Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнение





Биологический аспект Адаптация — общий для человека и животных — включает приспособление организма (биологического существа) к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды: температуре, атмосферному давлению, влажности, освещенности и др. физическим условиям, а также к изменениям в организме: заболеванию, потере к.-л. органа или ограничению его функций (см. также Акклимация). К проявлениям биологической А. относится ряд психофизиологических процессов, напр. световая адаптация (см. Адаптация сенсорная). У животных А. к таким условиям осуществляется лишь в пределах внутренних средств и возможностей регуляции функций организма, человек же использует разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (жилища, одежду, средства передвижения, оптическую и аккустическую аппаратуру и т. д.). Вместе с тем у человека обнаруживаются способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.

 

Изучение физиологических регуляторных механизмов А. имеет большое значение для решения прикладных проблем психофизиологии, медицинской психологии, эргономики и др. Особый интерес для этих наук представляют адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности (экстремальные условия), которые нередко возникают в различных видах профессиональной деятельности, а иногда и в повседневной жизни людей; совокупность таких реакций называется адаптационным синдромом.


6. Явление сенсибилизации.

Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией (от лат. sensibilis – чувствительный).

 

Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвана: 1) взаимодействием ощущений (например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью анализаторов, их системной работой); 2) физиологическими факторами (состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ; например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А; 3) ожиданием того или иного воздействия, его значимостью, специальной установкой на различение раздражителей; 4) упражнением, опытом (так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и мог даже определить, когда и где изготовлен продукт).

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности этот недостаток компенсируется (возмещается) за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и. обонятельной чувствительности у слепых). Это так называемая компенсаторная сенсибилизация.

Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других. Это явление называется десенсибилизацией. Так, повышенный уровень шума в "громких цехах" понижает зрительную чувствительность; происходит десенсибилизация зрительной чувствительности.

Сенсибилизация (лат. sensibilis – чувствительный) – это повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Сенсибилизация, т.е. обострение чувствительности, может быть вызвана:

взаимодействием, системной работой анализаторов, когда слабые ощущения одной модальности могут вызывать повышение силы ощущений другой модальности. Например, чувствительность зрения повышается при слабом охлаждении кожи или негромком звуке;

физиологическим состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ. Так, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А;

ожиданием того или иного воздействия, его значимостью, установкой на различение определенных раздражителей. Например, ожидания в приемной стоматолога могут стимулировать усиление зубной боли;

опытом, приобретенным в процессе выполнения какой-либо деятельности. Известно, что хорошие дегустаторы по едва уловимым нюансам могут определить сорт вина или чая.

 

При отсутствии какого-либо вида чувствительности этот недостаток компенсируется за счет повышения чувствительности других анализаторов. Данное явление называют компенсацией ощущений, или компенсаторной сенсибилизацией.

 

Если сенсибилизация - это повышение чувствительности, то противоположный процесс – понижение чувствительности одних анализаторов в результате сильного возбуждения других – называется десенсибилизацией. Например, повышенный уровень шума в «громких» цехах понижает зрительную чувствительность, т.е. происходит десенсибилизация зрительных ощущений.


 

Синестезия (греч. synaisthesis – совместное, одновременное ощущение) – явление, при котором ощущения одной модальности возникают под воздействием раздражителя другой модальности.

 

Контраст ощущений (фр. contraste – резкая противоположность) - это повышение чувствительности к одному раздражителю при его сопоставлении с раздражителем противоположного типа. Так, одна и та же фигура белого цвета на светлом фоне кажется серой, а на черном – безупречно белой. Серый круг на зеленом фоне кажется красноватым, в то время как на красном – зеленоватым. Контраст ощущений часто используется в творчестве, рекламе и даже … в русской бане.

 

Адаптация (лат. adaptatio – приспособление) – это изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к интенсивности и продолжительности воздействия раздражителя.

 

Принято выделять три вида адаптации: полное исчезновение ощущений, их притупление и повышение чувствительности. Сенсорная адаптация как полное исчезновение ощущений возникает при продолжительном или привычном воздействии раздражителя. В течение дня человек может не ощущать прикосновения одежды или после некоторого времени просто не обращать внимания на то, что на его пальце находится обручальное кольцо.

 

Притупление, но не полное отсутствие ощущения также наблюдается при действии сильного раздражителя. Например, человек адаптируется к интенсивным запахам, работая на парфюмерной фабрике. Повышение чувствительности под влиянием слабых раздражителей как вид адаптации можно наблюдать, когда входишь в кинозал после начала сеанса: глаза постепенно начинают различать кресла и подходы к ним.

 

Основными параметрами адаптации являются ее скорость и диапазон. Скорость адаптации – это время, в течение которого интенсивность ощущений достигает величины, обеспечивающей приемлемые условия для деятельности и комфортные условия для восприятия окружающей среды. Она зависит от модальности ощущений. Так, зрительная адаптация к темноте равна примерно 30-40 мин, в то время как адаптация к свету потребует от 3 до 5 мин.

 

Быстрее других адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Например, адаптация к запаху йода наступает приблизительно через одну минуту. Зато у зрительных ощущений самый большой диапазон адаптации. Она может изменяться в 200 000 раз, хотя сам зрачок способен увеличить пропускную способность света только в 17 раз.

 

Адаптационные процессы учитываются в самых различных областях деятельности человека. Они имеют большое значение с точки зрения выживания человека как биологического вида, а также приспособления его к различным условиям естественной и культурной среды обитания и жизнедеятельности.


7.Взаимодействие органов чувств.

 


8. Теория восприятия Бергштейна.

Психофизиологический уровень анализа деятельности. Анализ физиологических механизмов, которые реализуют психическую деятельность.

 

Ник.Александр.Бернштейн –изучал естественные движения нормального человека (спортивные, трудовые, бытовые), разработал спец. методы их регистрации, создал представление о физиологических системах управления движения человека. Формулу: стимул переработка в двигат.центре реакция (павловская теория рефлекторной дуги: из ЦНС сигнал передается к мышце, которая выполняет движение) Бернштейн считал применимой только к очень простым движениям (безусловным рефлексам). Его основные идеи:


 

1. Идея кольцевой регуляции движения

 

2. Идея уровневой регуляции движения

 

Принцип активности – главную роль в актах жизнедеятельности S-та играет его внутренняя программа, предполагается активное начало в субъекте (в форме цели) – в противовес принципу реактивности (когда движение определяется внешним стимулом).

 

Механизм кольцевой регуляции движения.

 

Биомеханика движений:

 

1. Конечности человека представляют собой сочлененные суставами кости, обладающие несколькими степенями свободы. Степени свободы – мера относительной подвижности каждых двух сочленений. Они накапливаются: указательный палец имеет 16 степеней свободы относительно грудной клетки. Большое количество степеней свободы затрудняет управление движением.

 

2. На движущуюся конечность действует внешние силы – сила тяжести, сила трения

 

3. Возникают реактивные силы – сила отдачи (противоположно направленная), возникающая при движении,

 

4. Есть силы инерции.

 

Т.о., помимо сигналов из ЦНС, на любое сложное движение влияют и другие силы, кот. не поддаются предварительному учету, и сами вносят изменения в ход движения - это принцип сенсорных коррекций - на основе сенсорной информации о ходе движения моторный акт корректируется. (Ех., заболевание сухоткой спинного мозга – мышцы и моторные центры в порядке, но нет афферентных сигналов от опорно-двигат.аппарата – больной не знает в каком положении его конечности, если он закроет глаза, то не сможет ходить, держать предметы, и т.д.) Следовательно, невозможно только управление из головного мозга – необходима система управления обратной связью, нервная система должна иметь какие-то сведения об осуществлении процесса движения. Чувственная обратная связь - получение информации о внешнем мире и изменении органа движения, т.е. вместо рефлекторной дуги - рефлекторное кольцо Кольцевая регуляция движений – функциональная физиологическая система.

 

Сила, которую развивает мышца, зависит от длины мышцы и ее функционального состояния.

 

Бернштейн: сущ-ет программа (двигательная задача) и блок сличения. Блок сличения выявляет разницу между программой и реально выполняемым движением. Схема кольца:

 

З.П. – задающий прибор, в нем заложена программа, характеристики будущего движения (он (с программой вместе J) находится в центре кольца); Само кольцо изображается против часовой стрелки, начинаясь снизу вверх и замыкаясь опять внизу - в рабочей точке – мышце (или управляемом предмете); Итак, из рабочей точки сигнал идет вверх в рецептор, воспринимающий внешние сигналы о том, как происходит движение, о внешних силах, положении мышц и их состоянии (афферентный сигнал), далее идет– прибор сличения, в котором сравнивается «то, что должно быть» и «то, что есть». Результат сличения, их разность - DW. В зависимости от него следует коррекционный импульс: из П.С. сигнал идет в блок перешифровки (наверху кольца), где эта информация перешифровывается в коррекционный импульс, и поступает в регулятор движения, моторный центр, потом опускается в эффектор, и замыкается ниже, опять в рабочей точке. Р.-З.П. – если осуществление движения с заданными параметрами невозможно, то меняется программа движения.


 

ЗП - заключает программу движения; DW - рассогласование

 

ПС – инф-ция от рецептора сравнивается с программой движения

 

П - перешифровка; SW – то, что должно быть; IW – то, что есть сейчас

Бернштейн: программа действий формируется и отлаживается в результате навыка (навык – вообще основа любого обучения).. Есть несколько стадий отлаживания навыка: это первоначальное знакомство с движением и первонач.овладение им – сперва идет знакомство с движением «снаружи», потом ознакомление с его внутренней картиной, перешифровка афферентных сигналов в эффекторные команды и т.д.

Уровни построения движений по Бернштейну

 

Уровень управления движением – функциональная физиологическая система, предназначенная для решения определенных задач управления движением.

 

Существует 5 уровней регуляции движения, они выделяются по критериям:

 

1. Тип афферентации (тип рецепторов, по которым происходит управление).

 

2. Каждый уровень имеет специфические структуры в ЦНС

 

3. Каждый уровень отличается по типу движений, в реализации которых он участвует.

 

Логика построения: выделить типы задач, построить из них уровни, и этим уровням найти анатомическую или анатомофизиологическую представленность (т.е. эти уровни располагаются анатомически в каких-то участках спинного или головного мозга). Основной материал - развитие движений в фило- и онтогенезе и патологии.

 

A. Уровень тонуса мышц. Уровень, обеспечивающий фоновую активность, тоническое напряжение. Этот уровень включен в любое движение. Но осознается довольно редко – когда выправляют осанку, обращают специальное внимание на позу; не так часто, по сравнению с другими движениями.

 

B. Уровень двигательных штампов, уровень синергий. Синергия в данном случае – движение, выполняемое в привычных условиях: бег на месте, ходьба на месте – тренировочные движения в спорте; отработка штампа, стереотипа (при обучении игре на фортепиано). Отвечает за координацию тела, частей тела относительно друг друга.

 

C. Уровень пространственного поля. Учитывает связь (метрику) с внешней средой. Если это бег, то в определенных условиях, по пересеченной местности (большинство наших танцев, спортивных движений, когда учитываются особенности среды).

 

Первые 3 уровня Бернштейн считает общими животными. И только с D начинается собственно человеческий уровень.

 

D. Уровень предметных действий. В предметных действиях учитывается топология, логика орудия (ложка руководит движениями).

 

E. Движение, связанное с речью, со смыслами (речь - передача смысла). Письмо, речь. Здесь учитывается смысловая логика, информация. Невозможно смоделировать на психофизиологическом уровне. Это такие акты, когда субъект не понимает смысла произносимого.

 

Движение управляется сразу несколькими уровнями одновременно. Но всегда можно выделить ведущий уровень, на котором осуществляется управление основными параметрами движения. Работа ведущего уровня контролируется сознанием. Другие уровни – фоновые.

 

Пример: замена уровней (реабилитация раненых)

 

уровень B - “Тяни руку как можно выше”

 

уровень С - “Достань до отметки” – (достает выше);

 

уровень D - “Сними шляпу с гвоздя”.

 

С повышением уровня эффективность возрастает.

 

Когда человек учится - разворачивается каждый уровень. Пример: письмо (как сложное движение):

 

А - обеспечивает тонус руки и пальцев;

В – придает линиям плавность, округлость, обеспечивает скоропись;

С – отвечает за геометрию букв и строк (обеспечивает их форму и ровное расположение);

D – обеспечивает правильное владение ручкой;

Е – смысловая сторона письма

Когда нижние уровни автоматизируются с максимальной полнотой, возникает аутотеллическое состояние (ауто – внутренний, теле – цель), “человек захвачен потоком деятельности” (спортсмен ведет машину на большой скорости - он полностью контролирует свои действия, осознает каждый момент). Признак аутотеллического состояния – единство действия с его осознаванием – все операции попадают в сознание, «все могу».








Date: 2015-07-22; view: 407; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.038 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию