Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метафизика





Философско-педагогическая мысль Аристотеля.

Это извлечения из текстов Аристотеля, которые должны стать предметом размышления.

В произведениях «Метафизика» и «О душе» Аристотель излагает антропологические представления. Если в христианстве человек триедин: «Дух, душа, тело», то у Аристотеля человека роднит с божественным – разум (ум, способность рассуждать), а также он имеет душу и тело.

Близость человека к божественному определяет приоритетность для Аристотеля (и Платона) образа философа, как проявления наивысших способностей человека- способностей к созерцанию и умопостижению.

В то же время, и для Платона и для Аристотеля важнейшей земной ценностью является государство, а человек понимается как человек политический. Природа человека - общественная. В произведении «Никомахова этика» Аристотель предлагает размышление об идеале воспитания, о добродетели как складе души. Он впервые вводит термин этика, выводя его из слова «привычка».

В произведении «Политика» Аристотель показывает пути воспитания.

 

Суждения Аристотеля, как почти всё рожденное в античности, отражают вечные проблемы. Многие из них удивительно злободневны сегодня.

 

Задача – переснять (копировать) текст и написать комментарии с размышлениями о суждениях вызывающих ассоциации. По каждой работе Аристотеля не меньше двух.

 

Метафизика.

 

Бог

«Бог – чистый ум, перводвигатель, т.е. начало, первопричина». «Мысль божества может быть только теоретической направленной на высший смысл».

 

 

Философия

наука божественная, в праве ли человек ей заниматься?.

 

Философ – это человек «удивляющийся». Именно удивление побуждает людей философствовать.

 

«Если,таким образом, начали философствовать то очевидно к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это; а именно: когда оказалось в наличии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для других, точно также и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя. Поэтому и обладание ею можно бы по справедливости считать выше человеческих возможностей. Ибо человеку не подобает искать не соразмерному ему знания. Если поэты говорят правду и если зависть - в природе божества, то естественнее всего ей проявляться в этом случае. Но не может божество быть завистливым. Впрочем и по пословице «лгут много песнопевцы», и не следует считать никакую другую науку более ценимой, чем эта. Эта божественная наука. Бог есть некое начало и такая наука могла быть только или больше всего у Бога».

Обратите внимание: здесь две темы: чистой науки (не технологии) и нового(по сравнению с древними(Гомером) отношением к богам.

 

Вопрос: Почему сегодня люди чем больше имеют, тем меньше философствуют? Не прав был Аристотель?

Бог. « Последователи Гесиода утверждали, что смертными стали все, кто не вкусил нектара и амброзии». Аристотель: «если боги ради удовольствия отведывают нектара и амброзии, то это вовсе не значит, что нектар и амброзия- суть причины их бытия, как могут вечными те, кто нуждается в пище».

Идеи человекоподобия богов не принимаются Аристотелем.

«Начала у преходящего и вечного не могут быть одними и теми же, стало быть природа начала человека и бога различны». «От древних из глубокой старины дошло до потомков предание о том, что светила на небе суть боги и что божественное объемлет всю природу. А всё остальное в придании добавлено в виде мифа для внушения толпе, для соблюдения законов и для выгоды, ибо в нем утверждается, что боги человекоподобны…»

 

«Ум есть способность принимать в себя предмет мысли и сущность, ум и зрение – самое приятное и самое лучшее». Богу присуще умозрение. «Умозрение - самое приятное и самое лучшее»

«Если же богу всегда так хорошо как нам иногда, то это достойно удивления, если же лучше, то это поистине достойно уважения, и именно так прибывает он. И жизнь поистине присуща ему, ибо деятельность ума - это жизнь. А бог есть деятельность; и деятельность его, какова она сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь».

«Бог – есть ум».

«Знание, чувственное восприятие, мнение и размышление, направлены на другое, а на себя лишь мимоходом. Божественное мышление направлено на самое себя».


 

«Имеются три умозрительных учения: математика, учение о природе, учение о божественном. Умозрительные науки предпочтительнее всех остальных, а

первая – философия, которой надлежит исследовать сущее как сущее».

 

Если у Аристотеля все умопостигается, то в христианстве все одухотворяется. Аристотель не пишет о духе, у него есть душа и тело, поэтому тело не одухотворяется как в христианстве, а понимается через деятельность ума, управляется умом, а не духом. Божественное в человеке – есть способность к умопостижению, причем не прагматическому, а сущностному, абстрактному.

«О Душе»

О Душе

«Почему душа уничтожается вместе с плотью? Что погибает в душе, когда душа покидает тело? Что умирает в душе?»

«Мы говорим, что душа скорбит, радуется, дерзает, испытывает страх, гневается, ощущает, размышляет. Всё это кажется движениями. Но сказать, что душа гневается,- это тоже, что сказать – что душа ткет или душа строит дом. Человек делает это душою…»

 

 

Тело с душой соединяет ум.

 

«Что касается ума, то он, будучи некоторой сущностью, появляется, по-видимому, внутри души и не разрушается… Старение происходит не от того, что душа претерпела изменения, а претерпело изменение тело, в котором она находится, подобно тому, как это бывает при опьянении и в болезнях. Размышление, любовь или отвращение – это состояние не ума, а того существа, которое им обладает, поскольку оно им обладает. Вот почему, когда это существо повреждается, оно и не помнит и не любит: ведь память и любовь относились не к уму, а к связи (души и тела), которая исчезла, ум же есть, пожалуй, нечто более божественное и ничему не подверженное».

«Некоторые говорят, что душа имеет части, и одной частью она мыслит, а другой желает, но что же тогда скрепляет душу? Во всяком случае, «От древних из глубокой старины дошло до потомков предание о том, что светила на небе суть боги и что божественное объемлет всю природу. А всё остальное в придании добавлено в виде мифа для внушения толпе, для соблюдения законов и для выгоды, ибо в нем утверждается, что боги человекоподобны…» не тело, скорее наоборот, душа скрепляет тело: ведь когда душа покидает тело, оно распадается и сгнивает. При этом душа неделима, можно растения разделить на части и в каждой рассеченной части есть душа. Начало жизни есть некая душа: ведь она единственно общее свойственное животным и растениям».

 

Энтелехия. «Это сущность (как форма). Душа есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же, как форма есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия тела. Не следует спрашивать, есть ли душа и тела нечто единое? Как не следует это спрашивать относительно воска и отпечатка на нем. Душа есть сущность как форма (логос), подобно тому, как если бы естественным телом было какое-нибудь орудие, например, топор. А именно, сущностью его было бы бытие топором, и оно было бы его душой, и если ее отделить, то топор перестал бы быть топором как таковым. Душой глаза является зрение, зрение и есть сущность глаза, как его форма. Раскалывание для топора и видения для глаза суть энтелехия. Душа и тело составляют живое существо, так же как зрачок и зрение составляет глаз. Мы, прежде всего, живем ощущаем и размышляем – это душа, так что она есть некий смысл и форма а не материя или субстрат.

 

Способности души. Душа растительная – это пища и воспроизведение,

 







Date: 2015-07-24; view: 291; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию