![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Тема №12. Развитие методов проектирования проточных частей турбомашин
Турбоагрегат, как энергетическая машина, преобразующая потенциальную энергию газа (пара) высоких давления и температуры в кинетическую энергию вращения ротора, является довольно совершенной машиной, коэффициент полезного действия которой близок, а иногда и превышает 90%. Естественно, что этому совершенству предшествовали годы теоретический, лабораторный и натурных исследований. Пройденный турбостроением путь в части повышения эффективности облопачивания (а именно этому и посвящен данный курс) иллюстрирует рис. 12.1. Рис. 12.1. Эволюция лопаточного аппарата фирмы ALSTOM
Из рис. 12.1 видно, что за сто лет эффективность облопачивания поднялась более чем на 15%, что является чрезвычайно большой величиной! Довольно сложно найти в технике аналогичные примеры.
Профили лопаток и их аэродинамические характеристики Долгое время (до 80-90-х г.г ХХ века) и в настоящее время широкое распространение при проектировании проточных частей получили так называемые нормализованные профили, теоретически и экспериментально отработанные, аэродинамические профили которых достаточно полно известны. Эти профили отрабатывались на ЛМЗ, МЭИ, ЦКТИ и других организациях. Геометрические и аэродинамические характеристики значительного числа решеток представлены в специальных нормалях ЦКТИ и атласе профилей МЭИ. В зависимости от числа Маха рекомендуются следующие типы профилей: 0,7<M<0,9 – тип А (дозвуковые); 0,9<M<1,15 – тип Б (околозвуковые); 1,1<M<1,3 – тип В (сверхзвуковые); M>1,3 – тип Р (расширяющиеся); для широкого диапазона чисел Маха – тип И (с изломом профиля). Принята следующая номенклатура профилей: первая буква – обозначение профиля С – сопловой, Р – рабочий; первое число – среднее значение угла входа, для которого предназначен профиль (a0 или b1); второе число – среднее значение эффективного угла выхода, для которого предназначен профиль (a1э или b2э); последняя буква – тип профиля. Например, С-90-12Б обозначает сопловую решетку, предназначенную для околозвуковых скоростей, с углом входа 90°. Примеры профилей приведены в табл. 12.1. Таблица 12.1 Геометрические характеристики профилей лопаток
Для выбранного профиля, меняя шаг и угол установки, можно изменить и эффективный угол. Зависимости a1э=f(
а. б. Рис. 12.2. Эффективный угол решетки в зависимости от относительного шага и угла установки: а – для С-90-15А; б – для Р-30-21А
В результате теоретического, а чаще экспериментального исследования определяются аэродинамические характеристики плоских решеток, составленных из лопаток с рекомендованными профилями. Основная характеристика – коэффициент потерь энергии: для сопловой решетки
для рабочей решетки
Другой важной характеристикой решетки является коэффициент расхода:
Все эти характеристики также приводятся в виде графиков в Атласах профилей (рис. 12.3), что позволяет в достаточно высокой точностью оценить эффективность будущей ступени. Рис. 12.3. Пример характеристик профиля Р-4629А Модельные ступени
Для проектирования ступеней умеренной веерности Q>4…6, рабочие лопатки которых не испытывают предельных напряжений, при использовании нормализированных профилей широкое распространение получил метод модельных ступеней. При этом проектируется и отрабатывается ступень с наибольшей верностью, а остальные получаются подрезкой по высоте сопловых и рабочих лопаток. Подрезка может быть осуществлена несколькими путями: - подрезка по периферии. При этом снижается разница степеней реактивности периферии и корня, сохраняется хвостовик рабочих лопаток; - подрезка по корню. При этом растет степень реактивности ступени, а значит и ее КПД. - подрезка и по корню, и по периферии. Выбор типа подрезки зависит от расположения ступеней, технологии изготовления лопаток на заводе и других факторов. Наибольшее распространение модельные ступени получили в паровых турбинах, где из модельных ступеней могут изготавливаться целые отсеки ступеней. Естественно, что при выигрыше в стоимости и технологичности производства, происходит потеря в экономичности модельных ступеней. С развитием методов численного моделирования проточные части, созданные с использованием нормализованных профилей, стали просчитываться в специализированных программах По результатам таких расчетов зачастую выполняется оптимизация профиля под конкретные условия течения рабочего тела.
Аэродинамическое совершенствование проточных частей
Аэродинамическое совершенствование турбин в последние 20 лет было связано, прежде всего, с практическим внедрением в реальные конструкции предложений, сделанных ученными 30…35 лет назад. Большой вклад в совершенствование проточных частей турбоагрегатов был сделан отечественными учеными. Отметим наиболее важные разработки. Саблевидные сопловые лопатки. Традиционно сопловые лопатки выполняют прямыми и устанавливают их радиально. Связано это с простотой изготовления диафрагм. Саблевидными лопатками называются изогнутые лопатки, напоминающие по внешнему виду саблю (в зарубежной литературе используются термины «банановая» и «трехмерная»). Пока саблевидные лопатки используют только для сопловых решеток. Сопловые саблевидные лопатки устанавливают вполне определенно: корневые сечения наклоняют в окружном направлении в сторону вращения рабочего колеса, а периферийные, наоборот, навстречу вращению. Общий вид диафрагм с саблевидными лопатками показан на рис. 12.4. Рис. 12.4. Диафрагмы с саблевидными лопатками турбин фирмы SIEMENS
Саблевидные сопловые лопатки впервые предложены в 1962 г. в России (кафедра паровых и газовых турбин МЭИ) профессором М.Е. Дейчем и ныне академиком РАН Г.А. Филипповым, а впервые использованы в мощных турбинах фирмой Siemens в середине 80-х годов прошлого столетия. Сейчас их используют все ведущие мировые производители турбин. По разным оценкам повышение экономичности ступени при использовании саблевидных лопаток составляет 1,5—2,5 % (относительных). Выигрыш при использовании саблевидных лопаток возникает вследствие того, что уменьшается доля пара, протекающего через корневую и периферийную зону ступени, где обтекание ступеней хуже (рис. 12.5). Рис. 12.5. Распределение относительного расхода по высоте ступени: 1 – радиальная СЛ; 2 – саблевидная СЛ
Саблевидные лопатки можно назвать первым шагов к так называемым трехмерным лопаткам. Дело в том, что законы закрутки учитывают только ЦБС, влияющие на поток, но не учитывают вязкости рабочего тела. С развитием средств компьютерного моделирования появилась возможность учитывать и вязкость – такие лопатки получили название трехмерных (3 D - моделирование). Фирма Siemens использует аналогичные «трехмерные» лопатки даже в ступенях с лопатками малой длины (ЦВД и ЦСД паровых турбин) (рис. 12.6), где лопатки имеют малую длину, но зато относительно большую зону высоких потерь в корневой и периферийных зонах. Для создания таких лопаток фирма выполнила обширное компьютерное моделирование облопачивания, испытала его в четырехступенчатой паровой экспериментальной турбине, после чего оно стало основным для мощных паровых турбин. По оценкам фирмы Siemens использование пространственных лопаток в ЦВД и ЦСД позволяет увеличить их КПД на 1—2 % по сравнению с цилиндрами, созданными в 80-е годы прошлого века. Рис. 12.6. Рабочие лопатки фирмы Siemens, выполненные с пространственным профилированием
На рис. 12.7 показано три последовательных модификации рабочих лопаток для ЦВД и первых ступеней ЦНД паровых турбин для АЭС фирмы Alsthom: обычная («радиальная») лопатка постоянного профиля (рис. 12.7, а), используемая в наших турбинах; саблевидная лопатка (рис. 12.7, б) и, наконец, новая лопатка с прямой радиальной выходной кромкой (рис. 12.7, в). Новая лопатка обеспечивает КПД на 2 % больший, чем исходная (рис. 12.7, а). а. б. в. Рис. 12.7. Три последовательные модификации профильной части рабочих лопаток: а – радиальная лопатка; б – саблевидная лопатка; в – лопатка с изогнутой входной и прямой выходной кромками
Рис. 12.8. Пример конструкций современного облопачивания: слева – рабочая лопатка последней ступени; справа – сопловая лопатка, выполненная с пространственным профилированием
Меридиональное профилирование. Первые ступени паровых турбин, особенно на сверхкритические параметры пара имеют очень малую высоту сопловых и рабочих лопаток. Для повышения КПД таких решеток еще в 60-е года XX в. кафедра паровых и газовых турбин МЭИ предложила так называемое меридиональное профилирование сопловых каналов, при котором (рис. 12.9) верхний (меридиональный) обвод канала выполняется не цилиндрическим или коническим, а суживающимся. Меридиональное профилирование впервые исследовано в МЭИ, и различные типы решеток испытаны в экспериментальной турбине. Для малых высот решеток (менее 25 мм) меридиональное профилирование дает относительное повышение КПД ступени более 2 %, а для высоты 10 мм относительное повышение КПД составляет около 3 %. Промышленное применение меридионального профилирования осуществлено в 90-х годах фирмами Toshiba и General Electric (рис. 12.9). Для реализации меридионального профилирования требуется технология изготовления сопловых решеток с фигурным (нецилиндрическим и неконическим) периферийным обводом.
Рис. 12.9. Использование меридионального профилирования в первых ступенях паровых турбин фирмой General Electric
Пути дальнейшего совершенствования проточных частей
На рис. 12.10 показана структура потерь в ступени турбомашины. Соответственно эта диаграмма иллюстрирует и перспективные направления повышения экономичности ступеней: -- совершенствование уплотнений; -- снижение профильных потерь в сопловом аппарате (Nozzle Profile) и в рабочих колесах (Blade Profile); -- снижение вторичных потерь в сопловом аппарате (Nozzle Sekondary Loss) и рабочем колесе (Blade Sekondary Loss) -- и др. Рис. 12.10. Структура потерь в турбинной ступени
Необходимо особо отметить, что эффективность турбинных ступеней на настоящий момент очень высока, поэтому требуется все больше усилий для того, чтобы хоть немного поднять их КПД. Date: 2015-07-24; view: 1511; Нарушение авторских прав |