Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Москва -2011





Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учереждение высшего

Профессионального образования

Всероссийский Заочный Финансово-Экономический

Инстит

 

Кафедра Философии и социологии

Факультет Менеджмента и маркетинга

 

 

Контрольная работа №1

по дисциплине Культура речи и деловое общение

Вариант № 24

Студент:Шабанова Нина Сергеевна

Курс: 1 № группы: 1Б-МН104

Личное дело №: 11млб00114

Преподаватель: Подвойская Любовь Тимофеевна

Москва -2011

Тема 24. Стресс и его природа.

Введение

1.Понятие «стресс» и его виды

2.Каковы способы предупреждения и управления стрессом.

3.Соотнесите понятия и их определения:

а) аффект;

б) стресс;

в) фрустрация;

г) депрессия;

1) состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии;

2) состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности;

3) эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд;

4) кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.

 

 

Введение.

 

 

Избежать конфликтов в сфере делового общения практически невозможно.Обязательный спутник почти любого конфликта- стресс. Его неприятные признаки (повышенная возбудимость,невозможность сосредоточиться,чувство бнзпричинной усталости и пр.) проявляются мгновенно и видны,что называется,невооруженным глазом."Не нервничайте","расслабьтесь"-советуют нам окружающие.Да мы бы и рады не нервничать,только вот по большей части не получается.Стрессовая Ситуация захватывает на и не отпускает:неприятные мысли "сами лезут"в голову,сами собой с уст срываются резкие слова...Так ведь и до серьезного заболевания недалеко.Можно ли с этим что нибудь поделать?Можно,но только при трех непременных условиях: внятном понимании природы стресса и стадий его развития;отчетливом представдении о границах возможного воздействоя на протекание стрессовой ситуации;готовности к активным усилиям по достижению стрессоустойчивости.О том,как выполнить эти условия,описанно в данной работе.

 

 

Задание № 1: Понятие «стресс» и его виды.

 

Понятие “стресс” уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, однако, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значение. Стресс - это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении оказывается, что он просто необходим - поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности. Автор теории стресса - Ганс Селье (H. Sеlуе) считал, что стресс– это “неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование”. Т.е. стресс это универсальная реакция нашего мозга и тела, которая помогает преодолевать любые препятствия: болезни, выпускные экзамены, решающая подача в теннисном матче или важное деловое интервью. Требования и изменения, порождающие стресс, открывают две возможности для человека: 1) адаптации к новым условиям жизни; 2). Потенциально опасным для человека может быть слишком продолжительный стресс или комбинация стрессогенных факторов (“стрессоров”;Стрессоры — внешние или внутренние воздействия, приводящие к возникновению стрессовых состояний.), затрудняющих или делающих невозможным приспособление к требованиям ситуации. Перечень стрессоров разнообразен: от простых, таких как температура, шум, газовый состав атмосферы, токсические вещества и др., до сложных психологических и социальных факторов: риск, опасность, дефицит времени, новизна и неожиданность ситуации, повышенная значимость деятельности.

 

Описывая стрессовый процесс Селье выделил три фазы:

1) Реакция тревоги - наступает непосредственно за воздействием какого-либо стрессора и выражается в напряжении и резком снижении сопротивляемости организма.

2)Фаза сопротивления, характеризующаяся мобилизацией ресурсов организма для преодоления стрессовой ситуации.

3)Фаза истощения, которой соответствует стойкое снижение ресурсов организма. Она наступает в том случае, если стрессор продолжает воздействовать в течение достаточного периода времени.

Продолжительные стрессы социальной жизни - это удел многих в нашем сложном современном мире. Основными источниками стресса могут служить неудовлетворенность делами на работе, попытки удовлетворить семейные потребности, финансовые проблемы, постоянная нехватка времени (недостаточное количество свободного времени для семьи и друзей) и т.д. Когда мы чувствуем, что вещи ускользают из-под нашего контроля, стрессоры постоянно накапливаются, и мы больше не в состоянии справляться со ситуацией, тогда это состояние называют дистрессом. Человек становится вспыльчивыми и испытывает напряжение в ситуациях обыденной жизни как, например, автомобильная пробка или не слишком быстрое обслуживание в магазине. Иногда, мы “взрываемся” от самых простых вещей. Частые выбросы стрессовых гормонов заставляют нас раздражаться в тех ситуациях, которые избежать просто невозможно. В конце концов, какая разница с какой силой вы будете сжимать руль своей машины, все равно вы будете столько же времени находиться в пробке. Подобная неспособность справиться со стрессом может привести к истощению, которое принимает форму нервного срыва, а иногда даже приводит к психическому заболеванию (хронической усталости, депрессии, общему чувству раздражительности) или психосоматическому расстройству.

 

Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всего индивидуальными особенностями личности. Условно выделяют два типа людей: А – подверженных стрессу, Б – устойчивых к стрессу лиц. У представителей типа А чаще наблюдается выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной активности. Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте. Тип Б - это люди легко относящиеся к жизни, спокойные, не делающие трагедий из кризисных ситуаций. Как и все попытки разделить людей на две категории, деление на тип А и Б - нереально. Мы все имеем черты этих двух типов в той или иной степени.

Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

 

Задание № 2:Каковы способы предупреждения и управления стрессом.

 

1.причины и источники стресса.

 

Перечень причин стрессов необъятен.В качестве стрессоров могут выступать и международные конфликты,и нестабильность политической обстановки в стране,и социально-экономические кризисы.

·организационные факторы

Значительная часть провоцирующих стресс факторов мвязана с выполнением наших профессиональных обязанностей.Авторы популярного пособия по основам менеджмента выделяют организационные факторы,способные вызвать стресс (1):

-перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;

-конфликт ролей(возникает,если работнику предъявляют противоречивые требования);

-неинтересная работа(обследование 2000 рабочих-мужчин 23 проффесий показало,что те,кто имеет более интересную работу,проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям,чем занимающийся неинтересной для них работой);

-плохие физические условия(шум,холод и т.д.);

-неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью.

· организационно-личностные факторы

Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными,поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности.Немецкие психологи В.Зигерт и Л.Ланг выделяют несколько типичных "страхов" работников (2):

-страх не справиться с работой;

-страх допустить ошибку;

-страх быть обойденным другими;

-страх потерять работу;

-страх потерять собственное Я.

· организационно-производственные факторы

Стрессогенны также и неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе,неразрешенные конфликты,отсутствие социально поддержки и т.д.

К этому "букету" стрессоров организационно-производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека,доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций.Неблагополучие в семье,проблемы со здоровьем,"кризис среднего возраста" и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

 

Таким образом,причины стрессов особого секрета не составляют.Проблема же заключается в тов,как профилактировать стресс,воздействуя на причины,его вызывающие.Основное правило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события,на которые мы можем как то повлиять,от тех,что явно не в нашей власти.

 

2.Профилактика стрессов в деловом общении.

 

Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов,порожденных различными производственными ситуациями.При этом в любом случае оказывается затронутой "вертикаль" деловых отношений:руководитель -подчиненный.Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники,руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта.Поэтому рекомендации по профилактике стрессов,формулируемые управленческой психологией,развернуты как бы на два "фронта":руководителям,в чьи обязанности входит снижать уровень стресса у сотркдников,и подчиненным,которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.

· Антистрессовое руководство

Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе,не снижая при этом производительности, руководитель,должен прислушаться к следующим рекомендациям:

-Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников.Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий-важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.

-Не пренебрегайте "бюрократией",т.е. четким определением функций,пономочий и пределов ответственности работников.Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.

-Не раздражайтесь,если работник отказывается от полученного задания,лучше обсудите с ним основательность отказа.

-Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным.

-Используйте стиль руководства,соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностями состава сотрудников.

-При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства,в которых действовал человек,а не его личные качества.

-Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы,уступки,извинения.

-Запретите себе использывать сарказм,иронию,юмор,направленный на подчиненного.

-Если возникла необходимость кого-то покритиковать,неупускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.

-Переодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов.Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников,возможности их эмоциональной разрядки и т. д.

Выполнение этих несложных рекомендаций позволит существенно снизить уровень стресса в коллективе.

· Антистрессовое подчинение

Одновременно в тех же целях шаг на встречу начальникам предлагается сделать и подчиненным.Людям,страдающим от стрессов на работе,обычно предлагают примерно такой перечень методов минимизации стрессов.

-Если вас не устраивают организационные факторы,тщательно проанализируйте,насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров (т.е. для начала выясните,есть ли за что бороться)

-Обсудите ваши проблемы с коллегами,с руководством.

-Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем.

-Если вы чувствуете,что объем поручаемой работы явно превышает ваши возможности,найдите в себе силы сказать "нет".Позаботьтесь при этом о взвешанном и тщательном обосновании своего отказа.

-Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.

-Если возникает производственный "конфликт ролей ", то есть заведомая противоречивость предъявляемых требований,не доводите дело до печального финала,когда придется оправдываться о невыполнении того или иного задания.Ставте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу,фокусируя внимание руководства натом что в итоге пострадает дело,а не вы лично.

-При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отдыха.

-Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции,но в общественно-приемлимых формах.

-Неудачи в работе редко бывают фатальными.Набираться опыта насобственных ошибках -ваше естественное право (хоть и не записанное в Конституции)

-Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения.

 

Среди подобных рекомендаций по снижению уровня стрессов,формулируемых современной управленческо-психологической мыслью,встречаются и довольно неожаданные,идущие в разрез с общепринятыми представлениями.Так,например,широко распространено убеждение,что достаточно надежной зажиты от стрессов,получаемых на работе,служит крепкая семья,"прочный тыл",в которой атакуемый служебными стрессами работник находит утешение и поддержку.Однако все не так просто.Американские исследователи Сьюзан У. Кобаса и Марк К.Пьюсетти,обследовавшие около двух сотен работников среднего управленческого звена и выше в одной из крупных компаний,зафиксировали странный феномен.Оказалось,что работники,которые воспринимали свои семьи как самую большую поддержку,имели самый высокий уровень заболеаний,связанных со стрессом.Этот факт подтверждается даже в отношении тех,кто располагал таким социальным активом,как большая зароботная плата или высокая должность(3).Суть данной ситуации была истолкованна так,что семьи работников оказывают им несколько не ту поддержку,которая требуется для преодоления стрессов на работе.В то время как производственная ситуация треюует от них,скажем,дисциплины или мобилизации всех сил,семья может поддерживать не самые уместные в такой момент качества -обиды на коллег и руководство,жалость к себе,перекладывание вины на других или на обстоятельства и т.д.Вывод:не всякая поддержка семьи может служить надежным убежищем от стресса.

 

Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрессов в рабочих группах поневоле носят достаточно общий характер. Конкретная же стрессовая ситуация всегда уникальна.Кроме того,наша восприимчивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона,то есть от того,на сколько мы успешно можем выходить из стрессовых ситуаций,порождаемых общесоциальными факторами.В сущности,профессиональные стрессы -это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов.Они,конечно,имеют свою спицифику.Но физиологическая -то природа стрессов одна и та же.Поэтому человек,закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей,очевидно,должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями.

 

Задание № 3: Соотнесите понятия и их определения:

 

а) аффект-кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.

Аффект характеризуется высокой степенью эмоциональных переживаний, которая приводит к мобилизации физических и психологических ресурсов человека. В практике достаточно часто встречаются случаи, когда физически слабые люди в состоянии сильного душевного волнения совершают действия, которые не смогли бы совершить в спокойной обстановке. Например, наносят большое количество смертельных повреждений или одним ударом высаживают дубовую дверь. Еще одним из проявлений аффекта является частичная утрата памяти, которая характеризует не каждую аффективную реакцию. В некоторых случаях субъект не помнит событий, предшествующих аффекту, и событий, произошедших во время последнего.

б)стресс -состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии;

 

Например,рассмотрим ситуацию производственного "конфликта ролей".Руководство поручило вам составить ваный отчет,но и не сняли обязанности отвечать на беспрестанные телефонные звоники клиентов.В тако случае не стоит срываться на кооллег и руководство.Поднимите проблему несовместимости порученных вам дел,основательно аргументируя свой отказ.

в) фрустрация-эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением;

Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

Например, при выполнении какой-либо деятельности человек терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные эмоции — огорчение, недовольство собой. Если в такой ситуации окружающие люди поддержат, помогут исправить ошибки, пережитые эмоции останутся лишь эпизодом в жизни человека. Если неудачи повторяются, и значимые люди при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у этого человека обычно развивается эмоциональное состояние фрустрации.

г) депрессия-состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности;

Наиболее распространенными симптомами депрессии являются следующие: у человека пропадает вкус к жизни, способность испытывать удовольствие; появляются суицидальные мысли, возникает чувство печали и отчаяния, невозможность действовать. Наблюдаются изменения в привычках еды и сна (или слишком много или, наоборот, слишком мало). Человек чувствует себя раздраженным, одиноким, усталым, ничтожным, никому не нужным, в любой момент может расплакаться без всякой причины. Очень остро проявляется негативное отношение к близким, мысли крутятся вокруг тем жизненных неудач и разочарований. Главным субъективным признаком депрессии является сниженное настроение: мир кажется серым и пустым, а собственная жизнь несчастной.

Причины: Стрессовые ситуации разного рода: потеря близкого человека, увольнение с работы, ссоры и конфликты, природные катаклизмы и т.п.

 

 

Заключение:

 

Стресс всегда присутствует в жизни человека, хотим мы этого или нет. Это понятие уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, но, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значении. Стресс - это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении, оказалось, что он просто необходим - поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности. Ведь именно под воздействием стресса организм приспосабливается к различным факторам окружающей среды. Любая деятельность не может быть осуществлена без какого-то уровня стресса. Как утверждает Г. Селье, полное отсутствие стресса может означать только смерть.

 

Список литературы.

 

Психология и этика делового общения:учебник для студентов вузов /Под.ред. В.Н.Лавриненко.-5 -е изд.,перераб.и доп. -М.:ЮНИТИ-ДАНА,2008.- 415 с.-(Серия "Золотой фонд российских учебников").

Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции.-СПб.:Питер,2007.

Рагулина А.В.,к.ю.н.,преподаватель московской Государственной юридической академии,статья

Селье Г.Стресс не приносит горя М.1992

Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме М. 1960

Головин С.Ю. Словарь психолога практика.2-е изд.,Минск 2009.

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.glossary.ru/

Ссылки:

(1)См.:Мескон М.,Альберт М.,Хедоури Ф.Указ.соч.С.546-547

(2) Зигерт В.,Ланг Л. Указ.соч.С. 238-239

(3)См.:Мескон.,Альберт М.,Хедоури Ф.Указ. соч. С. 550.

 

Date: 2015-07-25; view: 696; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию