Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории В

Общие представления о внимании.

Определение В

Критерии, виды, свойства В

Явления невнимания

Теории В

Внимание – избирательная направленность нашей деятельности на объекте действительности и сосредоточенность на нем.

С одной стороны, внимание рассматривается как самостоятельный психический процесс.

С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание - это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.

 

Т.о. сложность в изучении заключается в том, что внимание нигде не выступает как изолированный процесс, оно встроено в протекание других процессов, и поэтому внимание не имеет своего отдельного продукта (например, у памяти - это воспоминание).

 

Критерии внимания:

1.Субъективный. Одни предметы, которые находятся в центре нашего зрительного поля, будут восприниматься нами наиболее отчетливо, другие, находящиеся на периферии зрительного поля, - менее отчетливо. Аналогично и в отношении нашего сознания: то, что составляет смысл нашей деятельности, занимает центр нашего сознания, а то, что в данный момент незначимо, уходит на периферию («боковое поле») сознания. Если представить наше сознание графически, то следует нарисовать два круга (один в другом): большой круг будет называться зоной неясного сознания, а малый круг - зоной ясного и отчетливого сознания, или зоной внимания. Таким образом, внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени.

2.Мнемический: внимание к какому-то объекту приводит к фиксации в памяти.

3.Продуктивный: по качеству деятельности, ее быстроте выполнения, отсутствия ошибок мы судим о внимании на эту деятельность.

4.Внешнедвигательный: поворот головы, фиксация глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания и др.

5.Селективность/избирательность: активно воспринимать, запоминать, анализировать только часть поступающей информации, а также реагировать только на ограниченный круг внешних стимулов.

 

Внимание - направленность и сосредоточенность любой психической деятельности на чем-либо определенном. В свою очередь, под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Под сосредоточенностью подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность.

 

Классификации видов внимания.

1) По объекту направленности: образное/перцептивное (внимание по модальности); исполнительное; эмоциональное/аффективное; словесно-логическое.

2) По наличию/отсутствию цели:

Непроизвольное – нет цели.

а) Вынужденное (ориентировочние рефлексы на внезапные и резкие раздражители, новые и движущиеся раздражители);

б) Невольное – зависит от эмоционального состояния и потребностей;

в) Привычное – связано с устойчивым интерсом.

Произвольное – когда поставлена цель.

а) Волевое – когда надо что-то делать, но это не интересно и есть более предпочитаемые вещи, т.е. борьба мотивов.

б) Выжидательное – когда надо в течении длительного времени ждать появления кого-то события. Чувство напряженности, усилия над собой.

в) Послепроизвольное – возникает из волевого, когда происходит победа мотива «надо» - то, что было неинтересно захватывает, исчезает борьба мотивов и чувство напряжения.

3) По процедуре изучения:

а) Селективное/сфокусированное – изучается в ситуации, когда из множества одновременно воздействующих стимулов и потоков информации человеку надо сосредоточиться на одном. Методы селективного слушания, смотрения и т.д.

б) Распределенное - надо распределять внимание на несколько потоков информации и уметь одновременно делать несколько дел. Метод: двойной задачи.

в) Продолжительное – ситуация, когда в течение длительного времени необходимо быть очень внимательным и бдительным, т.к. должен быть предъявлен очень слабый стимул и его необходимо обнаружить. Метод: слабый сигнал на фоне сильного шума.

 

Свойства внимания.

  1. Направленность на какой-л. объект.
  2. Интенсивность/степень силы - степень ясности и отчетливости содержаний, находящихся в фокусе.
  3. Колебание: непроизвольное изменение степени внимания, наблюдается при восприятии слабых сигналов (то слышите, как идут часы, то нет).
  4. Устойчивость: способность определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.
  5. Концентрация: степень или интенсивность сосредоточенности внимания.
  6. Распределение: способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.
  7. Переключаемость: сознательное и осмысленное перемещение с одного объекта на другой.
  8. Объем внимания: количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно (объем внимания - величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5±2).
  9. Отвлекаемость: непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой, возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.
  10. Гибкость: раскрывают через свойства инерционности (оценивают по времени его отрыва от предшествующего объекта или вида деятельности) и аккомодации (по времени его настройки на новый объект или вид деятельности).

 

Явления невнимания.

1. Рассеянности (антоним понятию «внимание»).

С обственно рассеянность может быть результатом усталости, бессонницы, головной боли, монотонной и однообразной деятельности. Субъект как бы отключен от тех аспектов внешнего окружения, которые могут иметь значение для выполнения каких-либо планов или намерений.

Мнимой рассеянности – негативное следствие глубокой внутренней концентрации. Равнодушие к значимым аспектам ситуации. Различают две ее разновидности - рассеянность поэтическую и профессорскую. О поэтической рассеянности говорят в тех случаях, когда человек находится в состоянии мечтательности или грез наяву. Он погружен, не замечая никого и ничего вокруг, в неконтролируемый поток приятных мыслей и ярких образов. Говоря о профессорской рассеянности, речь идет о максимальной концентрации на одном объекте (научные темы) в ущерб адекватному реагированию на внешние бытовые обстоятельства.

Пример, лауреат Нобелевской премии, математик Д. Гильберт; однажды вечером, накануне прихода гостей, госпожа Гильберт заметила, что супруг надел неподходящий галстук и послала его в спальню, наказав заменить этот галстук на другой. Гильберт пошел и не вернулся. Когда, обеспокоенная долгим отсутствием мужа, она поднялась в спальню, то нашла знаменитого ученого в кровати, раздетого и почти спящего.

Ученическая/студенческая рассеянность (состояние «пустой головы»): низкая концентрация внимания сопровождается стремительным переключением внимания с одного предмета на другой. Старческая: наблюдается при общем снижении уровня функционирования организма. Здесь плохая концентрация сопровождается низкой переключаемостью. Пожилой человек «застревает» на одном объекте на длительное время, но все же не может эффективно осуществить действие с ним.

2. Направленное невнимание. Игнорирование специфических действий, восприятий, чувств, мыслей.

3. Избирательное невнимание в когнитивной и моторной сферах. Привычное невнимание (не чувствуем одежду, не слышим тиканья часов), невнимание к устрашающим мыслям, невнимание из-за неинтересности. В моторной сфере уход внимания характеризует процессы стихийного и специального формирования навыков и умений.

 

Психологические теории внимания.

Теория Вундта. Внимание – одна из характеристик сознания, вернее, свойство части сознания (фокуса). Для разграничения внимания и сознания, которые в целом Вундту представлялись однородными, он использовал метафору зрительного поля: наиболее отчетливо воспринимаемое содержание в зрительном поле лежит в его фиксационной точке, тогда как менее отчетливое распределено в обычном поле зрения. Вундт давал испытуемым прослушать ряд, состоящий из 1, 2, 3, 4 и т.д. тактов. Испытуемым было запрещено специально сосчитывать количество тактов. Сразу после завершения одного ряда предъявлялся второй. Задача испытуемого сказать, возникает ли у него ощущение равенства рядов или нет, - возникает. Однако не все такты воспринимались одинаково ясно и отчетливо. Такт, воспринимаемый в данный момент, был наиболее отчетлив (находился в фокусе сознания), следующий – менее. Вундт использовал предложенные Лейбницем термины «перцепции» (вхождение содержания в сознание) и «апперцепции» (сосредоточение внимания на определенном объекте, т.е. вхождение его в фокус сознания).

Структурная психология Титченера . Метафора волны: фиксируется прерывистый характер внимания, т.е. представление о том, что в каждый момент времени только одно содержание достигает «гребня волны внимания» (апперциптируется). Описал явление «аккомодации внимания», или преимущества при апперципировании того содержания, которое лучше согласуется с предшествующим (описан опыт, в котором использовалась установка: картонная дуга, надетая на метроном и колокольчик. Испытуемый видел стрелку, движущуюся вдоль дуги. Красной чертой было отмечено 22 градуса. Когда стрелка достигала красной черты, звонил колокольчик. Испытуемые должны были ответить на вопрос: «Где находится стрелка в тот момент, когда звонит колокольчик?». Одних испытуемых просили следить за стрелкой, а других - за колокольчиком. 1 группа говорила, что в момент звона стрелка находилась на отметке в 30 градусов, т.е. они сначала видели стрелку, а потом, с задержкой, слышали звук - в данном случае проявилась аккомодация внимания к зрительному стимулу в ущерб слуховому. 2 группа говорила, что в момент звона стрелка находилась на отметке в 15 градусов, т.е. они сначала слышали звук, а уж потом видели стрелку - аккомодация внимания к слуховому стимулу в ущерб зрительному.). Титченер считал, что «легче сохранить существующее направление внимания, чем проложить ему новый путь» (нам легче поддерживать нить уже начатого разговора даже среди многочисленных помех, чем переключиться на новый).

Функциональный подход к сознанию и вниманию. Джеймса как убежденного функционалиста волновала проблема колебаний внимания. Он считал, что произвольное внимание не может продолжаться долее нескольких секунд. После этого внимание либо отвлекается, либо направляется на иные стороны того же объекта («двузначные фигуры»: Жена и Теща; внимание на одном из изображений можно устойчиво удерживать только в том случае, когда вы станете некоторым образом «развивать» объект внимания, например, считать морщины на шее Тещи или ресницы Жены). Понятие преперцепции - мысленное ожидание наступающего явления (мысль о готовности психики избирательно воспринимать один тип информации и отвергать другой получила развитие в когнитивной психологии).

Моторная теория Т. Рибо . Внимание – умственный моноидеизм (господство одной идеи в сознании), сопровождаемый естественным (при непроизвольном внимании) или искусственным (при произвольном) приспособлением индивида; определенное психофизиологическое сочетание, в котором и двигательные, и субъективные составляющие являются необходимыми элементами. Особенно тесную связь он усматривал между эмоциями и произвольным вниманием. Рибо полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Он также считал, что состояние сосредоточенности внимания сопровождается движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на данном уровне.

Теория волевого внимания Ланге. Внимание - целесообразная реакция организма, моментально улучшающая условия восприятия. Волевое внимание включает в себя сознательное предвосхищение того, что должно быть воспринято. Основной механизм волевого внимания: улучшение восприятия достигается за счет усиления интенсивности представления. Пример: вы назначили встречу с приятелем. Вы ждете его уже долгое время, а он все не появляется. Вы всматриваетесь в толпу, представляете себе, что ваш друг вот-вот подойдет. И, в конце концов, четко различаете его силуэт.

Концепция Гальперина: внимание - результат интериоризации, обобщения и сокращения действия контроля, существовавшего первоначально во внешней форме. Основная функция психики, согласно Гальперину, - адекватная ориентировка организма в действительности. Контроль за выполнением различных действий является неотъемлемой частью выполнения любого действия.

Гештальтпсихология: внимание как один силовой фактор, оказывающий влияние на психологические процессы субъекта (это сила, исходящая от Эго и направленная к объекту, произвольное внимание, или сила, исходящая от объекта в направлении Эго, непроизвольное внимание, - Коффка). Внимание подобно энергии, которую Я направляет на определенную часть зрительного поля. Сообщение дополнительной энергии части поля приводит к тому, что эта часть стремиться перейти от крупных групп элементов к мелким.

Когнитивная психология: внимание - отдельная инстанция, которая рассматривается либо как блок селекции информации (внимание как «фильтр», который блокирует переработку избыточной информации; Бродбент, Трейсман, оба Дойчи: если человеку подавали разную информацию одновременно в оба уха, но, согласно инструкции, он должен был воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся при этом в правое ухо информация полностью игнорировалась); либо как резервуар ресурсов (Канеман); либо как специфическую предвосхищающую активность (Найссер и «избирательное смотрение»: на экране были 2 наложенные друг на друга записи спортивных игр с мячом. Обе записи были идентичны. Релевантная игра начиналась на несколько секунд раньше. Испытуемые должны были нажимать на кнопку после каждого паса мяча в релевантной игре. Задача успешно решалась благодаря предвосхищением направления броска.).

Бихевиоризм отвергал внимание и сознание как главные понятия психологии сознания. Внимание – это сенсорные и моторные настройки организма, благодаря которым улучшается восприятие и деятельность.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Об организации и проведении митинга | Следующим прыжком берут обычно довольно сложное по своей структуре assemble — эта традиция имеет глубокие и веские основания

Date: 2015-07-22; view: 299; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию