Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Президентство Гарри С. ТрумэнаСтр 1 из 2Следующая ⇒
США в 1945-1960 гг.
План: 1. Президентство Гарри С. Трумэна (1945-1952) 2. Президентство Д. Эйзенхауэра (1952-1960)
Президентство Гарри С. Трумэна. Гарри Трумэн родился 8 мая 1884 года в семье мелкого фермера. Он не получил шанса посещать колледж, так как его отец все потерял на спекуляциях на зерновой бирже. Вместе со своим отцом и братом работал на ферме. Воевал во время первой мировой войны во Франции. В апреле 1919 года уволился из армии в чине капитана, женился на Элизабет Уоллес Ферман, своей юношеской любви из Индепенденса. Трумэн открыл на своей родине магазин мужского платья. Экономический спад 1921 — 22 годов привел к закрытию магазина. После краха коммерческого предприятия Трумэн воспользовался возможностью быть избранным чиновником. Его главная деятельность охватывала ответственность за содержание дорог округа, отвод сточных вод и управление домом для престарелых и нуждающихся в посторонней помощи граждан. Ему удалось создать современное управление округом. В 1933 г. ему удалось выдвинуться сенатором на выборы. В возрасте 50 лет Трумэн сенатором штата Миссури приехал в Вашингтон. Первая встреча с президентом Рузвельтом прошла успешно, и Трумэн оказался убежденным сторонником «нового курса». После его переизбрания с небольшим преимуществом в 1940 году он возглавил чрезвычайный комитет по исследованию программы вооружения федерального правительства. Благодаря этой деятельности, которая после японского нападения на Перл-Харбор приобрела большое значение, Трумэн добился все-таки национальной известности, открывшей ему в 1944 году дорогу к посту вице-президента. Комитет Трумэна, как он вскоре стал называться, контролировал американскую военную деятельность, осуществлял конструктивную, не вызывающую сенсаций критику и вскоре был принят различными политическими группировками и институтами. Председатель открыто высказывался по внешнеполитическим вопросам и выступал за американское участие в международных организациях после окончания войны. Окончание войны заметно отразилось на социально-экономической ситуации в стране: в связи с прекращением военного производства во многих отраслях промышленности снизилась потребность в рабочей силе, что вызвало необходимость сокращения занятых в производственной сфере. Демобилизация армии также способствовала росту безработицы. Требования работы выдвигались безработными американцами практически одновременно с требованиями работающих о повышении им заработной платы. В 1946 г. забастовки охватили 4,6 млн человек — больше, чем когда-либо в американской истории. Наиболее глубоко охваченными стачечным движением оказались автомобильная, металлургическая и электротехническая промышленность; вскоре оно распространилось на железнодорожный транспорт и угледобывающую промышленность. Сложная обстановка в стране требовала немедленного принятия на правительственном уровне мер по предотвращению дальнейшего обострения социально-экономических проблем. На рассмотрение конгресса была внесена обширная программа, которая включала: меры по повышению минимальной оплаты труда, компенсаций по безработице, выдаче пособий на жилищное строительство; выплату демобилизованным военнослужащим субсидий на получение образования и гражданских специальностей; предоставление льгот по страхованию и т. п. Широкий диапазон намечаемых мероприятий, недостаток времени, остававшегося до выборов, и сопротивление республиканских законодателей, не желавших отдавать демократам инициативу в социально-экономической сфере, обрекли Демократическую партию на поражение. Позицию рядовых избирателей определили события последних двух лет — отмена государственного контроля над ценами, вызвавшая их бешеный рост и инфляцию; рост стоимости жизни; процветание черного рынка и спекуляции. Впервые за последние 14 лет контроль над обеими палатами конгресса перешел к Республиканской партии. В 1947 г. Конгресс США принял Закон о регулировании трудовых отношений, известный как Закон Тафта—Хартли, который ограничивал право профсоюзов на проведение стачек, запрещал забастовки солидарности, ответные локауты, массовое пикетирование и другие формы проявления классового единства рабочих. Трумэн наложил вето на этот закон, понимая, что его решение может обеспечить поддержку Американской федерации труда и лишние сотни тысяч голосов рабочих на очередных президентских выборах. Как он и предвидел, республиканский конгресс повторно утвердил этот закон, сведя на нет президентский демарш. В ноябре 1946 г. Трумэн издал указ № 9806, согласно которому учреждалась Временная президентская комиссия по проверке «лояльности» государственных служащих. Через несколько месяцев комиссия была преобразована в постоянное управление, которое вплотную занялось проверкой политической благонадежности более 2,5 млн американцев, состоявших на федеральной службе. Президентским распоряжением были уволены с работы в государственном аппарате тысячи людей, обвиненных в симпатиях к коммунизму и «антиамериканизме». В стране началась «охота на ведьм», наложившая отпечаток на всю послевоенную историю США. Обвинения в пособничестве коммунистам были выдвинуты в адрес многих членов демократического правительства и даже самого президента. Среди жертв антикомунистической кампании оказались многие представители интеллектуальной элиты американского общества — писатели и драматурги, журналисты и публицисты, режиссеры и актеры. По Закону о национальной безопасности 1947 г. был учрежден Совет национальной безопасности и создано Центральное разведывательное управление. В апреле 1948 г. в специально образованном при Палате представителей Комитете по расследованию антиамериканской деятельности началось рассмотрение Закона о контроле над подрывной деятельностью. Во всех своих предвыборных выступлениях в 1948 г. Трумэн утверждал, что он пытается улучшить систему социального обеспечения и положение рабочих, расширить программу жилищного строительства, но контролируемый политическими противниками конгресс мешает ему осуществить эту программу. 2 ноября 1948 г. вопреки всем прогнозам из 48,5 млн проголосовавших немногим более 24 млн голосов было отдано Трумэну. В результате выборов Демократическая партия вновь получила большинство в обеих палатах американского конгресса. Заявление ТАСС от 25 сентября 1949 г. об успешном испытании в СССР атомного оружия вызвало смятение в политических и деловых кругах США. Успех Советского Союза был использован правительством Трумэна для оправдания дальнейшей милитаризации экономики, наступления на права и гражданские свободы американцев и разжигания антикоммунистической и антисоветской кампании как в самих Соединенных Штатах, так и за их пределами. В 1950 г. Соединенные Штаты приступили к реализации обширной программы испытаний ядерного оружия, включая водородную бомбу. Одновременно Совет национальной безопасности США приступил к разработке совершенно секретной директивы №68 (СНБ-68), ставшей одним из основных документов «холодной войны» и официально зафиксировавшей намерение Соединенных Штатов единолично решать судьбы мира и вмешиваться во внутренние дела других государств. Промежуточные выборы 1950 г. принесли победу демократам, которые сохранили контроль над конгрессом. В начале февраля 1950 г. малоизвестный сенатор от штата Висконсин Дж. Маккарти ошеломил соотечественников своим заявлением о том, что он располагает списком 205 коммунистов, работающих в Государственном департаменте США якобы с ведома госсекретаря Ачесона. Маккарти призвал страну покончить с «двадцатилетием измен» — так был назван период пребывания демократов у власти. 1 ноября 1950 г. была предпринята попытка покушения на жизнь президента двумя пуэрториканскими националистами. Спустя немногим более двух недель Конгресс США одобрил Закон Маккарэна (Закон о внутренней безопасности), ставший основой антикоммунистического законодательства периода маккартизма. Он предусматривал принятие ограничительных и репрессивных мер против ряда политических партий, включая коммунистическую и фашистскую, чья деятельность была направлена на установление в Соединенных Штатах мирным или насильственным путем контролируемой из-за рубежа диктатуры и на подрыв устоев и законов американского государства и общества. В соответствии с этим законом было создано Управление по контролю над подрывной деятельностью. В его функции вошли регистрация членов и организаций Коммунистической партии США и осуществление контроля за предотвращением найма коммунистов на работу, связанную с национальной обороной, а также за въездом в США лиц, являющихся членами «тоталитарных групп». При регистрации в Министерстве юстиции, США этих организаций требовалось предоставление в распоряжение» властей списка их руководителей и членов, полной финансовой документации и сведений о находящемся в их распоряжении печатном оборудовании. От публикаций этих организаций требовалось четкое обозначение, что они являются коммунистической пропагандой. Их членам запрещалось занимать государственные и профсоюзные посты, или отказывалось в получении паспортов на выезд из страны. Этим же законом предусматривалась процедура задержания подозрительных лиц в чрезвычайных обстоятельствах. 1 В июне 1952 г. конгресс принял Закон Маккарэна—Уолтера, аннулировавший все расовые барьеры на пути иммиграции в США, но установивший крайне низкие иммиграционные квоты для африканцев, азиатов и выходцев из Южной и Восточной Европы. Вместе с тем этот закон регламентировал процедуру определения принадлежности к коммунистическим партиям и «другим подрывным организациям» лиц, обращающихся за разрешением на въезд в США, с целью запрета на их въезд. Он установил жесткие ограничения на иммиграцию из «коммунистических и других тоталитарных государств» и лиц, проповедующих насильственное свержение правительства. Законом разрешалась депортация лиц, которые принадлежали к подрывным организациям, вступили в члены коммунистической партии или отказывались давать показания комитетам конгресса, занимающимся расследованием подрывной деятельности даже после того, как они получили американское гражданство. Принятые в 50-х гг. законы применялись на практике лишь против коммунистов. В 1967 г. многие из положений этих законодательных актов, включая ограничения на наем на работу в оборонные отрасли и требование о саморегистрации, решением Верховного суда США были признаны противоречащими конституции. По всей стране развернулась кампания арестов активных коммунистов, против которых были организованы судебные процессы. Они сопровождались выступлениями маккартистов в периодической печати и по радио. В результате антикоммунистическая истерия привела к исключению из АФТ 11 прогрессивных профсоюзов, объединявших около миллиона членов. К началу 1951 г. политический престиж Трумэна катастрофически снизился. Разразившиеся в Вашингтоне скандалы, в которых оказались замешаны многие видные демократы, включая близких к президенту лиц, поставили под сомнение его шансы на переизбрание. Корейская война, названная в стране «войной господина Трумэна», вызвала чудовищную гонку вооружений. Следствием ее стали инфляция и рост цен, которые ударили в первую очередь по рядовым американцам. Явное стремление правительства Трумэна локализовать войну, не доводя до вооруженного конфликта с СССР и КНР, и снятие в апреле 1951 г. с поста командующего вооруженными силами США на Дальнем Востоке генерала Д. Макартура в еще большей степени накалили политические страсти в Соединенных Штатах. В эти годы многие республиканцы, до того времени неизвестные в стране, выплыли на гребне антикоммунизма и маккартизма в головной эшелон политических лидеров, сыгравших решающую роль в формулировании внешней и внутренней политики США в 50-х гг. Эти силы особенно активизировались после официального заявления Трумэна об отказе выставлять свою кандидатуру на новый срок, сделанного в марте 1952 г. Партийные боссы выдвинули к возможному преемнику Трумэна четкий требования — им нужен был политический деятель, по возможности не дискредитировавший себя близостью к президенту, ставшему одиозной фигурой в стране. Таким человеком, как представлялось руководству Демократической партии, быт фаворит монополистических группировок восточных штатов, губернатор штата Иллинойс Э. Стивенсон. Съезд Республиканской партии утвердил своим кандидатом на пост президента США 62-летнего Дуайта Эйзенхауэра. Состоявшиеся в ноябре 1952 г. президентские выборы принесли победу республиканцам. Герой Второй мировой войны генерал армии Эйзенхауэр одержал верх над Стивенсоном с преимуществом более чем в 6 млн голосов рядовых избирателей и подавляющим преимуществом голосов выборщиков (83,2% против 16,7%). Страна удостоила своим доверием не партию, а конкретного человека. Республиканцы завоевали не только Белый дом, но и большинство в обеих палатах конгресса.
Date: 2015-07-24; view: 763; Нарушение авторских прав |