Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
V. Постановления Пленума и Президиума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ, органов судейского сообщества
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия». Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 15 мая 2002 г. Кодекс судейской этики, утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.
3. Список основной учебной литературы ко всем темам курса
1. Гуськова А.П., Шамардин А.А. Правоохранительные органы (судоустройство): Учебник. - М.: Юрист, 2005. 2. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. 8-е изд. - М.: Зерцало, 2007. 3. Правоохранительные органы России. Учебник / Под ред. В.П. Божьева. - М.: Спарк, 2007. 4. Шамардин А.А. Правоохранительные органы: Курс лекций. Учебное пособие. – Оренбург: ОИ МГЮА, 2008. 5. Шамардин А.А. Правоохранительные органы: Сборник нормативных актов. – Оренбург: ОИ МГЮА, 2007. 4. Общие методические указания по изучению курса
Изучение курса «Правоохранительные органы» предполагает, прежде всего, самостоятельную работу с нормативно-правовыми актами. Именно знание закона, умение правильно уяснить его содержание и значение - главная задача при изучении курса. О правоохранительных органах принято весьма большое количество нормативно-правовых актов, поэтому важно научиться работать с ними. При этом дополнительно используются учебные пособия, однако, в связи с постоянным изменением действующих нормативных актов и принятием, особенно в последние годы, новых федеральных законов, направленных на реализацию судебной реформы в России, необходимо сопоставлять материал, изложенный в учебниках, с нормами этих правовых актов, учитывать происходящие в системе правоохранительных органов изменения. В данном пособии приведен полный перечень нормативно-правовых актов, необходимых для освоения курса. Нормативные акты в этом списке сгруппированы сначала по юридической силе, а затем – по дате принятия. Тем не менее, нужно иметь в виду, что при подготовке к занятиям необходимо использовать текст нормативного документа с последними изменениями и дополнениями. Чтобы оперативно узнавать об изменениях действующего законодательства можно воспользоваться возможностями сети Интернет, где на многих юридических сайтах открыт бесплатный доступ к базам правовых актов, существует возможность ежедневного получения на Ваш адрес электронной почты оперативных сведений об изменениях в законодательстве с текстами соответствующих нормативных актов. Весьма удобно пользоваться компьютерными правовыми базами данных «Консультант-Плюс», «Гарант», «Эталон», «Кодекс» и др. Помимо нормативно-правовых актов и учебных пособий для успешного освоения курса «Правоохранительные органы» необходимо изучать дополнительную литературу – в первую очередь – научные статьи в журналах «Российская юстиция», «Государство и право», «Законность», «Правоведение» и др., а также монографии. Это поможет сформировать творческий подход в изучении правовых явлений, увидеть и сопоставить различные точки зрения ученых и практических работников, и, в конечном счете, научиться вырабатывать собственную позицию по актуальным проблемам современной юриспруденции. Для закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы, студенты должны подготовиться к семинарским занятиям по указанным темам. Подготовка к семинару включает, во-первых, изучение рекомендованного нормативного материала и литературы, указанных к темам занятий в данном пособии, а также тех материалов, которые указаны преподавателем на лекциях. Во-вторых, студент должен составить конспект изученных нормативных актов и литературы, подготовить необходимые записи для выступления на семинаре. Во время выступления на занятии допускается использование только конспектов и таких записей, но не учебников. В-третьих, к семинарским занятиям в данном методическом пособии указаны задания, необходимые для закрепления изученного материала. Выполнение этих заданий будет успешным при условии самостоятельного, творческого изучения соответствующих нормативных актов и дополнительной литературы, их анализа, а не простого изложения материала учебников. К темам семинарских занятий указаны также задачи, моделирующие конкретные ситуации, возникающие в практике деятельности правоохранительных органов. Решение этих задач и ответы на задания должны быть выполнены в письменной форме. Необходимо давать мотивированные ответы на вопросы, поставленные в задаче или задании, ссылаясь на конкретные нормы соответствующих правовых актов. По результатам проведенных семинарских занятий студенты, которые показали высокий уровень знаний, активно выступали на занятиях и имели конспекты, письменные ответы на задания и решения задач по всем темам допускаются к сдаче экзаменационного зачета. Студенты, пропустившие занятия, независимо от причин неявки, или получившие неудовлетворительные оценки, должны в установленное время пройти собеседование с преподавателем по пропущенной теме, представить конспекты, ответы на задания и решение задач в письменной форме. Консультации при изучении курса студенты могут получить на протяжении всего семестра у преподавателя, ведущего занятие в группе, а также у любого преподавателя кафедры на еженедельных консультациях.
5. Планы семинарских занятий для студентов дневного факультета
Тема 1. Судебная власть и правосудие (2 часа) План: 1. Понятие и признаки судебной власти. 2. Формы осуществления судебной власти. 3. Понятие и признаки правосудия. 4. Понятие судопроизводства. Виды судопроизводства. 5. Соотношение понятий судопроизводства и правосудия.
Задания: 1. На основе анализа положений Конституции РФ и Концепции судебной реформы ответьте на вопрос: какое место занимает суд в правоохранительной деятельности? 2. Как вы считаете, является ли борьба с преступностью задачей суда? Аргументируйте свой ответ ссылками на положения международно-правовых актов, Конституции РФ и Концепции судебной реформы. Какова миссия суда в правовом государстве? Нормативно-правовые акты: 1. Конституция РФ – статьи 2, 10, 11, 18, 22, 23, 25, 35, 46, 49, 118. 2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» - ст. 1. 3. Концепция судебной реформы в РСФСР – раздел IV «Основные идеи и мероприятия судебной реформы»: глава 2 «Судебная власть», глава 3 «Назначение суда и его место в системе правоохранительных органов». Дополнительная литература: 1. Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы. – М., 2002. 2. Козак Д. Суд в современном мире: проблемы и перспективы // Российская юстиция. – 2001. - №9. 3. Лазарева В.А. Судебная власть. Судебная защита. Судебный контроль: понятие и соотношение: Лекции-очерки. – Самара, 1999. 4. Судебная власть в РФ / Под ред. И. Л. Петрухина. - М., 2003. 5. Шамардин А.А. К вопросу о формах осуществления судебной власти // Пятьдесят лет кафедре уголовного процесса УрГЮА (СЮИ): Материалы Международ. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, 27-28 янв. 2005 г.: В 2 ч. - Екатеринбург, 2005. Ч. 2. – С. 397-403.
Тема 2. Принципы правосудия (4 часа)
План: 1. Принципы правосудия, их понятие и значение 2. Система принципов правосудия и их классификация 3. Содержание отдельных принципов правосудия: Ø Принцип законности. Ø Принцип равенства граждан перед законом и судом. Ø Принципы осуществления правосудия только судом, самостоятельности судов и независимости судей. Ø Принцип участия граждан в отправлении правосудия. Ø Принцип открытого (гласного) разбирательства дел в судах. Ø Принцип государственного языка судопроизводства. Ø Принцип рассмотрения дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Ø Принципы состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве. Ø Принцип диспозитивности судопроизводства. Ø Принцип обеспечения права подозреваемым и обвиняемым на защиту и оказание квалифицированной юридической помощи. Ø Принцип презумпции невиновности. Ø Принцип свидетельского иммунитета. Ø Принцип обеспечения права на свободу и личную неприкосновенность. Ø Принципы неприкосновенности жилища, частной жизни, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ø Принцип уважения чести и достоинства личности, недопустимости жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения или наказания. Ø Принцип обеспечения потерпевшим права на доступ к правосудию и возмещения причиненного преступлением вреда. Ø Принцип недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Ø Принцип обеспечения права на обжалование действий и решений государственных органов и должностных лиц, на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, права просить о помиловании или смягчении наказания.
Задания: 1. Внимательно изучите рекомендованные к данной теме международно-правовые документы и ответьте на вопрос: все ли принципы правосудия, содержащиеся в этих международных актах, нашли закрепление в Конституции России? 2. Найдите в Бюллетене Верховного Суда РФ и законспектируйте примеры нарушений принципов правосудия, допущенные судами или органами, осуществляющими предварительное расследование.
Задачи: 1. При рассмотрении гражданского дела мировым судьей истец заявил ходатайство о передаче дела в районный суд, так как, по его мнению, дело слишком сложное и должно рассматриваться вышестоящей судебной инстанцией. Может ли быть удовлетворено ходатайство истца? 2. Судебноеразбирательство по рассмотрению уголовного дела по обвинению С. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК, было проведено в кабинете судьи районного суда, так как зал судебного заседания в это время был занят и в нем рассматривалось другое, более важное дело. При этом в кабинете судьи отсутствовали места для размещения публики. В процессе рассмотрения дела адвокат пожелал воспользоваться диктофоном для аудиозаписи хода судебного заседания, о чем заявил соответствующее устное ходатайство, однако судья отказал в его удовлетворении. Были ли нарушены судьей принципы уголовного судопроизводства? Если да, то какие именно? 3. В судебном заседании по делу частного обвинения подсудимый В. на вопросы мирового судьи отвечать отказался, в нецензурной форме отрицательно охарактеризовал личность и деятельность судьи, ударил секретаря судебного заседания. С помощью судебных приставов судья удалил В. из зала судебного заседания и вынес постановление о возбуждении уголовного дела в отношении В., а также постановление об избрании в качестве меры пресечения В. заключения под стражу. Правомерны ли действия судьи с точки зрения соответствия их принципу состязательности судопроизводства? Как следовало судье поступить в данной ситуации? Нормативно-правовые акты и постановления судебных органов: 1. Конституция РФ – ст. 19, 21-25, 46-52, 54. 2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы №№1, 4, 6 и 7 к ней. 3. Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему. 5. Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания. 6. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания. 7. Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» – ст. 1, 5-10. 8. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»#G0. 9. Гражданский процессуальный кодекс РФ – ст. 3, 5-9, 11, 12, 13, 33, 39. 10. Уголовно-процессуальный кодекс РФ – ст. 6-19, 75. 11. Арбитражный процессуальный кодекс РФ – ст. 5-13, 16, 19, 39. 12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. №8. Дополнительная литература: 1. Бозров В. Гласность и тайна в уголовном судопроизводстве // Российская юстиция. – 2002. - №2. – С. 30-31. 2. Григорьева Н. Принципы уголовного судопроизводства и доказательства // Российская юстиция. – 1995. - №8. –С. 40-41. 3. Ковтун Н.Н. О роли суда в доказывании по уголовным делам в свете конституционного принципа состязательности процесса // Государство и право. – 1998. - №6. – С. 59-64. 4. Ларин А.М. Доверяйте правосудию нравственности // Российская юстиция. -1999. - № 10. - С. 8 – 9. 5. Лисицин Р. Право на защиту: международные стандарты и российская действительность // Российская юстиция. – 1999. - №6. – С. 8-9. 6. Лотыш Т.А. Проблемы гарантий принципа состязательности в уголовном судопроизводстве // Государство и право. – 2002. - №6. – С. 104-109. 7. Шамардин А.А. Проблемы развития частных начал обвинения в российском уголовном процессе: Монография. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2002. – С. 19-28, 65-74.
Тема 3. Судебная система РФ (2 часа) План: 1. Основные черты судебной системы РФ. Единство судебной системы и подразделение всех судов на федеральные суды и суды субъектов РФ. 2. Понятие звена судебной системы. Общая характеристика звеньев в системе судов общей юрисдикции и в системе арбитражных судов. 3. Понятие и виды судебных инстанций 3.1. Понятие судебной инстанции. Суд первой инстанции. 3.2. Суд второй инстанции. Апелляция и кассация. 3.3. Надзорная инстанция. 3.4. Пересмотр судебных решений ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств. Задания: 1. Начертите схему судебной системы России, отразив ее внутреннюю структуру, т.е. подразделение всех судов по звеньям, на федеральные суды и суды субъектов РФ, отразив при этом функции каких инстанций выполняет определенного звена. 2. Сравните существующую структуру судебной системы по выполненной вами схеме с тем, как она должна была выглядеть в соответствии с Концепцией судебной реформы (раздел IV, глава 5 «Судебная система»). 3. Определите, по каким критериям осуществляется разграничение всех судов на федеральные суды и суды субъектов РФ? 4. Проанализируйте соотношение следующих понятий: «судебное решение, вступившее в законную силу» и «окончательное судебное решение».
Задача: Ленинским районным судом г. Оренбурга было рассмотрено дело по обвинению Н. в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ и вынесен обвинительный приговор, которым Н. был приговорен к лишению свободы. Н., считающий себя невиновным, попросил своего адвоката, осуществляющего его защиту по данному уголовному делу, обжаловать данное решение. Адвокат подал кассационную жалобу в судебную коллегию Оренбургского областного суда, однако Судебная коллегия отказала в удовлетворении кассационной жалобы и оставила приговор без изменений. По истечении двух месяцев после этого, Н., считающий, что он отыскал ранее отсутствующего свидетеля, показания которого могли бы неопровержимо подтвердить его алиби, попросил своего адвоката обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию, однако адвокат разъяснил Н., что возможности по дальнейшему обжалованию судебных решений по делу исчерпаны. Прав ли адвокат и есть ли у Н. правовые возможности для дальнейшего обжалования судебных решений, принятых по данному уголовному делу? Если да, то в каком порядке это возможно?
Нормативно-правовые акты и постановления судебных органов: 1. Конституция РФ – статьи 46, 118-128. 2. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ» – статьи 1-3, 79. 3. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» – ст. 1-3, 10, 16, 18, 24, 26, 33.1 – 33.11, 34, 36. 4. Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ». 5. Федеральный конституционный закон «О военных судах РФ» – ст. 1-3, 7, 8-14. 6. Федеральный закон «О мировых судьях в РФ» – ст. 1, 3. 7. ГПК РФ – ст. 22, 209, 320, 321, 327, 336 - 338, 347, 376, 377, 379, 381, 382, 386, 392 - 394, 396, 397. 8. УПК РФ – ст. 354-356, 365, 377, 402-407, 411-413, 415-417, 419. 9. АПК РФ – ст. 180, 181, 257-259, 272-276, ч. 5 ст. 289, 290, 292, 293, 307, 308-312. 10. Концепция судебной реформы в РСФСР – раздел IV «Основные идеи и мероприятия судебной реформы»: глава 5 «Судебная система». 11. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. № 4-П. 12. Определение Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 г. № 108-О. 13. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 мая 2005 г. №5-П. 14. Постановление Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. №2-П.
Тема 4. Суды общей юрисдикции (2 часа)
1. Мировые судьи. 2. Районные суды. 3. Верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов и автономной области. 4. Верховный Суд РФ. 5. Система военных судов в РФ. 6. Состав суда при рассмотрении дел судами общей юрисдикции.
Задания: 1. Проанализируйте положения Концепции судебной реформы, касающиеся института мировых судей, и ответьте на следующие вопросы: 1) в чем заключаются особенности института мировых судей по сравнению с федеральными судами общей юрисдикции? 2) нашли ли идеи, заложенные в Концепции, свою реализацию в действующем законодательстве? 2. Проанализируйте и сравните компетенцию следующих подразделений Верховного Суда РФ: Пленума, Президиума, Кассационной коллегии, Судебной коллегии по уголовным делам, Судебной коллегии по гражданским делам, Военной коллегии.
Задача: Мировым судьей одного из судебных участков Центрального района г. Оренбурга 10 июля 2002 г. было рассмотрено уголовное дело по обвинению С. в совершении преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ (побои), и вынесен обвинительный приговор, которым С. приговорен к исправительным работам на срок шесть месяцев. С., считающий решение мирового судьи несправедливым, 12 июля подал жалобу на это решение в Центральный районный суд г. Оренбурга. Постановлением Центрального районного суда от 22 июля жалоба С. была оставлена без удовлетворения, а приговор мирового судьи – без изменения. 30 июля С. подал жалобу на решение Центрального районного суда в Оренбургский областной суд. 16 августа Судебной коллегией по уголовным делам Оренбургского областного суда было вынесено определение об изменении постановления Центрального районного суда в связи с несправедливостью назначенного С. наказания, которое не соответствует личности осужденного. Наказание С. было заменено штрафом в размере 20 минимальных размеров оплаты труда. Какие жалобы были поданы С. по этому уголовному делу и, соответственно, в качестве каких инстанций действовали Центральный районный суд г. Оренбурга и Судебная коллегия по уголовным делам Оренбургского областного суда, рассматривая это дело? Когда приговор по данному уголовному делу вступил в законную силу? Нормативно-правовые акты: 1. Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ». 2. Федеральный конституционный закон «О военных судах РФ». 3. Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» – ст. 21, 26, 27, 30, 31-39, 54, 56-68. 4. ГПК РФ – ст. 7, 14, 22-27, 5. Федеральный закон «О мировых судьях в РФ». 6. УПК РФ – статьи 30, 31. 7. Закон Оренбургской области «О мировых судьях в Оренбургской области». 8. Концепция судебной реформы.
Дополнительная литература: 1. Афанасьев С., Савельева Т. Производство у мирового судьи нуждается в совершенствовании // Российская юстиция. – 2002. - №5. – С. 41-42. 2. Борисов Г., Хапилин А. От мировых судей – к мировым судам // Российская юстиция. – 2002. - №3. – С. 39-40. 3. Шамардин А. Недостатки областного закона - следствие несовершенства федерального // Российская юстиция. - 1999. - №12. - С. 12-13.
Тема 5. Арбитражные суды и иные арбитражные органы (2 часа)
План: 1. Общая характеристика арбитражных судов в РФ. Подведомственность дел арбитражным судам. 2. Система арбитражных судов РФ. 3. Состав суда при рассмотрении дел арбитражными судами. 4. Порядок образования и деятельности третейских судов.
Задачи: 1. Гражданин Попов, не зарегистрированный в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя, обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением о расторжении договора подряда на строительство здания аптечного киоска с ООО «Спецстрой» и взыскании переданных им во исполнение данного договора денежных сумм и пени в связи с неоднократным нарушением подрядчиком (ООО «Спецстрой») сроков выполнения работ по договору. Определением Арбитражного суда Оренбургской области исковое заявление было возвращено Попову по основанию неподведомственности данного спора арбитражному суду. Правильно ли поступил суд? При каких условиях исковое заявление могло быть принято к производству арбитражного суда? 2. Арбитражный суд первой инстанции по делу по иску ООО «Пегас» к ОАО «Северный ветер» вынес решение о признании недействительным договора поставки, заключенного между этими организациями и применении последствий его недействительности. Спустя два месяца после принятия указанного решения ОАО «Северный ветер» обратилось через арбитражный суд первой инстанции в арбитражный апелляционный суд с жалобой на решение суда первой инстанции, однако жалоба была возвращена определением арбитражного апелляционного суда на основании того, что она подана по истечении установленного законом срока для апелляционного обжалования и не содержит ходатайство о его восстановлении. Возможна ли в дальнейшем проверка законности и обоснованности данного решения суда первой инстанции вышестоящими судами? Какие суды могут проверять законность и обоснованность решений арбитражных судов, вступивших в законную силу? 3. Производственный кооператив «Парус» обратился в Третейский суд при Торгово-промышленной палате Оренбургской области с исковым заявлением о взыскании с ОАО «Финвест» убытков за неисполнение последним договора купли-продажи акций №156/12 от 10.06.2002 г. Ответчик (ОАО «Финвест») в отзыве на исковое заявление не возразил против рассмотрения дела третейским судом. Однако в договоре купли-продажи акций отсутствовала арбитражная оговорка о рассмотрении споров, вытекающих из этого договора, Третейским судом при Торгово-промышленной палате Оренбургской области. Может ли Третейский суд принять данное дело к своему рассмотрению?
Нормативно-правовые акты и постановления судебных органов: 1. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ». 2. Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» 3. Федеральный закон «О третейских судах в РФ». 4. АПК РФ – статьи 1-4, 15, 17, 18, 19, 27-34, 58, 180, 181, 188, 230, 233, 235, 236, 239.
Дополнительная литература: Виноградова Е.А. К вопросу о так называемом «статусе» постоянно действующего третейского суда» // Хозяйство и право. - 1994. - № 3. Добрачев Д.В. Перспективы развития системы арбитражных судов России // Законодательство и экономика. – 2004. - №8. Кабатов В. Из практики Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ // Хозяйство и право. - 1994. - № 3. Сергеев А. Третейский суд: опыт работы // Хозяйство и право. - 1993. - № 12. Яковлев В. Арбитражные суды: проблемы и пути их решения // Российская юстиция. – 2002. - №5.
Тема 6. Конституционный Суд России и органы конституционного контроля в субъектах РФ (2 часа)
План: 1.Конституционный Суд РФ – орган конституционного контроля, его компетенция Конституционного Суда РФ. 3. Структура Конституционного Суда РФ. 4. Решения Конституционного суда РФ, их виды и значение. 5. Органы конституционного контроля в субъектах РФ.
Задания: 1. На основе анализа указанных к теме нормативных актов объясните, как разграничивается компетенция между Конституционным Судом РФ и другими судами в судебной системе России. 2. Изучите и прокомментируйте любое Постановление Конституционного Суда РФ, затрагивающее деятельность правоохранительных органов.
Задача: Третейским судом при Торгово-промышленной палате Ставропольского края при рассмотрении гражданского дела было вынесено определение об обращении в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального закона, подлежащего применению при рассмотрении данного дела. Обращение было направлено в Конституционный Суд РФ. Может ли Конституционный Суд РФ принять к своему рассмотрению это обращение?
Нормативно-правовые акты и постановления судебных органов: 1. Конституция РФ – ст. 15, 120, 125. 2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» - ст. 5. 3. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ». 4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия».
Дополнительная литература: 1. Боброва В. Развитие законодательства о конституционных (уставных) судах // Российская юстиция. – 2002. - №1. 2. Деятельность конституционных (уставных) судов субъектов РФ в 2001 г. // Российская юстиция. – 2002. - №6. 3. Конституционное правосудие на защите прав человека // Российская юстиция. – 2002. - №3. 4. Саликов М.С. Конституционный судебный процесс в системе российского права // Журнал российского права. – 2003. - №11.
Тема 7. Правовой статус судей, присяжных и арбитражных заседателей (2 часа)
План: 1. Понятие и общая характеристика правового статуса судей. Требования, предъявляемые к судье. 2. Порядок формирования судейского корпуса. 2.1. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи. 2.2. Отбор кандидатов на должность судьи. 2.3. Порядок наделения судей полномочиями. 3. Гарантии независимости судей. 4.Срок полномочий судей. Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судей. 6. Правовой статус арбитражных заседателей. 7. Правовой статус присяжных заседателей.
Задание: Проанализируйте нормативные акты и дополнительную литературу, рекомендованные к теме, и ответьте на вопрос: каковы причины отказа законодателя от сохранения института народных заседателей? Каковы преимущества суда присяжных как формы участия граждан в осуществлении правосудия?
Нормативно-правовые акты и акты органов судейского сообщества: 1. Конституция РФ – ст. 119-122, 128. 2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» - ст. 11-16. 3. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ» - ст. 8-15, 17-19. 4. Федеральный конституционный закон «О военных судах РФ» - ст. 26-31. 5. Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» - ст. 80-88. 6. Закон РФ «О статусе судей в РФ». 7. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ». 8. Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». 9. Федеральный закон «О мировых судьях в РФ» - ст. 2, 5-8. 10. Федеральный закон «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ». 11. Арбитражный процессуальный кодекс РФ – статья 19. 12. Федеральный Закон «Об органах судейского сообщества в РФ». 13. Положение о квалификационной аттестации судей. 14. Закон Оренбургской области «О мировых судьях в Оренбургской области». 15. Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи. 16. Европейская хартия о статусе судей. 17. Концепция судебной реформы - раздел IV, глава 4 «Статус судей и работников правоохранительных органов». 18. Кодекс судейской этики. Дополнительная литература: 1. Жеребцов А. Отбор кандидатов в судьи – актуальная задача // Российская юстиция. – 1999. - №6. – С. 2-4. 2. Ничипоренко Т. Кризис института народных заседателей? // Российская юстиция. – 1998. - №2. – С. 5-6. 3. Судья Сергей Пашин против квалификационной коллегии судей // Российская юстиция. – 1999. - №4. – С. 56-59. 4. Терехин В. Судейская дисциплина: от иммунитета до ответственности // Российская юстиция. – 1999. - №8. – С. 10-12. Date: 2015-07-25; view: 1514; Нарушение авторских прав |