Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки становления культурологии





Культурология - это наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многообразие культурных явлений и связей между ними, стремящаяся дать научное описание различных форм культуры (Н.В. Шишова).

Это наука о сущности и формах проявления культуры как специфического способа человеческой жизнедеятельности, закономерностях ее возникновения и функционирования. Она исследует культуру как сложное, многогранное явление (А.А. Веремьев).

Культурология - это относительно новая научная дисциплина, изучающая, во-первых, культуру в целом, а во-вторых, отдельные явления культуры в частности, материальную и духовную культуру, быт, искусство, религию, семью и т.д.

Культурология стала формироваться в сфере гуманитарного знания в XX веке, хотя еще в XIX веке английский религиовед и антрополог Э.Б. Тайлор выдвинул идею создания особой «науки о культуре». Впервые термин «культурология» как название особой науки, предметом исследования которой была бы культура, был предложен немецким химиком и философом В. Оствальдом в 1909 году. Однако широко использоваться данный термин стал благодаря американскому антропологу Л. А. Уайту. Именно он (начиная с 1939 года) стал понимать культурологию как принципиально новый путь изучения культуры, путь, ведущий от частных наук, специализирующихся на рассмотрении отдельных аспектов и форм культуры, к целостному исследованию культуры. «Крестный отец» культурологии Л.А. Уайт в 1940-е годы попытался не только обосновать необходимость формировавшейся отрасли знания, но и заложил ее некоторые общетеоретические основы.

Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали Э. Дильтей, Г. Риккерт, Э. Кассирер, О. Шпенглер и др.

При изучении культурологии у современных ученых возникает мысль о том, что в научном мире нет единого мнения о том, что такое «культурология». Культурология как молодая развивающаяся наука и самобытная отрасль гуманитарного знания не может быть преподана догматически. Теорий культуры столько, сколько крупных культурологов, каждое оригинальное культурологическое направление задает свой ход и предмет.

На Западе такой науки не существует, но она изучается блоком антропологических дисциплин. Культурология как наука была выделена российскими учеными. Она является поздним этапом развития гуманитарных наук в рамках западной цивилизации, она - плод многовековой западной (иногда говорят «средиземноморской») гуманитарной традиции.

Формирование культурологии имело ряд важных предпосылок в истории науки и культуры. Отметим важнейшие из них. В ходе Великих географических открытий в XV-XVIII вв. европейцы близко познакомились с культурами неевропейских народов, был собран огромный этнографический материал, изучены высокоразвитые культуры Китая, Индии, Арабского Востока. Это привело в XIX веке к появлению научного востоковедения и этнографии. Еще в XVIII веке немецкий ученый И. Винкельман, исследователь античного искусства, заложил основы научного искусствоведения. Немецкие философы И. Гердер и Г. Гегель в конце XVIII - начале XIX вв. обосновали идею исторического развития человеческого общества и культуры. Создание сравнительного языкознания (лингвистики), историко-критического метода, социологии (О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер), попытка спроецировать на жизнь человеческого общества идеи эволюционной теории Ч. Дарвина невероятно обогатили гуманитарное знание. Появилась проблема обобщения имеющейся информации о различных сферах культуры на основе неких теорий культуры. Далеко не случайно большой интерес к теоретическому осмыслению культуры с середины XIX века начинают проявлять философы, возникают различные школы философии культуры.

Разумеется, на становление и развитие культурологического знания повлияли не только научные достижения, но и социальные процессы, в наибольшей степени оказавшие воздействие на историю человеческой цивилизации в XIX-XX вв. и на рубеже тысячелетий. Среди них можно назвать изменение баланса между естественной (природной) и искусственной (созданной человеком) средой. Ряд революционных перемен в науке и технике радикально изменили представления о возможностях человека (использование атомной энергии, освоение космоса, генная инженерия, пересадка человеческих органов или замена их искусственными и т. п.), заставили пересмотреть традиционные взгляды на проблему «природа -- культура», в том числе, в связи с возможностью экологической катастрофы, частичного или полного разрушения человеком природной среды. Не меньшее значение имеет и создание всемирных экономических, торгово-финансовых, политических, информационных, образовательных и других структур (так называемая «глобализация»), что привело к «прозрачности» некогда незыблемых границ между цивилизациями и культурами, породило страх перед утратой культурной и религиозной самобытности. Схожие проблемы создает и одно из важнейших последствий глобализации -- переселение десятков (возможно, сотен) миллионов людей из Африки, Азии, Латинской Америки в западные страны. Очевидно, что характерное для современного мира переплетение религиозных, национальных, военных, экономических противоречий требует не только социологического, политологического или религиоведческого, но и культурологического осмысления.


Особенно актуально подобное осмысление применительно к ситуации в нашей стране. Россия на собственном (нередко трагическом) опыте пережила основные историко-культурные тенденции современности. У нас, как и в ряде других стран, где господствовали диктаторские, коммунистические или фашистские режимы, был осуществлен ряд экспериментов с культурой. Например, «культурная революция» в советские годы, призванная уничтожить старую и создать новую систему культурных ценностей, или «шоковое» вхождение в орбиту западной цивилизации в последнее десятилетие XX века. Следствием этих экспериментов стал разрыв с культурой прошлого (и советского, и российского дореволюционного), трудности с культурным самоопределением (идентификацией). Принадлежит ли Россия к «Западу», «Востоку», «Евразии» или является совершенно особой культурой, куда может вести путь дальнейшего общественно-экономического и культурного развития нашей страны? Ответы на эти и множество подобных вопросов нельзя найти без помощи культурологии. Не случайным является издание в России 90-х годов столь большого количества культурологической литературы научного и учебного характера, изучение культурологии в школах и вузах, появление кафедр и факультетов культурологии, своего рода «культурологический бум».

К особенностям культурологического исследования культуры, выделяющим его из других видов гуманитарных исследований, можно отнести его комплексный, системный, целостный характер, сочетающийся со стремлением к различению и детальному описанию разных типов культурных явлений. Для культурологии свойственно стремление объединить, синтезировать материал отдельных наук о культуре, но сделать это не путем механического соединения их достижений, а на базе хорошо обоснованных теорий культуры. Возможность теоретического обобщения множества фактов и междисциплинарный характер исследований дает культурологии преимущество многостороннего, «объемного» изображения культур различных народов и эпох.

Тем не менее, в настоящий момент культурологию еще нельзя назвать окончательно сформировавшейся научной дисциплиной. Она находится на стадии становления, ее история пока слишком коротка, чтобы можно было с уверенностью судить о перспективах этой науки. Мы имеем дело, скорее, с многообещающим проектом, удачное воплощение которого зависит от многих обстоятельств. Однако большое количество интересных идей, выдвинутых талантливыми учеными-культурологами, актуальность рассматриваемых культурологией проблем для отдельных людей и общества в целом позволяет предполагать, что эта наука может стать одним из основных путей развития гуманитарных знаний в XXI веке.


Актуальность изучения культурологии для современного человека на сегодняшний день многие ученые связывают с несколькими позициями:

1) современная цивилизация стремится к преобразованию окружающей среды, и культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения;

2) культура есть средство человеческой самореализации;

3) судьба мира зависит от философского постижения культуры в целом и культуры отдельного народа в частности;

4) человек стал задумываться над смыслом своей деятельности;

5) культурный процесс влияет на общественную динамику;

6) познание культуры приводит к формированию стремления выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы и отыскать возможность ее активизации;

7) ранее было принято судить о любой культуре с точки зрения ее соответствия европейскому образцу, эта черта получила название европоцентризм, но поскольку каждая культура самоценна, то это значит, что ей не обязательно подражать во всем Европе. Это привело к краху культурного европоцентризма и явилось одной из причин возникновения науки о культуре - культурологии (В.М. Розин) и мн.др.

Формирование культурологии: причины и потребности

1. Произошло осознание общественностью кризиса прежней философии культуры, показавшей свою неспособность к осмыслению громадного этнографического материала, накопленного исследователями разных стран, а также возникла потребность в выработке современного понятия «культура» и в осмыслении ее роли в обществе.

2. Формирование культурологии потребовало новой методологии для исследования культуры отдельными культурологическими дисциплинами в целях получения ими адекватного результата и выработки предметного единства, вытекающего из субстанционального понимания культуры.

3. Уже в начале XX в. усилились контакты между различными культурами, что повлекло за собой стремление к унификации культуры, несмотря на ее локальное многообразие.

4. Среди специалистов по исследованию культуры постепенно складывалось понятие о сравнительной культурологии, которая устанавливала бы сходство и различие культур различных локальных областей и континентов.

5. Необходимость в научной дисциплине испытывали государства и правительства; они требовали объективного знания о культуре, чтобы принимать оптимальные управленческие решения для руководства этим мощным социальным феноменом.

6. Необходимость формирования культурологии диктовалась стремлением удовлетворить культурные запросы членов потребительского общества, а также экономическими проблемами современной западной культуры.

7. Общество было заинтересовано в сохранении и развитии культурного наследия, и в среде деятелей культуры появились исследования в русле культурологии, оформлявшиеся в специальную область исследования - «экологию культуры» (Д. Лихачев).

8. Под влиянием неумеренного технократизма, рационализма конца XIX - начала XX в., вызванного НТП, формирование культурологии было своеобразной реакцией гуманитариев, стремившихся ликвидировать конфликт между двумя культурами - технической и гуманитарной (Ч. Сноу) и т.д.

 







Date: 2015-07-24; view: 3239; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию