Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности ООП НОО и требования к ее реализации





Лекция 2

Стратегическая задача развития российского образования заключается в обновлении содержания и повышении качества образования, точнее – в достижении его нового качества.

Поэтому главный смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для достижения нового качества общего образования, новых образовательных результатов. Это определяет основное исходное положение разработки требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ – она должна осуществляться на основе анализа сущности понятия нового качества образования и путей его достижения в образовательном процессе.

Иначе говоря, образовательный стандарт служит средством не фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

Следует иметь в виду, что существуют разные подходы к постановке проблемы качества, а в связи с этим предлагаются и различные пути решения поставленной проблемы. Отметим, что качество образовательных результатов и качество образовательного процесса безусловно связаны между собой, но это не одно и то же.

Необходимо рассматривать это понятие в двух аспектах:

- результирующем, где качество образования определяется как система знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, сформированных в результате полученного образования;

- процессуальном, в соответствии с которым качество образования рассматривается как совокупность условий реализации, свойств и характеристик образовательного процесса, обеспечивающих его способность удовлетворять потребности личности, работодателей, общества и государства.

При этом качество образовательного процесса (уровень его организации, адекватность методов и средств обучения, квалификация преподавателей и т.д.) еще не гарантирует качества образования в целом, т.к. его цели и планируемые результаты могут не соответствовать новым потребностям личности и общества.

Подчеркнем в этой связи, что реформы школьного образования, развернувшиеся с начала 80-х гг. прошлого века в большинстве развитых стран мира были вызваны не только угрозой потери качества образования, но главным образом и тем, что традиционные цели школьного образования все в меньшей степени соответствовали новым потребностям и ожиданиям личности и общества в области образования.

Таким образом, для обеспечения качественного обновления образования необходимо четко определить существо и основные составляющие современных результатов образования. Это станет методологической основой, смысловым ориентиром его обновления и совершенствования.

В настоящее время во многом меняется смысл самого понятия «образовательные результаты».

Сегодня под образовательными результатами понимаются изменения в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Личностные ресурсы можно разделить на мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы, которые конкретизируются в мотивах деятельности), инструментальные или операциональные (освоенные универсальные способы деятельности), когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки).

КОНЕЧНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Личностные ресурсы
Мотивационные Инструментальные или операциональные Когнитивные
Ценностные ориентации, потреб-ности, запросы, которые конкрети-зируются в мотивах деятельности Освоенные универсальные способы деятельности Знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ
Личностные результаты Метапредметные Предметные
Система ценностных отношений учащихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности, сформировавшаяся в образовательном процессе. Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов. Конкретные элементы социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов, усвоенные обучаемыми

 

Конечным образовательным результатам, которые заключаются в развитии мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности, соответствуют непосредственные результаты: личностные, метапредметные и предметные. Личностные результаты являются фактором развития мотивационных ресурсов учащихся, метапредметные – инструментальных, предметные – когнитивных.

Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметные результаты выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

Третий аспект, который важен для понимания того, как представлены образовательные результаты в стандарте, связан с тем, что у образовательных стандартов много разных «потребителей». Это и родители, и школьники, и учителя, и вузы, и общественность, и работодатели, и законодательная власть и исполнительная и т.д. Каждый потребитель хочет увидеть в образовательных результатах то, что наиболее важно, значимо для него, и требует, чтобы это было сформулировано в понятной для них форме и на доступном языке. Совместить в одном документе потребности столь разных потребителей очень трудно. В самом деле, маме или бабушке какого-либо учащегося важно, чтобы результаты образования давали возможность быть успешным в жизни и профессиональной деятельности. А уж нужно ли для этого изучать в школе закон Ома для полной цепи или для участка цепи – это их мало интересует. Наоборот, для учителя, методиста важны детали содержания образования, указания на уровни его усвоения и т.д. Обществу важно, чтобы в результате полученного образования у подрастающего поколения были сформированы качества личности, адекватные его ценностям. А на базе какого конкретно исторического материала или изучения какого литературного произведения это будет сделано – пусть решают профессионалы в области методики.

Иначе говоря, уровень представления образовательных результатов должен быть дифференцирован, исходя из потребностей и уровня подготовки различных категорий потребителей стандартов. В противном случае новое поколение стандартов ждет участь их предшественников. Ведь одна из главных причин того, что предыдущие версии стандартов так и не были утверждены как раз и заключалась в том, что развернутые и детализированные образовательные результаты были предметом рассмотрения не только в профессиональной среде, но и общества в целом. И достичь здесь единогласия (на уровне детального описания того, что должен изучать и усвоить школьник) очень трудно.

Исходя из этого, результаты образования должны быть представлены в документах, составляющих стандарт, с разной степенью детализации. В разделе «Требования к освоению основных общеобразовательных программ», который ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей, результаты представляются в общем виде как определенная конкретизация целей образования.

В примерных программах по отдельным учебным предметам, которые предназначены для учителей, разработчиков ЕГЭ, авторов учебников, результаты должны быть более детализированы и конкретны.

Итак, требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ являются важнейшей составной частью государственных стандартов общего образования. Требования, по сути, представляют собой описание планируемых результатов образования, которые могут быть реально достигнуты в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы.

Все варианты образовательных стандартов первого поколения были ориентированы в основном только на задание уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника. Другие оценочные процедуры, направленные на аттестацию образовательного учреждения или оценку работы системы образования на муниципальном, региональном или федеральном уровнях только декларировались. Реально никаких механизмов и средств для этого не предлагалось и не было разработано. В отличие от этого, предлагаемый вариант второго поколения стандарта ориентирован не только на анализ и оценку индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ, но и на анализ и оценку состояния системы образования на всех уровнях.

Результаты образования зависят не только от учебной деятельности детей и педагогической деятельности учителей. Рамки той и другой деятельности задаются управленческими структурами разного уровня, которые должны нести свою долю ответственности за достигнутые образовательные результаты. В связи с этим Требования становятся базой для оценки состояния образовательных систем разного уровня на основе проведения мониторинговых исследований.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ должны являться:

· ориентиром для оценки состояния системы общего среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Требования к результатам образования являются основой для нормирования условий осуществления образовательного процесса (в части его обеспечения средствами обучения и определения санитарно-гигиенических норм и правил).

· основой для аттестации учреждений общего образования,

· основой для аттестации учителей учреждений общего образования,

· основой для итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования.

Требования к освоению основных общеобразовательных программ опосредованно определяют и нормируют требования к условиям осуществления образовательного процесса, например, в виде требований к учебной литературе, электронным образовательным ресурсам и т. д.

Реализация Требований, их конкретизация в нормативных и методических документах должна способствовать оптимальному распределению ответственности участников образовательного процесса за текущие и конечные результаты школьного образования.

Ответственность образовательного учреждения заключается в создании необходимых условий для успешной образовательной деятельности детей. Образовательное учреждение должно гарантировать шанс на успех каждому ребенку. Оно несет также ответственность за выявление и анализ непосредственных результатов образовательного процесса, за выявление внутренних ресурсов для повышения качества образования.

Семья ученика должна быть ориентирована на полноценное использование предоставленного образовательным учреждением шанса на развитие личности ребенка, успешную социализацию, подготовку его к продолжению образования, на реализацию своих прав и выполнение своих обязанностей в сфере образования. Соотношение зон ответственности образовательного учреждения и семьи может быть конкретизировано в договоре, заключенном образовательным учреждением и семьей.

Органы управления образованием несут ответственность за обеспечение образовательного учреждения дидактическими, методическими, финансовыми и иными ресурсами, необходимыми для достижения планируемых результатов образования. Они несут также ответственность за организацию мониторинговых исследований конечных результатов образовательного процесса, их соответствия социальным ожиданиям.

При таком расширении функций требований к образовательным результатам существенно дополняется и область результатов образования, для которых в стандарте должны быть заданы соответствующие требования. Исходя из того, что в современном понимании развитие личности обучаемых – цель и смысл образования, требования к результатам образования должны касаться не только познавательных результатов, но и других сторон личности школьников, сформированных в процессе образования – гражданской позиции, уровня социализации и др. Ясно, что различные результаты требуют для своего задания (описания) в стандарте различных форм, способов и средств. Эти формы и средства, с одной стороны, отражают возможный арсенал средств современной педагогики и педагогической психологии, с другой стороны, во многом зависят от назначения анализа и оценки образовательных результатов при принятии управленческих решений.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ (как основной, системообразующий компонент образовательного стандарта) должны быть ориентированы на реализацию основных функций стандартов в образовательном процессе –

- обеспечение доступности качественного образования,

- формирование культурной идентичности,

- обеспечение объективности оценивания результатов образования,

- нормализация учебной нагрузки обучающихся,

- обеспечение процесса демократизации управления образованием,

- сохранение единого образовательного пространства.

Эти функции стандарта реализуются не только в содержании требований к образовательным результатам, но в содержании всего комплекса документов, составляющих содержание стандарта общего образования.

Результаты освоения образовательных программ выделяются и представляются в стандарте на основе деятельностного подхода к формированию содержания образования и оценки освоения. С точки зрения современной педагогики, обученность – это готовность к определенной деятельности, в процессе которой учащиеся должны проявить знания и умения, усвоенные ими в процессе обучения.

Образовательные результаты в когнитивной области не могут быть измерены и оценены непосредственно. Их уровень проверяется опосредованно через оценку самостоятельной деятельности, при выполнении контрольных заданий. Выявление уровня достижения требований стандарта к другим результатам образования требует других средств проверки (мониторинг, социологические опросы и т.д.). При этом ряд из этих требований будет носить характер ориентиров для обеспечения необходимых условий осуществления образовательного процесса, нацеленного на достижения заданных образовательных результатов.

Таким образом, требования к освоению основных образовательных программ в силу различий в их содержании и назначении должны быть дифференцированы по степени детализации, формам и способам задания, средствам проверки их достижения. Для ряда требований это сделано в других документах, составляющих неотъемлемую часть настоящего стандарта. Например, требования к результатам освоения основных образовательных программ в когнитивной сфере (предметные, метапредметные и др.) получат конкретизацию в примерных программах по каждому предмету, в программе формирования универсальных учебных действий. В рассматриваемом разделе стандарта все важнейшие требования к образовательным результатам в целях единообразия их представления описаны в основном как декомпозиция, конкретизация целей образования.

Совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, направленных на индивидуальную оценку учебных достижений школьника, является основой для определения условий выдачи документов о достигнутых уровнях образования. Указанная совокупность требований должна обеспечить возможность:

· оптимизировать соотношения инвариантного и вариативного компонентов в содержании образования;

· осваивать обучающимся различные предметы на разном уровне в зависимости от их интересов, образовательных и жизненных планов;

· перейти к критериально-ориентированной оценке достижения требований стандарта, что значительно повысит уровень объективности оценки учебных достижений.

Требования к образовательным результатам в тексте самого стандарта (в совокупность документов, составляющих стандарт, входят: сам стандарт и набор «поддерживающих» его документов) не дифференцированы по отдельным образовательным областям, а отражают результаты их освоения в целом, т.е. дают интегральную оценку итогов освоения всех основных общеобразовательных программ.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ включают в себя:

· Общие требования к результатам образования;

· Требования к результатам начального общего образования;

· Требования к результатам основного общего образования;

· Требования к результатам полного среднего общего образования.

Общее образование должно способствовать достижению ценностных идеалов демократического общества: социальной справедливости, равенства, благосостояния, безопасности. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ формируются на основе целей общего образования путем их декомпозиции и поэтапной (в документах различного назначения, входящих в состав стандарта) конкретизации.

Но между целями и требованиями к освоению основных образовательных программ есть и существенные различия. В целях образования описывается лишь то основное, главное, чем учащимся необходимо овладеть в итоге обучения – в требованиях, помимо этого, должно быть указано на качество (уровень) этого усвоения, без чего описание результатов обучения нельзя признать достаточным. В требованиях мало определить, какое содержание должно быть усвоено школьниками, не менее важно определить, на каком уровне должен быть усвоен тот или иной учебный материал. Цели обучения чаще всего выступают как ориентиры, определяя стратегию этапов образовательного процесса, требования же неразрывно связаны с реальными результатами обучения. Выделение требований в качестве самостоятельной педагогической категории характеризуется еще и тем, что требования, а не цели могут выступать в качестве критериев оценки учебных достижений школьников.

Использование требований (планируемых результатов образования) в качестве критериев оценки позволит прейти от принятого сейчас нормированного подхода к оцениванию, который таит в себе немалые возможности для субъективизма в оценивании, к критериально-ориентированной оценке. Иначе говоря, перейти от норм оценки, которые фактически часто и во многом субъективно устанавливает сам учитель, к достаточно четким и однозначным критериям оценки, устанавливаемым стандартом.

Date: 2015-07-24; view: 584; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию