были обеспечены все условия для изучения земного магнетизма и методов магнитных определений не только в Гамбурге, но и в обсерваториях Вильгельмсгафена и Потсдама.

По возвращении в Норвегию Р.Амундсен приобрел (на причитающуюся часть отцовского наследства) небольшое судно – одномачтовую парусно-моторную яхту «Иоа» – и после некоторого его переоборудования вышел в полугодовое испытательное плавание в северную часть Атлантического океана. Там, занимаясь зверобойным промыслом, он провел ряд океанографических исследований, в том числе и для Ф. Нансена в знак глубокой благодарности за поддержку. Осенью 1902 г. Р.Амундсен впервые выступил на заседании Географического общества в Христиании, на котором объявил план своей экспедиции и ее основные цели.

К предстоящей экспедиции Р. Амундсен готовился «с присущей всем его предприятиям основательностью и продуманностью». Самая прозаическая часть этой подготовки – финансовая – отняла у Р. Амундсена уйму времени и энергии. «В поисках денег я осаждал всех и вся», – вспоминает он. Кстати, этот выдающийся полярник, никогда не имевший больших накоплений, и накануне всех своих последующих экспедиций был вынужден ходить «с шапкой по кругу», что было совсем не свойственно его независимой натуре. Для достижения поставленных целей он иногда был готов поступиться собственными принципами. Однако о его переживаниях в этой связи можно только догадываться.

В ночь с 16 на 17 июня 1903 г. «Иоа» с семью путешественниками, снаряжением и запасом продовольствия на пять лет снялась с якоря. Первоначально путь лежал к западному побережью Гренландии, на остров Диско. «Наконец-то! Великое предприятие, для которого я работал всю жизнь, стало реальностью!» – записал тогда Р. Амундсен в свой дневник. На Диско (в датском порту Годхавн) загрузили на борт двадцать ездовых собак и пошли дальше вдоль побережья на север Гренландии. «Я не мог отвести глаз и мыслей от ледника, с которого наш храбрый соотечественник Эйвинн Аструп (трагически погиб в декабре 1895 г. во время лыжного похода в Норвегии, в Доврских горах. – Гл.), вместе с Пири (покорившим СП в 1909 г. – Гл.) начал свое путешествие через Гренландский ледовый панцирь…» – написал позже Р. Амундсен в своем отчете об этой экспедиции.

Осевшее по ватерлинию экспедиционное судно с неимоверным трудом миновало залив Мелвилл, обошло мыс Иорк и после недолгой остановки в Далримпл Роке взяло курс на остров Бичи. Там была выполнена серия магнитных наблюдений, «чтобы установить, в каком направлении находится магнитный полюс». Как и предполагалось, последний находился в районе полуострова Бутия, где его в 1831 г. определил англичанин Дж. Росс.

Двигаясь к намеченной цели без карт, «Иоа» наскочила на подводную скалу, и только благодаря шторму, волнами снявшему ее с рифов, удалось избежать крушения. Через некоторое время из-за течи горючего в машинном отделении судна случился пожар. На этот раз от взрыва спасло четкое руководство его капитана и умелые действия членов экипажа.

В сентябре, когда началась полярная ночь, экспедиция встала на зимовку на южном берегу Земли Кинг-Уильям, в Бухте Иоа (Иоа-Хейвн). «Все ящики были выгружены на берег и распакованы, – вспоминает Р. Амундсен. – Они составляли существенную часть нашего снаряжения, и устройство их было тщательно обдумано: их доски. одинакового размера были выструганы. и скреплены между собой медными гвоздями. Благодаря этому последние были лишены магнитных свойств, так что их можно было употребить на постройку наших обсерваторий. Для. научных наблюдений [я] выписал из Германии полный ассортимент самых точных и современных приборов. Эти приборы приводились в действие часовым механизмом и регистрировали [результаты измерений] автоматически. Устроив наши обсерватории и установив приборы, мы принялись за постройку помещений для собак. Когда все было окончено, то оказалось, что более комфортабельного помещения мы не могли бы иметь даже и в цивилизованных странах. Дом, выстроенный нами для себя, был теплый, защищенный от непогоды, и у нас имелись все необходимые удобства.»

На зимовке произошла знаменательная встреча путешественников с аборигенами тех мест – с эскимосами, никогда не видевшими белых людей, но наслышанными о них (об участниках английской экспедиции 1829–1833 гг. Дж. Росса) из рассказов предков. «Мы приветствовали их на нашем корабле, показали им сокровища нашего снаряжения и проявили к ним чрезвычайное внимание, – продолжает свой рассказ Р. Амундсен. – Они просили разрешения перекочевать сюда всем племенем и поселиться около нас. Мы дали свое согласие, и вскоре вокруг нашей зимовки выросло пятьдесят эскимосских хижин. Всего пришло до двухсот человек – мужчин, женщин и детей. Тут было от чего радостно забиться сердцу антрополога и этнографа… Я принялся набирать полную коллекцию экспонатов для музеев с целью всестороннего показа быта эскимосов. Вскоре я уже обладал несколькими такими полностью представленными коллекциями, которые в настоящее время (1927 г. – Гл.) хранятся в норвежских музеях. Я достал образцы буквально всех предметов эскимосского обихода, начиная с одежды обоих полов и кончая образцами утвари, служащей для приготовления пищи и для охоты…»

Однако главное дело на этой стоянке состояло в определении нового положения Северного магнитного полюса. К весне 1904 г. Р. Амудсен в сопровождении 30-летнего старшего механика П. Ристведта отправился в поход на полуостров Бутия. Там он собирался выполнить наблюдения непосредственно вблизи полюса, а может быть, и определить его точное местоположение. К сожалению, поход не дал очевидного результата, пришлось смириться и полагаться на обработку всего объема измерений после возвращения экспедиции в Норвегию. В связи с этим «бесконечные» магнитные наблюдения на стационарной обсерватории, к великому неудовольствию Ю. Вика – 27-летнего флотского унтер-офицера, получившего «скоротечное образование по магнетизму», были возобновлены и продолжались там до конца срока пребывания экспедиции. «Научный материал, привезенный нами на родину, – пишет Р. Амундсен, – отличался необычайным обилием. Наши магнитные наблюдения были так обширны и полны, что ученым, которым мы передали их по возвращении в 1906 году, понадобилось около двадцати лет, чтобы их обработать. Никогда еще наука не получала ничего даже отдаленно схожего по совершенству с этими тщательнейшими наблюдениями явлений магнетизма у Северного полюса.»

Заметим, что Р. Амундсен сам никогда не обрабатывал полученные в экспедициях наблюдения. «Он не был ученым, – писал В. Ю. Визе, видный советский океанолог, в предисловии к книге Р. Амундсена «Южный полюс» (1937), – но был прекрасным полевым работником, умевшим собирать безукоризненные наблюдения. Предоставляя обработку их другим, он хорошо сознавал, что специалист сделает это лучше его и сумеет извлечь более ценные выводы…»

13 августа 1905 г. пробил час расставания с друзьями-эскимосами, экспедиция тронулась в путь на поиски СевероЗападного прохода, который мореходы не могли отыскать в течение более 500 лет. На обновленной карте этого пустынного уголка Земли остались имена членов экспедиции, увековеченные в названиях географических объектов: вершина Вика, река Ристведта, долина Линдстрёма (повара экспедиции) и др. Кроме того, в земле была закопана жестянка с фотографией немецкого профессора Г. фон Неймайера, на которой Р. Амундсен написал: «С глубокой благодарностью и в знак почтительной памяти.»

Рассекая студеные воды, «Иоа» устремилась вперед к проливу Симпсона. «Значительная часть [его] побережья уже была нанесена на карту прежними исследователями, проникшими туда по материку со стороны залива Гудзона, но ни один корабль до сих пор не плавал еще в этих водах и не измерял их глубин, – вспоминает Р.Амундсен. – Будь иначе, нам, вероятно, не пришлось бы испытывать такие трудности. Очень часто нам казалось, что придется повернуть обратно из-за малой глубины этих извилистых проливов. Изо дня в день целых три недели подряд – самые длинные недели моей жизни – мы ползли вперед, беспрестанно бросая лот и отыскивая то тут, то там пролив, который благополучно вывел бы нас в изведанный район западных вод. Однажды. под килем судна был всего один дюйм свободной воды! Во время этих испытаний я потерял сон и аппетит. Нервы были натянуты до крайности. Мне приходилось беспрестанно напрягать все свои силы, чтобы предупредить малейшую опасность, каждый несчастный случай. Экспедиция должна была удасться!

[Наконец раздался крик: ] «Парус! Парус!». Нам удалось! Какими чарующими показались нам далекие очертания китобойного судна (это был «Чарлз Ханссон». – Гл.), маячившего на западе! Появление его означало для нас завершение долгих лет надежд и сурового труда, ибо этот парусник пришел сюда из Сан-Франциско через Берингов пролив и вдоль северного побережья Аляски, а там, где мог пройти его широкий корпус, там пройдем и мы. Этим был положен конец всем сомнениям относительно удачного завершения нашей экспедиции. Победа была за нами! Мое нервное напряжение, длившееся три недели, тотчас же упало, а как только оно прошло – вернулся и аппетит. Я почти обезумел от голода. На такелаже висели оленьи туши, я набросился на них с ножом в руке. С дикой жадностью я вырезал кусок за куском сырого мяса и тут же проглатывал их целиком, словно изголодавшийся зверь. Скоро я воспрянул и почувствовал себя так хорошо, как ни разу за эти последние три страшные недели. Однако они не прошли для меня бесследно, так как по возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33 года…»

После теплой встречи с капитаном китобоя Р. Амундсен направил свое экспедиционное судно дальше на запад, надеясь завершать плавание в эту навигацию. Однако ни он, ни его спутники не предполагали, что им понадобится еще целый год на осуществление последнего этапа. 2 сентября «Иоа» застряла во льдах у северных берегов Канады, и экспедиция встала на третью зимовку за Полярным кругом.

Весть в Норвегию об успешном прохождении экспедиции Северо-западным путем была послана Р. Амундсеном с телеграфной станции городка Игл, который находился в 700 км за горным хребтом высотой 2750 м. Для этого ему и трем его спутникам (капитану с китобоя «Бонанца», застрявшего во льдах, и супругам-эскимосам) пришлось совершить санный поход, причем весь путь Р. Амундсен прошел только пешком – его выносливость была поразительной. На зимовку он вернулся через пять месяцев с новостями с «Большой земли», с туго набитыми почтой мешками и поздравлением от Ф. Нансена с подвигом, который «пришелся весьма кстати, став выдающейся страницей в… истории новой Норвегии». Оказывается, за время путешествия «король Оскар был смещен с норвежского престола, а уния со Швецией расторгнута… Монархом избрали принца Карла Датского под именем Хокона VII». Другие не менее важные новости касались географических исследований: в 1904 г. успешно завершила поход в глубь Антарктиды английская экспедиция капитана 2 ранга Р. Скотта,[50]а Ф. Нансен начал подготовку к покорению ЮП.

Спустя некоторое время экспедицию постигла беда: после недолгой, но тяжелой болезни скончался молодой магнитолог Г. Вик. «Имя его будет навечно связано с научными достижениями нашей экспедиции, – написал Р. Амундсен несчастной матери покойного. – Своим выдающимся трудом он оставил о себе прекрасную память.»

В середине июля 1906 г. «Иоа» снялась с якоря. Миновав северную оконечность Аляски (мыс Барроу) и преодолев Берингов пролив, она ненадолго остановилась в Номе – поселке золотоискателей, а затем двинулась вдоль побережья и в октябре была в Сан-Франциско. «Я подарил этому городу «Иоа» на память о завоевании Северо-Западного прохода, – пишет Р. Амундсен. – Она до сих пор (1927 г. – Гл.) стоит в парке «Золотых Ворот». где желающие могут ее осматривать.»

Итак, мечта Р. Амундсена сбылась: Северо-Западный проход был им открыт, судно под его командованием впервые прошло из Атлантического океана в Тихий, обогнув Америку с севера. За время экспедиции на географическую карту мира были нанесены точные очертания восточного берега Земли Виктории, а также острова Ховгарда, Принцессы Ингеборг, Норденшельда, Королевского Географического Общества и др., накоплен громадный объем измерений для определения нового положения Северного магнитного полюса, собраны уникальные коллекции (зоологическая и предметов эскимосского обихода), получен новый бесценный опыт плавания, зимовки и научных наблюдений в высоких широтах.

«Достигнув. первой цели, которую я поставил себе в жизни, – вспоминает Р. Амундсен, – я начал искать новые области для своей деятельности. Годы 1906 и 1907 я посвятил чтению лекций, разъезжая по Европе и Америке, и вернулся в Норвегию с деньгами, хватившими на уплату всем моим кредиторам. Я снова был свободен и мог приступить к составлению новых планов…

Следующей задачей, которую я задумал разрешить, было открытие Северного полюса. Мне очень хотелось самому проделать попытку, предпринятую несколько лет тому назад доктором Нансеном, а именно – продрейфовать [на судне] с полярными течениями через Северный полюс поперек Северного Ледовитого океана.» Но дрейф Р. Амундсен собирался начать не от Новосибирских островов, как это сделал Ф. Нансен, а значительно восточнее – от острова Врангеля. Тогда вмерзшее во льдах судно могло пройти намного ближе к СП.

В июле 1908 г. Р. Амундсен поехал в норвежский город-порт Берген «знакомиться с последними достижениями в области океанографии». По возвращении он огласил план своего нового похода в Арктику в географических обществах Христиании и Лондона. Норвежцы этот план приняли восторженно, чопорные англичане, считавшие в то время, что любое морское предприятие касается интересов Британской империи, – на удивление благожелательно. Объяснялось это просто: ведь это был старый проект Ф. Нансена – смелый, но уже опробованный. Более того, чем дальше Р. Амундсен уйдет на север, тем спокойнее будут чувствовать себя представители Туманного Альбиона на юге. Как позже стало известно, в это время англичанин капитан 1 ранга Р. Скотт готовился ко второй экспедиции в Антарктику. «Главной моей целью, – заявил он 13 сентября 1909 г., – является достижение Южного полюса с тем, чтобы честь этого свершения досталась Британской империи.[51]» Наличие там иностранных конкурентов было явно нежелательно.

Для достижения СП Р. Амундсен воспользовался «Фрамом» – знаменитым судном Ф. Нансена, который в рассматриваемый период был послом Норвегии в Англии. После некоторого колебания «мэтр» уступил свое судно энергичному и настойчивому преемнику.

«Я закончил все подготовительные работы, – вспоминает Р. Амундсен, – привел [судно] в порядок, погрузил снаряжение и продовольствие. подобрал товарищей, среди которых находился также летчик (единственным ненорвежцем в экспедиции был А. С. Кучин – русский моряк и океанограф. – Гл.)… Но… когда все уже было почти готово к отправлению, по всему миру распространилось известие об открытии адмиралом Пири Северного полюса в апреле 1909 года.[52]Это, конечно, было для меня жестоким ударом! Чтобы поддержать. престиж полярного исследователя, мне необходимо было как можно скорее достигнуть какого-либо другого сенсационного успеха. Я решился на рискованный шаг, заявил официально, что, оставаясь по-прежнему при своем мнении, считаю научные результаты такого плавания достаточно важными, чтобы не отказываться от последнего, и покинул с моими спутниками Норвегию в августе 1910 года. Согласно первоначальному плану, мы должны были выйти в Северный Ледовитый океан через Берингов пролив, так как предполагали, что главное течение идет в этом направлении. Наш путь из Норвегии в Берингов пролив шел [на юг] мимо мыса Горн (самой южной точки Южной Америки. – Гл.), но прежде мы должны были зайти на остров Мадейру (расположенный у северо-западного берега Африки. – Гл.). Здесь я сообщил моим товарищам, что так как Северный полюс открыт, то я решил идти на Южный. Все с восторгом согласились…»

Если взглянуть на географическую карту мира и прикинуть расстояния от мыса Горн до Северного и Южного полюсов, то станет очевидно, что Р. Амундсен в сложившейся тогда ситуации принял верное решение. Что касается нравственной стороны этого дела (как пишут некоторые критики, Р. Амундсен обманул Ф. Нансена и перехитрил Р. Скотта), то, во-первых, арктический «мэтр» в силу своей занятости на политической арене едва ли когда-нибудь стал бы покорителем ЮП,[53]во-вторых, объявление Р. Скоттом плана экспедиции к ЮП вовсе не ставило его в исключительное положение (например, Ф. Кук тоже публично объявил о своем намерении штурмовать ЮП).

«Я считаю уместным откровенно разобрать ту часть критики, которая была вызвана моим соревнованием с [блестящим спортсменом и великим исследователем] капитаном Скоттом, – пишет Р. Амундсен, – но основана на общераспространенном искажении некоторых существенных фактов. Она, как мне известно, послужила поводом к несправедливому суждению обо мне со стороны многих людей. Одно из этих утверждений гласит, что я, выражаясь спортивным языком, недобросовестно «обошел» Скотта, якобы не уведомив его о моем намерении устроить состязание между нашими экспедициями. В действительности же дело обстояло совершенно иначе. Капитан Скотт имел самые точные. сведения о моих намерениях. Покидая осенью 1910 года Мадейру, я оставил запечатанную в конверте депешу в Австралию на имя капитана Скотта, которую мой секретарь (брат Леон. – Гл.), согласно моему поручению, отослал несколько дней спустя после того, как мы вышли в море. В ней я совершенно ясно и открыто извещал Скотта о моем намерении вступить с ним в состязание относительно открытия Южного полюса..»

Как уже отмечалось, экспедиция Р. Амундсена первой достигла ЮП (14 декабря 1911 г.), экспедиция Р. Скотта на ЮП была второй (18 января 1912 г.). Доказательства победы норвежцев в этом состязании были бесспорными: англичане нашли на ЮП палатку, а в ней письмо Р. Амундсена, адресованное Р. Скотту. «Ужасное разочарование, – записал тогда Р. Скотт в своем дневнике, – и мне больно за моих товарищей. Конец всем нашим мечтам! Да, мы на полюсе, но при сколь иных условиях против ожидаемых! Страшное место, и каково для нас сознание, что мы за все наши труды даже не вознаграждены ожидаемым торжеством! Мы пережили ужасный день.»

Подавленные морально и крайне утомленные физически, Р. Скотт и его четыре спутника двинулись обратно на базу. По дороге двое из них скончались от истощения. Тела остальных – начальника экспедиции и двух его товарищей – нашли спустя восемь месяцев в палатке, установленной в 20 км от склада с продовольствием и топливом.

Подробности этого трагического события стали известны также из дневника Р. Скотта, найденного возле него в палатке. «Анализируя [его записи], – пишет академик А. Ф. Трёшников, руководитель 2-й и 13-й САЭ, – становится ясным, что Скотт предчувствовал свое поражение еще до похода к Южному полюсу…» «Не подлежит сомнению, – писал он, – что план Амундсена является серьезной угрозой нашему. Амундсен находится на 60 миль ближе к полюсу, чем мы. Никогда я не думал, чтобы он мог благополучно доставить на [ледовый] барьер столько собак. Его план идти на собаках великолепен. Главное, он может выступить в путь в начале года, с лошадьми же (маньчжурскими пони. – Гл.) это невозможно.»

Р. Скотт и его спутники были похоронены на месте их гибели в снегу, а вблизи береговой базы на острове Росса, на вершине Наблюдательного Холма, был водружен деревянный крест. На нем ножом вырезали имена погибших и строку из поэмы лорда А. Теннисона «Улисс»: «Бороться и искать, найти и не сдаваться.»

Антарктическая полюсная эпопея Р. Амундсена достаточно подробно и увлекательно описана в его замечательной книге «Южный полюс», впервые переведенной на русский язык в 1937 г., поэтому нам не хотелось бы лишать читателя удовольствия самостоятельного ее прочтения. Здесь же попытаемся расставить лишь некоторые важные, на наш взгляд, акценты, дополняющие портрет знаменитого покорителя полярных широт.

«Экспедиция Амундсена не может не вызвать величайшего восхищения, – писал В. Ю. Визе, – ибо она является образцом четкой организационной работы и столь же четкого выполнения плана на месте. Поход Амундсена к полюсу, сперва по шельфовому льду, затем по антарктическому плоскогорью, можно сравнить с безупречным разыгрыванием музыкальной пьесы, в которой каждый такт, каждая нота были заранее известны и продуманы исполнителями. Все шло именно так, как это предвидел и рассчитал Амундсен. 19 октября 1911 года пятеро смельчаков (Р.Амундсен, О. Бьяланд, О. Вистинг, Х. Хансен и С. Хассель на четырех нартах, запряженных 52 собаками. – Гл.) покинули зимовочную базу, 7 декабря была пройдена [параллель] 88°23 ю. ш., до которой в 1909 году удалось дойти Шеклтону, а 14 декабря Амундсен и его спутники были на полюсе. Произведенные позже точные вычисления наблюденных Амундсеном высот Солнца показали, что норвежский флаг был водружен на [отметке] 89°58,5 ю. ш., то есть на расстоянии около 2,5 км от полюса. Так как Амундсен и его спутники, кроме того, исследовали местность вокруг полюсного лагеря по радиусу около 10 км, то они имели полное право утверждать, что действительно были на полюсе.»

Покорителей ЮП встречали с большими почестями в Америке, Европе и особенно на родине, в Норвегии. Их самоотверженный труд был по достоинству оценен различными наградами и почетными званиями. Исключением стала только Англия, представители которой упорно обвиняли Р. Амундсена в «нечестной спортивной борьбе» и не признавали его покорителем ЮП. Увы, все было сделано по правилам, и победил не только сильнейший, но и опытнейший.

Ступив на ЮП и став полярным путешественником с мировым именем, Р. Амундсен не отказался от своего плана побывать на СП, тем более что благословление на это он получил от самого короля Хокона VII, усомнившегося в его покорении американцами. Правда, грянувшая Первая мировая война 1914–1918 гг. создала условия, мало благоприятные для осуществления этого плана. Но зато появилась возможность заработать деньги для будущей экспедиции на поставках снаряжения воюющим державам – услуги торгового флота нейтральной Норвегии в то время ценились особенно высоко. Р. Амундсен вложил свой весьма скромный капитал в акции пароходных компаний и к 1916 г. стал на некоторое время состоятельным человеком, что позволило ему в должной мере обеспечить всем необходимым будущую экспедицию.

Конечно, полностью отстраненным от всего происходящего тогда в мире и на театре войны порядочному человеку трудно было оставаться. В то трудное время Р. Амундсен безвозмездно передал норвежскому правительству свой аэроплан «Фарман», приобретенный для полетов в Арктику (в 1914 г. он сдал экзамен на звание гражданского летчика), а когда в октябре 1917 г. немецкая подводная лодка с особой жестокостью потопила в Северном море одно из норвежских торговых судов, он был настолько возмущен, что вернул в германское посольство орден, врученный ему лично императором Вильгельмом II за открытие ЮП, а также несколько немецких медалей, утративших для него «всякую ценность».

Для новой экспедиции было построено специально приспособленное для дрейфа во льдах судно «Мод», закуплено все необходимое снаряжение и продовольствие, подобран состав команды. Выйдя из Норвегии 14 июля 1918 г., судно двинулось вдоль северных берегов Евразии на восток и, обогнув мыс Челюскина, 30 сентября встало на зимовку в Бухте Мод. Зимовка была на редкость неудачной для Р. Амундсена. Однажды он сорвался со сходен, упал и в двух местах сломал себе руку, а подлечившись, едва не погиб в медвежьих «объятиях». После этого он заболел какой-то странной болезнью, по признакам похожей на отравление, стало шалить сердце, расстроились нервы. Через год экспедиция потеряла двух матросов: один из них, страдающий хроническими головными болями, отпросился на родину, а другой вызвался его сопровождать. Они погибли на пути к Диксону. По всем признакам экспедиция как-то не задавалась.

Пройдя через пролив, отделяющий Новосибирские острова от материка, судно было остановлено льдами и 23 сентября 1919 г. у острова Айона встало на вторую зимовку. Когда в июле следующего года лед взломался, Р. Амундсен изменил свой первоначальный план и решил идти до поселка Номе, а оттуда в американский порт Сиэтл. «Такое решение было вызвано рядом весьма основательных причин, – пишет он. – Прежде всего я хотел пополнить наши запасы и произвести кое-какой ремонт. Во-вторых, приобретенный нами опыт указывал, что, только достигнув Берингова пролива, мы будем в состоянии проникнуть в область дрейфующих льдов. Наконец, сердце у меня все еще было не в порядке. и поэтому я хотел воспользоваться случаем посоветоваться со специалистом. Плавание от Айона до Номе совершилось без всяких препятствий, и мы прибыли туда в августе…»

В 1906 г., придя в Ном на «Иоа» с востока, а в 1920 г. – на «Мод» с запада, Р. Амундсен, таким образом, совершил первое кругосветное путешествие в арктических водах. «В наше время рекордов это имеет свое значение.» – записал он в своем дневнике.

Date: 2015-07-25; view: 311; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию