Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура России XVIII века
В культуре России XVIII в. утвердились светские элементы. Период правления Екатерины II связывают с эпохой Просвещения. Екатерина II вела переписку с французскими просветителями, обещала развивать просвещение, проводить реформы. Представителем передовой культуры был выдающийся русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Он отстаивал развитие просвещения в России. По его инициативе в 1755 г. был основан Московский университет. В тот период еще не было четкой дифференциации наук, интересы Ломоносова были разносторонними. Он увлекался астрономией, химией, физикой, сформулировал учение о корпускуле (молекуле), сформулировал закон сохранения массы вещества при химических реакциях. Он увлекался горными исследованиями, проделал тысячи опытов в химических лабораториях, пытался найти им применение на практике. Увлекся производством цветного стекла, составил из мозаики портрет Петра I и панораму Полтавской битвы. Ломоносов был поэтом, работал над усовершенствованием русского языка. В середине XVIII в. оформилась сословная система образования. Для дворян была создана сеть кадетских корпусов. В 1783 г. была открыта Российская Академия по изучению русской словесности во главе с Екатериной Дашковой. Для купцов и мещан в городах открывали коммерческие, медицинские и другие школы, для детей духовенства — духовные семинарии; для детей рекрутов — солдатские школы для мальчиков. В конце XVIII в. в губернских центрах стали создавать четырехклассные школы, в уездных — двухклассные школы. Было обращено внимание на развитие женского образования. В Петербурге был открыт Смольный институт благородных девиц, а в Москве — Екатерининская гимназия. Однако для крепостных крестьян школ не было. В науке большую роль сыграли труды А.Болотова, который в своих работах изложил основы агрономии. Историк В.Татищев написал "Российскую историю с самых древнейших времен". С.Крашенинников составил "Описание земли Камчатка". Русские механики сделали несколько важных изобретений. В 1735 г. Иван Моторин отлил Царь-колокол. Иван Ползунов на Урале изобрел паровой двигатель. И.Кулибин соорудил механическую коляску, разработал проект одноарочного моста через Неву. Однако многие изобретения в тот период не могли еще найти должного применения. В литературе были известны два течения. Представителем сентиментализма был Н.Карамзин (автор повести "Бедная Лиза"). Представителями классицизма были М.Ломоносов, Сумароков, Тредиаковский. Переход к реализму связывают с поэзией Г.Р.Державина и с драматургией Фонвизина, который написал комедии "Недоросль" и "Бригадир. Первый русский профессиональный театр был открыт в 1750 г. в Ярославле Ф.Волковым. В 1756 г. театр переехал в Петербург. Создавались театры крепостных актеров (в Кускове, в Останкине). Архитектура еще играла видную роль в культуре. Основателем барокко в России был архитектор Б.Растрелли. Для стиля барокко характерно обилие украшений (многочисленные колонны, статуи, фантастический растительный узор, покрытый позолотой). В этом стиле были построены Зимний дворец, Петродворец, Екатерининский дворец в Царском Селе). Основателем классицизма в русской архитектуре был Матвей Казаков. Для классицизма характерна сдержанность в украшениях, прямая линия фасада. Эти здания подражали архитектуре Древней Греции и Рима. В классическом стиле были построены Московский университет, здание Сената, Дом дворянского собрания. Архитектор Баженов синтезировал достижения различных архитектурных стилей. По его проектам были построены дом Пашкова в Москве, Михайловский замок в Петербурге. В скульптуре наиболее известным мастером был Ф.Шубин. Он создал скульптурные бюсты Ломоносова, императора Павла, русских полководцев. По проекту скульптора Фальконе был поставлен памятник Петру I, известный под названием "Медного всадника". В живописи особых успехов достигли художники-портретисты. Появился жанр парадного портрета. Создавались портреты царей или крупных сановников, которых изображали в торжественной позе, при регалиях и наградах. Царей обычно изображали с державой и скипетром в руках, в горностаевой мантии. Художник Левицкий создал парадный портрет Екатерины II, где изобразил ее в виде богини правосудия. Художник Боровиковский создал парадный портрет князя Куракина. Большое внимание на международной выставке привлек портрет М.Лопухиной, который был воспринят как символ русской нации. Крепостной художник Аргунов создавал портреты крепостных актеров (например, певицы П.Ковалевой). Развивалась общественно-политическая мысль. Идеологом дворянства был М.Щербатов, который критиковал Екатерину II за деспотизм, написал работу "О повреждении нравов в России". В конце XVIII в. в России возникла просветительская антикрепостническая идеология. Просветители не были революционерами, они отстаивали развитие просвещения в России. Они видели, что крепостное право было тормозом развития страны, предлагали отменить его с помощью реформ. Десницкий, Поленов и другие подавали в Сенат записки, доказывали необходимость отмены крепостного права. Выдающимся просветителем конца XVIII в. был Николай Иванович Новиков. Он основал крупное книгоиздательство, выпустил множество книг по ценам, доступным населению. Выпускал сатирические журналы "Трутень", "Живописец", "Кошелек" и др., в которых он высмеивал пороки существующего строя, переписку Екатерины II с французскими просветителями, тупоумие, невежество дворянства, доказывал необходимость отмены крепостного права; печатал в журналах переводные статьи, в которых доказывал преимущества наемного труда по сравнению с крепостным. Многие годы Новиков провел в тюрьме, освобожден был при Павле I, но ему было запрещено заниматься издательством. В конце XVIII в. зародилась революционная идеология. Александр Николаевич Радищев был первым русским революционером-республиканцем. Получил образование в Лейпцигском университете. На формирование его идеологии оказали влияние французские и русские просветители (знаком с Новиковым), буржуазные революции на западе, крестьянские войны в России. Радищев пришел к выводу, что самодержавие несовместимо с интересами народа, призывал к свержению самодержавия. Он являлся защитником интересов народа, в особенности крестьян. Его идеалом была крестьянская республика, где нет самодержавия, крепостного права, помещиков, вся земля распределена между крестьянами. Работы Радищева: "Путешествие из Петербурга в Москву", ода "Вольность", "Рассуждение о том, что есть сын отечества". Радищев был направлен в Сибирскую ссылку, из которой его освободили при императоре Павле.
Date: 2015-07-25; view: 321; Нарушение авторских прав |