Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика философского знания
Как любомудрие философия является особым типом знания. В составе человеческих знаний без труда различаются три больших и относительно самостоятельных группы: • Обыденные, • конкретно-научные, • мировоззренческие знания. Первые приобретаются человеком в процессе самой жизни, они обслуживают повседневные интересы людей. Совокупность обыденных знаний человека иногда называют опытом, а слово «опыт», по выражению О.Уайльда, является «обозначением человеком собственных ошибок». Ограниченность обыденных знаний связана с допускаемыми в них ошибками. Она обнаруживается чаще всего при столкновении человека с неизвестными ранее фактами и явлениями. Когда обыденных знаний явно недостаточно для разрешения проблем бытия и познания, мы обращаемся к знаниям конкретно-научным и (или) мировоззренческим. Их специфика состоит в том, что они выражают общее и наиболее общее в мире и его постижении. Если знания естественнонаучные (физические, химические и т.п.) раскрывают общее в мире самом по себе, то знания гуманитарные (исторические, лингвистические и т.п.) воспроизводят по преимуществу общее в человеческой природе. В отличие от конкретно-научных, мировоззренческие знания нацелены на изучение наиболее общего не столько в мире и человеке по отдельности, сколько во взаимоотношениях между ними. Мировоззрением называется система взглядов, идей и убеждений человека о мире и своем месте в нем. Философское знание является знанием мировоззренческим. Вместе с тем не любое мировоззренческое знание есть знание философское. Древнейшим типом мировоззрения была мифология — совокупность фантастических взглядов и убеждений людей о мире и месте в нем человека. Разновидностями мифологии являются, например, анимизм, связанный с одушевлением неживой природы, тотемизм, согласно которому животные обладают сверхъестественными качествами, фетишизм, в котором сверхъестественные свойства приписываются некоторой вещи или стихии и др. Важно понять, что для древнего человека мифология не была сказкой. Мифология- это попытка объяснить действительные явления окружающего мира исходя из фантастических представлений. Наделяя человеческими качествами природные и социальные явления, она обеспечивала приспособление и ориентацию человека в мире, была жизненно-практическим знанием. Во многом эмоциональный и алогичный характер мифологии отчасти преодолевается в родственной с ней религии. Религия, это форма мировоззрения, основанная на безусловной вере в нечто (богов, прогресс, НЛО...). Религия как мировоззрение компенсирует бессилие людей перед противостоящими непознанными силами природы и общества, способствует процессам консолидации человеческого общества. Философия значительно младше мифологии и религии. Само понятие «философия» возникло в 6-5 веках до н.э. в Древней Греции, но это не означает, что до этого времени философии не существовало, как явления. Первые системные философские учения возникают на рубеже 2-1 тыс. до н.э. в Месопотамии, Древней Индии и Древнем Китае. Именно там и тогда сложился особый тип мировоззренческого знания, как проявление не божественной мудрости, а человеческой любви к её постижению. Философия — это тип рационального и критического мировоззрения, в котором изучаются, оцениваются и обосновываются наиболее общие взаимоотношения человека с миром и с самим собой. Философия возникает там и тогда, где появляется возможность и необходимость критического анализа действительности, человека и его представлений о мире. А эта необходимость возникает когда человек активно начинает преобразовывать мир вокруг себя, создавая особую природно-социо-культурную среду - цивилизацию. Вопросы, которые ставит перед собой человек, его ответы (степень его критичности) во многом зависят от того, в каких условиях он живёт, работает, от уровня его знаний и свободы. Иначе говоря, можно сказать, что философия регионально, исторически и социально обусловлена. Date: 2015-07-24; view: 310; Нарушение авторских прав |