Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Президентство Гарри С. Трумэна





США в 1945-1960 гг.

 

План:

1. Президентство Гарри С. Трумэна (1945-1952)

2. Президентство Д. Эйзенхауэра (1952-1960)

 

Президентство Гарри С. Трумэна.

Гарри Трумэн родился 8 мая 1884 года в семье мелкого фермера. Он не получил шанса посещать колледж, так как его отец все потерял на спекуляциях на зерновой бирже. Вместе со своим отцом и братом работал на ферме. Воевал во время первой мировой войны во Франции. В апреле 1919 года уволился из армии в чине капитана, женился на Элизабет Уоллес Ферман, своей юношеской любви из Индепенденса. Трумэн открыл на своей родине магазин мужско­го платья. Экономический спад 1921 — 22 годов привел к закрытию магазина. После краха коммерческого предприятия Трумэн вос­пользовался возможностью быть избранным чиновником. Его главная деятельность охватывала ответственность за содержание дорог округа, отвод сточ­ных вод и управление домом для престарелых и нужда­ющихся в посторонней помощи граждан. Ему удалось создать современ­ное управление округом. В 1933 г. ему удалось выдвинуться сенатором на выборы. В возрасте 50 лет Трумэн сенатором штата Миссури приехал в Вашингтон. Первая встреча с президентом Рузвельтом прошла успешно, и Трумэн оказался убежденным сто­ронником «нового курса». После его переизбрания с небольшим преиму­ществом в 1940 году он возглавил чрезвычайный комитет по исследованию программы вооружения федерального правительства. Благодаря этой деятельности, которая после японского нападения на Перл-Харбор приобрела большое значение, Трумэн добился все-таки националь­ной известности, открывшей ему в 1944 году дорогу к посту вице-президента. Комитет Трумэна, как он вскоре стал называться, контролировал американскую военную деятельность, осуществлял конструктивную, не вызыва­ющую сенсаций критику и вскоре был принят различны­ми политическими группировками и институтами. Пред­седатель открыто высказывался по внешнеполитическим вопросам и выступал за американское участие в между­народных организациях после окончания войны.

Окончание войны заметно отразилось на социально-экономической ситуации в стране: в связи с прекра­щением военного производства во многих отраслях промышлен­ности снизилась потребность в рабочей силе, что вызвало необхо­димость сокращения занятых в производственной сфере. Демобилизация армии также способствовала росту безработицы. Требования работы выдвигались безработными американцами практически одновременно с требованиями работающих о по­вышении им заработной платы. В 1946 г. забастовки охватили 4,6 млн человек — больше, чем когда-либо в американской исто­рии. Наиболее глубоко охваченными стачечным движением ока­зались автомобильная, металлургическая и электротехническая промышленность; вскоре оно распространилось на железнодо­рожный транспорт и угледобывающую промышленность.

Сложная обстановка в стране требовала немедленного приня­тия на правительственном уровне мер по предотвращению дальнейшего обострения социально-экономических проблем. На рассмотрение конгресса была внесена обширная программа, которая включала: меры по повышению минимальной оплаты труда, компенсаций по безработице, выдаче пособий на жилищное строительство; выплату демобилизован­ным военнослужащим субсидий на получение образования и гражданских специальностей; предоставление льгот по страхова­нию и т. п. Широкий диапазон намечаемых мероприятий, недо­статок времени, остававшегося до выборов, и сопротивление рес­публиканских законодателей, не желавших отдавать демократам инициативу в социально-экономической сфере, обрекли Демо­кратическую партию на поражение. Позицию рядовых избирате­лей определили события последних двух лет — отмена государственного контроля над ценами, вызвавшая их бешеный рост и инфляцию; рост стоимости жизни; процветание черного рынка и спекуляции. Впервые за последние 14 лет контроль над обеими палатами конгресса перешел к Республиканской партии.

В 1947 г. Конгресс США принял Закон о регулировании трудо­вых отношений, известный как Закон Тафта—Хартли, который ограничивал право профсоюзов на проведение ста­чек, запрещал забастовки солидарности, ответные локауты, массо­вое пикетирование и другие формы проявления классового единст­ва рабочих. Трумэн наложил вето на этот закон, понимая, что его решение может обеспечить поддержку Американской федерации труда и лишние сотни тысяч голосов рабочих на очередных прези­дентских выборах. Как он и предвидел, республиканский конгресс повторно утвердил этот закон, сведя на нет президентский демарш.


В ноябре 1946 г. Трумэн издал указ № 9806, согласно которому учреждалась Вре­менная президентская комиссия по проверке «лояльности» госу­дарственных служащих. Через несколько месяцев комиссия была преобразована в постоянное управление, которое вплотную за­нялось проверкой политической благонадежности более 2,5 млн американцев, состоявших на федеральной службе. Президент­ским распоряжением были уволены с работы в государственном аппарате тысячи людей, обвиненных в симпатиях к коммунизму и «антиамериканизме». В стране началась «охота на ведьм», наложившая отпечаток на всю послевоенную историю США. Обви­нения в пособничестве коммунистам были выдвинуты в адрес многих членов демократического правительства и даже самого президента. Среди жертв антикомунистической кампании оказались многие представители интеллектуальной элиты американского общест­ва — писатели и драматурги, журналисты и публицисты, режис­серы и актеры.

По Закону о национальной безопасности 1947 г. был учреж­ден Совет национальной безопасности и создано Центральное разведывательное управление. В апреле 1948 г. в специально образованном при Палате предста­вителей Комитете по расследованию антиамериканской деятель­ности началось рассмотрение Закона о контроле над подрывной деятельностью.

Во всех своих предвыборных выступлениях в 1948 г. Трумэн утверждал, что он пытается улучшить систему социального обеспечения и положение рабочих, расширить про­грамму жилищного строительства, но контролируемый политическими противниками конгресс мешает ему осуществить эту программу. 2 ноября 1948 г. вопреки всем прогнозам из 48,5 млн прого­лосовавших немногим более 24 млн голосов было отдано Трумэ­ну. В результате выборов Демократическая партия вновь полу­чила большинство в обеих палатах американского конгресса.

Заявление ТАСС от 25 сентября 1949 г. об успешном испыта­нии в СССР атомного оружия вызвало смятение в политических и деловых кругах США. Успех Советского Союза был использован пра­вительством Трумэна для оправдания дальнейшей милитариза­ции экономики, наступления на права и гражданские свободы американцев и разжигания антикоммунистической и антисовет­ской кампании как в самих Соединенных Штатах, так и за их пре­делами. В 1950 г. Соединенные Штаты приступили к реализации об­ширной программы испытаний ядерного оружия, включая водо­родную бомбу. Одновременно Совет национальной безопасности США приступил к разработке совершенно секретной директивы №68 (СНБ-68), ставшей одним из основных документов «холод­ной войны» и официально зафиксировавшей намерение Соеди­ненных Штатов единолично решать судьбы мира и вмешиваться во внутренние дела других государств.

Промежуточные выборы 1950 г. принес­ли победу демократам, которые сохранили контроль над конг­рессом. В начале февраля 1950 г. малоизвестный сенатор от штата Висконсин Дж. Маккарти ошеломил сооте­чественников своим заявлением о том, что он располагает спи­ском 205 коммунистов, работающих в Государственном департа­менте США якобы с ведома госсекретаря Ачесона. Маккарти призвал страну покончить с «двадцатилетием измен» — так был назван период пребывания демократов у власти.


1 ноября 1950 г. была предпринята попытка покушения на жизнь президента двумя пуэрториканскими националистами. Спустя немногим более двух недель Конгресс США одобрил За­кон Маккарэна (Закон о внутренней безопасности), ставший основой антикоммунистического законода­тельства периода маккартизма. Он предусматривал принятие ог­раничительных и репрессивных мер против ряда политических партий, включая коммунистическую и фашистскую, чья де­ятельность была направлена на установление в Соединенных Штатах мирным или насильственным путем контролируемой из-за рубежа диктатуры и на подрыв устоев и законов американского государства и общества.

