Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Pазвитиe и условия гражданского воспитания сегодня





На сегодняшний день, процесс изучения гражданского воспитания и образования в условиях современных реалий является актуальным вопросом. Итак, нынешнее гражданское воспитание располагает такими тенденциями как:

- Свободный, демократический жизненный уклад во многих школах, где преподается систематическое гражданское образование.

- Возрождение элементов трудового воспитания в некоторых школах, основанное на позитивных примерах прошлых эпох, создание различных сетей общественно-молодежных организаций.

Эти тенденции именуются «прогнозными». Также ныне популярна тенденция воссоздания разного рода системы профессионально-технического образования, увеличения количества колледжей и лицеев. Опираясь на далекий опыт еще Российской империи, некоторые учреждения прибегают к созданию особых классов, в которых учат работать с разными инструментами определенной технической дисциплины.

«В принципе, школа устроена таким образом, что она никак не может формировать опыт нормального, правового, демократического поведения. В школах есть аллергия на самоуправление, ибо опыта демократического поведения нет не только у детей, но и учителей» - высказывается А.Н Тубельской, российский деятель образования и кандидат педагогических наук.

В общем, ситуация такова, что без демократизации самой школьной жизни как таковой невозможен какой-либо последующий прогресс, связанный с созданием гражданского воспитания, которое само по себе базируется и основывается на демократии. Что представляет из себя демократический уклад школьной жизни? Основные элементы такого уклада это идея прав личности, как главного приоритета, участие членов школьных коллективов в управлении школами, создание благоприятной почвы, для создания гражданской деятельности учащихся не только в рамках учебного процесса, но и вне его, перевоплощение типичного образа школ в некие открытые сообщества, которые обладают всеобщей открытостью, создание среды самосовершенствования, взаимоуважения, диалога, совещания групп, здоровую конкуренцию научных школьных объединений, обсуждение работы коллектива в открытом режиме и.т.д.

Для здорового и адекватного самоопределения среди молодых учащихся обязательно следует создавать благоприятную среду для их развития, предусматривая все предыдущие названные элементы, это по сути и является важной задачей школ. Для того, чтобы в условиях образования воспитывался законопослушный, самостоятельно мыслящий гражданин патриот. Такое воспитание и его эффективность, конечно же, зависит от технологий педагогики, используемых преподавателями в образовательном процессе.

 

 

4. Используемые модели гражданского воспитания.

Итак, модели гражданского воспитания должны начинать свое развитие непосредственно в рамках самой системы школьного воспитания, и иметь особое место и значение во время непрерывно происходящих демократических преобразований в российском обществе, роста потребности в правовой культуре и участии самих граждан в управлении своей же страной. Все это является вполне обычными «атрибутами», характерными для большинства современных стран цивилизованного мира, причем не только западного, как обычно привычно считать.

Следовательно, в таком государстве выпускники школ за время своего обучения в них должны овладевать достаточным количеством знаний и информации об общественных институтах государства, правах человека, происходящих мировых событиях. Молодые люди должны по окончанию своего среднего образования уже абсолютно комфортно ощущать себя в пространстве демократического правового поля, критически мыслить, анализировать, выводить нечто новое, служить не просто созерцателями всего происходящего, но еще и творцами этого самого происходящего. Научиться приобщаться к ценностям современного общества, находить язык с другими такими же людьми, участвовать в общественной и политической жизни своей страны – все это как раз и является лишь небольшим перечнем задач, возложенных на гражданское воспитание.

 

Гражданское воспитание конечно же будет взаимосвязано с другими направлениями объемного воспитательного процесса, и правовое направление естественно будет входить в их число. Так как прививание правовой культуры и воспитания обеспечивает получение учащимися необходимых знаний и социального опыта, благодаря которым облегчается вопрос приобретения ценностных ориентаций и социальное адаптирование.

Все должно вкладываться в единую воспитательную систему. То есть организация социальной практики и опыта, в педагогической деятельности, должна учитывать с учетом культурных и национальных особенностей. Соответственно давать ребенку возможность развиваться и познавать свою индивидуальность, создавать ответственность по отношению к себе и своим поступкам, и также приобретать и осмыслять личный опыт взаимодействия, кооперации и терпимости в окружающей среде с другими людьми, и конечно же, в школе.

Сама по себе воспитательная система представляет собой систему педагогическую. Это так, ведь её функционирование взаимосвязано с рядом педагогических задач, их реализации, для решения которых используются разные приемы, методы и формы педагогики. И эффективность воспитательной системы и модели гражданского воспитания, можно наблюдать только исходя из результатов этих решений воспитательных задач.

Школьная воспитательная система – ценностно-ориентированная. В концепции воспитательной системы образовались группы ценностей, которые выделились из школьных традиций и опыта работы, но и определяют саму суть школьного гражданского воспитания.

Вообще воспитательная система обладает множеством отношений и связей с окружающей как природной, так и социальной средой, обеспечивающие развитие системы.

Каковы задачи гражданского воспитания? Конкретно их можно перечислить. Это создание устойчивых и глубоких представлений об обществе и мире в целом, государстве, социальных отношений, связей. Развитие критического мышления, способность мыслить самостоятельно в вопросах гражданского сознания. Обучать демократическим навыкам государственного управления, общественного контроля за всем, что происходит в стране. Способствовать развитию собственного мнения, не обязательно именно о гражданских сущностях, но и вообще как такового, равно как и чувства собственного достоинства.
Также гражданское воспитание может действительно способствовать и развитию лидерских качеств личности, так как воспитывая у молодежи чувство ответственности как обязательным качеством гражданина, то несомненно эти установки могут играть важную роль и в других вопросах. В то же время воспитывается и подчинение. Имеется в виду подчинение более компетентным представителям в каком-либо вопросе какой-нибудь сферы деятельности.

Безусловно гражданское воспитание создает условия для формирования правового самосознания молодежи, содействует развитию моделей поведения, качеств и навыков, которые в свою очередь способствуют умению отстаивать и реализовывать выбранную систему ценностей.

Эта задача тем более важна, потому что лишь при этих условиях можно создать подлинно гражданское общество, способное не только осознанно избирать власть, но и грамотно ее контролировать, эффективно влиять на принимаемые этой властью решения.

На данный момент можно заметить, что государственная власть в Российской Федерации все-таки пытается встать на путь изменения гражданского воспитания, и вообще уделяет (а может и просто делает вид) все больше внимания этому, особенно если речь идет о школьном образовании. В доказательства можно привести несколько цитат российского президента Путина на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодёжи в Краснодаре в 2012-м году:

«Нельзя создать здоровое общество, благополучную страну, руководствуясь принципом «каждый – сам за себя», следуя примитивным инстинктам нетерпимости, эгоизма и иждивенчества».

«Справедливо говорят, что настоящий патриотизм – это образованный патриотизм. Настоящий патриот тот, кто знает, как и чем он может служить своему Отечеству. (...) Поэтому так важен вопрос о будущем нашей образовательной системы, о её чистоте, честности и современности, не только об образовательной, но и воспитательной компоненте системы просвещения. (...) Вернуть безусловную ценность качеству образования, убрать всё то, что искажает мотивацию к настоящей учёбе, подрывает веру в ценность знаний, в талант, в справедливость, в способность образования служить базовым социальным лифтом – это необходимое условие для нашего национального развития, а значит, важнейший приоритет современных усилий государства и общества."

 

И это вполне понятно, что правительство заинтересовано в создании эффективной системы, обеспечивающей полагающееся всем гражданское воспитание, так как со всеми плюсами, которые включает это воспитание (совершенствовании личностных качеств, знанию прав и свобод, жизни в обществе и.т.п) оно также служит средством формирования политически более лояльного к современной власти общества, хотя конечно же, лояльность граждан, особенно на сегодняшний день дорогого стоит. Поэтому заинтересованность в качественном гражданском воспитании людей должно являться вполне адекватным объектом озабоченности власти.

