Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий исторический очерк

Бетон как строительный. материал применялся еще в глубокой древности. Так, Великая Китайская стена, строительство которой было начато в 213 г. до н. э., построена частично из известкового бетона. Бетонные постройки встречаются уже у древних египтян, а также у греков и римлян. От древнего Рима сохранилась до наших дней бетонная дорога, построенная Аппием Клавдием около 2000 лет назад.

В Древней Руси уже в XI—XIII вв. бетон применялся в качестве забутки при возведении стен и фундаментов, что подтверждается исследованиями материалов ряда построек Старой Рязани, Влади­мира и др.

В древних постройках разных стран применялся обычно извест­ковый бетон с гидравлическими добавками из пуццолана, цемянки, трасса и др. Однако до изобретения портландцемента, т. е. до 20—30-х годов XIX в., бетон применялся редко. После изобретения портландцемента бетон нашёл широкое применение в строительстве различных инженерных сооружений. С этого времени из бетона стали строить плотины и шлюзы, подпорные стены, дороги, мосты, портовые и другие сооружения.

Изобретение железобетона обычно приписывают парижскому садовнику Монье, который в 1861 г. делал из цементного раствора кадки для цветов, вводя в них для прочности проволочную сетку. По­лученные таким способом кадки имели большую прочность при не­большом весе. В 1867 г. Монье взял первый патент на производство железобетонных кадок для садовых целей, а впоследствии и на дру­гие изделия — балки, трубы и т. п.

Однако, не имея технической подготовки, Монье шел ощупью в развитии своего изобретения. В первых его конструкциях армату­ра располагалась в середине стенок бетонного элемента, т. е. там, где она меньше всего нужна.

В действительности подобные железобетонные сооружения при­менялись и раньше. Так, например, на Всемирной выставке в Пари­же в 1855 г. демонстрировалась лодка, построенная в 1850 г. Ламбо из армированного железом цементного раствора. В 1861 г. фран­цузский инженер Куанье изложил основные вопросы совместной ра­боты железа с бетоном и разработал проекты балок, сводов, труб и других конструкций.

Успешное применение системы Монье по существу относится только к 1884 г., когда в Германии Вайс и Баушингер произвели первые научно поставленные опыты по исследованию железобетон­ных конструкций. Эти опыты показали хорошую совместную рабо­ту арматуры с батоном.

Дальнейшему развитию железобетона способствовали работы французского инженера Геннебика. В 1892 г. Геннебик (и одновре­менно Куанье) предложил строить монолитные сооружения, состав­ленные из железобетонных плит, балок, стоек и фундаментов. Он же дал приближенные формулы для расчета таких конструкций и ука­зал на важность армирования балок хомутами и отогнутыми стерж­нями. Вместе с тем Геннебик и Куанье не были первыми создателя­ми железобетонных балок. До них или одновременно с ними Мёллер в Германии, Рэнсом в США, Коттансен во Франции пришли к той же мысли. Однако только Геннебик начал строить железобетонные конструкции в полном смысле этого слова.

Русским строителям также давно было известно, какую пользу приносит армирование железом каменных и бетонных стен, сводов и куполов. Так, своды храма Василия Блаженного в Москве, построенного в ХVI в., представляют собой первые армокаменные конструкции, в 1802 г. строители применили армированный бетон для покрытия Царкосельского дворца.

 

 

Рис. Сводчатый мост (1891 г.)

 

 

Начало широкого применения железобетона в России относит­ся к 80—90-м годам XIX в. В этот период в Москве для здания городской прачечной были использованы железобетонные перекры­тия, для здания в Опасо-Глинищевском

переулке — коробовые сво­ды пролетом 4,26 и 11,36 м, для ткацкой фабрики в Реутове под Москвой — своды пролетом 3,55 и 4,26 ж, на Московско-Рязанской железной дороге — трубопровод длиной 500 м и шириной 0,71 ж, сте­ны в Центральных московских банях, трубопровод для сточных вод в Одессе и ряд других сооружений.

В 1892 г. в Варшаве был испытай мост пролетом 8 м.

В 1898—1899 гг. в Киеве А. С. Кудашевым были испытаны 8 ба­лок сечением 8X20 см, пролетом 1 м и арки сечением 10,4X15,3 см, пролетом 3,48 м.

В 1900 г. в Тбилиси И. С. Подольский испытывал железобетон­ные резервуары.

С этого периода железобетон в России начал быстро внедрять­ся в практику строительства. На Нижегородской выставке в 1896 г. был возведен переход (мост) пролетом 45 м.

 

Мост на нижегородской выставке (1896 г.)

 

При строи­тельстве Витебск-Жлобинской железной дороги в 1900—1902 гг. было построено большое количество железобетонных мостов и труб; в 1902 г. под руководством И. С. Подольского на Закавказских же­лезных дорогах — несколько путепроводов пролетами до 20 м. При­мерно в 1904 г. был сооружен железобетонный городской мост через Терек в г. Владикавказе (ныне г. Орджоникидзе). Мост имеет 3 про­лета по 22,3 м в свету (рис. 6).

 

 

 

Арочный мост через Терек (1904 г.)

 

В 1904 г. в Николаеве был построен первый в мире железобетонный маяк.

Большая заслуга в проектировании и строительстве первых же­лезобетонных сооружений в России принадлежит проф Н. А. Белелюбскому.

В этот период русские ученые и инженеры построили ряд круп­ных железобетонных сооружений. В 1908 году А, Ф. Лолейтом были построены о+ригинальные веерные своды в зданиях и манеже Богородско-Глуховской мануфактуры. В том же году А. Ф. Лолейтом рассчитано, сконструировано и по­строено четырехэтажноей здание склада молочных продуктов Москве с безбалочными междуэтажными перекрытиями, в то время как, в других странах Евро­пы безбалочное перекрытие было впервые осуществлено в Швейца­рии лишь в 1910 г.

Затем были возведены желе­зобетонные сооружения на тек­стильных фабриках, це­ментных заводах в Новороссийске и Подольске. В Ленинграде были построены из железобетона уни­версальный магазин, гостиница «Астория» и др.

Широкое развитие теория и практика строительства железобе­тонных сооружений получили в нашей стране после Великой Октябрьской революции при восстановлении и развитии народного хозяйства.

В годы первых пятилеток были сооружены крупные гидроэлек­тростанции из бетона и железобетона: Волховская (1921—1926 гг.), Днепровская (1927—1932 гг.), Свирская (1928—1934 гг.) и др. На рис. 8 показаны водосливные плотины ГЭС, сооруженные из желе­зобетона.

Железобетон нашел широкое применение в промышленном гражданском

строительстве: в Москве были сооружены здания Центрального телеграфа, домгазеты «Известия» и др.; в Харькове — почтамт и Дом госпромышленности, построены здания цехов на Краматорском машиностроительном заводе, Запорожстали, Днепростали и других предприятиях. При этом нашли применение ребри­стые перекрытия с балочными плитами, перекрытия с пли­тами, опертыми по контуру, — кессонные, безбалочные перекрытия, рамные, арочные и сетчатые конструкции; затем появились тонкостенные конструкции — оболочки, складки, шатры и куполы. Длинные оболочки были применены в здании Харьковского почтамта (1928 г.) и автобазы Наркомсвязи в Москве (1929 г.). На строительстве той же автобазы нашли приме­нение короткие оболочки с арочными диафрагмами.

 

Днепропетровская ГЭС

 

 

Цимлянская ГЭС

 

 

Ребристое перекрытие

 

Кесонное перекрытие

 

Безбалочное перекрытие

 

 

Сетчатое перекрытие

 

 

Здание Новосибирского театра

 

На рисунке показано здание театра в Новосибирске, построен­ное в 1934 г. Купол театра пролетом 60 м имеет толщину лишь 7 см.

В 1919 г. был построен железобетонный понтон для плавучего крана; затем были построены десятки железобетонных судов. Из них наиболее интересными сооружениями являются самоходный железнодорожный паром грузоподъемностью 21 груженый вагон (1929 г.); плавучий железобе­тонный двухсекционный док грузоподъемностью 4 000 т (1929 г.); волжский товарный дебар­кадер длиной 65 м, шириной 14 м и грузоподъемностью 600 т и др.

 

Самоходный железнодорожный паром

 

Плавучий док

 

Широкое применение нашел же­лезобетон в сооружениях канала имени Москвы, Волго-Донского ка­нала имени В. И. Ленина, а также при сооружении московского и ле­нинградского метрополитена. Из же­лезобетона выполнялись стены, перекрытия и лотки тоннелей на от­крытых участках, возводились надземные вестибюли и подземные станции метро, изготовлялись тюбинги для тоннелей.

Железобетон находит широкое применение в шахтном строитель­стве для крепления штолен, шахтных стволов и дворов и др.

В настоящее время железобетон остается единственными конструкционным материалом, занимающим лидирующие позиции в единой структуре всемирного производства строительной продукции. Засчет своих уникальных свойств с успехом занял нишу и расширяет ее границы в ассортименте строительной продукции, а также заменяет дорогостоящий металл.

Применяя бетон и железобетон мы произвели настоящую революцию в технологии строительства, а именно возведении долговечных, грандиозных и уникальных объектов сооружений. Исходя из мнений специалистов можно сделать вывод, что железобетон сохранит лидирующую позицию в строительстве в новом столетии.

 


<== предыдущая | следующая ==>
 | Введение. 1. Пути и методы защиты информации в системах обработки данных .8

Date: 2015-07-25; view: 455; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию