Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Какой бывает память
По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делится на произвольную и непроизвольную. Непроизвольная память возникает тогда, когда запоминание происходит как бы само собой в процессе какой‑либо деятельности или работы над информацией. Она хорошо развита у детей, однако с возрастом ослабевает и уступает место произвольной памяти. Произвольная память характеризуется целенаправленным запоминанием, причем, как правило, для этого используются специальные приемы. Ее эффективность зависит от многих факторов, главными среди которых являются цели запоминания и приемы заучивания. Цель запоминания заключается в том, насколько прочно, то есть на какой период времени человек хочет запомнить ту или иную информацию. Если цель – выучить спряжение латинских глаголов для сдачи зачета, после него многое быстро забудется. Если то же спряжение необходимо выучить, чтобы преподавать его в процессе своей профессиональной деятельности, информация закрепится надолго. Приемы заучивания могут быть самыми разными, но все это разнообразие сводится к 4 основным группам. 1. Механическое повторение объединяет приемы, заключающиеся в многократном дословном повторении материала без его осмысления. При этом человек вынужден тратить большое количество сил, процесс запоминания требует много времени, а коэффициент полезного действия очень низкий. 2. Логический пересказ включает логическую (или смысловую) память, в основе которой лежит установление в запоминаемом материале смысловых связей. Основными элементами являются логическое осмысление материала, систематизация, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами. Логическая память гораздо эффективнее механической, поскольку она позволяет запомнить в 20 раз больше информации, чем механическая. 3. Образные приемы заставляют работать образную память, они заключаются в переводе информации в образы, графики, схемы, картинки. В зависимости от образа этот вид памяти может быть зрительным, слуховым, моторно‑двигательным, вкусовым, осязательным, обонятельным или эмоциональным. 4. Мнемотехнические приемы объединяют самые различные приемы для облегчения запоминания, основанные на образовании искусственных ассоциаций. Существует еще одна классификация видов памяти, основанная на времени запоминания материала. С этой точки зрения память может быть кратковременной, долговременной, оперативной и промежуточной. Всякая информация, воспринимаемая человеком, сначала попадает в кратковременную память. При условии однократного предъявления эта информация может храниться очень короткое время, в среднем 5–7 минут, а затем она забывается. Если ту же информацию повторить 1–2 раза, она может перейти в долговременную память. Объем воспринимаемых в этом случае данных невелик, в среднем он соответствует формуле 7 ± 2. Это значит, что с одного раза человек запоминает от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, отрезков информации. Долговременная память отвечает за длительное хранение информации. Она делится на два типа: с сознательным доступом и закрытую. Долговременная память с сознательным доступом позволяет человеку по желанию вспоминать хранящуюся у него в мозгу ту или иную информацию. При закрытом типе долговременной памяти человек, если он находится в естественных условиях, не может вспомнить нужную ему информацию. И только под действием гипноза, когда раздражаются нужные участки мозга, она становится открытой, актуализируясь в образах и переживаниях. Оперативная память возникает в процессе выполнения какого‑либо вида деятельности. Она делает возможной саму эту деятельность, благодаря информации, поступающей и из кратковременной, и из долговременной памяти. Промежуточная память хранит информацию, накопленную в течение дня или нескольких часов. Ночью же во время сна она очищается, а хранящиеся в ней данные переводятся в долговременную память. Таким образом, утром, после того как человек пробудился, она опять готова к приему новой информации. Вот почему полноценный ночной сон так важен для бесперебойной работы механизма памяти. Для того чтобы промежуточная память успевала очиститься, человек должен спать не менее 3 часов. В противном случае происходит нарушение его мыслительной деятельности. Невыспавшийся человек испытывает затруднения при выполнении арифметических действий, его внимание рассеивается, объем кратковременной памяти уменьшается, речь становится затрудненной, а действия – нескоординированными. Еще одна классификация видов памяти основана на преобладании того или иного анализатора в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала. На основании этого разделения можно говорить о двигательной, зрительной, слуховой, словесно‑логической и других видах памяти. Двигательная память отвечает за запоминание, сохранение и точное воспроизведение разнообразных движений. Благодаря ей происходит формирование двигательных умений и навыков человека. Особенно важен этот вид памяти для спортсменов, а также людей, чьи профессии связаны с выполнением сложных форм движений. Зрительная память – это способность человека сохранять и воспроизводить различные образы. Она хорошо развита у людей с эйдетическим восприятием, то есть тех, кто в течение довольно длительного времени способен «видеть» отсутствующую в реальном зрительном поле картину или предмет. Хорошей зрительной памятью обладают люди творческих профессий: художники, дизайнеры, хореографы, а также конструкторы, сотрудники уголовного розыска и т. д. Она тесно связана с воображением: то, что человек может себе представить в зрительных образах, легче запоминается и воспроизводится. Люди с хорошей слуховой памятью быстро запоминают и точно воспроизводят самые разнообразные звуки: слова, музыкальные фразы, природные шумы и т. д. Особенно важен этот вид памяти для музыкантов, певцов, пародистов, настройщиков музыкальных инструментов, людей, изучающих иностранные языки и др. Словесно‑логическая память позволяет человеку быстро и точно запоминать смысл событий или читаемого текста, логику математического или иного другого доказательства и т. п. В дальнейшем он легко воспроизводит эту смысловую или логическую цепочку, даже в том случае, когда детали исходного материала стерлись из его памяти. Так, посмотрев фильм на иностранном языке, человек может воспроизвести логическую последовательность показанных в нем событий, не зная того, что при этом говорили герои картины. Нетрудно догадаться, что таким видом памяти в первую очередь обладают научные работники и преподаватели. Эмоциональная память связана с пережитыми в прошлом эмоциями. В той или иной степени она присутствует во всех видах памяти, но наиболее ярко проявляется в простых человеческих отношениях. Прочность запоминаемого материала напрямую зависит от эмоциональной памяти: чем сильнее переживания, сопровождавшие происходящие события, тем дольше и прочнее они сохранятся в памяти.
Date: 2015-07-24; view: 296; Нарушение авторских прав |