Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Измерение ситуативной тревожности спортсмена





 

Методика исследования. Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1–20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21–40) тревожность.

Обработка и анализ данных

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

РТ =∑1–∑2 + 35,

где ∑1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; ∑2 – сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19,20);

ЛТ =∑1–∑2 + 35,

где ∑1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ∑2 – сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

Интерпретация полученных данных. При интерпретации результат тестирования можно оценивать так: до 30 – низкая тревожность; 31–45 – умеренная тревожность; 46 баллов и более – высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания тренера, спортивного врача и психолога, ибо высокая тревожность предполагает склонность спортсменов к появлению навязчивых мыслей о неудаче в предстоящих соревнованиях. Психологами отмечено, что высокое состояние тревоги у человека в ситуациях предстоящего экзамена вызывает у экзаменуемого мысли о его низкой компетентности и неготовности к экзамену. В этом случае тренеру в работе со спортсменом полезно снизить субъективную значимость соревновательной ситуации и задач предстоящей деятельности, т.е. перенести акцент на осмысление самого процесса его предстоящей соревновательной деятельности и формирование у спортсмена чувства уверенности и успеха на основе принятых вариантов тактических действий на соревнованиях даже в том случае, если соперники сумеют противопоставить спортсмену что-то другое. Это побудит спортсмена думать не о результате соревнованиях, а о своих действиях в соревновании, что оптимизирует уровень его реактивной тревожности (РТ).

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности спортсмена. Но иногда, что следует учитывать в работе со спортсменами, очень низкая тревожность в показателях данного теста является результатом активного сознательного вытеснения личностью испытуемого высокой тревожности с целью показать себя в «лучшем свете» в ситуации тестирования. Этот артефакт диагностической процедуры легко установить, задав испытуемому вопрос: «Если бы вы решали, хотели бы вы перенести данные соревнования на более поздний срок или нет?». В случае ответа: «Нет, не хотел бы!» можно с достаточной обоснованностью считать, что данные по тесту реактивной тревожности (РТ) вполне репрезентативны.

Представленную ниже шкалу тревожности можно успешно использовать в целях обучения спортсменов сознательной саморегуляции своих психофункциональных состояний, для тренеров – в целях руководства командой с учетом индивидуального подхода к спортсменам, для спортивных психологов и врачей - в целях психокоррекционной деятельности, а также в исследовательских целях для оценки динамики состояния тревожности спортсменов (например, до занятий аутотренингом и после курса аутотренинга). В последнем случае можно использовать первую половину шкалы (высказывания 1–20) и укороченный вариант шкалы, на заполнение которого уходит всего 10–15с.

 

Шкала самооценки

(Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханин)

Фамилия_____________ Дата_____________

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Таблица 15

Бланк для ответов

  Нет, это не так Пожалуй, да Верно Совершенно верно
1. Я спокоен        
2. Мне ничто не угрожает        
3. Я нахожусь в напряжении        
4. Я испытываю сожаление        
5. Я чувствую себя свободно        

Окончание таблицы 15

6. Я расстроен        
7. Меня волнуют возможные неудачи        
8. Я чувствую себя отдохнувшим        
9. Я встревожен        
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения        
11. Я уверен в себе        
12. Я нервничаю        
13. Я не нахожу себе места        
14. Я взвинчен        
15. Я не чувствую скованности, напряженности        
16. Я доволен        
17. Я озабочен        
18. Я слишком возбужден и мне не по себе        
19. Мне радостно        
20. Мне приятно        

 

Шкала самооценки

Фамилия___________ Дата____________

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Таблица 16

Бланк для ответов

  Почти никогда Пожалуй, так Часто Почти всегда
21. Я испытываю удовольствие        
22. Я очень быстро устаю        
23. Я легко могу заплакать        
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие        
25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения        
26. Обычно я чувствую себя бодрым        
27. Я спокоен, хладнокровен и собран        
28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня        
29. Я слишком переживаю из-за пустяков        
30. Я вполне счастлив        
31. Я принимаю все слишком близко к сердцу        
32. Мне не хватает уверенности в себе        

Окончание таблицы 16

33. Обычно я чувствую себя в безопасности        
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей        
35. У меня бывает хандра        
36. Я доволен        
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня        
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть        
39. Я уравновешенный человек        
40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах        

 

Шкала самооценки

Фамилия____________ Дата____________

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Таблица 17

Бланк для ответов (укороченный вариант)

  Нет, это не так Пожалуй, да Верно Совершенно верно
1. Я чувствую себя свободно        
2. Я нервничаю        
3. Я не чувствую скованности        
4. Я доволен        
5.Я озабочен        

Показатель РТ высчитывается по формуле

РТ = ∑1–∑2 + 15,

где ∑1 – сумма вычеркнутых цифр по пунктам 2,5; ∑2 – сумма попунктам 1,3,4. Величина показателя меняется от 5 до 20.

Завершение задания

Основной прикладной смысл изучения тревожности у спортсменов состоит в побуждении их к овладению более эффективными методами саморегуляции своих предстартовых состояний. В связи с этим в завершение данного задания полезно выяснить отношение испытуемых к показателям их тревожности и влияние этих показателей на их состояния в соревнованиях.

Вопросы для обсуждения

1. Что такое ситуативная и личностная (реактивная) тревожность спортсменов?

2. Перечислите особенности проявления тревожности в различных видах спорта.

3. Выявите гендерные отличия в проявлении тревожности во время соревнований.

4. Определите взаимосвязь тревожности и уровня спортивного мастерства.

5. Охарактеризуйте методы коррекции тревожности у спортсменов.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб., 2001.

2. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

3. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2002. - 99 с.

4. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте: Международный сборник. – М.: Физкультура и спорт, 1983. С. 12–23.

Date: 2015-07-24; view: 1586; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию