Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Упражнение 14
Установите несостоятельность аргументов, запишите схему. Образец: а) записываем задачу, находим тезис (Т) и аргументы (а,, а2, а3... ап): В суждении <Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок* распределены субъект и предикат (Т), так как и субъект, и предикат в общеотрицательных суждениях распределены fafj, данное же суждение является общеотрицательным (a2j; б) устанавливаем связь между тезисом и аргументами: ai, а2 -> Т; в) устанавливаем истинность или ложность аргументов: а, - «Субьект и предикат распределены в общеотрицательных суждениях- - истинен, соответствует правилам распределенности терминов в суждениях; аг - «Данное суждение является общеотрицательным» - ложен. (Несостоятельность аргументов обосновывается так же, как и несостоятельность тезиса, по схемам, приведенным в упражнении 12); г) записываем схему: а2 -» Т, 1 а2 1т '. Ложность аргумента приводит к необоснованности тезиса. (Рассуждение идет по неправильному модусу условно-категорического умозаключения.) 14.1. Определение «Неосторожное преступление - это преступление, совершенное по неосторожности» - ошибочно, так как нарушено одно из правил определения понятий: члены определения должны исключать друг друга. 14.2. Это не может не быть правдой, потому что это истина. 14.3. Куры летают, так как куры - птицы, а все птицы летают. 14.4. Хитров не совершал кражи, так как кража - тайное похищение личного имущества, а он унес компьютер из своего учреждения. 14.5. Пьер Леже - веселый, остроумный человек, ибо он француз, а все французы веселы и остроумны. 14.6. Какую ошибку в рассуждении допустила одна из героинь А. Н. Островского, утверждая: «Благородного человека сейчас видно: у него все поступки благородные». 14.7. Утверждение «Иванов - студент юридического вуза», следующее из посылок «Иванов мог поступить в юридический или педагогический вуз», «Он не поступил в педагогический», - недостоверно, потому что нарушено правило отрицающе-утвер-152 Глава 6. Логические основы аргументации ждающего модуса разделительно-категорического силлогизма -разделительная посылка не является строгой дизъюнкцией. 14.8. Найдите ошибку в рассуждении пушкинского Сальери; «Все го- I ворят: нет правды на земле». 14.9. Молодежь должна учиться, так как ученье - свет, а неученье -тьма. 14.10- Семенов - истинный интеллигент, он закончил институт, а каждый человек, имеющий высшее образование, интеллигентен. 14.11. «Машенька. Но почему же вам непременно угрожает опасность. Турусина.О чем же ты спрашиваешь, я не понимаю? Ты сама видела в самых воротах нам перешла дорогу какая-то женщина» (А. Н. Островский). 14.12. Понятия «студент» и «спортсмен» находятся в отношении подчинения, так как в это отношение вступают понятия, объемы которых пересекаются. 14.13. Если какое-либо художественное произведение высоко оценивается большинством москвичей, оно обладает несомненными художественными достоинствами. Произведения ЧеЙза-- высокохудожественны, ибо они получили высокую оценку большинства москвичей. 14.14. Суждение «Любая захватническая война - несправедлива» является общеотрицательным, потому что по количеству оно общее, а по качеству - отрицательное. 14.15. Заключение «Петров - студент МГЮА», вытекающее из посы- ж лок «Все студенты МГЮА изучают логику», «Петров - изучает логику», - достоверно. Его достоверность основана на том, что заключение строится по первой фигуре простого категорического силлогизма,.