Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компенсация и восстановление утраченных функций





Компенсация (лат. compensatio – возмещенное, уравниваемое) – сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций.

Основными факторами успешной компенсации являются:

1) возраст ребенка (в случае врожденного дефекта, поскольку в раннем возрасте ЦНС обладает большей пластичностью) и краткий временной интервал с момента возникновения дефекта (в случае приобретения дефекта);

2) ближайшее социальное окружение влияет на степень компенсаторных способностей. Так, в условиях психологической поддержки и поощряющей дозированной помощи родных и близких возможности компенсации возрастают;3) личное желание (вера) преодолеть дефект и целенаправленные, регулярные, настойчивые усилия направленные на достижение поставленной цели.

В основе замещения утраченных или нарушенных функций лежит пластичность – способность нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражении (соседние участки коры, полностью или частично, берут на себя функции пораженных отделов). Например, глухота компенсируется зрением, благодаря которому индивид учится и читать речь с губ, и письменной речи, а также двигательной и тактильно-вибрационной чувствительностью, при помощи которых происходит постановка звуков речи и контроль за ней.

Для компенсаторной перестройки необходимо применение специальной системы обучения и воспитания основной задачей которой является формирование высших психических функций, дающих возможность достигать целей новыми путями. Например, у слепого недоразвитие образного мышления возмещается развитием абстрактного. То есть, компенсация не исправляет дефект, но помогает его преодолеть за счет активизации работы сохранных органов и систем. Высшей формой компенсации является всестороннее развитие личности. Однако при некоторых формах аномального развития компенсаторные возможности ограничены. Например, при умственной отсталости возможна лишь частичная компенсация, поскольку развитию высших психических функций препятствуют глубокие нарушения интеллекта. С позиции Л.С. Выготского, основным способом компенсации людей с различными аномалиями является включение их в сознательную активную трудовую деятельность, которая и выступает в качестве основного механизма компенсаторной перестройки.

24. Нейрофизиология мотиваций и эмоций. Структурно–функциональные основы мотиваций и эмоций.

Мотивация — активные состояния мозговых структур, побуж­дающие совершать действия (акты поведения), направленные на удовлетворение своих потребностей. Мотивации создают необходи­мые предпосылки поведения. Мотивации могут создаваться как биологическими потребностями (например, пищевая мотивация), так и высшими познавательными потребностями. Любая информация, прежде чем организуется поведение, сопоставляется с доми­нирующей в данный момент мотивацией. У сытого животного нельзя выработать условный пищевой рефлекс потому, что у него нет пищевой мотивации. С мотивациями неразрывно связаны эмо­ции. Достижение цели и удовлетворение потребности вызывает положительные эмоции. Недостижение целей приводит к отри­цательным эмоциям.

В формировании мотиваций и эмоций важная роль принад­лежит лимбической системе мозга, включающей структуры разных отделов головного мозга. Функции лимбической системы много­образны. При раздражении электрическим током гипоталамуса и миндалевидного тела или удалении поясной извилины у живот­ных наблюдаются реакции ярости, агрессивного поведения (фыр­канье, рычание, расширение зрачков, изменение сердечного ритма). Двустороннее разрушение миндалевидного тела у крыс вы­зывает снижение двигательной активности; реакций ярости и агрессии при этом наблюдать не удается. При разрушении мин­далевидного тела у человека, по медицинским показаниям, снижа­ется эмоциональная активность типа страха, гнева, ярости. Деятельность лимбических структур регулируется лобными от­делами коры больших полушарий, с функцией которых связаны формирование высших познавательных потребностей и регуляция эмоционального состояния на основе проанализированной в коре больших полушарий информации, оценки ее значимости.

Эмоции изменяют состояние всего организма. Отрицательные эмоции плохо влияют на здоровье, угнетают человека: он стано­вится вялым, рассеянным, апатичным. Резкое выражение отрица­тельных эмоций — плач. Положительные эмоции, выражением ко­торых является улыбка, смех, увеличивают интенсивность энер­гетических процессов. Соответственно возрастают потенциальные возможности организма.

Созревание высших отделов ЦНС в младшем школьном воз­расте расширяет возможность формирования познавательных потребностей и способствует совершенствованию регуляции эмоций. Эмоции детей из-за слабости контроля со стороны высших отделов ЦНС неустойчивы, их внешние проявления несдержанны. Ребенок легко и быстро плачет и так же быстро от плача может перейти к смеху. От радости ребенок громко смеется, кричит, ма­шет руками. С возрастом сдержанность эмоциональных прояв­лений возрастает. В этом немалую роль играют воспитательные воздействия, направленные на совершенствование внутреннего тор­можения.

 

25. Нейрофизиология памяти: виды памяти, процессы памяти, функциональные и структурные основы памяти, нейрохимия памяти, нейроанатомия памяти.

Память - это один из видов психических функций, которая предназначена накапливать, воспроизводить и сохранять разного рода информацию.

Различают следующие процессы памяти:

1. Запоминание - основной процесс памяти. В его основе лежит возможность запомнить как можно больше разного материала и найти между ними какую-то логическую связь.

2. Хранение - возможность хранить информацию в структуре памяти значительное количество времени. Это положительно влияет на общее развитие человека.

3. Узнавание и воспроизведение - процесс актуализации информации, когда-то воспринятой памятью. Воспроизведение существует двух видов - произвольное и непроизвольное. Непроизвольное - это воспроизведение, не требующее от человека дополнительных усилий.

4. Забывание - процесс обратный запоминанию. Это невозможность воспроизвести ранее приобретенную информацию. Ученые доказали, что чаще всего этому процессу поддается информация, что не имеет большого значения. Различают забывание временное и забывание длительное.

Виды памяти

Память классифицируют по различным признакам:

- по сенсорной модальности - визуальная (запоминание предметов с помощью органов зрения), звуковая (запоминание звуков с помощью органов слуха), моторная (запоминание движений) и вкусовая память (запоминание предметов с помощью вкусовых рецепторов);

- по характеристике временного запоминания - длинная, короткая, ультракороткая;

- по содержанию - моторная, образная, эммоциональная;

- по наличию цели - непроизвольная, произвольная.

Физиологические механизмы памяти – образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Этим физиологическим процессам соответствуют процессы памяти: запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание.

Хотя молекулярные механизмы функционирования одиночной нервной клетки изучены во многих своих проявлениях и сформулированы принципы организации межнейрональных связей, все еще неясно, каким образом молекулярные свойства нейронов обеспечивают хранение, воспроизводство и анализ информации - память.То обстоятельство, что приобретенные знания (как и нравственные принципы) не передаются по наследству, и новым поколениям приходится обучаться им заново, позволяет считать, что обучение представляет собой процесс создания новых межнейронных связей и запоминание информации обеспечивается способностью мозга по необходимости воспроизводить эти связи (активировать их). Однако современная нейрохимия еще не в состоянии представить непротиворечивую теорию, описывающую то, каким образом анализ факторов внешнего мира осуществляется в живом мозге.

 

Date: 2015-07-22; view: 4577; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию