Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каноническое право





Особое место в процессе формирования общеевропейской правовой культуры в средние века занимало каноническое право. Оно возникло первоначально как право христианской церкви в целом, но оформление получает не сразу, а по прошествии некоторого времени. Затем, после раскола церкви сложились две самостоятельные ветви канонического права. В Западной и Центральной Европе каноническое право получило под влиянием "папской революции" особенно большое развитие и превратилось в самостоятельную и эффективно действующую систему средневекового права. Восточная ветвь канонического права, оформившаяся в рамках греко-православной церкви, действовала в Византии, а также в ряде других стран Юго-Восточной и Восточной Европы, но не имела здесь такого авторитета, как каноническое право на Западе.

Большая значимость (специфика) норм канонического права средневековья определялась рядом факторов:

·каноническое право здесь разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством, имеющими мощную политическую силу;

·каноническое право отличалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм;

·каноническое право отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений (включало в себя вопросы как духовной, так и светской жизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян);

·особый вес каноническому праву придавала его традиционность, поскольку оно своими корнями уходило в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру.

Каноническое право вобрало в себя и передало последующим поколениям целый ряд норм римского права, его язык, что нашло свое отражение в формуле: "церковь живет по римским законам".


В течение VI—X вв. оформляется общая богословская доктрина христианской церкви, а также общая служба, общий набор норм относительно различения серьезных грехов (убийство, нарушение клятвы, воровство) и общей церков­ной дисциплины. В этот период каноны (нормы, правила, образцы) отождествляются с постановлениями соборов и синодов (собраний епископов), с декретами и решениями отдельных епископов, а также с положениями о наказаниях в Библии. Источники канонического права ("старого права") восходят к раннехристианской литературе (Священное писание, Деяния Святых Апостолов, Послания к римлянам и др.). После эдикта императора Константина о свободном исповедании христианства (313 год) нормы церковного права закреплялись в императорских законах, в писаниях отцов церкви (Св. Августина и др.), постановлениях региональных и вселенских церковных соборов, где был установлен ряд основных догматов христианства и правил церковной жизни. Каноническое право развивалось также в решениях римских пап, получивших позднее название декреталий и сводившихся в особые сборники. В середине IX в. под видом собрания декреталий первых римских пап был составлен сборник декреталий, приписываемый испанскому епископу Исидору Севильскому. Эти декреталий долгое время принимались за подлинные и использовались как источник канонического права вплоть до XV в., когда они утратили свою силу и получили название Псевдоисидоровы, или Фальшивые декреталии.

В XI-XII вв. в период "папской революции" (1075—1122 гг.) складывается "новое право". Именно в это время заканчивается процесс складывания канонического права в качестве самостоятельной правовой системы западноевропейского общества. Более четким становится его юридическое содержание. Утверждается само понятие "каноническое право". В этом новом римско-католическом праве ощутимо влияние римского права (понятия, нормы, особенно в вопросах собственно­сти,наследования и договоров) и права народного и обычного (в центре его стояли вопросы защиты чести, соблюдения клятвы, возмездия, примирения и коллективной ответственности). В него вошли также многие библейские примеры и метафоры, ставшие составной частью отдельных канонов.

Каноническое право в отличие от Свода Юстиниана и более раннего римского правоведения рассматривало в качестве колле­гии (или корпорации) не только признаваемые властью коллегии (государственное казначейство, города, церковь), но и любую группу лиц, имеющих организацию (богадельня, госпиталь, епар­хия, сама вселенская церковь). При этом любая корпорация могла иметь законодательную и судебную юрисдикцию, а члены ее могли в ряде случаев действовать от имени всей корпорации.
Таким образом, церковь различала три сферы прав корпора­ции:


·права корпорации как таковой;

·права отдельных ее членов или должностных лиц;

·права корпорации и отдельного лица (дол­жности) в совокупности.

Главенствующим источником нового канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). С папы Григория VII начинается преподавание канонического права в университетах.

С конца X до начала XII в. посте­пенно происходило уточнение профиля (систематизация) отдельных отраслей кано­нического права с разбивкой на корпоративное, брачно-семейное, наследственное, право собственности, договорное и процессуаль­ное. Каноническое право как система представляло нечто боль­шее, чем те или иные нормы и требования, — это собрание норм и принципов, приспособленных к новым ситуациям жизни, кото­рые обусловливались экономическим строем общества, его соци­альной структурой, политическими отношениями и ролью самой церкви, меняющейся соответственно переменам в социальной и политической обстановке.

Замысел кодификации Грациана (составленный в 1140-1141 гг. декрет Грациана "Гармония несогласующихся канонов") сводился к гармонизации содержания старых канонов с интересами папского самодержавия. В декрете были сведены воедино около 3800 канонических текстов. В последующем значительный вклад в преподавание и развитие канонического права внесли путем толкования и комментирования декрета Грациана профессора канонического права (канонисты).

Следующей после Грациана кодификацией канонического права стал официальный сборник постановлений (декреталий) папы Григория IX (1234 г.). Он состоял из пяти частей:

·церковные суды и их юрисдикция;

·судопроизводство;

·привилегии клира;

·семейное право;

·преступления.

На протяжении XII—XIII вв.:

·из юрисдикции церкви над таин­ствами вырастает регулирование брачно-семейных отношений;

·из юрисдикции над завещаниями — наследственное право;

·из юрис­дикции над церковными бенефициями — имущественное право;

·из юрисдикции над клятвами — договорное право;

·из юрисдикции над грехами — карательное каноническое право.

В XII-XIII вв. папское правотворчество получило особенно широкий размах, в связи с чем возникла необходимость дальнейшей систематизации канонического права. Процесс систематизации канонического права в средние века имел своим конечным результатом составление в 1500 году обширного свода, который с 1580 года был признан в качестве официального источника права римско-католической церкви. По аналогии с Кодификацией Юстиниана он получил название Свода канонического права.

Средневековое каноническое право охватывало широкий круг вопросов и играло важную роль в правовой жизни западноевропейских стран. Церковная юрисдикция и область правового регулирования тесно соприкасалась и сочеталась с нравственными предписания­ми, с теологическими доктринами и литургическими формулами. Ее отдельные сферы оформлялись в процессе административной, хозяйственной и дисциплинарной деятельности церковных учреж­дений и подразделялись на следующие области:

·церковные финан­сы и собственность;

·благотворительные завещания и отказы иму­щества;

·право владения, пользования и распоряжения церковными землями и зданиями.


Оно регламентировало организацию церковной власти (право римского папы назначать на церковные должности, процедуру рассмотрения споров между священниками и т.п.), а также отношения церкви со светской властью.

Специфическую и важную область канонического права составляло регулирование брачно-семейных отношений:

·определение препятствий к заключению брака;

·определение законнорожденно­сти детей;

·расторжение брачных уз.

В каноническом праве содержались нормы, относящиеся к уголовному праву, в частности предусматривался список епитимий, налагаемых за убийство, ложную клятву и некоторые другие преступления. В нем закреплялись нормы, относящиеся к договорному праву, к завещаниям и наследованию.

Упадок власти пап над светскими правителями начинается с XIV в., и происходит это вследствие роста национализма и возвы­шения власти королей. В XVI веке Реформация подорвала позиции католической церкви и ослабила влияние канонического права. На Тридентском соборе (1545-1563 гг.), хотя и проходившем под лозунгами контрреформации, был осуществлен коренной пересмотр норм канонического права, сужена сфера церковной юрисдикции. Собор учредил Конгрегацию, которая официально толковала нормы канонического права, в частности решения самого собора. Потесненное Реформацией каноническое право продолжало оставаться в западноевропейском обществе в Новое время не только своеобразным юридическим феноменом, но и важным духовным фактором, оказавшим непосредственное воздействие на правовую культуру и на духовную жизнь католических стран.







Date: 2015-07-25; view: 872; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию