Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производственная инфраструктура в экономике региона

Расчетно-пояснительная записка к курсовой работе

по дисциплине «Региональная экономика»

ЯГТУ 080100.62 - 34КР

 

Нормокнтроллер Работу выполнил

Ст. преподаватель студент гр. ЭЭ-17

___________М. И. Маркин _________ А. Филин

«___» _________ 2015 «___» _________ 2015 г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ярославский государственный технический университет»

Кафедра «Экономики и управления»

 

З А Д А Н И Е № 34

на курсовую работу

 

 

Студенту___________ факультет__________ курс_____ группа _________

1 Тема проекта и исходные данные

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

2 Представить следующие материалы

1) текстовые

а)_______________________________________________________

б)_______________________________________________________

в)_______________________________________________________

г)_______________________________________________________

д)_______________________________________________________

е)_______________________________________________________

ж)_______________________________________________________

2) графические

а)_______________________________________________________

б)_______________________________________________________

в)_______________________________________________________

 

3 Рекомендуемая литература и материалы

__________________________________________________________________________________________________________________________

4 Дата выдачи задания______________________

5 Срок сдачи законченного проекта_______________________

6 Отметка о явке на консультацию:

1)____________________2)___________________3)_______________

4)____________________5)___________________6)_______________

 

Руководитель проекта Зав кафедрой

 


 

РЕФЕРАТ

38 с., 1 рис., 1 табл., 15 ист.

 

ПРОИЗВОДСТВО, ИНФРАСТРУКТУРА, РЕГИОН, КЛАССИФИКАЦИЯ, АНАЛИЗ, НАПРАВЛЕНИЯ, СОВЕРШЕНТСВОВАНИЕ

 

Объектом работы является процесс исследования производственной инфраструктуры экономики региона.

Предмет исследования - понятия, классификации, категории, факторы формирования производственной инфраструктуры

Цель – формирование приоритетных направлений развития производственной инфраструктуры.

Исследовательская база – производственная инфраструктура г. Ярославля.

 

В процессе выполнения работы использована нормативно-правовая, периодическая, методическая, учебная и справочная литература.

Методы управления в данной курсовой работе - аналитический, моделирования, метод анализа и синтеза, метод наблюдения.

Для изучения поставленной цели были выделены следующие задачи:

- исследовать понятие «инфраструктура»;

- исследовать классификации производственной инфраструктуры;

-выявить факторы, оказывающие влияние на формирование производственной инфраструктуры;

- исследовать и оценить специфику производственной инфраструктуры в городе Ярославле.

Результатом данной курсовой работы является систематизация и обобщение теоретического материала данной темы, а также выявление приоритетных направлений развития производственной инфраструктуры г. Ярославля и формулирование рекомендаций для руководства областной и городской администраций по ее улучшению в будущем.


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5

1 Теоретические аспекты формирования производственной инфраструктуры на региональном уровне……………………………….7

1.1 Производственная инфраструктура и ее место в системе общественного воспроизводства…………………………………………7

1.2 Классификация производственной инфраструктуры………………….12

1.3 Система факторов, влияющих на формирование производственной инфраструктуры региона……………………………………….………...18

2. Механизм совершенствования производственной инфраструктуры региона в переходной экономике………………………...…...…………23

2.1 Анализ условий функционирования производственной инфраструктуры региона……………………………………………..…..23

2.2 Направления развития производственной инфраструктуры в переходной экономике региона………………………………………….30

Заключение ………………………………………………………………………36

Список использованной литературы…………………………………………...37

 


 

Введение

Формирование адекватной рынку инфраструктуры является одним из необходимых условий преобразований экономических отношений в России. Эффективность экономической реформы во многом зависит развития инфраструктуры, как отдельных видов рынков, так и тех ее типов, которые обеспечивают общие условия воспроизводства: производственной, социальной, институциональной, информационной и экологической.

Производственная инфраструктура занимает особое место в экономической системе, поскольку исторически и логически возникает в процессе труда на основе разделения функций на основные и вспомогательные, а в дальнейшем приобретает более широкие масштабы — вплоть до возникновения инфраструктурных отраслей. Развитие производственной инфраструктуры зависит от специфики отраслей и регионов и происходит в соответствии с изменениями в сфере материального производства. Результаты проводимых в России экономических преобразований непосредственно отразились на состоянии производственной инфраструктуры регионов. Учитывая что, производственная инфраструктура оказывает существенное влияние на эффективность функционирования предприятий в силу участия производственных услуг в создании потребительной стоимости и стоимости продукта основного производства, ее роль, место и особенности в экономике региона переходного периода обуславливают актуальность исследования данной проблемы.

В процессе разработки предлагаемой работы, автором были использованы результаты исследований Иншакова О.В., Ломовцевой О.А., Шабуниной И.В., с учетом регионального аспекта. Для методологической разработки вопросов производственной инфраструктуры особый интерес представляют работы по теории трансакционных издержек, общетеоретические положения которых изложены в работах зарубежных и отечественных авторов (Д. Норта, Р. Коуза, Шаститко А., Малахова С., Капелюшникова Р., Кокорева В. и др.)

В теоретическом плане интерес представляет исследование производственной инфраструктуры с точки зрения воспроизводственного подхода, а также рассмотрение ее во взаимосвязи с трансакционными издержками. Использование в отдельности функционального, структурного, отраслевого подходов к анализу производственной инфраструктуры недостаточно полно отражает ее функционирование как подсистемы рыночной экономики, не позволяет всесторонне обосновать элементы, структуру, организацию, функции и механизмы ее регулирования, что негативно отражается на решении практических задач развития региональной экономики.

Объектом исследования выступает производственная инфраструктура как неотъемлемая часть воспроизводства в экономике региона.

Предметом исследования является система отношений между предприятиями производственной инфраструктуры и сферы материального производства региона по поводу спроса и предложения производственных услуг.

Целью исследования является:

Сформировать ряд приоритетных направлений развития производственной инфраструктуры, а также сформулировать для руководства областной и городской администраций рекомендаций.

Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:

— определить производственную инфраструктуру как экономическую категорию на основе анализа природы ее возникновения и специфики функционирования в воспроизводственном процессе;

— составить классификацию производственной инфраструктуры в соответствии как теоретическую основу механизмов ее совершенствования на региональном уровне;

— рассмотреть систему факторов, влияющих на развитие производственной инфраструктуры региона, с точки зрения стимулирования и препятствия;

— проанализировать влияние факторов на функционирование с целью выявления проблем в процессе адаптации производственной инфраструктуры к рыночным условиям;

— указать направления развития совершенствования производственной инфраструктуры региона (на примере Ярославской области).

При разработке теоретических положений работы применялись методы функционально-структурного анализа в рамках системного подхода и статистического анализа.

 

1. Теоретические аспекты формирования производственной инфраструктуры на региональном уровне

 

1.1 Природа производственной инфраструктуры и ее место в системе общественного воспроизводства

В современной экономической теории анализ инфраструктуры — неизменно актуальная тема. Впервые понятие “инфраструктура” появилось в буржуазной политэкономии в конце 40-х годов нашего столетия. Причины, побудившие рассматривать ее как самостоятельный элемент в экономической системе, были обусловлены: с одной стороны, процессами углубления общественного разделения труда; с другой стороны, невозможностью полноценного развития инфраструктуры только через рыночный механизм. Это позволило сформировать два основных подхода к исследованию проблем инфраструктуры. Первый подход предполагает анализ инфраструктуры с точки зрения углубления общественного разделения труда, а второй — с точки зрения хозяйственной практики и необходимости увеличения роли государства в регулировании развития инфраструктуры.

Изучение вопросов организации экономических систем способствовало появлению множества направлений, в основе разнообразия которых лежат различные определения понятия инфраструктуры. Один из распространенных подходов заключается в рассмотрении инфраструктуры как “накладных издержек общества”, которые не дают непосредственного результата в форме товаров, готовых к реализации, и не приносят непосредственно прибыли производителю. Другая точка зрения заключается в представлении данной категории как комплекса условий (дорожная сеть, транспортные средства, землеустройство и т.д.), которые сокращают накладные расходы капиталистических предприятий, облегчая процесс обращения капитала, и помогая достижению не только первичной цели — “увеличению глобального спроса и занятости”, но и повышая норму прибыли в капиталистическом секторе.

В отечественной экономической литературе, также как и в зарубежной, относительно понятия инфраструктуры нет единого мнения. Наиболее обобщенным определением инфраструктуры в отечественной экономической науке, можно считать следующее: “Инфраструктура — это совокупность вспомогательных отраслей (подотраслей) производственной и непроизводственной (социальной) сферы”. В большинстве определений авторы стараются перечислить необходимый на их взгляд набор отраслей, а различия в составе отраслевых наборов приводят к неоднозначному пониманию этого определения. Попытки перечислить множество отраслей, как правило, приводят к “размытости” определения, в результате которой теряется сущность самой категории. Некоторые авторы, избегая громоздких перечислений отраслевого состава, рассматривают инфраструктуру как “вспомогательный вид деятельности, направленный на обслуживание главного объекта”, хотя в этом случае теряется конкретизация субъектно-объектной структуры и не понятно, что является главным объектом.

Несмотря на преимущества и недостатки выше приведенных определении многие из них ограничены включением элементов производственной и социальной сфер, что не отражает в полной мере экономических функций инфраструктуры в целом и таких важных элементов макроэкономической системы, как институциональной, финансовой инфраструктур и др. Инфраструктура в рыночной экономике представляет собой специфическую подсистему взаимосвязанных институтов, целевой функцией которой является создание общих условий для функционирования экономических субъектов на различных рынках.

Для исследования сущности производственной инфраструктуры необходимо рассмотреть ее природу и специфику организации. Природа появления производственной инфраструктуры заложена во взаимодействии факторов производства.

Общей причиной, способствующей обособлению производственной инфраструктуры в самостоятельную сферу экономики, явилось общественное разделение труда. Общественное разделение труда — это объективный процесс развития производительных сил, при котором происходят обособление различных видов трудовой деятельности, специализация производственных единиц и обмен между ними продуктами своей деятельности. Зарождение производственной инфраструктуры можно наблюдать уже в трудовом процессе, в котором происходит разделение на основные и вспомогательные действия, хотя в этом случае она еще не относится непосредственно к продукту. Отношения в данном случае складываются внутри деятельности одного производителя. С развитием кооперации и появлением различных форм предприятий происходит отделение вспомогательных функций. В этом случае можно рассматривать не сами действия, а деятельность по отношению к продукту. Дальнейшее развитие рынка, расширение границ товарно-денежных отношений привело к выделению производства вспомогательных услуг из рамок компаний-потребителей в специализированные фирмы.

Таким образом, образовалась внешняя и внутренняя производственная инфраструктура. Первая состоит из независимых специализированных предприятий, а вторая — из производителей вспомогательных услуг в рамках основного производства.

По мере развития производства и увеличения объемов готовой продукции и товарных запасов, которые составляют часть совокупного общественного продукта в виде средств труда и предметов потребления, которые вышли из процесса производства, но не вступили еще в процесс потребления, возникла потребность выделять значительную часть живого и овеществленного труда для хранения и перемещения запасов. Процесс обращения продукта соединяет последовательные звенья производства, возникающие благодаря общественному разделению труда, становится его необходимым условием.

Таким образом, сначала происходит деление функций на основные и вспомогательные на уровне действий, затем внутри предприятия, потом выделение субъектов, оказывающих вспомогательные услуги, в отдельные предприятия, которые постепенно формируются в отрасли. Их продукт становится самостоятельным, услуга продается как товар, но смысл остается прежний — это обеспечение условий функционирования основного производства. Каждое из предприятий основного и вспомогательного производства является субъектом. Субъекты вспомогательной производственной деятельности выступают агентами субъектов основной производственной деятельности, потому что они отделяются от основного производства. Целью товаропроизводителя является продукт как результат основного производства, поэтому, исходя из рационального построения процессов производства, он передает часть своих функций, которые непосредственно не участвуют в достижении цели, вспомогательным субъектам. Субъекты производственной инфраструктуры выступают агентами, обеспечивающими достижение цели товаропроизводителя.

Основополагающим фактором разделения труда является возможность обмена. Следовательно, чем шире границы обмена, и тем больше экономическое пространство, тем более развита должна быть производственная инфраструктура.

Одной из причин обособления производственной инфраструктуры явилась невозможность полноценного ее развития только через рыночный механизм. На основе частнокапиталистической собственности не могут быть сооружены дороги, дамбы, мосты, каналы и др. Поэтому на определенной стадии развития капитализма стал остро вопрос о вмешательстве государства в развитие инфраструктурных отраслей, что и послужило причиной того, что именно в 40-е годы нашего столетия стали говорить об инфраструктуре. Именно инфраструктура в условиях капитализма усилила проблему централизованного управления экономикой, поскольку чем сложнее процесс обобществления производства, тем очевиднее становится воздействие на рост производительных сил общества общих условий производства.

Рыночная экономика предъявляет особые требования к производству услуг производственной инфраструктуры региона, поскольку от этого непосредственно зависит экономическая деятельность всех предприятий и организаций региона, а косвенным образом и уровень жизни населения. Для нормально функционирующей рыночной экономики необходимы резервы всех видов ресурсов, и инфраструктурные мощности тоже не являются исключением. Резерв мощностей производственной инфраструктуры должен находиться на уровне 30-35% от потребляемой мощности, в противном случае нарушаются взаимодействия субъектов воспроизводственного процесса, ритмичность снабжения предприятий, срываются сроки поставок грузов по контрактам, затрудняется исполнение хозяйственных договоров.

Производственные услуги имеют стоимость, поскольку для их реализации требуются ресурсы, и потребительную стоимость, как способность удовлетворять потребности основного производства. Для оказания услуг инфраструктуры используются ограниченные ресурсы, соответственно и сами услуги являются редкими, их недостаточно для того, чтобы обеспечить неограниченные потребности каждого субъекта хозяйствования. Все эти качества производственной услуги проявляются как ее полезность, редкость и ресурсоемкость. Схематично это можно изобразить следующим образом:

Рис. 1 – Оказание услуг инфраструктуры

 

Производственная инфраструктура участвует в формировании затрат и полезности товара основного производства, что в конечном итоге, в рыночных условиях влияет на стоимость и потребительную стоимость основного товара, а при отсутствии таковых — на полезность и затраты.

Способность предприятий производственной инфраструктуры удовлетворять те или иные потребности основного производства формирует спрос на производственные услуги. Спрос на производственные услуги может изменяться в зависимости от:

1) уровня доходов материального производства;

2) возможностей взаимозамещения применяемых производственных услуг;

3) количества предприятий, занимающихся производством материальных благ;

4) стремления к новациям.

Общественно необходимые затраты труда предприятий производственной инфраструктуры формируют предложение производственных услуг, то есть то количество данных услуг, которое может быть поставлено на рынок по существующим на данный момент ценам. На рынке производственных услуг спрос порождает предложение, так же как и на рынках потребительских благ. Предложение каждой конкретной производственной услуги имеет различную эластичность. Основополагающей причиной этого выступает закон ограниченности и редкости ресурсов, хотя могут иметь место и воздействия других факторов. К примеру, электро-, газо- и водоснабжение не имеют альтернатив, и поставщики этих услуг всегда представлены естественными монополиями, следовательно, и предложение данных услуг носит неэластичный характер. Предложение производственных услуг может изменяться в зависимости от:

1) цен на экономические ресурсы;

2) технологического уровня развития предприятий производственной инфраструктуры;

3) количества предприятий в этой сфере;

4) наличия факторов, стимулирующих предпринимательскую активность;

5) ожидания новаций.

Структурная организация производственной инфраструктуры представлена функциональными, отраслевыми, пространственными, организационно-управленческими, периодическими и социальными связями, которые сориентированы целевым образом.

Функциональная структура обеспечивает движение производственной услуги в соответствии со стадиями производственно-коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов.

Отраслевая структура организует виды производственных услуг и их материально-техническую базу в соответствии с общественным разделением труда, обусловленным потребностями хозяйствующих субъектов.

Пространственная структура отображает территориальное использование производственных услуг и размещение элементов производственной инфраструктуры.

Организационно-управленческая структура характеризует административно-хозяйственное устройство.

Периодическая структура характеризует выгодность использования внешней или внутрипроизводственной инфраструктуры в различные периоды времени.

Социальная структура отражает структуру работающих по уровню образования, доходов, по полу и другим признакам. В результате взаимодействия всех аспектов структурной организации производственная инфраструктура представляет собой совокупность экономических связей с хозяйствующим субъектом.

Внутренняя организация системы производственной инфраструктуры представляет собой совокупность сфер деятельности и их связей (отношений). Один элемент системы может быть заменен совершенно другим, несхожим по внутренним особенностям, но если при этом функциональные свойства данного элемента в системе остались прежними, то следует считать, что никаких изменений в структуре не произошло.

Таким образом, элементы инфраструктуры экономики одновременно можно отнести к нескольким видам инфраструктур, если их деятельность рассматривать как совокупность функций, которые они выполняют.

Целесообразность такого подхода заключается в том, что он позволяет более полно выявить и учесть при разработке комплексных программ многоаспектный характер деятельности предприятий материального производства. Производственная инфраструктура — это не просто набор обслуживающих предприятий, это система, обеспечивающая выполнение определенных функций для хозяйствующих субъектов, которые исторически выделились в результате общественного разделения труда.

 

 

1.2 Классификация производственной инфраструктуры

 

Углубленное изучение производственной инфраструктуры региона опирается на ее классификацию. Для того, чтобы понять какие взаимодействуют формы собственности, способы управления, типы в деятельности ПИР, необходима общая классификация, которая применима как к производственной инфраструктуре в целом по стране, так и на региональном уровне.

С учетом многопланового характера элементов производственной инфраструктуры, проведена ее классификация по нескольким признакам:

1) форма собственности на средства производства субъектов инфраструктуры;

2) способ управления деятельностью субъектов производственной инфраструктуры;

3) отраслевая специфика основного производства;

4) организационная специфика основного производства;

5) пространственная принадлежность;

6) этапы возникновения;

7) фактор времени;

8) назначение субъектов производственной инфраструктуры по уровням потребления;

9) функции на различных стадиях производства;

10) масштаб спроса и предложения производственных услуг.

В соответствии с признаком собственности на средства производства субъектов инфраструктуры различают государственную, коллективную и индивидуальную формы присвоения результатов деятельности производственной инфраструктуры. К государственной форме собственности относятся общегосударственные и муниципальные субъекты. Коллективная собственность представлена товариществами, обществами, акционерными обществами, производственными кооперативами и т.д. Индивидуальная собственность реализуется в форме индивидуально-частных предприятий, фермерских хозяйств и т.п. В настоящее время в регионах наблюдается рост субъектов ПИР с коллективной и индивидуальной формами собственности.

