Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 3.Генезис и статус ценностного сознания
Возможные интеракции предков людей в сообществе древнейших гоминид скорее всего управлялись двумя типами отношений: отношением естественного эгоизма, обеспечивающим выживание индивида, - инстинкт самосохранения, и отношением естественного альтруизма, обеспечивающим выживание вида (группы, популяции) б - инстинкт сохранения рода. Ценностное сознание как душевное качество по природе своей благоприобретенно и комплексно, инспирируется, с одной стороны, конденсацией в культуре гуманитарного потенциала, а с другой стороны, упрочением, усиливаемым естественным отбором, альтруистическим добронравием. Вопрос о доле участия наследственности и среды в этом процессе, конечно, должен обсуждаться в количественной плоскости, входя в компетенцию частных наук. Важным здесь является солидность эволюционно-генетического взгляда на формирование ценностного сознания. Гуманитарный этос будем толковать как поле руководящих начал, правил, образцов, эталонов регуляции и инспирации групповой жизни на основе силовых механизмов и волевых решений, которые вытекают из чьих-либо интересов, проводят, отстаивают их, отвечают им. Определенность гуманитарных норм задается диспозициями, санкциями и условиями действий. Диспозиции представляют собой множество предписаний, инструкций рекомендаций, императивов, запретов, вменяющих способ деятельности. Санкции, выполняя в известном смысле репрессивную функцию, обеспечивают осуществимость диспозиций, гарантируют деятельность от неспецифических нежелательных эффектов, способствуют оптимальному режиму самоутверждения, непрерывности, сбалансированности группового опыта. Гуманитарные ценности - институт добровольный, в случае проводящих их санкций правильно вести речь не о принуждении, а о побуждении, самопонуждении, самовменении. Так как последние мотивированы культурогенетически, гуманитарных санкций вне культуры нет: они культуроцентричны. Условия действия фиксируют особенности обстоятельств реализации гуманитарных ценностей, цивильных, правовых, морально-этических норм, разговор о которых правомерно вести с позиций некоей клаузулы. Ценностное сознание как элемент духовности принадлежит психическому, которое должно удовлетворять норме; не существует надлежащей психической, духовной, а с ней и ценностно-гуманитарной среды в состоянии патологии. Гуманитарным нормам присущи следующие черты: · универсальность: гуманитарность проявляется как общечеловеческий, планетарный, вселенский феномен с атрофией групповых, классовых, кружковых привязанностей; · фундаментальность: гуманитарность не одна из ипостасей общественного сознания наряду с другими, а отправная его ипостась. Она - средоточие нравственных абсолютов, ценностный базис; · абсолютность: гуманитарные ценности самодостаточны, не подчинены ничему - ни политике, ни религии, ни науке; · автономность гуманитарные ценности нельзя превращать в политику, политику же нельзя отрывать от гуманитарных ценностей; · «апостериорная априорность»: алогизм предлагаемого сочетания кажущийся. Гуманитарный кодекс возникает из обобщения опыта вершения жизни. Программа гуманитарного генезиса ценностных абсолютов представляется наиболее адекватной. Ценностное сознание не фундируется ни рациональностью - ввиду ее ситуативности, нейтральности разума к широко понятому этизму; ни абстрактным долженствованием - ввиду его бессодержательности, неопределенности; ценностное сознание фундируется гуманитарностью. Почитание ценностей каждым из нас - от органической встроенности в структуру гуманитарных отношений, к которым мы приобщаемся через каналы воспитания. Воспитание решает нашу судьбу, закладывая вектор самовозвышения, нацеливая на единство сознания личности посредством самоуважения. Выводы: В свое время Ф. М. Достоевский рассматривал историю человечества как путь от неосознанного «быть», через осознанное «иметь» к осознанному «быть». Разумеется, здесь нет, да и не может быть никаких гарантий, ибо хитрость Разума и ирония Истории всегда будут спутниками человечества. Наивно было бы в очередной раз уповать на грядущий золотой век. Среди людей всегда будут «правильные» и «неправильные», идущие в стаде и своим, особым путем. Речь не может идти о выведении особой породы «нового человека», который разом преодолеет все несовершенства мира, решит все глобальные проблемы и т. д. Размышляя над современностью и будущим, приходится все чаще вспоминать слова Фауста, сказавшего перед смертью, что жизнь и свободу заслуживает лишь тот, кто «вседневно и ежегодно» живет «трудясь, борясь, опасностью шутя». В этом бесконечном движении рождаются мудрость и радость - вечные спутники философствования.
|