правила которой соблюдены: большая посылка - общее суждение, меньшая - утвердительное. Упражнение^ Установите несостоятельность демонстрации, запишите схему. Образец: а) записываем задачу, находим тезис (Т), аргументы (ai... aj: <Судья Пастухов может участвовать в рассмотрении данного дела (Г), потому что он не является потерпевшим (а,/ А нам известно, что судья не может участвовать в рассмотрении дела в том случае, если он является потерпевшим* б) выявляем логическую связь между тезисом и аргументами (at, аг): 6.4. Правила и ошибки в аргументации аг - Судья не может участвовать в рассмотрении дела (д), если он является потерпевшим (р), (р ~> q); а, - Судья Пастухов не является потерпевшим (]р); Т - Судья Пастухов может участвовать в рассмотрении данного дела (1 q); в) записываем схему: Lt; Рассуждение идет по неправильному модусу условно-категорического умозаключения - от отрицания основания flp) к отрицанию следствия Л* Аргументация, построенная по неправильному модусу, не позволяет получить достоверного заключения. 15.1. Антонов - голубоглазый человек, поэтому со всей определенностью можно сказать, что он уроженец Севера, потому что большинство северян - голубоглазы. 15.2. Во время отпуска мой друг мог поехать и в Омск, и в Иркутск. Я думаю, что он не был в Иркутске, так как почти две недели провел в Омске. 15.3. Найдите ошибку в рассуждении пушкинского Сальери: Что пользы, если Моцарт будет жив И новой высоты еще достигнет? Что пользы в нем? 15.4. Студенты нашей группы Андреев и Павлов плохо подготовились к экзамену по экономической теории и не сдали его; совершенно очевидно, что они не сдадут и экзамена по логике. 15.5. Около двадцати студентов МГЮА успешно выступили с докладами на научной конференции. Этот факт убедительно свидетельствует о том, что большинство студентов МГЮА занимаются научной работой. 15.6. - Тотчас же королева Пошла к его величеству И, будто между прочим Сказала невпопад: Ах, да, мой друг, по поводу Обещанного масла... Хотите ли попробовать На завтрак мармелад? (Милн)154 Глава 6. Логические основы аргументации 15.7. Следствием установлено, что поджог склада могли совершить трое его рабочих - Адоскин, Борисов или Сергеев. На данном этапе расследования установлено полное алиби Сергеева. Из этого факта со всей очевидностью вытекает, что преступление совершено Адоскиным и Борисовым. 15.8. Если человек имеет.неустойчивую нервную систему, то он способен на преступление. Андреев совершил преступление, следовательно, он имеет неустойчивую нервную систему. 15.9. Какая ошибка допущена в следующем софизме: «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего». 15.10. Несомненно, что Древняя Греция дала миру многих выдающихся философов. Свидетельство тому - философское наследие Аристотеля. 15.11. Для меня очевидно, что Николаев не может знать и любить ни музыку, ни поэзию. Я исхожу из того, что человечество делится на «физиков» и «лириков». Николаев же работает в области точных наук. 15.12. «Как вы могли видеть на солнце пятны, если на солнце нельзя глядеть простыми человеческими глазами, и для чего на нем пятны, если и без них можно обойтись?» (Чехов). 15.13. Иванов и Сидоров учатся в одной группе, неплохо успевают по всем предметам, любят музыку. Иванов - хороший спортсмен. Несомненно спортом занимается и Сидоров. 15.14. «Если бы никто не совал носа в чужие дела, - проворчала Герцогиня, - мир завертелся бы куда быстрей, чем сейчас. -Ну и что же тут хорошего? - с готовностью подхватила Алиса... - Представляете, какая бы началась путаница? Никто бы не знал, когда день, когда ночь. Ведь тогда бы от вращения... -Кстати, об отвращении! - сказала Герцогиня. - отвратительных девчонок казнят! - Алиса испуганно покосилась на Повариху...*1. 15.15. Рассуждая по аналогии с правилами первой фигуры простого категорического силлогизма, с необходимостью приходим к выводу, что по правилам второй фигуры простого категорического силлогизма - большая посылка должна быть общим суждением. 1 Кэрролл Л. Приключения Алисы в стране чудес. М., 1977. С. 76. Date: 2015-07-24; view: 575; Нарушение авторских прав |