Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта. В УК преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта посвящена самостоятельная глава. Видовым объектом этих преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования различных видов транспорта. В уголовном праве существует общее требование, согласно которому преступления, объединенные в одну главу, должны составлять в совокупности единую систему, что в гл. 27 УК соблюдено не в полной мере. Так, в специальной литературе отмечалось, что к транспортным преступлениям не следовало относить деяния, предусмотренные ст. 270 и ст. 271 УК (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие и нарушение правил международных полетов). Первое из них представляет собой частный случай оставления в опасности, а второе - скорее посягает на порядок управления. Помимо этого, ранее ст. 265 УК (оставление места дорожно-транспортного происшествия) воспринималась как частный случай оставления в опасности, что в общей форме предусмотрено ст. 125 УК (оставление в опасности), но Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ ст. 265 УК признана утратившей силу. Основным непосредственным объектом различных преступлений, входящих в гл. 27 УК, следует признать общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования конкретного вида транспорта. Дополнительным объектом большинства преступлений являются здоровье и жизнь человека. Предмет анализируемых преступлений разнообразен, но в обобщенном виде им является транспорт. Как и диспозиции всех норм о преступлениях, сопряженных с нарушением определенных правил, рассматриваемые диспозиции носят бланкетный характер. Чтобы вменить в вину нарушение конкретных правил, необходимо установить, какие именно правила безопасности движения или эксплуатации транспорта были нарушены лицом, а потому следует помимо УК обратиться к нормативному акту другой отрасли права, предусматривающему эти правила. К ним относятся Воздушный кодекс РФ, Федеральный закон от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003, Федеральный закон от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения", Правила дорожного движения Российской Федерации 1993 г. и ряд других нормативных актов. Составы двух преступлений следует отнести к формальным. Это неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК) и нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК). Большинство преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта по характеристике объективной стороны представляет собой материальный состав, поэтому помимо совершения действия или бездействия необходимо наличие предусмотренных в законе последствия и причинной связи между деянием и последствием. Установление причинной связи в неосторожных преступлениях, особенно если они связаны с использованием техники, на практике вызывает серьезные трудности. Еще в 70-х гг. ХХ в. на эту проблему пристальное внимание обратил П.С. Дагель, который при анализе признаков состава таких преступлений выделял несколько этапов в развитии причинной связи: 1) возможность причинения вреда, когда правила уже нарушены; 2) возникновение аварийной ситуации, когда техника еще находится под контролем лица, нарушившего правила, и оно может избежать причинения вреда; 3) выход техники из-под контроля субъекта и полная утрата им возможности предотвращения последствий; 4) реальное наступление последствий. При изучении особенностей причинной связи в рассматриваемых преступлениях специалисты в области уголовного права обратили также внимание на множественность факторов, способных оказать воздействие на развитие причинной связи (нарушение правил предосторожности выступает лишь как один из них). Так, серьезное влияние на развитие ситуации могут оказать поведение самого потерпевшего, например переход улицы в неустановленном месте при интенсивном движении транспорта, дефекты дорожного покрытия и т.п. Не исключены и случаи вынужденного причинения вреда, когда лицо в силу внешних факторов оказалось в ситуации крайней необходимости. По общему правилу вред, причиненный при крайней необходимости, не является преступлением. Федеральный закон от 08.12.2003 внес существенные изменения в характеристику последствий преступлений, предусмотренных ст. ст. 263, 264, 266, 267, 268 и 269 УК, исключив указание на причинение средней тяжести вреда здоровью, а в некоторых - и на причинение крупного ущерба. В качестве последствия в основных составах преступлений в настоящее время предусмотрено причинение тяжкого вреда здоровью человека. Только в ч. 1 ст. 267 УК осталось указание также и на причинение крупного ущерба. Если предусмотренное УК последствие отсутствует, лицо может быть привлечено к административной, дисциплинарной или материальной ответственности. В качестве квалифицирующего признака (за исключением ст. 270 и ст. 271 УК) предусмотрено причинение человеку смерти по неосторожности, а в качестве особо квалифицирующего - смерть двух или более лиц. Субъективная сторона рассматриваемых преступлений, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 270 и ст. 271 УК, характеризуется неосторожностью. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие и нарушение правил международных полетов совершаются умышленно. В тех составах, в которых субъект наделен специальными признаками, связанными с выполняемой им работой, его возраст - не менее 18 лет. В остальных составах субъект - лицо, достигшее 16 лет. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 267 УК, является лицо, достигшее возраста 14 лет. Вопрос о классификации преступлений, включенных в гл. 27 УК, в литературе решается неоднозначно. Иногда подразделение преступлений на виды отсутствует, но чаще всего рассматриваемые преступления делятся на две группы. Так, И.М. Тяжкова выделяет преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации в процессе движения транспорта (ст. ст. 263, 264, 265, 271 УК), и иные преступления в сфере функционирования транспорта. Согласно группировке составов, предложенной А.И. Чучаевым, к деяниям, посягающим на безопасность движения и эксплуатации транспорта, отнесены преступления, предусмотренные ст. ст. 263, 264, 266 - 269 УК, а к иным преступлениям в сфере функционирования транспорта - деяния, предусмотренные ст. ст. 265 (утратила силу), 270 и 271 УК. Таким образом, по данной классификации, представляющейся наиболее логичной, преступления, которые не совсем четко вписываются в гл. 27 УК по признаку видового объекта, выделены в самостоятельную группу.
Date: 2015-07-25; view: 373; Нарушение авторских прав |