В соответствии с этим законом было создано Управление по контролю над подрывной деятельностью. В его функции вошли регистрация членов и орга­низаций Коммунистической партии США и осуществление контроля за предотвращением найма коммунистов на работу, связанную с национальной обороной, а также за въездом в США лиц, являющихся членами «тоталитарных групп». При регистрации в Министерстве юстиции, США этих организаций требовалось предоставление в распоряжение» властей списка их руководителей и членов, полной финансовой документации и сведений о находящемся в их распоряжении печатном обо­рудовании. От публикаций этих организаций требовалось четкое обозначение, что они являются коммунистической пропагандой. Их чле­нам запрещалось занимать государственные и профсоюзные посты, или отказывалось в получении паспортов на выезд из страны. Этим же законом предусматривалась процедура задержания подозрительных лиц в чрезвычайных обстоятельствах. 1

В июне 1952 г. конгресс принял Закон Маккарэна—Уолтера, аннулировавший все расовые барьеры на пути иммиграции в США, но установивший крайне низкие иммиграционные квоты для африканцев, азиатов и выходцев из Южной и Восточной Европы. Вместе с тем этот закон регламентировал процедуру определения при­надлежности к коммунистическим партиям и «другим подрывным ор­ганизациям» лиц, обращающихся за разрешением на въезд в США, с целью запрета на их въезд. Он установил жесткие ограничения на им­миграцию из «коммунистических и других тоталитарных государств» и лиц, проповедующих насильственное свержение правительства. Законом разрешалась депортация лиц, которые принадлежали к подрывным ор­ганизациям, вступили в члены коммунистической партии или отказы­вались давать показания комитетам конгресса, занимающимся рассле­дованием подрывной деятельности даже после того, как они получили американское гражданство. Принятые в 50-х гг. законы применялись на практике лишь против коммунистов. В 1967 г. многие из положений этих законодательных актов, включая ограничения на наем на работу в оборонные отрасли и требование о саморегистрации, решением Вер­ховного суда США были признаны противоречащими конституции.

По всей стране развернулась кампания арестов активных коммунистов, против которых были организованы судебные процессы. Они сопровождались выступлениями маккартистов в периодической печати и по радио. В результате антикоммунис­тическая истерия привела к исключению из АФТ 11 прогрессивных профсоюзов, объединявших около миллиона членов.


К началу 1951 г. политический престиж Трумэна катастрофически снизился. Разразившиеся в Вашинг­тоне скандалы, в которых оказались замешаны многие видные демократы, включая близких к президенту лиц, поставили под сомнение его шансы на переизбрание. Корейская война, назван­ная в стране «войной господина Трумэна», вызвала чудовищную гонку вооружений. Следствием ее стали инфляция и рост цен, которые ударили в первую очередь по рядовым американцам. Явное стремление правительства Трумэна локализовать войну, не доводя до вооруженного конфликта с СССР и КНР, и снятие в апреле 1951 г. с поста командующего вооруженными сила­ми США на Дальнем Востоке генерала Д. Макартура в еще большей степени нака­лили политические страсти в Соединенных Штатах.

В эти годы многие республиканцы, до того времени неиз­вестные в стране, выплыли на гребне антикоммунизма и маккартизма в головной эшелон политических лидеров, сыгравших решающую роль в формулировании внешней и внутренней политики США в 50-х гг. Эти силы особенно активизировались после официального заявления Трумэна об отказе выставлять свою кандидатуру на новый срок, сделанного в марте 1952 г. Партийные боссы выдвинули к возможному преемнику Трумэна четкий требования — им нужен был политический деятель, по возможности не дискредитировавший себя близостью к президенту, ставшему одиозной фигурой в стране. Таким человеком, как представлялось руководству Демократической партии, быт фаворит монополистических группировок восточных штатов, губернатор штата Иллинойс Э. Стивенсон. Съезд Республиканской партии утвердил своим кандидатом на пост президента США 62-летнего Дуайта Эйзенхауэра.

Состоявшиеся в ноябре 1952 г. президентские выборы при­несли победу республиканцам. Герой Второй мировой войны генерал армии Эйзенхауэр одержал верх над Сти­венсоном с преимуществом более чем в 6 млн голосов рядовых из­бирателей и подавляющим преимуществом голосов выборщиков (83,2% против 16,7%). Страна удостоила своим доверием не пар­тию, а конкретного человека. Республиканцы завоевали не только Белый дом, но и боль­шинство в обеих палатах конгресса.

 







Date: 2015-07-24; view: 763; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию