Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семиотика культуры⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Под семиотикой культуры понимается совокупность знаковых средств, с помощью которых кодируется социальная информация. Понимать какую-либо культуру - значит понимать ее семиотику, улавливать значение используемых в ней знаков и расшифровывать тексты, составленные из них (словом «текст» в культурологии называют не только письменное сообщение, но любой объект — произведение искусства, вещь, обычай и т. п., рассматриваемый как носитель информации). Основные типы знаков и знаковых систем, используемых во всех культурах, таковы: 1) Естественные знаки. Это вещи и явления природы, которые указывают на какие-то другие предметы и рассматриваются в качестве носителей информации о них. Чаще всего естественный знак является частью какого-то целого. Естественные знаки — это знаки-признаки. Простейший пример: дым как знак огня, приметы погоды, следы зверей. 2) Функциональные знаки. Функциональные знаки — тоже знаки-признаки. Но связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена функциями, которые они выполняют в деятельности людей. Например, обстановка квартиры — комплекс функциональных знаков (текст), несущий информацию о степени состоятельности хозяев, а подбор книг на книжной полке говорит об их вкусах и интересах. В качестве функциональных знаков могут выступать и действия людей: учитель водит пальцем по классному журналу, это знак того, что он сейчас вызовет кого-то отвечать. 3) Иконические знаки. Иконические знаки (от греч. eicon — изображение) — это знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают. Они искусственно создаются такими, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей. 4) Конвенциональные (условные) знаки. Конвенциональный знак (от лат. conventio — соглашение, договор, условие) служит обозначением предмета «по условию» — потому, что люди условились считать его знаком данного предмета. Конвенциональные знаки обычно имеют мало общего с тем, на что указывают. Видами конвенциональных знаков являются: - сигналы — знаки извещения или предупреждения (например, цвета светофора, автомобильные гудки); - индексы — условные обозначения чего-либо (например, показания приборов, картографические знаки); - символы обладают двухслойным строением: его внешний, «первичный» слой — образ некоего объекта, а «вторичный», собственно символический слой — мысленно сопрягаемая с этим объектом идея (иногда по своему содержанию весьма далекая от него). Язык символов выражает самые абстрактные идеи в конкретно-наглядной форме. Примеры символов: эмблемы, гербы, ордена, знамена; крест в христианской религии; «птица-тройка» у Гоголя; «голубь мира» у Пикассо и др. 5) Вербальные знаковые системы — естественные разговорные языки. Это исторически сложившиеся знаковые системы, образующие основу (семиотический базис) всей культуры говорящих на них народов. Главная особенность языка, отличающая его от всех других знаковых систем - он представляет собой полиструктурную, разветвленную, иерархическую, многоуровневую систему знаков, которая открыта для изменений и способна к неограниченному развитию. Благодаря своей организации язык оказывается уникальным и удивительно богатым по своим возможностям средством выражения, хранения, обработки и передачи самой разнообразной информации. 6) Знаковые системы записи. Они возникают на базе других знаковых систем — разговорного языка, музыки, танца — и вторичны по отношению к ним. Появление и развитие письменности позволило человеческой культуре выйти из начального, примитивного состояния. Без письменности было бы невозможно развитие науки, техники, искусства, права и т. п. Развитие письменности: 1) зародышем письменности было так называемое «предметное письмо», возникшее еще в первобытном обществе использование предметов для передачи сообщений (например оливковой ветви как знака мира). 2) Первой стадией истории письменности было письмо в рисунках (пиктография). 3) На следующей стадии возникает идеографическое письмо, в котором рисунки приобретают все более упрощенный и схематический характер (иероглифы). 4) На третьей стадии создается алфавитное письмо, в котором используется сравнительно небольшой набор письменных знаков, означающих не слова, а составляющие их звуки устной речи. Аналогичным образом развивалась и запись музыки — нотное письмо, и система записи танца. Одним из важных направлений развития систем записи стало создание формализованных языков, с разработкой которых связано развитие электронно-вычислительной техники. Появление и развитие письменности порождает принципиально новые возможности культурного прогресса. Письменность позволяет обществу транслировать информацию, количество которой намного превосходит объем памяти отдельного человека. Снимаются временные и пространственные границы общения: становится возможной коммуникация между людьми, живущими на больших расстояниях друг от друга и в разное историческое время. Письменность открыла путь к тиражированию текстов — книгопечатанию. Возникли условия для массового образования и просвещения народа. Date: 2015-07-24; view: 431; Нарушение авторских прав |