Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Системы, обеспечивающие топливную экономичность, снижение дымности и токсичности транспортных двигателей внутреннего сгорания
Совершенствование способов снижения расхода топлива и количества вредных выбросов. Для обеспечения ресурсосбережения и уменьшения выбросов загрязняющих веществ транспортными энергосиловыми установками применяются альтернативные рабочие процессы, устройства и технические системы, например, обеспечивающие поддержание оптимального температурного режима работы двигателя, физико-химическую обработку ОГ на выпуске и т.д. Пока не существует универсального способа значительного снижения расхода топлива и количества вредных выбросов с ОГ. Эта задача может быть решена только с применением комплексных подходов. Современная стратегия решения проблемы уменьшения токсичности ОГ бензиновых двигателей основана на применении трехкомпонентных каталитических нейтрализаторов. Для дизелей предполагается использовать окислительные каталитические нейтрализаторы и регенерируемые сажевые фильтры, обеспечивающие определенное улучшение гигиенических характеристик двигателей. Так, правилами Госгортехнадзора России при эксплуатации дизелей в условиях ограниченного воздухообмена (например, в рудниках горнодобывающей промышленности) применение каталитических и жидкостных нейтрализаторов обязательно, хотя данные устройства не обеспечивают ощутимого снижения выбросов NOх. Ряд адсорбентов, например цеолиты, позволяют эффективно очищать ОГ от NOх. Однако для обеспечения процесса очистки необходимо обезвоживание ОГ и снижение их температуры до 20... 30 °С. Весьма эффективным способом снижения выбросов оксидов азота можно признать и их каталитическое вое становление аммиаком. Отметим, что применение обоих способов требует наличия в выпускной системе двигателя дополнительного оборудования и организации в условиях эксплуатации весьма сложного и трудоемкого обслуживания систем автоматического регулирования процесса каталитического восстановления. В последние десятилетия для дизелей разрабатывались способы снижения токсичности, преимущественно основанные на совершенствовании рабочего процесса двигателей. В настоящее время это направление исследований практически исчерпано В связи с ужесточением требований к двигателям с точки зрения выбросов вредных веществ наблюдается возрастание интереса к системам обезвреживания отработавших газов и боле(широкому применению альтернативных энергосиловых установок, например водородных двигателей, в том числе работающих; на топливных элементах. На автомобилях и энергосиловых установках находят применение термические дожигатели, каталитические и жидкостные нейтрализаторы, регенерируемые сажевые фильтры, устройств; улавливания топливных испарений и другие системы снижения токсичности (ССТ) и ресурсосбережения.
Основные требования к системам снижения токсичности отработавших газов. ССТ в общем случае должны обеспечивать эксплуатацию техники в различных климатических условиях при температуре окружающего воздуха -60... +50 °С, относительной влажности 20... 98 % и соблюдении общетехнических требований, например, к противодавлению выпуска, обеспечивающему соответствующие мощностные и топливно-экономические показатели энергосиловой установки, или ее шумности Ресурс ССТ и ее отдельных элементов при отсутствии механических повреждений и соблюдении правил эксплуатации должен составлять 80... 160 тыс. км пробега машины или 2...4 тыс. моточасов наработки двигателя. Действие системы снижения токсичности не должно приводить к ухудшению основных технических характеристик трактора или автомобиля. Необходимо чтобы она была дешевой, относительно простой в обслуживании и имела оптимальные габариты и массу. Установка ССТ на транспортном средстве должна обеспечивать требования технической и противопожарной безопасности в соответствии с условиями его эксплуатации, что может быть достигнуто, например, введением защитных экранов, ограждений, тепловой изоляции и т. п. Улавливание паров бензина. Выброс паров бензина в атмосферу связан в первую очередь с его испарением из топливного бака и карбюратора. Уменьшение выброса паров из бака можно обеспечить ослаблением его нагрева элементами выпускной системы двигателя и солнечным излучением, применением топливного бака специальной конструкции с минимальным отношением площади поверхности испарения топлива к объему бака, установкой в нем перегородок, уменьшающих смачивание его внутренней поверхности при разгоне и торможении автомобиля, и т.п. Интенсивность испарения топлива из карбюратора определяется площадью неэкранированной поверхности, температурой поплавковой камеры, конструкцией главной дозирующей системы, наличием или отсутствием термоизолирующих прокладок и экранов, защищающих поплавковую камеру от теплового облучения горячими деталями двигателя. За рубежом корпус поплавковой камеры часто выполняют из материала с малой теплопроводностью, например из пластмассы. Для уменьшения испарения топлива современные автомобили оснащаются системами улавливания паров бензина (СУПБ). На практике нашли применение способы улавливания паров бензина из указанных систем двигателя с последующим накоплением их в адсорберах, содержащих поверхностно-активные вещества. По достижении в адсорбере избыточного давления, соответствующего накопительному режиму, пары бензина подаются в цилиндры двигателя либо направляются в каталитический нейтрализатор. В экологическом отделении ФГУП «НАМИ» были разработаны СУПБ для базовых отечественных моделей легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов с бензиновыми двигателями (рис. 1). СУПБ включает в себя адсорбер 8, заполненный активированным углем, блоки 1 и /клапанов, а также жиклер 9 паропроводящей магистрали. Адсорбер заполнен поверхностно-активным веществом с высокой поглотительной способностью. Он должен иметь достаточно стабильные характеристики при изменении температуры окружающей среды и обеспечивать эффективную десорбцию (выделение накопленных паров при нагреве) и многократное повторение циклов адсорбция - десорбция. Он также должен обладать невосприимчивостью к атмосферной влаге и высокой механической прочностью.
Рис. l. Схема системы улавливания паров бензина: 1 - блок клапанов карбюратора; 2 - клапан для перекрытия балансировочного канала карбюратора; 3 - карбюратор; 4 - пароотделитель; 5 - герметичная пробка; 6 - топливный бак; 7 - блок клапанов топливного бака; 8 - адсорбер с активированным углем; 9 - жиклер паропроводящей магистрали
При работе двигателя происходит регенерация адсорбента за счет продувки его воздушным впускным зарядом. Отвод паров бензина в этот период осуществляется либо в диффузор карбюратора, либо во впускной трубопровод. При работе автомобиля в теплое время года температура бензина в системе питания повышается до 70 °С, что приводит к образованию паровых пробок. Для их устранения впускной клапан блока регулируют на открытие при избыточном давлении 1,5 кПа. Пароотделитель 4 предотвращает попадание жидкой фазы в пароотводящую магистраль. Перекрывание балансировочного канала поплавковой камеры необходимо для исключения попадания паров в атмосферу и их скапливания в горловине карбюратора и впускном трубопроводе. Такие системы СУПБ почти полностью улавливают топливные испарения. Установка СУПБ на серийные автомобили не оказывает влияния на показатели их топливной экономичности. В СУПБ только выпускной клапан, отрегулированный на давление открытия в 1,5 кПа, обеспечивает снижение количества образующихся паров бензина в 3 - 5 раз (бензин остается в топливном баке автомобиля). Использование СУПБ на легковом автомобиле позволяет экономить в среднем около 36г бензина в сутки, а на грузовом - до 100г. Согласно современным требованиям испарение паров бензина и других видов топлива и масла на автомобиле должно быть сведено к минимуму. Термические нейтрализаторы. Это устройства окислительного типа, в которых за счет остаточного или дополнительно вводимого кислорода осуществляется дожигание продуктов неполного сгорания топлива. Процесс дожигания проводится в специальной реакционной камере, где температура должна поддерживаться в пределах 650...850°С. В дизелях дожигание СО, СnНm и других горючих веществ обеспечивается кислородом, содержащимся в отработавших газах. Сущность каталитической очистки ОГ заключается в беспламенном окислении продуктов неполного сгорания топлива или восстановлении оксидов азота в присутствии катализатора. Так, догорание СО на поверхности катализатора описывается уравнением 2СО + О2 → 2СО. Каталитический гетерогенный процесс (например, процесс окисления СО и СnНm) обычно представляют в виде нескольких стадий: диффузии реагентов из потока ОГ к поверхности активного слоя пористого катализатора; адсорбции (хемосорбции) реагентов с образованием промежуточных химических комплексов типа реагент - катализатор; перегруппировки атомов исходных компонентов ОГ с образованием промежуточных соединений типа продукт - катализатор; десорбции образовавшихся продуктов (например, СО2 и Н2О) с поверхности катализатора в поток ОГ. Таким образом, скорость нейтрализации ОГ определяется как диффузией, так и химической гетерогенной реакцией на поверхности катализатора. При этом скорость и завершенность процесса нейтрализации лимитируются самой медленной стадией. Для очистки от NOX возможно применение восстановительных катализаторов. Селективное восстановление NOX может происходить при добавлении в ОГ реагентов-восстановителей (Н2, СО, NH3). При использовании СО осуществляются реакции 2СО + 2NO → 2СО2 + N2, 4СО + 2NO2 → 4CO2 + N2. Восстановление NOx аммиаком происходит при температурах 6NO + 4NH3 → 5N2 + 6Н2О, Возможно также неселективное восстановление NOx СН4 + 4NO2 → 4NO + СО2 + 2Н2О, СН4 + 4NO → 2N2 + СО2 + 2Н2О. Трудности практической реализации данных методов восстановления NOx состоят в сложности поддержания относительно узкого диапазона температур ОГ, при которых осуществляются реакции, и состава реагентов. Кроме того, при несовершенстве системы автоматического поддержания оптимальной температуры и состава реагентов в нестационарном режиме работы двигателя не прореагировавшие СО, СН4 и другие вещества сами по себе представляют опасность, так как являются вредными соединениями. По этой причине восстановительные процессы применительно к дизелям получили весьма ограниченное распространение. Каталитический гетерогенный процесс очистки ОГ современных бензиновых двигателей осуществляется в две стадии. Первая (окислительная) протекает при наличии свободного кислорода в ОГ. Вторая (восстановительная) заключается в каталитическом преобразовании оксидов азота в отсутствии кислорода. Жидкостная нейтрализация ОГ. Этот процесс может эффективно применяться для очистки ОГ от мелкодисперсных частиц (сажа, смолистые вещества, окалина и др.), связываемых водой, а также хорошо растворимых в воде химических веществ (NO2, SO2, H2, CO2 и др.). Жидкостная очистка позволяет уменьшить общий уровень токсичности двигателя, неприятный запах, слезоточивое воздействие, а также понизить температуру ОГ. Очистка с помощью жидкостного нейтрализатора (ЖН) отработавших газов включает в себя следующие основные процессы: улавливание мелкодисперсных частиц жидкой фазой реактора, их поверхностную адсорбцию, конденсацию и фильтрацию. Первая стадия - улавливание мелкодисперсных частиц - обеспечивается жидкостью, которая их поглощает. Второй стадией (адсорбцией) является процесс поглощения газовых компонентов ОГ жидкостью, в которой эти компоненты растворяются. Третья стадия (конденсация и фильтрация) происходит в ЖН при температуре ОГ, более низкой, чем порог насыщения каждого из нейтрализуемых газообразных компонентов. Затем следует коагуляция аэрозольной смеси (слипание жидких и твердых частиц ОГ) и улавливание их с помощью фильтроэлементов. Растворение СО2 сопровождается диссоциацией образующейся Н2СО3 согласно уравнению H2CO3 → Н+ + НСО3. при растворении CО2 в щелочах происходит химическая адсорбция, скорость которой определяется концентрацией не прореагировавших веществ. Поглотительная способность щелочного раствора по отношению к СО2 достаточно велика. Оксид азота практически нерастворим в воде, тогда как альдегиды достаточно хорошо растворяются в ней. При растворении в воде сернистокислого натрия и гидрохинона поглотительная способность раствора значительно возрастает. В таком растворе поглощение альдегидов составляет 90 % и более. В современных ЖН реализуются различные физические механизмы улавливания полидисперсных частиц, основными из которых являются гравитационное оседание, соударение частиц при тангенциальной закрутке газового потока, их инерционное соударение в процессах турбулентного перемешивания потока, захват частиц путем поверхностной или диффузионной адсорбции, электростатическое оседание и т.п. Непосредственная фильтрация ОГ находит все более широкое применение для улавливания частиц дизельного выпуска. Фильтр, как правило, представляет собой пористую структуру из моноблочного, гранулированного или волокнистого материала, в котором происходит механическое отделение твердых частиц от ОГ. Применяются также регенерируемые каталитические фильтры, в которых осуществляется процесс сжигания сажи и других сконденсированных углеводородных продуктов на поверхности пористого катализатора при температурах 300... 600 оС, чаще в присутствии катализатора из оксида меди.
|