Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема развития творческих способностей личности ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Вопросу что такое личность множество философов дают различные определения. Известный психолог, основоположник психоанализа, Зигмунд Фрейд отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности, считая, что решающее значение в вопросе формирования личности принадлежит сексуальному фактору. Его ученик Карл Юнг (швейцарский психолог и философ XX в.) отрицал идеи, согласно которым становление личности обусловлено её опытом, обучением и воздействием окружающей среды, считая, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения»1, что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено»2. В свою очередь Альфред Адлер (австрийский психолог, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии) подчеркивал роль общественных интересов и одним из первых ввел в психологию мысль о целостности и уникальности личности. Теория личности Адлера представляет собой систему основанную на нескольких основных положениях, объясняющих пути развития личности: 1) фиктивный финализм, 2) стремление к превосходству, 3) чувство неполноценности и компенсации, 4) общественный интерес, 5) стиль жизни, 6) творческое «Я».3 Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у немецкого философа Ганса Файгингера. Адлер почерпнул идею о том, что мотивы человеческих поступков зачастую определяются надеждами на будущее, а не опытом прошлого. Эта цель может быть «фикцией», идеалом, который не может быть реализован, но тем не менее оказывается стимулирующим фактором, определяющим устремления человека. Второе положение - стремление к превосходству, рассматривается Адлером в качестве специфической человеческой цели. Он связывает это стремление с такими формами поведения, как разрушение идолов, ограничений и норм; а также с развитием таких личностных черт как властолюбие, напористость, дух противоречия, заносчивость, с одной стороны, и покорность, послушание, скромность, завистливость и злорадство, с другой. Адлер показывает, к каким социальным последствиям могут привести указанные тенденции и возникающие на их основе личностные особенности человека - «к конфликтам, враждебности и отчуждению, а в крайних случаях - к нервному срыву и душевным заболеваниям, при которых стремление к превосходству переходит в манию величия».4 Следующее положение - чувство неполноценности, само по себе, не является признаком патологии. Но в будущем оно может проявить себя в виде комплекса неполноценности или комплекса превосходства, это достигается балованием или отвержением ребенка, проявленным в детстве. По представлениям Адлера, общественный (социальный) интерес выступает основой интеграции в общество. Ему свойственны готовность быть несовершенным к вкладу в общее благосостояние, проявлять доверие, заботу, сострадание, готовность к ответственному выбору, к творчеству, близости, сотрудничеству и включенности. Стиль жизни выступает компенсацией конкретной неполноценности. Жизненный стиль физически слабого ребенка - совершение того, что может сильный. В свою очередь неумный ребенок будет стремиться к интеллектуальному превосходству. Здоровый, нормальный стиль жизни, по Адлеру, отличается тем, что человек хорошо адаптирован к обществу и общество извлекает выгоду из его деятельности. Адлер говорит, что «уже младенец старается оценить свои силы, свой удел... Значение жизни постигается в первые четыре-пять лет и подходит к нему человек через блуждания и потемки, ощупью, через ощущения, догадки, намеки, приблизительные объяснения... К концу пятого года жизни ребенок достигает единого, кристаллизированного образца поведения, вырабатывает свой стиль решения проблем... Теперь он воспринимает мир через устойчивую схему восприятия».5 Творческое «Я» - последний элемент системы, представляет собой своеобразный фермент, который воздействует на факты окружающей действительности и трансформирует эти факты в личность человека, «личность субъективную, динамичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем».6 Из приведенных определений можно собрать общее о том, что такое личность. Личность - это устойчивая система поведения индивида, построенная на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую дает себе сам человек. Личность отличается самостоятельностью в поступках, способна нести ответственность и решать проблемы, контролирует поведение, обладает силой воли, способна изменяться с течением времени. Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности человека имеют люди, которые его окружают в первые годы жизни, например, его семья. Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером, так как он считал, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, а лишь с их праобразами, которые формируются на протяжении жизни. Каждая личность обладает своими индивидуальными особенностями, которые выражаются ее способностями. Наличие способностейявляется одним из условий для успешного осуществления определенного рода деятельности. «Способности - это то особенное и неповторимое, что свойственно одному человеку в отличие от другого».7 Виды способностей - разнообразны (музыкальные, технические, организаторские, конструкторские, педагогические и т.д.) и еще более многообразны их разновидности у разных людей. Способности определяются прочностью овладения какой-либо деятельностью, характеризующейся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью, соответственно творческие (креативные) способности лежат в основе любой креативной деятельности. Большинство философов определяет творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Также немало внимания уделили теме творчества представители фрейдийской школы. З. Фрейд считал креативную активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальная фантазия. А. Адлеру творчество представлялось способом компенсации комплекса недостаточности (неполноценности). Р. Ассаджиоли характеризует творчество как процесс восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия. Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного. По словам Г.С. Батищева (русский философ XX века, занимавшийся теорией познания), творчество - это «способность создавать любую принципиально новую возможность».8 Я.А. Пономарев (ученый в области психологии творчества и интеллекта) определяет творчество не только как процесс «созидания нового», но и как «механизм развития личности».9 Ф.Д. Батюшков (филолог, историк литературы и критик) говорит, что «Творчество - в прямом смысле - есть созидание нового. В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь - ряд непрерывных изменений и все обновляющееся и все зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личностное начало и употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество - условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности (творчество научное, творчество поэтическое, музыкальное, творчество в изобразительных искусствах, творчество администратора, полководца и т. п.».10 Итак, можно сделать выводы, что творчество - это, прежде всего, процесс создания чего-то нового, основанный на способности человека порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности, создавать новые материальные и духовные ценности, а также усовершенствовать способы решения уже известных проблем. Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что источником творчества является мотивация личностного роста; по Маслоу - это потребность в полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей. Творчество требует воображения, строгой критической мысли. Оно тесно связано с социальной жизнью. Общественная жизнь и ее различные стороны создают дополнительное эмоциональное напряжение, которое является необходимым элементом творчества. Среда и условия, представляющие собой физическое окружение, коллектив, являются стимуляторами или барьерами в творческой деятельности и творческом процессе. Творческий процесс - не стихийный или бессознательный акт. Он зависит от способностей, характера и темперамента человека, его идейной направленности и уровня знаний. Определяющее значение в творческом процессе имеет сознательная деятельность человека, его целеустремленность. Предполагая существование творчества, творческого процесса и творческой деятельности, следует задать вопрос о возникновении и развитии этих явлений. Существуют две главные точки зрения, касательно этого опроса: одна из них говорит о врожденности творческих способностей, другая - о их приобретенности. О врожденности способностей можно утверждать на основе их повторения у потомков выдающихся людей. При выраженных способностях родителей с большей вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей. Однако, подобные факты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и среды. Вторая точка зрения утверждает, что развитие креативности не определяется генетически, а зависит от культурной среды, в которой воспитывается ребенок. Характер культуры влияет как на тип креативности, так и на процесс ее развития. Исследователи выделяют семейные отношения, как фактор, оказывающий наибольшее влияние на процесс развития творческих способностей человека. В своих исследованиях Д. Манфилд, Р. Альберт и М. Рунко устанавливали взаимосвязи между негармоничными отношениями в семье и высокой креативностью детей. Но это отнюдь не значит, что неполные семьи или неблагоприятные условия в семье, только положительно влияют на развитие креативной личности. Именно это подтверждает Е.В. Алфеева в своих исследованиях, указывая на необходимость гармоничных отношений для развития креативности. Существует также синтетическая точка зрения о врожденности/приобретенности креативных способностей. Примером тому служат исследования Ю. Б. Гиппенрейтера, который определил, что «факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действия последнего». Анализ фактов семейных отношений позволил российскому психологу В.Н. Дружинину сделать вывод: «семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка».
Заключение
В данной работе была изучена возможность дистанционного обучения в развитии творческой личности. Для этого были рассмотрены понятия творчества, творческой деятельности, рассмотрен творческий процесс, а также особенности творческих личностей. Говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы, пр. Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов. Не следует отождествлять дистанционную форму с заочной формой обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и в большинстве своем на компакт-дисках, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования. Факторы и примеры приведенных выше показывают необходимость создания и расширения дистанционной формы обучения в России и ее регионах. Это необходимо для развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества. Огромное количество фактов, примеров приведенных выше показывают необходимость создания и расширения ДО в России и ее регионах, как неотъемлемый фактор развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества. В данной работе я рассмотрела ДО с педагогической и, кроме того, с технической точек зрения и убедилась в важности решения данной проблемы. В изучении данного вопроса я отталкивалась от того, что ДО в первую очередь интересует внутренний мир личности, а не сам процесс создания нового. Я выяснила, что понятие творчества не однозначно и имеет множество толкований в зависимости от того, с какой позиции рассматривать этот процесс. Дистанционное образование открывает доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения с применением концептуального и математического моделирования явлений и процессов. Описание структуры творчества рассмотрено с разных позиций, опираясь на трех авторов, занимавшихся этой проблемой. Однако все они имеют сходную точку зрения. Рассмотрела такие понятия как «индивид» и «личность», организационно-методические модели дистанционного обучения (ДО), их свойства, выявила различия и подчеркнули их взаимосвязь, заключающуюся в том, что личность – это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Творческая личность была рассмотрена через структуру эмоций и мотивации, где мы выяснили, что гениальные люди болезненно чувствительны, эмоциональны, обладают богатым воображением. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты. Date: 2015-07-25; view: 1206; Нарушение авторских прав |