Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюджетная система как основное звено финансовой системы





 

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

Бюджет как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народного хозяйства и предназначенных для обслуживания общественных потребностей.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

Структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой представлены в таблице 1 (стр. 43).

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Необходимость формирования централизованных фондов (госбюджета) обусловлена, прежде всего, потребностями, возникающими у государства в связи с выполнением своих экономических, политических, национальных, экологических, внешнеэкономических и других функций. Финансовые отношения, возникающие у государства с предприятиями, учреждениями и населением в целом называются бюджетными. Им присущ объективный характер, т. к. исторически и логически финансовые средства всегда формируются в руках государства для выполнения своих непосредственных функций – обеспечения существования государства.

Бюджетные отношения – это производственные отношения, поэтому они являются элементом базиса общества. В любом случае они выражают отношения конкретных групп и слоев населения, и здесь бюджет представляет собой философию и идеологию общественного развития. Являясь частью финансовых отношений, бюджет имеет те же характеристики, что и финансы в целом, но в то же время характеризуется определёнными особенностями:

– бюджет является особой формой перераспределительных отношений, связанных с обособленной частью национального дохода в руках государства;

– посредством бюджета осуществляется перераспределение НД на всех уровнях народного хозяйства и по всем сферам экономики;

– область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов.

Как экономическая категория бюджет связан со многими другими категориями, среди которых можно выделить два уровня:

1) валовой общественный продукт (ВОП), совокупный общественный продукт (СОП), НД – бюджет служит средством перераспределения этих категорий;

2) финансы, прибыль, налоги, кредит, заработная плата, материальное стимулирование и др. – бюджет служит результатом распределения этих категорий по отраслям производства, сферам деятельности и т. д.

Сущность госбюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную, контрольную и функцию по обеспечению существования государства

Благодаря распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потребностей. Распределение и перераспределение денежных средств происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения, внутри слоев населения, между некоторыми видами услуг. В результате распределения и перераспределения осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов – государственных и местных бюджетов, фондов соцстрахования, пенсионного обеспечения, соцзащиты, занятости населения, Чернобыльского и инновационного фондов. Посредством бюджета государство воздействует не только на перераспределение НД, но и на его производство; накопление денежных средств; сферу потребления; процессы демонополизации экономики и обобществления производства.

Существенно, что содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых средств между различными подразделениями общественного производства и слоями населения.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет через формирование и использование денежных средств государства отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизацией других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируется эффективность их использования, их соответствие целевому назначению. Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением СОП и НД, за пропорциями, складывающимися в процессе перераспределения НД.

Функция обеспечения существования государства ставит своей задачей создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата управления страной, президентской власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных органов, налоговой службы.

Важное значение имеет осуществление внешнеэкономической деятельности: содержание бюджета дипломатических представительств за рубежом, взносы в международные организации, членом которых является страна.

Под госбюджетом как финансовым планом понимается бюджетный план движения централизуемой части СОП. Это есть результат практического использования объективных экономических отношений, возникающих в обществе.

Государственный бюджет – это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

Госбюджет – это особая форма государственного плана, имеющего силу закона и устанавливаемого для народного хозяйства в целом, для всех структурных подразделений общественного производства бюджетного взаимоотношения по ассигнованиям из бюджета и платежам в бюджет на основе заданий и мероприятий Госплана экономического и социального развития страны. Госбюджет входит в общую систему финансовых планов страны.

Рассматривая бюджет как основной финансовый план, следует отметить, что в нем представлены все атрибуты финансового плана: денежные поступления или доходы (формирование фондов денежных средств) по конкретным источникам поступлений; денежные расходы (использование фондов денежных средств) по конкретным направлениям и мероприятиям; соизмерение денежных доходов и расходов на основе балансовых расчетов.

Составление и исполнение финансовых планов во всей их совокупности определяют содержание финансового планирования, а формирование исполнения госбюджета – содержание бюджетного планирования. Они являются неотъемлемой составной частью государственного планирования и базируются на общих принципах, задачах и целях хозяйствования в условиях рыночной экономики. В условиях рыночного ведения хозяйства основными задачами финансового планирования является:

1) установление оптимальных пропорций между централизованными и децентрализованными финансами;

2) определение объемов и источников финансовых ресурсов в разрезе отраслей, отдельных предприятий и объединений;

3) рациональное распределение финансовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферой, отраслями экономики, экономическими регионами страны;

4) стимулирование наиболее эффективного использования денежных средств;

5) концентрация финансовых ресурсов на наиболее важных направлениях экономического развития.

Бюджетная система – это система основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов и звеньев бюджета страны. Бюджетная система регулируется рядом законов. И в каждой стране законы разные.

Под бюджетным устройством понимается организация и принципы построения бюджетной системы, функционирующей на основе действующего бюджетного права; структура бюджетной системы; взаимоотношения между отдельными звеньями бюджетной системы.

 


3. Финансовая система Украины. Её особенности и актуальные проблемы

Date: 2015-07-25; view: 1018; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию