Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальное прогнозирование как метод научного познания. 2. 1. Социальная прогностика как учебная и научная дисциплина
2.1. Социальная прогностика как учебная и научная дисциплина Учебная и научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов называется прогностика. В.М. Сафронова дает такое определение: «Прогностика – наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах его исследования». Она имеет своим предметом исследование законов, принципов, способов, методов, этапов прогнозирования и т.д. В ее задачи входит: 1) изучение прогнозирования как особого научного исследования; 2) выработка системы принципов прогнозирования; 3) изучение способов, классификации методов прогнозирования, 4) изучение типологии прогнозов, 5) выявление роли моделирования в системе прогностических исследований; 6) изучение достоверности прогнозов; 7) выявление роли социального проектирования в системе прогностических исследований; 8) анализ профессиональных, организационных, методологических, нравственно-этических аспектов прогнозирования. Таким образом, прогностика имеет дело с прогнозами. Российский ученый И.В. Бестужев-Лада считает, что необходимо ввести общее понятие, объединяющее все разновидности получения информации о будущем, – «предвидение», которое разделяется на научное и ненаучное (интуитивное, обыденное, религиозное). Научное предвидение – прогнозирование – основано на знании закономерностей развития природы, общества, мышления. Ненаучное основано на предчувствиях человека (интуитивное); на опыте, связанных с ним аналогиях, приметах (обыденное); на вере в сверхъестественные силы (религиозное). Иногда понятие предвидения относят к информации не только о будущем, но и о настоящем и даже о прошлом. Примерами могут служить: – оценки залежей полезных ископаемых (презентистское предвидение), – мысленная реконструкция памятников древности с применением инструментария научного предвидения (реконструктивное предвидение), – оценка ретроспективы от настоящего к прошлому или от менее далекого к более далекому прошлому (реверсивное предвидение), – оценка ретроспективы от прошлого к настоящему или от более далекого к менее далекому прошлому, в частности, для апробации методов предвидения (имитационное предвидение). Стремление предвидеть будущее обращено к тем событиям и объектам, которых пока еще нет, но которые могут быть, и их исследованием занимается прогнозирование. В научных словарях мы находим следующие определения понятий прогноза и прогнозирования. Прогноз (греч. Prognosis – предвидение, предсказание) – вероятностное суждение о состоянии какого-либо явления (процесса) и его последствий в будущем. Прогнозирование – 1) разработка прогнозов, 2) научное исследование перспектив развития какого-либо явления или процесса, преимущественно с количественными оценками и указаниями определенных сроков их изменения, 3) определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии. Как и всякая наука, изучающая сложные проблемы, прогнозирование в зависимости от объекта исследования имеет разную специфику. Термин «прогнозирование» применительно к социальным процессам (как объекту) понимается так: Социальное прогнозирование – формулирование на основе информации о современном состоянии (уровне) социальных процессов и истории их развития обоснованных предположений об их дальнейшем развитии. При этом в зависимости от конкретных целей исследования, наличной информации и степени ее формализуемости могут осуществляться как качественные, так и количественные прогнозы. Практическое назначение прогнозирования – подготовка заблаговременных обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок с указанием следующего: – в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области (социальная защита, культура, здравоохранение, образование, молодежные проблемы, духовно-нравственные процессы и др.); – как действительно может протекать развитие объекта; – с помощью каких механизмов можно преодолеть негативные тенденции.
2.2. Объект социального прогнозирования Прогноз – многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Объект прогнозирования – это процессы, явления, события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность субъекта прогнозирования. Субъект прогнозирования – организация, исследовательская группа или специалист, осуществляющие анализ объекта прогнозирования. Объекты прогнозирования могут классифицироваться по следующим признакам: 1) в зависимости от природы различают социальные, научно‑технические, экономические, экологические, политические и другие объекты прогнозирования; 2) в зависимости от возможности воздействия на объект субъекта прогнозирования – управляемые и неуправляемые объекты; 3) по признаку сложности – сверхпростые, простые, сложные, сверхсложные; 4) по степени детерминированности описания объекта – детерминированные, описание которых может быть представлено в детерминированном виде с удовлетворительной для поставленной задачи прогнозирования точностью; стохастические, в описании которых необходим учет случайностей; смешанные; 5) по характеру развития во времени – дискретные, апериодические, циклические; 6) по степени информационной обеспеченности – объекты с полным обеспечением количественной информации, с неполным обеспечением количественной информации, с наличием качественной ретроспективной информации, с полным отсутствием ретроспективной информации.
Характеристики объекта прогнозирования Выделяют качественные и количественные характеристики объекта прогнозирования. Строгий научный прогноз предполагает наличие количественной информации об объекте. Количественные характеристики именуются переменными объекта прогнозирования (иногда – показателями). Значащая переменная объекта прогнозирования – переменная, принимаемая как существенная для описания объекта в соответствии с задачей прогнозирования. Эндогенная переменная объекта прогнозирования – это значащая переменная, отражающая его собственные свойства. Экзогенная переменная объекта прогнозирования – значащая переменная, обусловленная влиянием некоторой совокупности внешних переменных. Базисное значение переменной объекта прогнозирования – значение переменной на этапе диагноза, разделяющее период основания прогноза от периода упреждения. Динамический ряд – временная последовательность ретроспективных и перспективных значений переменной объекта прогнозирования. Регулярная составляющая динамического ряда – плавно изменяющаяся последовательность ретроспективных и перспективных значений переменной, представленной динамическим рядом, отражающая основную тенденцию ее развития. Случайная составляющая динамического ряда – составляющая динамического ряда, отражающая влияние на него случайных воздействий и ошибок измерения. Генеральная определительная таблица – иерархическая система взвешенных характеристик объекта прогнозирования и их значений, позволяющая преобразовывать его качественное описание в обобщенную количественную оценку. Сложность объекта прогнозирования – характеристика объекта прогнозирования, определяющая разнообразие его элементов, свойств, отношений. Мерность объекта прогнозирования – число значащих переменных объекта прогнозирования в его описании.
2.3. Виды прогнозов Прогноз поисковый – проекция исходной модели в будущее по наблюдаемой в прошлом и настоящем тенденции с учетом факторов прогнозного фона с целью выявления проблем, подлежащих решению. Прогноз нормативный – проекция исходной модели в будущее в соответствии с заданными целями, нормами по заданным критериям. Прогноз, содержанием которого является определение путей и сроков достижений (принимаемых в качестве заданных) объекта прогнозирования в будущем. Комплексный прогноз содержит элементы поискового и нормативного прогнозов. Нормативные, поисковые и комплексные прогнозы могут быть по характеру отражаемых свойств или качественными, или количественными прогнозами. Если в прогнозировании используется системное представление объекта, он именуется системным прогнозом. Интервальный прогноз. Прогноз, результат которого представлен в виде доверительного интервала характеристики объекта прогнозирования для заданной вероятности осуществления прогноза. Точечный прогноз. Прогноз, результат которого представлен в виде единственного значения характеристики объекта прогнозирования без указания доверительного интервала. Оперативный прогноз. Прогноз с периодом упреждения для объектов прогнозирования до одного месяца. Краткосрочный прогноз. Прогноз с периодом упреждения для объектов прогнозирования от одного месяца до одного года. Среднесрочный прогноз. Прогноз с периодом упреждения для объектов прогнозирования от 1 года до 5 лет. Долгосрочный прогноз. Прогноз с периодом упреждения для объектов прогнозирования от 5 до 15 лет. Дальнесрочный прогноз. Прогноз с периодом упреждения для объектов прогнозирования свыше I5 лет. Многомерный прогноз (мультиплетный). Прогноз, содержащий несколько качественных или количественных характеристик объекта. Одномерный прогноз (сингулярный). Прогноз, содержащий одну качественную или количественную характеристику объекта. 2.4. Междисциплинарный характер исследований прогнозирования социальных процессов и структур Перечисленные выше типы прогнозов по критерию объекта исследования представляют известную абстракцию, т.к. на практике ни один из них в «чистом» виде не существует, все они взаимосвязаны, образуют сложные комплексы. Как показывает практика, в настоящее время невозможно разработать ни одного надежного социального прогноза ни в какой области, не привлекая данных прогнозирования из других областей общественных наук. Например, трудно сказать что-либо определенное о возможных перспективах развития народного хозяйства страны, если не известны хотя бы в общих чертах перспективы роста населения, данные о научно-техническом прогрессе, о политическом развитии, о возможностях и степени вероятности конфликтов с другими государствами и т.д. Привлечение данных по смежным направлениям повышает степень достоверности прогноза. Обычно прогноз разрабатывается в рамках определенной группировки прогнозов в зависимости от цели исследования (целевая группировка прогнозов). Целевая группировка слагается из ведущего (профильного) и вспомогательных (фоновых) направлений. В принципе сообразно цели исследования ведущим может стать любое направление. На практике среди целевых группировок выделяется одна наиболее развитая – народнохозяйственное прогнозирование, где ведущими являются экономическое и социальное прогнозирование, а вспомогательными – научно‑техническое и демографическое (остальные направления играют пока незначительную роль). Необходимость формирования целевых группировок прогнозов диктуется требованиями практики прогнозирования. Ни один научный коллектив не в состоянии разработать прогнозы достаточно высокой достоверности по всем отраслям прогнозирования. Целевая группировка помогает мобилизовать силы специалистов различных областей научных знаний и организовать их оптимальным образом для разработки прогноза. Ведущее направление целевой группировки образует профиль прогноза, который является предметом исследования. Вспомогательные направления составляют прогнозный фон – совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенных для решения задачи прогноза. В отличие от профильных, фоновые данные обычно не являются предметом исследования силами одного научного коллектива (так как это практически невозможно и нецелесообразно). Их либо получают готовыми по заказу из других, достаточно компетентных научных учреждений, либо черпают из имеющейся научной литературы, либо постулируют условно с соответствующими оговорками относительно степени их достоверности. Стандартный прогнозный фон разделяется на научно‑технический, демографический, экономический, социологический, социокультурный, организационно‑политический. Совокупность целевых группировок прогнозов представляет собой комплекс прогнозов в существующих науках, а не некую новую науку, подменяющую уже имеющиеся, так как это привело бы к разрыву единства основных функций каждой науки – описания, объяснения и предсказания. Развитие общества представляет собой движение системы динамически связанных между собой подсистем, включая экономическую, техническую, политическую, культурную и другие. Социальное прогнозирование ныне выступает как особая наука, объединяющая другие общественные науки в аспекте предвидения будущего. Каждая область общественной деятельности, общественных отношений и соответствующие им общественные науки занимаются прогнозированием в рамках своего категориального аппарата, на основе познанных ими закономерностей соответствующей области общественного развития. Исследование множества мировых глобальных проблем сегодня является предметом междисциплинарных и международных научных изысканий. Без их прогнозного видения и осмысления бесперспективна самая энергичная практическая деятельность в любой стране, в самых различных аспектах социальной сферы, на всех уровнях управления. 2.5. Методологические принципы социального прогнозирования Одна из важнейших задач прогностики – разработка специальных методологических проблем прогнозирования с целью повышения обоснованности прогнозов. Методология – это общая система принципов и регулятивов человеческой деятельности, процессов познания и обоснования способов и приемов организации всего многообразия видов человеческой деятельности и учение об этой системе. Концепция прогнозирования и моделирования социальных процессов базируется на трех основных методологических принципах. 1) Первый принцип – не ограничиваться одной реализовавшейся траекторией изменения, развития объекта, а предполагать «поле возможностей». Последние достижения науки, в том числе науки управления, позволяют с большой эффективностью разрабатывать вариативные модели социальных систем, путей достижения социального результата. 2) Второй принцип – признание превалирующей роли в социальном развитии субъективного фактора, т.е. разумной, целенаправленной деятельности людей, опирающейся на накопленный научный потенциал и определенные нравственно-этические и моральные ценности. Общество в лице институтов, организаций, коллективов, личностей способно выбирать, определять ориентиры общественного развития и пути достижения обозначенных целей. 3) Третий методологический принцип прогнозирования – отношение к социально-политической действительности как к объективной реальности. В качестве объективной реальности может и должна рассматриваться как социальная система той или иной страны в целом с характерными для нее социальными отношениями, так и отдельные подсистемы. Дискуссионным сегодня остается принципиально важный методологический вопрос о назначении прогнозных исследований: рассмотрение будущего как строго детерминированного состояния или рассмотрение будущего как создаваемого человеком. Будущее при втором варианте рассматривается не как нечто уже предрешенное и постепенно раскрывающее себя, а как то, что должно быть создано. «Деятельностный» методологический подход к прогнозированию будущего не исключает проектно-социологического подхода по выявлению текущих проблем и их социальных последствий. Он синтезирует оба начала, учитывая и детерминированность социальных процессов, и возможность конструирования альтернативных моделей будущего на основе признания важности сознательной деятельности человека, роли и целеполагании политического субъекта, базирующейся на знании предполагаемого социального развития. 2.6. Роль системного подхода в социальном прогнозировании Системный подход – это функциональный подход, дополненный учетом структуры системы. При функциональном подходе акцент делается на анализе роли элементов системы (их функций), а при системном подходе – на синтезе системы из элементов. В теории и практике социальной работы имеются проблемы первостепенной важности и второстепенные вопросы. Чем более важна и актуальна социальная проблема, тем сложнее комплекс причин, ее вызвавших. Поэтому возникает реальная необходимость в их междисциплинарном исследовании на основе системного подхода. Большинство современных социальных инноваций и технологий возникают на стыке различных научных дисциплин и специальностей и носят системный характер. Следует учитывать и то, что социальная деятельность сама по себе является системообразующим фактором. В соответствии с постулатами системного подхода любой социальный объект должен изучаться по пяти основаниям: 1) необходимо выявить качественную специфику данного объекта; 2) установить количество частей, из которых он состоит; 3) изучить отношения между частями (их координацию и субординацию); 4) установить функции частей; 5) установить ведущую функцию данного объекта в более крупной системе, куда он входит. Большинство ученых считает, что системный анализ общественного развития позволяет: – увидеть и проследить тенденции, ход и динамику социальных процессов, – отделить реальные события от субъективных реакций, эмоций, намерений, предположений; – выявить роль и значение лидеров в политике, социальной жизни; – исследовать идеалы, средства, с помощью которых они предполагают достижение социальных результатов. Социальная политика как вид государственного управления является одной из наиболее системных моделей человеческой деятельности. В связи с этим логично предположить, что и метод ее исследования должен быть системным. Такой подход к выстраиванию социальной политики предполагает, что задачи и цели более высокого деятельностного уровня должны функционально включать в себя соответствующие задачи и цели, реализуемые более низким иерархическим уровнем в рамках единой модели социальной деятельности. Инициатива и творчество, новые подходы, формы и методы, конкретный опыт социальной деятельности на местах должны всесторонне анализироваться и учитываться при разработке и корректировке социальной политики, использоваться в качестве определенных отправных точек при подготовке и реализации социальных программ. Однако в то же время вся эта огромная система, этот сложнейший механизм отношений в целом и в отдельных ее частях непрерывно изменяется, движется, развивается, а потому в различные периоды может характеризоваться различными состояниями, т.е. различными сочетаниями и взаимодействием определяющих ее факторов. Поэтому необходимо исследовать систему отношений в целом или отдельные ее части во времени. Это значит, что наука об отношениях может заниматься, во-первых, изучением процесса смены состояний этой системы в различные периоды в прошлом (это будет подход, который характерен для исторического метода исследования); во-вторых, исследованием современного состояния и механизма действия системы (это будет подход, характерный для структурного анализа современных отношений); в-третьих, изучением предполагаемого состояния структуры и функционирования глобальной системы отношений или входящих в нее подсистем в различные периоды в будущем (это будет научное прогнозирование развития социальных отношений). Таким образом, прогноз можно определить как формируемый в сознании людей и описываемый или воспроизводимый в соответствующих средствах имитации образ: а) предположительного, вероятного состояния системы отношений того или иного уровня в определенный период в будущем; б) предположительной, вероятной направленности и интенсивности действий той или иной национальной общности людей, социальной группы, класса, партии или отдельных людей, а также государства, государственных и негосударственных учреждений, направленных на изменение объективной системы социально-экономических, политических и правовых отношений.
2.7. Способы разработки прогнозов На протяжении долгого времени не было адекватной, четкой классификации способов и методов прогнозирования, поскольку многие понятия прогнозирования были близки по смыслу. За последние годы в этом отношении проведена значительная работа, позволившая создать надежную теоретическую базу для классификации основных понятий прогнозирования. В итоге ряд понятий выстроился в следующую логическую систему. Прием прогнозирования – конкретная форма теоретического или практического подхода к разработке прогноза, одна или несколько математических или логических операций, направленных на получение конкретного результата в процессе разработки прогноза. Процедура – ряд приемов, обеспечивающих выполнение определенной совокупности операций. Метод – сложный прием, упорядоченная совокупность простых приемов, направленных на разработку прогноза в целом. Методика – упорядоченная совокупность приемов, процедур, операций, правил исследования на основе одного или чаще определенного сочетания нескольких методов. Методология прогнозирования – область знания о методах, способах, системах прогнозирования. Способ прогнозирования – получение и обработка информации о будущем на основе однородных методов разработки прогноза. Система прогнозирования («прогнозирующая система») – упорядоченная совокупность методик, технических средств, предназначенная для прогнозирования сложных явлений или процессов. В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем: – оценка перспектив развития, будущего состояния прогнозируемого явления на основе опыта, чаще всего при помощи аналогии с достаточно хорошо известными сходными явлениями и процессами; – условное продолжение в будущее (экстраполяция) тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны; – модель будущего состояния того или иного явления, процесса, построенная сообразно ожидаемым или желательным изменениям ряда условий, перспективы развития которых достаточно хорошо известны. В соответствии с этим существуют три дополняющих друг друга способа разработки прогнозов (группы однородных методов): – опрос экспертов, населения с целью упорядочить, объективизировать субъективные оценки прогнозного характера. Особенно большое значение имеют экспертные оценки. Опросы населения в практике прогнозирования применяются пока что сравнительно редко; – экстраполирование и интерполирование (выявление промежуточного значения между двумя известными моментами процесса) – построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого явления на протяжении периодов основания прогноза в прошлом и упреждения прогноза в будущем (ретроспекции и проспекции прогнозных разработок); – моделирование – построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного или желательного изменения прогнозируемого явления на период упреждения прогноза по имеющимся прямым или косвенным данным о масштабах и направлении изменений. Наиболее эффективная прогнозная модель – система уравнений. Однако имеют значение все возможные виды моделей в широком смысле этого термина: сценарии, имитации, графы, матрицы, подборки показателей, графические изображения и т.д. Приведенное разделение способов прогнозирования условно, потому что на практике эти способы взаимно перекрещиваются и дополняют друг друга.
2.8. Методы социального прогнозирования 1. Группа экспертных методов, т.е. методов на основе оценки высококвалифицированными специалистами (экспертами). Данные методыочень широко используются в прогнозировании. Они призваны дать объективную характеристику качественных и количественных сторон объекта прогнозирования на основе обработки и анализасовокупности индивидуальных и групповых мнений экспертов.
Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов: а) в каждом отдельном случае проведения экспертной оценки определяется круг экспертов (с возможным конкурсом среди них); б) выявляются проблемы; в) намечается план и время действий; г) разрабатываются критерии для экспертных оценок; д) обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы, это может быть аналитическая записка, материалы для изучения, «круглый стол», конференция, выступления экспертов, публикации. При реализации метода экспертной оценки необходимо учитывать: а) уровень компетентности экспертов по сферам (экономическим, социальным, политическим, этническим, духовно-нравственным, экологическим и др.); б) рейтинг экспертов по взаимной оценке; по утвердившемуся общественному мнению; по должностному принципу и т.д.; в) коэффициент компетентности экспертов при определении основного мнения, оценки. Необходимо создание обстановки свободного обсуждения; проведение заключительной дискуссии; важна выработка рекомендаций по исследуемой проблеме, подготовка выводов по целесообразности их внедрения. Метод коллективной экспертной оценки. Это другой метод оценки перспектив развития того или иного процесса отдельными специалистами-экспертами. Иногда предполагается анкетирование, т.е. получение ответов экспертов на содержащиеся в анкетах вопросы о будущих состояниях прогнозируемых объектов. Иногда проводятся опросы больших групп экспертов по определенной программе в несколько туров, а затем на основе «усреднения» мнений специалистов выводится наиболее вероятный вариант ответов на поставленные вопросы. Одной из разновидностей этой методики является метод Дельфи, который предусматривает составление специальных анкет, сложную процедуру опроса специалистов и обработки полученных данных на ЭВМ. Метод Дельфи основан на последовательном индивидуальном опросе экспертов и затем их усреднения. Обычно ответы экспертов являются анонимными; обмен мнениями происходит через лицо, производящее опрос экспертов; групповое мнение является результатом объединения мнений экспертов на последнем туре опроса. Мозговая атака – коллективная экспертная оценка, регламентированная особыми правилами, основанная на стимулировании творческой деятельности экспертов путем совместного обсуждения проблемы. В последнее время в прогнозировании нередко применяется метод прогнозных сценариев. При их помощи устанавливается логическая последовательность разворачивания какой-либо реального объекта. Суть – определение перспектив развития основной его линии, а также выявление основных факторов фона развития и критериев оценки уровней достижения цели. Сценарий сосредоточивает внимание на наиболее важных причинно-следственных связях, пунктах, требующих принятия решений, различных способах действий в различных ситуациях. Сценарий призван помочь понять, как может развиваться обстановка и какими возможностями следует воспользоваться на тех или иных этапах ее развития, чтобы ускорить наступление одних и предотвратить наступление других событий. Недостатки экспертных методов: – сложная методика и техника разработки прогнозов методом Дельфи; – построение метода на «усредненной интуиции», такая «усредненная» экспертная оценка лишь помогает в концентрированном виде формулировать уже сложившиеся и преобладающие представления; – прогноз пытаются получить без специального углубленного изучения объекта, знания же специалистов сами по себе являются ограниченными. 2. Исторически одним из первых методов, который стал широко использоваться в прогнозировании, стал метод экстраполяции. Метод экстраполяции широко применяется при прогнозе практически всех социальных процессов. Это один из важнейших методов современного научно-технического и социального прогнозирования. Экстраполяция означает: а) распределение выводов по одной части какого-либо явления, процесса на другую часть, на явление, процесс в целом; б) продолжение в будущее действия определенной тенденции или закономерности на основе ряда имеющихся данных об объекте в прошлом. Суть метода – построение динамических (статистических или логических) рядов показателей прогнозируемого процесса с возможно более ранней даты в прошлом вплоть до даты реализации прогнозов. Весь вопрос в том, как и какими методами проводить экстраполяцию. Для этого применяются различные методики: интуитивно-логические, логико-математические. На данных статистических рядов можно проследить, изучить направление изменений каждого фактора в количественном отношении за определенный период в прошлом или его состояние в каждый конкретный момент. Статистический ряд по каждому из факторов или несколько таких рядов могут быть представлены в виде соответствующего простого или сложного графика, причем графики различных рядов могут быть наложены друг на друга и сопоставлены, а также рассмотрены в общей связи. Это дает возможность четко проследить изменение направленности и интенсивности действия, места и роли каждого фактора, определить и фиксировать как бы «траекторию» его функционирования, характеризовать определенную закономерность изменения и развития системы. Имея такого рода статистические ряды данных, можно на основе изучения устойчивых тенденций развития того или иного процесса в прошлом построить вероятностную кривую, характеризующую развитие этих процессов и в будущем. Проблема состоит в том, что линии будущего развития определяются не только прошлыми тенденциями самого изучаемого процесса. Необходим учет влияния на него многих окружающих факторов и условий развития. Отсюда самой сложной стадией разработки социального прогноза является расчет и перенесение траектории или тенденции, характеризующей действие каждого фактора в отдельности, и общей суммарной тенденции действия всего комплекса, характеризующих данную систему факторов на различные периоды в будущем. Следовательно, при разработке социального прогноза необходима не простая, а сложная экстраполяция, которая более правильно отражает сложный механизм тенденций общественного развития. Для расчетов, связанных с экстраполяцией, используются математическая теория вероятности, теория графов, средства кибернетики, а также электронно-вычислительные средства, без которых невозможна быстрая обработка огромного количества информационных данных. В социальном прогнозировании возможности экстраполяции ограничены. Это вызвано рядом причин. Некоторые социальные процессы развиваются по кривым, близким к логической функции: до какого-то периода процесс медленно нарастает, затем наступает период бурного развития, который завершается этапом насыщения. После этого процесс опять стабилизируется. Игнорирование этого требования приводит к серьезным ошибкам. 3. В социальном прогнозировании широко используются методы моделирования, которые связаны с поиском альтернатив развития на основе некоторой модели, что дает возможность отобрать оптимальный для данных условий вариант развития. Задача выбора оптимального варианта долгосрочного перспективного развития требует определения критерия оптимальности, который должен отражать эффективность функционирования системы и иметь простое математическое выражение. Среди методов решения задач оптимизации широко распространено программирование. В задачах программирования рассматривается система, которая со временем может менять свое состояние, но этим процессом можно управлять. Все математические модели и методы прогнозирования имеют вероятностный характер и видоизменяются в зависимости от длительности периода прогнозирования. Использование моделей повышает эффективность прогнозирования, позволяет рассмотреть большое количество возможных вариантов и выбрать наиболее приемлемый. Отрицательные стороны в моделировании обусловленны недостаточной точностью и эластичностью моделей при прогнозе, особенно на длительный период. Большую роль в социальном прогнозировании играет эффект Эдипа, т.е. возможность самоосуществления или саморазрушения прогноза, если к этому процессу подключается созидательная деятельность людей, в процессе которой реализуются позитивные ожидания или устраняются предостережения и угрозы. Прогнозы обладают способностью к самореализации, но только в том случае, если смыкают в единую цепь потребности и интересы людей на уровне как общественной, производственной, так и их личной жизни. 2.9. Результаты прогнозов и требования к ним При проведении прогнозирования важно определить требования к его результатам, чтобы оказалось возможным их использование в практической работе. Для этого необходимо: 1) обеспечить согласованность результатов различных прогнозируемых проблем с реальными возможностями; 2) определить главные направления деятельности отрасли, региона, организации в зависимости от вида прогнозирования (долгосрочного, краткосрочного и т.д.); 3) выбрать стратегию действия, анализ и сопоставление результатов других прогнозов по различным направлениям социально-экономической деятельности и возможности согласования этих результатов с целью нахождения оптимального подхода; 4) учесть реальность экономических возможностей и на этой основе найти варианты использования результатов прогнозирования. Эти принципиально важные положения не исключают более детальных требований к результатам прогнозирования, они лишь определяют ряд важных аспектов, учет которых является обязательным. Требования к результатам прогноза: – определение сферы использования прогнозируемого события или комплекса событий (создание, например, учебных заведений нового типа, ориентированных на инновационное образование), количественных и качественных внешних связей прогнозируемого события с другими процессами и системами их взаимовлияния и взаимодействия; – выявление вероятности наступления самых ранних и самых поздних сроков прогнозируемых событий, а также тех факторов и мер, которые могут ускорить или затормозить эти сроки; – определение основных тенденций развития данной сферы и возможных событий, способных повлиять на решение прогнозируемой проблемы, изменить заданный интервал времени. Форма выражения результатов прогнозов: – сравнение показателей отечественных и зарубежных достижений в данной исследуемой области; – показатели эффективности социальной защиты, поддержки населения; – ожидаемые показатели; – варианты распределения ресурсов, их видов, адресности; – оценки социальных последствий мер, принимаемых правительством, ассоциациями, административными организациями и т.д.; – оценки эффективности вкладываемых ресурсов, финансовых мер; – оценки возможности применения данных методов в других регионах и сферах социальной практики; – возможные ресурсы на решение локальных социальных проблем. 2.10. Принципы и условия надежности Под надежностью прогноза понимается необходимая степень вероятности, оправдываемости разрабатываемых прогнозов. Естественно, что по мере развития теории и совершенствования методики прогнозирования будет все более возрастать эффективность и надежность прогнозов, разрабатываемых на основе научной методологии. Наряду с этим важной предпосылкой для разработки эффективного прогноза является наличие в распоряжении людей, осуществляющих социальное прогнозирование, объективной, достоверной и как можно более полной информации о состояниях данного процесса в прошлом и в текущий момент. Качество и надежность будут прямо пропорциональны степени полноты и достоверности информации. Это – проблема наполнения моделей систем конкретным содержанием, обеспечивающим их адекватность, соответствие изображаемому объективному процессу или системе. Поэтому дальнейшее развитие и совершенствование социального прогнозирования неизбежно потребуют значительного улучшения и расширения сбора данных о социальном развитии общества, совершенствования и детализации социальной статистики, увеличения мощности аппарата обработки информации, контроля ее достоверности. Для успешного прогнозирования обязательными предпосылками являются объективность информации, исключение субъективизма и приукрашивания действительности. Одна из особенностей прогнозирования состоит в том, что процессы социального взаимодействия протекают быстрее, чем производственные и экономические процессы, а потому наблюдение за их течением, за функционированием и развитием требует значительно более быстрой и более подробной информации. Это создает дополнительные трудности также для эффективного моделирования процессов. Известно, что чем более изменчив и текуч изучаемый процесс, тем меньший интервал времени должен быть взят в динамическом ряду, в модели, отражающей этот процесс. Напротив, чем более стабилен изучаемый процесс, тем большим может быть интервал динамического ряда и «шаг» модели, имитирующей этот процесс. Рассмотрим теперь понятие «эффективность прогнозирования». Эффективность прогнозирования – комплексный критерий качества прогнозирования, подразумевающий достоверность, точность прогноза на этапе его построения. Понятие «эффективность прогнозирования» вводится для того, чтобы учитывать с его помощью качественную, творческую составляющую прогнозирования в схеме реального контура с обратной связью. К числу основных условий надежности прогнозов следует отнести: – глубину и объективность анализа; – знание конкретных условий; – оперативность и быстроту в проведении и обработке материалов. При прогнозировании специалисты на протяжении всего периода решения задачи (зачастую длительного) пытаются всесторонне оценить качество прогноза. Это осуществляется путем промежуточных проверок получаемых результатов, сравнения с другими областями науки и техники и т.д. Это свойство можно назвать прогнозированием результата (качества) прогноза. Одной из практически значимых проблем прогнозирования в социальной работе является реализация наиболее ценных результатов прогнозирования. Основные направления этой деятельности: – вооружение соответствующих учреждений, ведомств материалами для составления программ, проектов; – составление комплексных прогнозов через координационные центры; – предоставление прогнозов правительству, комитетам соответствующих министерств; – проведение конкурсов прогнозов соответствующими комиссиями и комитетами. В настоящее время активно работает Департамент анализа и прогнозирования социально-экономического развития РФ, который взаимодействует с научными структурами и вузовскими кафедрами. 2.11. Основные недостатки процесса прогнозирования Анализируя уровень прогностической деятельности в России или в конкретном регионе, следует учитывать множество факторов. Среди них есть факторы уровня развития науки, прежде всего это развитие методов, позволяющих принимать во внимание специфику взаимосвязей социально-экономического и духовно-идеологического аспектов при разработке моделей, прогнозов. А это, в свою очередь, зависит от финансирования науки, т.е. состояния ВВП и уровня деятельности высшего менеджмента в стране. Недостатки конкретного процесса прогнозирования зачастую могут быть связаны с субъективным фактором, а именно с двумя группами лиц: 1) теми, кто разрабатывет модели и прогнозы, и 2) теми, кто пытается реализовать результаты исследований. Рассмотрим эти группы подробнее. 1) Недостаточно высокий профессионализм первой группы – прогнозистов, экспертов, неинформированность их о позициях потенциальных заказчиков, в интересах которых разрабатываются те или иные модели и прогнозы, приводят к целому ряду нежелательных моментов. На основании обобщения опыта работы кафедры прогнозирования РГСУ можно сделать ряд выводов (по Сафроновой). Вывод первый. Основной объем материала в прогностических отчетах является описательно-информационным (до 90 %). Это может происходить, если объект исследуется в период ретроспекции прогноза. Тогда как крайне важная информация о мерах прогнозирования, процедуре обработки информации, используемых источниках занимает наименьший объем. Вывод второй. Преимущественное внимание уделяется исследовательскому подходу к самому процессу разработки прогнозов и меньшее – анализу прогностического фона взаимосвязей различных факторов, так называемого внешнего окружения, использованию прогностических систем высшего порядка. Вывод третий. Нечеткое определение целей разработки прогнозов. Это приводит к вовлечению в описание объекта (период ретроспекции и проспекции) большого количества факторов и условий, не имеющих научно-информативной ценности. 2) Вторая группа – представители власти, пытающиеся перенести существующие модели без должного анализа возможных проблем адаптации в новых условиях. Примером их неудачной деятельности могут служить попытки перенести модели западной экономики и демократии в Россию. Эти попытки приобретают извращенную форму, поскольку не учитываются не только особенности экономической сферы, но и исторические традиции, социальная специфика, духовно-нравственная атмосфера страны. Основные недостатки прогнозирования социальных процессов: – соотношение между прогнозами и ретроспективной направленностью не в пользу прогноза; – недостаточное освещение прогнозного фона внешнего окружения, тех факторов и процессов, которые оказывают влияние; – неразработанность методических и процедурных аспектов; – недостаточность объемов информации; – недостаточность организационно-правовой основы процессов прогнозирования; – недостаточность развития теории, методологии прогнозирования. Недостатки информационного обеспечения прогнозов выражаются в первую очередь в использовании узковедомственных данных без должного учета, сравнения совокупной информации по смежным отраслям. Неразработанность организационно-правовой основы процессов прогнозирования не позволяет в должной мере привлекать к разработке прогнозов специалистов различных областей научной деятельности, разработчиков смежных проблем, хотя все большее развитие получают временные творческие коллективы, включающие в себя специалистов из разных сфер деятельности, но работающих в тесном взаимодействии. Недостаточно полный учет свойств конкретных методов прогнозирования приводит к появлению ошибок, а иногда и к неправильным прогнозам. В этой связи важно, чтобы специалисты по вопросам прогнозирования обращали внимание не только на свои успехи, но и на ошибки. Несмотря на отрывочность и незначительность данных об ошибках, их объем все же позволяет сделать некоторые выводы общего характера. Непрерывная последовательность «прогноз ® решение ® результаты ® ошибки ® прогноз» образует контур обратной связи. Тем самым выявленные ошибки влияют на повышение уровня результатов прогнозирования. Для понимания ошибок их следует рассматривать в условиях подобной структуры с контурами обратной связи. Однако подход типа «до» и «после» удобен лишь для количественных оценок ошибок и только в тех случаях, когда есть «после». При этом эффект ошибок не всегда проявляется непосредственно. При построении глобальных качественных прогнозов эффект ошибок может быть не столь очевиден, и его выявление оказывается задачей, сравнимой по сложности с самой задачей прогнозирования: неточность прогнозов нельзя исправить с помощью простых поправочных соотношений. Оценка широкого объема различных показателей качества прогнозирования должна быть заложена в сами методы прогнозирования. Прогноз ценен, когда его сопровождает описание его достоверности (конечно, имеющее некоторую степень определенности). Вероятностные оценки точности прогнозов отражают лишь количественную сторону этой достоверности, и эти оценки применимы лишь для количественных методов прогнозирования. Вопросы для самоконтроля 1. Чем прогностика отличается от предвидения и предсказания? 2. Дайте определение прогноза в целом и социального прогноза в частности. 3. Возможно ли разработать научный прогноз без результатов смежных областей знания? 4. Сколько методологических принципов разработки прогноза вы знаете? Зачем они нужны? 5. В чем суть системного подхода в прогнозировании? 6. Дайте определение объекта и предмета прогноза. 7. Как можно классифицировать объект прогноза? 5. Что такое профиль прогноза? 6. Что означает понятие «прогнозный фон»? 7. Какие виды прогнозирования вам известны? 8. Сколько способов прогнозирования вы знаете? Перечислите их. 9. Чем экстраполяция отличается от интерполяции? 10. Что такое метод Дельфи, к какому типу методов он относится? 11. В каких методах выявляется критерий оптимальности? 12. В чем заключается эффект Эдипа? 13. Что такое надежность прогноза? 14. Что такое эффективность прогноза? 15. Назовите объективные факторы повышения надежности прогноза. 16. Назовите субъективные факторы повышения надежности прогноза. 17. Назовите основные ошибки при проведении современных прогнозов? Раздел 3 Date: 2015-07-24; view: 1825; Нарушение авторских прав |