Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1. Память и ее значимость
Полагаю, вас не придется убеждать в том, что память очень важна для любого мыслящего человека. Однако лишь немногие начинают понимать действительное значение той функции психики, которая связана с удержанием ментальных впечатлений. Когда человека спрашивают о значимости памяти, он сразу же говорит об ее использовании в делах повседневных, не упоминая о развитии. Короче говоря, человек лишь сопоставляет «хорошую память» с «плохой». Но значение понятия «память» гораздо более широкое и глубокое.
... Наш успех в повседневных делах, в профессии, коммерции или иных занятиях в большой степени зависит от наличия хорошей памяти.
Наша эффективность в любой сфере жизни во многом определяется тем, насколько хорошо развита наша память. Способность запоминать лица, имена, факты, события, обстоятельства и другие факторы повседневной жизни помогает справляться со своей работой. В социальном взаимодействии наличие хорошей памяти, где содержатся полезные факты, делает человека востребованным и желанным членом общества. В высшей мыслительной деятельности память помогает нам управлять теми фрагментами знаний, которые мы получили. Память не сводится к хорошему припоминанию. Память – это внутренняя «инвентаризация» психического «имущества», всего содержимого психики. Память помогает нам выполнять значительную часть психической работы. Все знания – это лишь запечатленные когда‑то сведения. Память – это первичная и фундаментальная функция психики, без которой не могут работать все остальные. Это ее цемент, битум, матрица. Без памяти жизнь и мысль не имели бы смысла. Нет другой функции психики, которая способна привести ее энергию в действие так, как это может сделать память, хранящая множество идей. Память – это кабинет воображения, сокровищница здравого смысла, регистр сознания и совет министров мышления. Великий немецкий философ Иммануил Кант называл память «самой чудесной из способностей». Если бы наша психика не обладала способностью хранить прошлый опыт и вызывать его, то человек не мог бы обрести никаких знаний. Если бы каждое ощущение, мысль или эмоция мгновенно исчезали бы навсегда, то человек жил бы, словно с ним ничего не происходит. Он не смог бы распознать и назвать те же ощущения, мысли и эмоции, переживая их вновь. Человек не имел бы не только знаний, опирающихся на опыт прошлого, но у него не было бы целей и планов на будущее, поскольку для этого требуются знания и память. Даже случайное или целенаправленное действие невозможно без памяти, поскольку любая цель для ее осуществления должна удерживаться в памяти. От памяти зависят не только познания ученого, но еще и вдохновение поэта, гений художника и героизм воина. Даже само сознание не могло бы существовать без памяти, так как каждый акт сознания связан с переходом от прошлого к настоящему. Если бы прошлое состояние исчезало без следа, то мы не осознавали бы перемен. Таким образом, можно сказать, что память участвует во всех проявлениях сознательного существования. Память – ценнейшее достояние любого сознательного существа! Память играет важную роль и в характере и индивидуальности, поскольку единство полученных впечатлений и сохранение воспоминаний о них лежит в основе интеграции характера и индивидуальности. Наш опыт – это ступеньки лестницы, направляющей нас и защищающей от опасностей, ведущей к великим достижениям.
... Если память хорошо служит нам, мы защищены от повторения ошибок прошлого.
Мы способны запоминать промахи других людей и не повторять их в собственной жизни. Плохая память пагубно сказывается на накоплении опыта и знаний, результатом чего становятся неразумные поступки и абсурдные мнения. Человек, переживший горький опыт или истинное наслаждение и не способный впоследствии оживить пережитое, будет слаб умственно и морально. Нам постоянно приходится оценивать то, что на нас влияет. Память помогает нам реально оценивать все то, что на нас влияет, и стимулирует соответствующие наши усилия. Опытный человек может оценить, доставит ли происходящее счастье или страдание. И это позволяет ему успешно противостоять любым обстоятельствам. Память о пережитом наслаждении или боли служит интеллектуальной основой собственного благоразумия и сопереживания окружающим.
... Итак, мы видим, что развитие памяти – это не просто совершенствование некоей ментальной способности. Это совершенствование собственной психики и личности.
Для многих слова «память», «припоминание» и «воспоминание» означают одно и то же, но эти термины имеют разные значения. Изучая эту книгу, вы должны понимать разницу между ними, чтобы максимально точно понять приведенные в ней советы и инструкции. Давайте же обсудим эти термины. Английский философ XVIII в. Джон Локк в своей знаменитой работе «Опыт о человеческом разумении» очень ясно показал различие в значениях этих терминов. Он писал: «Восприятие, фактически сопутствующее всякому воздействию, произведенному на тело внешним объектом, связанное с этим воздействием и отличное от всех других модификаций мышления, доставляет уму отличную от других идею, которую мы называем ощущением и которая, так сказать, есть фактическое вхождение идеи в разумение через чувства. Та же самая идея, когда она вновь приходит без воздействия того же объекта на внешний орган чувств, есть воспоминание; если ум ищет ее, с трудом и усилиями находит и она вновь открывается его взору, это есть припоминание» [1]. Другими словами, память – это способность воспроизводить в разуме прошлые впечатления или восприятия. А воспоминание и припоминание – это проявления этой силы: первое – непроизвольное, или спонтанное, второе – произвольное, требующее сознательных усилий. С процессом воспоминания мы ничего не можем поделать, потому что он происходит как бы сам – непроизвольно, а припоминание требует от нас волевого усилия. Акт воспоминания является бессознательным. Другими словами, воспоминания всплывают сами, спонтанно. А вот припоминание происходит намеренно. И благодаря приложенным для припоминания усилиям его результат еще лучше закрепляется в психике. В Новой Психологии подход Локка несколько изменен. Под «памятью» мы понимаем не только способность оживлять пережитое, но еще и деятельность психики по получению и хранению различных чувственных впечатлений и идей, с тем чтобы сознательно или бессознательно воспроизвести их в будущем. Различие между воспоминанием и припоминанием, сформулированное Локком, принято и в Новой Психологии.
... Давно установлено, что память во всех ее формах можно развивать, совершенствовать и тренировать путем сознательных упражнений.
Как и любую другую функцию психики или тела, память можно улучшить и укрепить. Однако до недавнего времени усилия по развитию памяти были направлены лишь на укрепление того ее механизма, который мы здесь называем «припоминанием». Как вы помните, Локк определял его следующим образом: «ум ищет ее [идею или впечатление], с трудом и усилиями находит и она вновь открывается его взору». Новая Психология идет дальше. Она не только предлагает лучшие научные методы припоминания, но и эффективные методы наполнения памяти чистыми, отчетливо различимыми впечатлениями, которые впоследствии совершенно естественно и бессознательно входят в поле сознания в те моменты, когда человек мыслит о связанных с этими впечатлениями субъектах или объектах. В результате и процесс припоминания тоже оказывается менее энергозатратным. Более подробно об этом мы поговорим в других главах этой книги. Вы поймете, что остается лишь найти нечто, что нужно запомнить. Затем следует отчетливо зафиксировать это впечатление в восприимчивой части памяти. Кроме того, нужно тренировать воспоминание в плане извлечения накопленных в памяти фактов. А потом вы должны овладеть научными методами припоминания тех сведений, которые требуются в какой‑то конкретный момент. Это самый естественный метод развития памяти, совершенно не похожий на прежние искусственные. Он развивает не только память, но и психику в целом – многие аспекты ее деятельности. И это не просто метод припоминания, но метод верного видения, мышления и воспоминания. Он подтверждает верность слов поэта Александра Попа. Он написал: «Инстинкт и разум! Как тонка стена меж ними, но она всегда прочна. И память с помышленьем заодно, но чувство с разумом разлучено» [2]. Ключевые моменты Память – это способность вновь возрождать в сознании те идеи, которые, появившись, исчезли или оказались вне поля зрения. Воспоминание – это появление запечатленной некогда идеи без особых усилий с нашей стороны. Припоминание – это появление запечатленной некогда идеи благодаря сознательным усилиям (а порой даже долгим мучениям). До недавнего времени все методы развития памяти были направлены на укрепление того механизма памяти, который мы называем «припоминанием»: «ум ищет ее [идею или впечатление], с трудом и усилиями находит и она вновь открывается его взору». Новая Психология идет дальше, предлагая не только методы «припоминания», но и наполнения памяти чистыми, ясно различимыми впечатлениями, которые впоследствии совершенно естественно и бессознательно появляются в поле сознания в нужный момент. Благодаря этому и процесс припоминания оказывается менее энергозатратным.
Date: 2015-07-25; view: 354; Нарушение авторских прав |