К тому же, все чаще говорится о воссоздании детских организаций патриотического толка в школах, о проведении уроков, где будут изучать Конституцию России и прививать базовые знания права детям. В условиях, когда по статистике многих социальных опросов цифры читавших Конституцию старшеклассников крайне низок, это несомненно послужит хорошим началом на пути совершенствования гражданского воспитания. Во многих школах это уже нормальная практика, что не может не радовать. Также, с одобрения педагогических коллективов, во многих общеобразовательных учреждениях постепенно внедряют школьное самоуправление, что опять же имело место в советском образовании и являлось вполне успешным ходом. Вовлечение детей в организационный процесс их учебы и жизни может играть наиважнейшую роль в последующем становлении их гражданского сознания, ведь становление личности происходит именно в школьном возрасте, поэтому нужно иметь это ввиду. Такая работа в деле гражданского воспитания должна несомненно обеспечиваться всем необходимыми методическими пособиями, и организовывать её должны школьные работники, обладающие специальной подготовкой. Указывается на необходимость вовлечения детей и подростков в активную общественную жизнь. Похоже что правительство основывается на положительном опыте советского образования, в котором тоже было свойственно акцентировать внимания на патриотическом воспитании молодых граждан. Но если раньше довольно весомую роль играла идеология, которая, так сказать, служила фактором, объединяющим советское население. Сейчас никакой идеологии нет или национальной идее, более того, в конституции наложен запрет на какую-либо государственную или обязательную идеологию, а конкретнее в статье 13:

 

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

 

И несмотря на это, сейчас на процесс гражданского воспитания смотрят уже по-другому. Гражданское воспитание начинает оформляться в самостоятельное направление, которое сочетает в себе общечеловеческие, политиков-правовые, национальные, межнациональные и патриотические аспекты. Явление это само по себе очень трудное и многогранное, являющееся этапом, можно сказать, личности молодого гражданина.

И уже имеются успешные примеры того, как введение новых методов и использование новых приемов, основываясь также на успешном опыте прошлого, дающие повод для некоторого оптимизма и надежды, что наконец российское общество пришло к тому, как реформировать систему гражданского воспитания, тем самым приближая страну еще на один шаг к созданию справедливого гражданского общества и демократического правового государства.

 

 

 


Заключение.

В последнее время актуальность вопроса гражданского воспитания в школах является предметом постоянных споров, обсуждений, выдвижения новых теорий и предложений по решению проблем, которые вызывает отсутствие единства в подходах к воспитанию граждан в школах. В связи с довольно тяжелыми историческими периодами и шокирующими событиями, через которые проходила наша страна становится более-менее понятной причина такой ситуации. Однако, благодаря большему вниманию к проблемам гражданского воспитания, предлагаются все новые решения и выдвигаются новые предложения. Поэтому исследование вопроса этого направления является актуальным.

 

В ходе написания курсовой работы нами были описаны проблемы и актуальность вопроса гражданского воспитания. Также был проведен подробный анализ исторического развития этого направления, который показывает подходы и отношения к воспитанию граждан в прошлом нашего Российского государства.

 

При написании курсового проекта нами была изучена специальная литература, включающая в себя статьи и учебники по педагогике и теории обучения, юридические документы, нормативно-правовые акты, научные статьи из сети «интернет», описаны теоретические аспекты и раскрыты ключевые понятия исследования.

 

 

Литература

1. Воспитание гражданина в советской школе. /Под ред. Г.Н. Филонова. − М.: Педагогика, 1990.

2. Боголюбов Л.Н. (руководитель), Кинкулъкин А.Т., Иванова Л.Ф., Кишенкова О.В., Виноградова Н.Ф., Козленко С.И., Алексашкипа Л.Л., Летрова Н.Н., Вяземский Е.Е. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003, № 9.

3. Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях (Историко-педагогические аспекты): Дис.д-ра пед.наук. - М., 2002.

4. Молодцова, И.В. Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка // Преподавание истории в школе. - Москва, 2007. –№ 1.

5. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях // Материалы Всероссийской конф. - М.: Университет, 2001. - С.97-100.

6. Кузнецова Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: Цели, ценности, эффективность: Монография. − М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005.

7. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. -2002. - №4.

8. http://www.constitution.ru/ - Конституция Российской Федерации.

9. Сайты-педагогов.рф – Проект Всероссийского педагогического интернет-портала Методкабинет.рф

 

Date: 2015-07-25; view: 472; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию