Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осмотр транспортного средства

Прежде чем вести речь непосредственно об осмотре транспортного средства, необходимо определить, что следует понимать в данной статье под транспортным средством. Правильный ответ на этот вопрос имеет практическое значение для определения правомерности действий охранника при реализации данного права. К примеру, в зависимости от того, относятся ли к транспортным средствам велосипед, коляска, тележка, сани и т.п. можно определить, правомерно ли охранник произвел их осмотр.

В Законе «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» (в том числе и в ст. 1.1 его) данное понятие не раскрывается, хотя необходимость в этом имеется. Развернутое определение транспортного средства можно найти в ряде законодательных актов. Представляется, в самом широком значении данный термин определен в ФЗ № 16 «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 г. в котором под транспортными средствами понимаются воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.

Определение транспортного средства можно также найти в Кодексе об административных правонарушениях. В примечании к ст. 12.1 КоАП говорится, что транспортным средством, при помощи которого может быть совершено правонарушение в области дорожного движения, является автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 км в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а также трактора, другие самоходные дорожно-строительные машины, трамваи и троллейбусы.

В правилах дорожного движения (ст. 1.2) понятие транспортного средства определяется как устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. В этом же акте закреплены определения велосипеда, мопеда, мотоцикла, которые определяются как транспортные средства с той или иной спецификой движения. Одни приводятся в движение мускульной силой, другие – при помощи двигателя определенного объема, третьи имеют такой признак как механическое транспортное средство. Сам термин механическое транспортное средство раскрывается там же и определяется, как транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем, к ним относятся также тракторы и самоходные машины.



Википедия дает понятие транспорт (от лат. trans — через и portare — нести), которое определяет его как совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другое.

Как представляется, вряд ли указанные определения транспортного средства можно в полной мере использовать для понимания того, что означает термин «транспортное средство» в статье 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». Думается, при этом следует исходить из специфики частной охранной деятельности и целей, для достижения которых частному охраннику предоставлено право на осмотр транспортного средства (в целях обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов, защиты объектов охраны от противоправных посягательств). Исходя из этого, полагаю, что в статье 12.1 указанного Закона под транспортным средством следует понимать любое техническое и иное средство, предназначенное для перемещения людей, имущества.. Другими словами, любое средство передвижения, на котором или с помощью которого можно незаконно ввезти, вывезти охраняемое имущество.

Теперь рассмотрим, что собой представляет осмотр транспортного средства.

Осмотр транспортного средства, во-первых, представляет собой действия частного охранного охранника на объекте охраны, заключающиеся в визуальном, с помощью органов чувств или технических средств, обследовании въезжающего на объект или выезжающего с объекта транспортного средства.

Во-вторых, эти действия направлены на достижение определенных целей – недопущение незаконного ввоза или вывоза имущества, нарушения внутриобъектовго и пропускного режимов, установленных заказчиком.

В-третьих, эти действия четко урегулированы законом и правомерны только при соблюдении установленных им требований.

С учетом изложенного, осмотр транспортного средства – это регламентированное законодательством в сфере охраны действие частного охранника, заключающееся в визуальном, в том числе с использованием разрешенных для использования в охранной деятельности технических средств, обследовании транспортных средств, въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объекта охраны), без нарушения их конструктивной целостности, осуществляемое в целях обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов, защиты объектов охраны от противоправных посягательств.

Производить осмотр транспортных средств частным охранникам разрешается при соблюдении наряду с общими условиями, ряда частных условий, прямо перечисленных в ст. 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», а именно, в случаях, если:



1) внутриобъектовый и пропускной режимы предусматривают осмотр транспортного средства:

2) транспортное средство не относится к транспортному средству оперативных служб государственных военизированных организаций.

Перечень государственных военизированных организаций дан в ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об оружии». В соответствии с указанной статьей к таким организациям отнесены:

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны;

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по контролю и надзору в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

- федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области разведывательной деятельности;

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации,

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации;

- федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции;

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства;

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных;

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела;

- федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации;

- прокуратура Российской Федерации;

- Следственный комитет Российской Федерации.

 

Охранник не вправе осматривать транспортные средства указанных организаций. При этом он вправе проверить документы, подтверждающие принадлежность транспортного средства к данной организации, после чего пропустить на объект, сообщив об этом соответствующим представителям заказчика, старшему смены;

3) у охранника возникли подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях. Установление в законе данного условия для осмотра транспортного средства означает, что охранник вправе осматривать не все въезжающие (выезжающие) на объект охраны транспортные средства, а только те из них, которые вызывают у него указанные подозрения.

Следует иметь в виду и то, что и заказчик не вправе обязать охранника осматривать все въезжающие на объект охраны и выезжающие с него транспортные средства, так как определяемый им порядок при установлении внутриобъектового и пропускного режимов не может противоречить законодательству Российской Федерации (п.п. 6, 7 ст. 1.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»). Вместе с тем, заказчик вправе установить перечень лиц, транспортные средства которых не подлежат осмотру.

Представляется, термин «подозрение» в данной статье употребляется в бытовом, обыденном значении и не имеет никакого отношения к процессуальному (официальному) подозрению, выдвигаемому следователем, дознавателем к участнику уголовного судопроизводства, именуемому подозреваемым. Для уяснения указанного термина, достаточно обратиться к словарям Ушакова Д. Н. и Ожегова С. И., в которых термин «подозрение» соответственно означает: «предположение, вызванное сомнением в характере чьих-нибудь намерений, действий, поступков»; и «предположение, основанное на сомнении в правильности, законности чьих-нибудь поступков, в правдивости чьих-нибудь слов».

Законодатель не раскрывает, какие конкретно признаки дают охраннику основания для возникновения подозрения о том, что транспортное средство используется в противоправных целях (являются орудиями или предметами преступления или административного правонарушения). Представляется, что в тех случаях, когда такого подозрения у охранника нет, то он не вправе произвести осмотр такого транспортного средства. Однако при этом он вправе совершить иное, предоставленное законодательством действие - проверить соответствие вывозимого или ввозимого имущества имуществу, указанному в документах, предусмотренных правилами пропускного и внутриобъектового режимов. Такое право охранника предусмотрено характеристикой работ охранника и прописано в приказе Минздравсоцразивития от 17 апреля 2009 г. № 199.

Если же названные подозрения имеются, то охранник наряду со сверкой соответствия ввозимого, вывозимого имущества вправе произвести осмотр транспортного средства, то есть осмотреть кабину, багажник и другие места, в которых может быть спрятано имущество и другие предметы, запрещенные к ввозу (вывозу);

4) присутствуют водитель транспортного средства и лица, сопровождающих транспортное средство и имущество.

Присутствие понятых и составление протокола при производстве осмотра закон не требует.

 

Осмотр транспортного средства следует отличать от досмотра транспортного средства, предусмотренного ст. 27.9 КоАП РФ. Эти отличия между ними заключаются в следующем.

1. По субъектам, осуществляющим указанные действия.

Осмотр транспортного средства осуществляет частный охранник. Досмотр транспортного средства – должностное лицо соответствующего государственного органа, уполномоченное на совершение данного действия.

2. По целям, на достижение которых производятся указанные действия.

Досмотр транспортного средства это мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, производимый соответствующими должностными лицами правоохранительных и иных государственных органов в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (ст. 27.9 КРФоАП).

С учетом целей, на достижение которых направлен административный досмотр транспортного средства, основанием для его производства не могут служить обоснованные предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, орудий совершения либо предметов преступления. В этом случае должностные лица правоохранительных органов действуют по правилам ст. 38 УК РФ или, в зависимости от конкретных обстоятельств, в соответствии нормами уголовно-процессуального кодекса. В случае, если у соответствующего должностного лица были основания для административного досмотра транспортного средства, и он при этом обнаружил указанные предметы, то он должен этой ситуации составить рапорт об обнаружении признаков преступления, составленном в соответствии с требованиями ст. 143 УПК РФ, и передать задержанное лицо в порядке ст. 38 УК РФ вместе с протоколом соответствующему следователю.

Осмотр транспортных средств – это право, предоставленное частному охраннику законодательством в сфере охраны. Он осуществляется в целях обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов и защиты объектов охраны от противоправных посягательств (административных правонарушений и преступлений).

3. Досмотр и осмотр транспортного средства отличаются и порядком проведения указанных действий.

При производстве досмотра транспортного средства необходимо присутствие понятых и составление протокола в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 27.9 КоАП. При производстве охранником осмотра транспортного средства таких требований законодательство в сфере охраны не содержит.

4. В случае обнаружения при досмотре транспортного средства предметов, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, соответствующее должностное лицо изымает их, о чем составляет протокол.

Если при производстве осмотра транспортного средства охранник обнаружит незаконно ввозимое (вывозимое) имущество, он не вправе изъять его. Он вправе задержать такое лицо в порядке ст. 12 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» и незамедлительно передать его вместе с обнаруженным имуществом в орган внутренних дел.

Второй вид осмотра, производимый охранником – это осмотр вносимого на объекты охраны или выносимого с объекта охраны имущества.

Осмотр имущества заключается в добровольном и визуальном, в том числе с применением технических средств, разрешенных к использованию в охранной деятельности, осмотре имущества, находящегося при сотруднике охраняемого объекта или посетителе, в целях недопущения незаконного выноса охраняемого имущества с объекта или его вноса на охраняемый объект. При этом осмотр производится без нарушения конструктивной целостности имущества.

Под имуществом в данном случае следует понимать движимое имущество (вещи), вносимое на охраняемый объект или выносимое с объекта. Указанный осмотр должен производиться в присутствии лиц, у которых имущество находится. Осмотр имущества будет правомерным, если он предусмотрен внутриобъектовым и пропускным режимами. При этом заказчик может определить перечень лиц, имеющих право вноса (выноса) имущества без производства осмотра.

Осмотр охранником имущества сотрудников и посетителей может производиться только с их согласия, то есть добровольно. В случае если сотрудник или посетитель отказываются предъявить при входе на объект для осмотра находящееся у них имущество, то они не допускаются на объект охраны. Таким же образом поступает охранник и в случае обнаружения предметов, которые не подлежат вносу на объект. Задержать таких лиц охранник не вправе, поскольку они еще не находятся на охраняемом объекте. Он может лишь запомнить их установочные данные (если они имеются) или приметы и незамедлительно сообщить руководителю частной охранной организации и в соответствующий правоохранительный орган как этого требует п. 4 ст. 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».

По- иному действует охранник в случае отказа сотрудника или посетителя предъявить для осмотра выносимое с объекта имущество. В этой ситуации охранник, не выпуская с объекта указанных лиц, сообщает о данном факте руководителю охранной организации (старшему смены) и представителю заказчика и действует по их указанию.

В случае обнаружения незаконно выносимого имущества охранник не наделен правом изъятия такого имущества. При этом он вправе задержать такое лицо в порядке, установленном ст. 12 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» и незамедлительно передать его вместе с обнаруженным имуществом в орган внутренних дел.

Из текста п. 3 ст. 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» следует, что в отличие от осмотра транспортных средств, осмотр имущества может производиться и при отсутствии у охранника подозрения, что тот или иной работник или посетитель имеют при себе имущество, не подлежащее вносу (выносу) с объекта охраны. Следовательно, если внутриобъектовым и пропускным режимами установлен осмотр имущества, то такому осмотру подлежит имущество всех лиц, входящих или выходящих с объекта, за исключением лиц, пользующихся соответствующим иммунитетом на основании законодательства Российской Федерации.

Присутствие понятых, составление протокола или каких-либо иных документов при этом не требуется.

Осмотр имущества, производимый частным охранником, следует отличать от такой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренной п.3 ст. 27.1 КоАП, как осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов. Порядок производства указанного осмотра определен в ст. 27.8 КоАП. Он производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в целях обеспечения (получения) доказательств по делу об административном правонарушении. Другими словами, действия соответствующих должностных лиц при осуществлении этого осмотра направлены на обнаружение, закрепление и изъятие предметов и документов, которые отвечают требованиям, предъявляемым к вещественным доказательствам, доказательствам документам, и вследствие этого могут быть использованы в доказывании по делу об административном производстве. Следует иметь в виду, что под вещами, подлежащими осмотру, предусмотренному ст. 27.8 КоАП, подразумевается любое имущество (в том числе и транспортное средство). В случае если в процессе осмотра такого имущества будут обнаружены свойства и состояния, которые позволяют признать его вещественным доказательством, оно подлежит изъятию в порядке, установленном п. 2 ст. 27.10 КоАП.

Изложенное наглядно свидетельствует, что осмотр, производимый частным охранником, не имеет ничего общего с осмотром, производимым в соответствии с требованиями ст. 27.8 КоАП.

Предоставление частному охраннику права на осмотр имущества порождает еще один важный вопрос, требующий отдельного рассмотрения, а именно, вправе ли охранники магазинов, кинотеатров и других мест общего пользования осуществлять осмотр вносимого (выносимого) имущества (сумки, портфели и т. п.). Буквальное толкование ст. 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» позволяет ответить на этот вопрос положительно. Например, магазин может являться объектом охраны, а, следовательно, в нем может быть установлен внутриобъектовый и пропускной режимы и вследствие этого охранник вправе при соблюдении соответствующих условий, установленных в указанной статье, осуществлять осмотр вносимого (выносимого) имущества. Такой вывод напрашивается на основе логического толкования закона. Может быть, к другому выводу приведет систематическое толкование законодательства, как в сфере охраны, так и в сфере защиты прав потребителей.

 


<== предыдущая | следующая ==>
О Боже, как Ты величествен! | Определение восприятия. Основные свойства образов восприятия. Различные представления о стимуле в психологии восприятия





Date: 2015-07-22; view: 3160; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию