Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Измерение ситуативной тревожности спортсмена
Методика исследования. Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1–20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21–40) тревожность. Обработка и анализ данных Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам: РТ =∑1–∑2 + 35, где ∑1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; ∑2 – сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19,20); ЛТ =∑1–∑2 + 35, где ∑1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ∑2 – сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39. Интерпретация полученных данных. При интерпретации результат тестирования можно оценивать так: до 30 – низкая тревожность; 31–45 – умеренная тревожность; 46 баллов и более – высокая тревожность. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания тренера, спортивного врача и психолога, ибо высокая тревожность предполагает склонность спортсменов к появлению навязчивых мыслей о неудаче в предстоящих соревнованиях. Психологами отмечено, что высокое состояние тревоги у человека в ситуациях предстоящего экзамена вызывает у экзаменуемого мысли о его низкой компетентности и неготовности к экзамену. В этом случае тренеру в работе со спортсменом полезно снизить субъективную значимость соревновательной ситуации и задач предстоящей деятельности, т.е. перенести акцент на осмысление самого процесса его предстоящей соревновательной деятельности и формирование у спортсмена чувства уверенности и успеха на основе принятых вариантов тактических действий на соревнованиях даже в том случае, если соперники сумеют противопоставить спортсмену что-то другое. Это побудит спортсмена думать не о результате соревнованиях, а о своих действиях в соревновании, что оптимизирует уровень его реактивной тревожности (РТ). Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности спортсмена. Но иногда, что следует учитывать в работе со спортсменами, очень низкая тревожность в показателях данного теста является результатом активного сознательного вытеснения личностью испытуемого высокой тревожности с целью показать себя в «лучшем свете» в ситуации тестирования. Этот артефакт диагностической процедуры легко установить, задав испытуемому вопрос: «Если бы вы решали, хотели бы вы перенести данные соревнования на более поздний срок или нет?». В случае ответа: «Нет, не хотел бы!» можно с достаточной обоснованностью считать, что данные по тесту реактивной тревожности (РТ) вполне репрезентативны. Представленную ниже шкалу тревожности можно успешно использовать в целях обучения спортсменов сознательной саморегуляции своих психофункциональных состояний, для тренеров – в целях руководства командой с учетом индивидуального подхода к спортсменам, для спортивных психологов и врачей - в целях психокоррекционной деятельности, а также в исследовательских целях для оценки динамики состояния тревожности спортсменов (например, до занятий аутотренингом и после курса аутотренинга). В последнем случае можно использовать первую половину шкалы (высказывания 1–20) и укороченный вариант шкалы, на заполнение которого уходит всего 10–15с.
Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханин) Фамилия_____________ Дата_____________ Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет». Таблица 15 Бланк для ответов
Окончание таблицы 15
Шкала самооценки Фамилия___________ Дата____________ Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет». Таблица 16 Бланк для ответов
Окончание таблицы 16
Шкала самооценки Фамилия____________ Дата____________ Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет». Таблица 17 Бланк для ответов (укороченный вариант)
Показатель РТ высчитывается по формуле РТ = ∑1–∑2 + 15, где ∑1 – сумма вычеркнутых цифр по пунктам 2,5; ∑2 – сумма попунктам 1,3,4. Величина показателя меняется от 5 до 20. Завершение задания Основной прикладной смысл изучения тревожности у спортсменов состоит в побуждении их к овладению более эффективными методами саморегуляции своих предстартовых состояний. В связи с этим в завершение данного задания полезно выяснить отношение испытуемых к показателям их тревожности и влияние этих показателей на их состояния в соревнованиях. Вопросы для обсуждения 1. Что такое ситуативная и личностная (реактивная) тревожность спортсменов? 2. Перечислите особенности проявления тревожности в различных видах спорта. 3. Выявите гендерные отличия в проявлении тревожности во время соревнований. 4. Определите взаимосвязь тревожности и уровня спортивного мастерства. 5. Охарактеризуйте методы коррекции тревожности у спортсменов.
Список рекомендуемой литературы 1. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб., 2001. 2. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с. 3. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2002. - 99 с. 4. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте: Международный сборник. – М.: Физкультура и спорт, 1983. С. 12–23. Date: 2015-07-24; view: 1643; Нарушение авторских прав |