Различные способы организации общественного производства определяют преимущественные способы управления деятельностью субъектов инфраструктуры. Так, характерной чертой экономики административно-командного типа является применение административно-командных способов управления субъектами производственной инфраструктуры, а для предприятий, находящихся в развитой рыночной экономике, — рыночных способов управления. В экономике переходного типа управление осуществляется преимущественно рыночно-административным способом управления.

По отраслевому признаку основного производства производственную инфраструктуру можно разделить на промышленную, сельскохозяйственную и строительную. В региональном аспекте для правильной дислокации субъектов ПИР важно определить не только структуру отраслей материального производства, но и географические особенности их размещения, с учетом природно-климатических условий региона.

Производственные услуги сторонних организаций и собственных подразделений хозяйствующих субъектов образуют внешнюю и внутреннюю производственную инфраструктуру. Внешняя производственная инфраструктура представлена услугами сторонних организаций. Внутреннюю производственную инфраструктуру составляют собственные вспомогательные подразделения предприятия. В системе холдингов, финансово-промышленных групп, производственных объединений встречается производственная инфраструктура смешанного типа, в которой сочетаются черты внутренней и внешней инфраструктур. Так, например, предприятие производственной инфраструктуры в системе холдинга одновременно является внутренним подразделением относительно материнской компании и внешним относительно дочерних фирм, пользующихся ее услугами.

По пространственной принадлежности субъекты производственной инфраструктуры можно классифицировать на магистральные, районные и локальные. Инфраструктура материального производства в национальном масштабе, в масштабе отдельного района и отдельного предприятия или их группы будет резко отличаться по структуре входящих в нее субъектов.

Магистральная производственная инфраструктура — это инфраструктура национального значения, которая представлена системой отраслей, обеспечивающих эффективное функционирование народнохозяйственного комплекса страны в целом.

Элементами производственной инфраструктуры национального масштаба являются действующая в стране Единая энергетическая система, сети железных, автомобильных, трубопроводных дорог, водных и воздушных путей, связь и т.д.

В условиях рыночной экономики возрастает значение районных систем производственной инфраструктуры. Термины “район” и “регион”, обозначая часть общей территории, являются в широком смысле синонимами и употребляются применительно к некоторой ограниченной части пространства. В то же время к районам в экономике области, которую далее будем рассматривать как регион, относят административные районы области.

Значение производственной инфраструктуры на районном уровне возрастает по мере повышения хозяйственной самостоятельности регионов, формирования крупных территориально-производственных комплексов и перехода от отраслевого к территориальному подходу в управлении субъектами производственной инфраструктуры.

Все более весомым фактором развития производства становится локальная производственная инфраструктура. Она представлена элементами, обеспечивающими эффективность функционирования производства отдельного предприятия или их группы. Среди основных направлений ее развития важное значение имеет наличие внутрихозяйственных и межхозяйственных дорог с выходом на крупные магистрали, организация работы и технического обслуживания машин и орудий, организация научного и информационного обеспечения, оптовой торговли, развитие широкой сети других услуг, оказываемых основному производству специализированными службами.

Производственную инфраструктуру можно классифицировать по этапам возникновения и разделить на формирующуюся, развитую и регрессирующую производственные инфраструктуры. В методологическом отношении такая классификация важна для текущего и особенно перспективного планирования и прогнозирования. Основу производственной инфраструктуры российской экономики составляют развитые элементы, существующие продолжительный период времени в народном хозяйстве, без функционирования, которых невозможно представить сам процесс производства. К таким элементам относятся традиционные субъекты инфраструктуры, обслуживающие процесс обращения материальной продукции, такие как предприятия по электро-, газо- и водоснабжению, материально-техническому снабжению, связи и транспортные организации.

К сожалению, недостаток финансовых ресурсов и недофинансирование НИОКР приводят к медленному развитию зарождающихся и формирующихся субъектов производственной инфраструктуры. Примерами таких элементов, прежде всего, являются предприятия сферы производственного консалтинга, информационного обслуживания, иными словами предприятия, обеспечивающие обработку и использование информации для качественного совершенствования производства.

К регрессирующим субъектам производственной инфраструктуры относятся те предприятия, функционирование которых становится неэффективным в настоящих условиях хозяйствования. Например, попытка возрождения в сельской местности машинотракторных станций, централизовано предоставляющих транспортные средства, но которые должны содержаться за счет взносов обслуживаемых сельскохозяйственных предприятий, в нынешних условиях не получает должного отклика в силу неплатежеспособности многих хозяйств. Поэтому данный вид организации транспортного обслуживания в сельской местности относится к регрессирующим.

В соответствии с фактором времени в развитии производственной инфраструктуры выделяют три типа инфраструктуры: опережающий, своевременный и запаздывающий. Такая классификация важна для практического анализа уровней инфраструктурного обеспечения основного производства. Она дает возможность выявить степень соответствия потребностям хозяйствующих субъектов, как отдельных элементов производственной инфраструктуры, так и ее отраслей в целом.

Вся производственная инфраструктура может быть разделена на три большие группы: межотраслевую, внутриотраслевую и внутрипроизводственную. Значимость этого положения вытекает из того, что анализ экономической роли производственной инфраструктуры на разных ступенях позволяет объединить отдельные ее элементы, и установить основные тенденции их развития относительно развития основного производства. Разграничение отраслей производственной инфраструктуры на субъекты межотраслевого, внутриотраслевого и внутрипроизводственного назначения важно с точки зрения разработки прогнозов развития этой сферы, поскольку управление рядом отраслей производственной инфраструктуры осуществляется по отраслевому признаку соответствующими министерствами и ведомствами. К межотраслевой группе относятся такие элементы как связь, транспорт, водо-, тепло-, электро- и газоснабжение и др. К внутриотраслевым субъектам производственной инфраструктуры можно отнести агрохимические службы, мелиоративные системы, ветеринарное обслуживание и другие, деятельность которых направлена на обслуживание предприятий одной отрасли. Как правило, такими субъектами являются элементы внешней инфраструктуры. Подобные элементы, относящиеся к внутренней инфраструктуре, являются составляющими блока внутрипроизводственной инфраструктуры.

Производственную инфраструктуру можно классифицировать по функциональному назначению. В соответствии с этим направлением все элементы инфраструктурного обслуживания относительно деятельности хозяйствующего субъекта можно поделить на три группы: первая — отрасли (или предприятия), которые обеспечивают формирование условий производства; вторая — отрасли (или предприятия), которые обеспечивают условия функционирования непосредственно технологического процесса производства продукции; третья — отрасли (или предприятия), которые обеспечивают реализацию готовой продукции.

Первая и третья группы представлены складским хозяйством, оптовой торговлей, деловыми услугами, информационным обеспечением и др. Оптовая торговля обеспечивает не только обращение продукции, но и такие внешние условия общественного производства, как реализацию материальной продукции, предоставление производителям информации о состоянии и структуре спроса на их продукцию и т.д. Ко второй группе можно отнести материально-техническое снабжение, ремонтно-механические мастерские, транспорт, связь, водо-, тепло-, электро- и газоснабжение и др. Относительно некоторых сфер производственной инфраструктуры эта классификация по признаку обслуживания непосредственно производственного процесса и формирования условий и реализации товаров на рынке может считаться условной, поскольку ряд ее элементов, таких как, например, транспорт, носит межотраслевой характер и в силу этой специфики и особенностей функционирования должен быть отнесен к трем группам одновременно.

Производственная инфраструктура имеет комплексный характер и в соответствии с критериями масштаба спроса и предложения производственных услуг ее можнл классифицировать следующим образом: субъекты федерального, межрегионального и местного значения. Субъекты федерального значения предназначены для обслуживания хозяйствующих субъектов в масштабах всей страны. К ним относятся субъекты, которые оказывают редкие, специфические производственные услуги, и каждый регион не в состоянии содержать их, поэтому они являются немногочисленными и государственно-важными. Например, обслуживание производств с секретными технологиями в военно-промышленном комплексе, обслуживание немногочисленных, но государственно-важных предприятий, таких как атомные электростанции и т.д. Особенность субъектов межрегионального значения обусловлена мотивом создания: целесообразность их функционирования может быть продиктована как “снизу”— непосредственными нуждами нескольких регионов, так и “сверху”— созданием региональных подразделений более крупных структур.

В обобщенном виде, описанная классификация производственной инфраструктуры представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация производственной инфраструктуры материального сектора экономики

Классификационный признак Значения признаков
форма собственности на средства производства 1) государственные субъекты производственной инфраструктуры; 2) субъекты производственной инфраструктуры в коллективной собственности; 3) субъекты производственной инфраструктуры в индивидуальной собственности.
способ управления деятельностью предприятий производственной инфраструктуры 1) рыночный способ управления; 2) административно-командный способ управления; 3) рыночно-административный способ управления.
отраслевая специфика основного производства 1) промышленная инфраструктура 2) сельскохозяйственная инфраструктура; 3) строительная инфраструктура.
функциональная сфера 1) внешняя производственная инфраструктура; 2) внутренняя производственная инфраструктура; 3) смешанная производственная инфраструктура.

 

Продолжение таблицы 1

пространственная принадлежность субъектов производственной инфраструктуры 1) магистральная производственная инфраструктура; 2) районная производственная инфраструктура; 3) локальная производственная инфраструктура.
этапы возникновения 1) формирующаяся производственная инфраструктура; 2) развитая производственная инфраструктура; 3) регрессирующая производственная инфраструктура.
фактор времени 1) опережающий тип производственной инфраструктуры; 2) своевременный тип производственной инфраструктуры; 3) запаздывающий тип производственной инфраструктуры.

 

назначение субъектов производственной инфраструктуры по уровням потребления услуг 1) межотраслевое; 2) внутриотраслевое; 3) внутрипроизводственное.
функции производственной инфраструктуры на различных стадиях производственного цикла 1) субъекты производственной инфраструктуры, обеспечивающие подготовку для осуществления технологического процесса; 2) субъекты производственной инфраструктуры, обеспечивающие условия непосредственно технологического процесса; 3) субъекты производственной инфраструктуры, обеспечивающие реализацию готовой продукции.
масштабы спроса и предложения производственных услуг 1) субъекты федерального значения; 2) межрегионального значения; 3) местного значения.

Рассмотрение производственной инфраструктуры региона с точки зрения перечисленных признаков позволяет подойти к комплексному анализу ее развития, определить диспропорции, направления совершенствования и использовать при формировании региональных программ по ее совершенствованию. Теоретическая значимость данной классификации заключается в том, что с ее помощью, возможно рассмотреть производственную инфраструктуру как комплексную составляющую региональной экономики, а практическая — в том, что этот подход позволяет учесть проблемы и противоречия в каждой из групп, соответствующих классификационным признакам.

 

 

1.3 Система факторов, влияющих на формирование производственной инфраструктуры региона

 

Рыночные преобразования в российской экономике привели к необходимости формирования соответствующей инфраструктуры, в том числе и к адаптации производственной инфраструктуры к современным условиям переходной экономики. В зависимости от различных элементов, воздействующих на развитие производственной инфраструктуры региона, можно выделить следующие группы факторов: природно-географические, экономические, технико-технологические, политико-правовые и социо-культурные. В рамках перечисленных групп в соответствии со сферой действия все факторы делятся на внешние, возникающие в экономической системе региона, и внутренние, возникающие на уровне субъектов производственной инфраструктуры. По направлению воздействия факторы, влияющие на формирование и развитие производственной инфраструктуры региона, целесообразно рассматривать двух аспектах: стимулирующие и препятствующие.

Блок природно-географических факторов включает в себя подгруппы природно-климатических, ресурсных, географических и экологических факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на систему производственной инфраструктуры. Как правило, влияние этих факторов относят к внешним факторам. Природно-климатические условия и ресурсный потенциал определяют структуру промышленного производства, сельского хозяйства, стоимость строительных работ, и, соответственно, определяется специфика отраслей, обслуживающих сферы материального производства. Так, например, в горных районах преимуществом будет пользоваться автомобильный транспорт, производственная инфраструктура горнодобывающей промышленности и животноводческих хозяйств. Степные районы привлекательны для развития воздушного, автомобильного и железнодорожного видов транспорта, а также для производственной инфраструктуры растениеводческих хозяйств, легкой, пищевой, химической, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, машиностроительной промышленности и т.д. Экологические факторы оказывают воздействие на строительство очистных сооружений, и, соответственно, на производственную инфраструктуру, в которой они нуждаются.

Транспортным организациям не хватает разнообразия основных производственных фондов для удовлетворения спроса на рынке. Более того, отрицательное воздействие на качество услуг производственной инфраструктуры в регионе оказывает и изношенность их основных фондов.

Экономические факторы, влияющие на производственную инфраструктуру, представляют наиболее значительный блок, который состоит из внешних и внутренних факторов.

Внешние экономические факторы целесообразно представить следующим перечнем:

1) многообразие форм собственности;

2) стабильность экономической системы и хозяйственных связей;

3) рыночная конъюнктура;

4) инвестиционная политика;

5) демонополизация экономики;

6) налоговая политика;

7) государственная поддержка;

8) состояние институциональной инфраструктуры;

9) состояние предприятий материального производства;

10) финансовая политика государства.

Группа внутренних экономических факторов в долгосрочном периоде, включает в себя следующие факторы:

1) величина общих и средних издержек;

2) реакция на изменение рыночной конъюнктуры;

3) эффективность использования всех факторов производства;

4) наличие собственных инвестиционных средств;

5) границы рынка сбыта.

Учитывая, что производственная инфраструктура относится к системам, в которых внутреннее состояние в большей степени определяется воздействиями внешней среды, далее наибольшее внимание будет уделено внешним факторам.

Среди внешних факторов, оказывающих непосредственное воздействие на производственную инфраструктуру, следует выделить, прежде всего, многообразие форм собственности. Предприятия с коллективной, государственной или частной собственностью должны существовать на равных правах в рыночной экономике. Адекватность формы собственности уровню обобществления труда и экономическим интересам субъектов способствует росту производительности труда, увеличению масштабов производства, насыщению рынка, увеличению рентабельности предприятий и их инвестиционной привлекательности, что будет выступать стимулирующим фактором развития производственной инфраструктуры.

Стабильность экономической системы в целом оказывает доминирующее влияние на развитие всех секторов экономики, так как этот фактор уменьшает степень риска вложения капитала и повышает стоимость предприятий производственной инфраструктуры, что положительно влияет на инвестиционный климат региона. Кроме того, данное обстоятельство позволяет прогнозировать состояние рынка товаров и услуг и определение выгодного сегмента для вложения частного капитала.

Важнейшим показателем состояния экономической системы в целом является динамика объема рынка и валового внутреннего продукта (ВВП). В условиях прогрессивно развивающейся экономики темпы роста размеров рынка как отечественного, так и рынка импортных товаров должны существенно превышать темпы роста ВВП, создавая тем самым стимул и резерв для увеличения последнего.

Благоприятный инвестиционный климат в регионе формируется в результате действий, как объективных условий, так и рациональной инвестиционной политики, которая в свою очередь выступает фактором развития производственной инфраструктуры. Причем этот фактор важен в связи с тем, что основная доля инвестиций региона формируется за счет негосударственных источников финансирования. От направления инвестиционной политики зависит и выбор сферы для вложения средств.

Демонополизация экономики и развитие конкуренции является сильным фактором развития производственной инфраструктуры, что очень важно в условиях высокого уровня монополизации производственной инфраструктуры в России. Хотя в сфере производственной инфраструктуры крупные и средние предприятия все же имеют доминирующее положение, поскольку большинство малых предприятий являются нежизнеспособными и терпят убытки.

Важным фактором, влияющим на развитие производственной инфраструктуры, является состояние институциональной инфраструктуры. Только в подготовленной экономической среде с соответствующей институциональной инфраструктурой можно достичь положительных результатов в создании многообразной производственной инфраструктуры. Требуется государственная поддержка предприятиям, специализирующимся в области производственных услуг, так как в условиях переходной экономики инвесторы, как правило, не заинтересованы вкладывать средства в проекты с длительными сроками окупаемости, что характерно для многих вложений в инфраструктурные предприятия.

В связи с этим необходима разработка специальных мероприятий по адаптации и поддержке развития производственной инфраструктуры региона в условиях переходной экономики. Примерами таких мероприятий могут являться налоговые льготы для хозяйствующих субъектов, инвестирующих в субъекты ПИР, создание внебюджетных фондов для ее финансирования за счет привлечения средств предприятий различных форм собственности, населения, а также иностранных инвестиций и др.

Региональная производственная инфраструктура — это многоотраслевой комплекс со сложными вертикальными и горизонтальными связями, и поэтому нуждается в координации и поддержке со стороны административных органов власти для успешного функционирования. Вследствие этого состояние производственной инфраструктуры тесно связано с состоянием институциональной инфраструктуры. Одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность деятельности сферы производственных услуг, является, прежде всего, формирование в нашей стране института частной собственности.

Слабо обеспеченные права собственности мешают получению долгосрочных инвестиций. Более того, трудности с техническим оснащением производства, некачественной связью, слабо развитым информационным обслуживанием, создают организацию производства, отличную от той, которая требуется высокоразвитой стране.

Второй институциональной причиной является отсутствие региональных центров по управлению производственной инфраструктурой. Ее элементы в настоящее время организационно разобщены и функционируют, не имея единого управляющего центра, а это, в свою очередь, приводит к десинхронизации развития материального производства и сферы производственных услуг.

Непрекращающийся спад производства усугубляет положение предприятий в сфере производственной инфраструктуры, поскольку как уже было отмечено, существует прямая зависимость между развитостью производственной инфраструктуры и эффективностью функционирования производства: чем лучше организована и более разнообразна производственная инфраструктура, окружающая предприятие, тем выше эффективность функционирования этого предприятия, и наоборот, кризис в материальном производстве приводит к неэффективному функционированию производственной инфраструктуры и снижению ее инвестиционной привлекательности.

Существенным фактором, оказывающим влияние на все сферы материального производства, является финансовая политика государства. Динамика ее развития была определяющим фактором в развитии отечественного промышленного производства и его производственной инфраструктуры.

Политико-правовые факторы проявляются в следующих формах:

1) законодательная база в области производственной инфраструктуры, точность исполнения законов;

2) изменение экономических функций государства;

3) дифференциация экономических функций между федеральным и региональными уровнями законодательной и исполнительной власти;

4) стабильность политической системы

Социо-культурные факторы относятся к разряду субъективных, так как зависят непосредственно от человека, его менталитета, квалификации, образования, возраста. Сегодня считается, что именно молодые бизнесмены являются движущей силой экономических, социальных и политических перемен в российском обществе. Кроме того, опыт работы во многих сферах производственной инфраструктуры благоприятно воздействуют на развитие субъектов производственной инфраструктуры. Наряду с благоприятствующими факторами существуют и препятствующие. К ним относятся:

1) необязательность российских предпринимателей;

2) криминальный стиль работы среди основной массы мелких и средних предпринимателей;

3) низкий уровень управленческой подготовки руководящего персонала частных предприятий. Начинающие предприниматели, как правило, не знакомы с методами современного менеджмента.

Отсюда можно сделать вывод, что к факторам, препятствующим развитию предприятий производственной инфраструктуры, относятся:

1) недостаток оборотных средств;

2) высокий уровень налогообложения;

3) недостаток рынка сбыта;

4) высокий процент коммерческого кредита;

5) изношенность основных фондов.

6) “размытость” прав собственности на предприятиях;

7) дефицит инвестиций;

8) отсутствие достойной этики деловых отношений и др.

Стимулирующую роль играют:

1) либерализация цен на большинство услуг отраслей производственной инфраструктуры;

2) различные виды внешней помощи;

3) наличие крупного внутреннего рынка, нуждающегося в услугах производственной инфраструктуры;

4) высокий уровень образования среди предпринимателей и др.

К сожалению, препятствующих факторов в настоящее время больше, чем стимулирующих, и, конечно, такое положение отрицательно сказывается на развитии производственной инфраструктуры.

В заключение целесообразно отметить первоочередные факторы, влияющие на ограничение и расширение производственных возможностей экономической системы. В регионе к факторам, способствующим расширению производственных возможностей экономической системы, относятся благоприятные природно-климатические условия, наличие богатых природных ресурсов, высокий уровень культуры производства, научно-технический прогресс и т.д. К ограничивающим факторам, помимо отсутствия вышеперечисленных, прежде всего относят состояние платежеспособного спроса и ограниченность ресурсов (в первую очередь, финансовых). В развитии производственной инфраструктуры в целом по России, вследствие экономического кризиса, наблюдается явное преобладание факторов, ограничивающих рост системы производственной инфраструктуры.

Наиболее существенным фактором ограничения полноценного развития производственной инфраструктуры в регионе остается кризис неплатежей и соответственно уменьшение платежеспособных потребностей основного производства в услугах вспомогательного.

Другой фактор — ограниченность ресурсов, в регионе главным образом проявляется в виде недостатка финансовых возможностей у предприятий производственной инфраструктуры региона для расширения ассортимента производственных услуг и адаптации своей деятельности к рыночным условиям, поскольку в общем объеме кредитных вложений в Ярославской области по-прежнему преобладают краткосрочные кредиты (91%), что в свою очередь не может обеспечить реальный рост производственного сектора, поскольку для этого региону необходимы долгосрочные инвестиции.

С учетом этих двух факторов можно сделать вывод, что экономические условия, сложившиеся в Ярославской области с учетом факторов ограниченности платежеспособной потребности и недостатком финансовых ресурсов, не способствуют быстрой адаптации системы производственной инфраструктуры к эффективному обслуживанию хозяйствующих субъектов.

Анализ системы факторов, влияющих на формирование и развитие производственной инфраструктуры региона, позволяет осуществить комплексный подход к выявлению проблем развития ПИР с целью разработки механизма ее совершенствования. Последний представляет собой совокупность обязательных условий и мероприятий необходимых для формирования адекватной системы производственной инфраструктуры региона рыночным условиям хозяйствования и предполагает рассмотрение условий функционирования производственной инфраструктуры региона, оценку ее соответствия потребностям материального производства и выработку направлений дальнейшего развития.

 

 

2. Механизм совершенствования производственной инфраструктуры региона в переходной экономике

 

2.1 Анализ условий функционирования производственной инфраструктуры региона

 

Процесс эффективного функционирования экономики региона характеризуется не только уровнем развития и степенью согласованности работы отраслей материального производства, но и полнотой удовлетворения их потребностей во вспомогательном производстве.

Климатические условия и рельеф первоначально являются наиболее существенными факторами в определении структуры ПИР. Именно эти факторы определяют, какие отрасли производственной инфраструктуры в регионе должны отсутствовать или слабо будут, развиты, а какие должны превосходить или соответствовать по степени развитости средним показателям по России. Холодная зима и жаркое лето требуют наличия запасов, особенно продовольственных товаров, а следовательно, и развитой системы складского хозяйства.

Географическое положение Ярославской области предполагает, в первую очередь, развитие железнодорожного и автомобильного видов транспорта, поскольку местность преимущественно равнинная. Наличие рек, Волги и Которосли, в летнее время позволяет использовать речной транспорт, но анализ показывает, что в настоящее время данный вид транспорта, как правило, используется редко. Конечно, составной частью транспортной системы региона являются и воздушный, и трубопроводный транспорт, но все же основное внимание в анализе будет уделено развитию железнодорожного и автомобильного транспорта, так как именно при помощи этих видов транспорта в регионе перевозится наибольшее количество грузов.

Под влиянием совокупности факторов, в том числе и природно-георафических, сформировался современный уровень производительных сил Ярославской области, где преимущественно получили развитие химическая, топливная, машиностроительная и пищевая промышленности. В связи с этим, ПИР характеризуется ориентацией на обслуживание промышленных предприятий указанных отраслей. Технологии этих предприятий относятся, как правило, к энергоемким, поэтому в регионе высокая потребность в электроэнергетике и топливной промышленности. В целом для успешного развития отраслей материального производства области необходимо иметь развитый энергетический комплекс, систему транспорта, преимущественно автомобильного и железнодорожного, развитую систему сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции, налаженную систему складского хозяйства и т.д.

Помимо природно-географических факторов, на процесс развития ПИР сильное влияние оказывают экономические факторы. Основные тенденции в развитии сектора материального производства в экономике региона, как правило, находят отражение в инфраструктурных отраслях, что подтверждает динамика количества предприятий ПИР и материального производства (промышленности, сельского хозяйства и строительства).

Тенденция уменьшения количества субъектов материального производства связана, в первую очередь, с банкротством многих предприятий, причем рост убыточных предприятий в сфере материального производства приводит к росту доли убыточных предприятий в основных отраслях ПИР. О кризисном положении большинства предприятий материального производства в регионе свидетельствует и низкий коэффициент абсолютной ликвидности. Одной из основных причин кризисного положения многих субъектов основного производства на сегодняшний момент руководители предприятий называют высокую себестоимость выпускаемой продукции из-за высоких тарифов на электроэнергию и топливо, а следовательно, и производственных услуг, непосредственно связанных с их потреблением, что, в свою очередь, ограничивает спрос на услуги производственной инфраструктуры. Второй причиной называют отсутствие качественно выполненных маркетинговых исследований рынка и информации о перспективах его развития. Все это свидетельствует о том, что во многом преодолеть спад производства в реальном секторе экономики региона не позволяет состояние развития производственной инфраструктуры.

Трудная экономическая ситуация в сфере материального производства отражается на структуре потребностей в производственных услугах. Многие крупные предприятия Ярославской области оказались банкротами, а следовательно, и потребность во многих производственных услугах уменьшилась. Так, например, сокращение производства промышленной продукции неминуемо приводит к снижению грузопотока на транспортных предприятиях и повышению тарифов на услуги транспорта, что в свою очередь, приводит к росту транспортных издержек в структуре цен.

Субъекты ПИР попадают в кризисное положение не только вслед за предприятиями материального производства, наступившего в силу различных обстоятельств, но и сами зачастую выступают причинами кризисного положения основного производства. К примеру, в настоящее время состояние российского транспорта является одним из важнейших факторов неконкурентоспособности российских товаров как на мировом, так и на внутреннем рынках. Причинами высоких тарифов на транспортные услуги являются не только цены на горюче-смазочные материалы, запасные части, но и отсутствие хорошо налаженного маркетинга, что приводит к потере рынков сбыта.

В период недостатка денежных средств предприятия материального производства, конечно, будут отдавать предпочтение покупке услуг, обеспечивающих первоочередные технологические потребности.

В целом, производственная инфраструктура Ярославской области в большей степени ориентирована на обслуживание промышленности, а развитию производственной инфраструктуры сельского хозяйства не уделяется должного внимания, что не способствует росту сельскохозяйственных предприятий, а напротив, они одними из первых попали в кризисное положение и в настоящий момент находятся в более худшем положении, чем промышленность области, хотя потенциал развития сельского хозяйства велик.

Падение спроса на услуги специализированных предприятий ПИР приводит к снижению их инвестиционной привлекательности. Специфический характер капиталовложений в производственную инфраструктуру в отличие от капиталовложений в сферу реального сектора заключаются в том, что первым, как правило, присуща большая капиталоемкость с длительным сроком окупаемости, что, особенно в период экономического кризиса, приводит к уменьшению инвестиционной привлекательности многих субъектов ПИР. Такую точку зрения разделяют многие авторы теории производственной инфраструктуры.

В связи с недостачей капиталовложений в субъекты ПИР и пассивным участием в этом процессе государства, в нынешних условиях целесообразно создание внебюджетного фонда для их финансирования за счет привлечения средств предприятий различных форм собственности, населения, а так же иностранных инвестиций, который, в свою очередь, позволит реализовать инвестиционную стратегию, направленную на “кумулятивный процесс”, когда инвестиции в субъекты ПИР способствуют росту валового регионального продукта.

Иностранные инвестиции представляют собой индикатор инвестиционной привлекательности тех или иных отраслей. Из субъектов производственной инфраструктуры Ярославской области иностранные инвесторы преимущественно выбирают промышленное, торговое и жилищное строительство.

На уровень рентабельности влияет востребованность, функциональная заменимость субъектов и монопольное положение их на рынке услуг. Наиболее наглядно взаимосвязь и частично функциональную заменимость элементов ПИР отражает отношение между транспортом и складским хозяйством, различными видами транспорта, между транспортом и связью. Так, например, услуги транспорта могут частично (временно) заменить недостающее количество складских площадей или отсутствие надежных линий связи. В свою очередь, наличие хорошо поставленного складского хозяйства позволяет сделать равномерным процесс отгрузки и выгрузки и тем самым уменьшить пики неравномерности перевозок на дорогах, несколько сократить потребность в их пропускной способности.

Статистическая информация о структуре субъектов информационного обслуживания, деловых услуг, материально-технического снабжения по формам собственности представляются в обобщенном виде в числе прочих отраслей, что затрудняет их анализ. Судя по тенденции обобщенных данных прослеживается увеличение количества фирм с частной и смешанной формами собственности практически во всех отраслях ПИР. Предприятия, работающие в сфере информационного обслуживания, деловых услуг, материально-технического снабжения, сбыта, в настоящее время представлены частной и смешанной формами собственности.

Опыт децентрализации и приватизации во всем мире показал, что создание конкурентной среды в сфере инфраструктурного обслуживания позволяет снизить стоимость услуг и улучшить их качество, создать более разнообразную среду производственной инфраструктуры. Примером может служить сравнение транспортной политики Западной Европы и США. В странах Западной Европы (за исключением Великобритании) правительственная политика была направлена на избежание конкуренции между воздушным и железнодорожным транспортом, в то время как Соединенные Штаты придерживались иного курса, направленного на дерегуляцию транспортной сферы, что привело к жесткой конкуренции между различными видами транспорта, но главным образом между воздушным и железнодорожным. В результате в США стоимость услуг авиации заметно снизилась, а в странах Западной Европы они по-прежнему остаются на достаточно высоком уровне. Таким образом, США сделали воздушный транспорт более дешевым и доступным многим предприятиям и гражданам своей страны.

Преимущество железнодорожного транспорта состоит в том, что при неоднократном увеличении цен на топливо именно железнодорожный транспорт получает большинство государственных субсидий, которые позволяют держать тарифы на уровне, доступном для большинства предприятий. Поэтому за последний период времени наблюдается улучшение использования подвижного состава, которое выражается в сокращении простоя вагона под одной грузовой операцией, рост среднесуточной производительности грузового вагона, несмотря на уменьшение объема перевозимых грузов.

Основы советской экономики, заложенные после Октябрьской революции, были направлены прежде всего на развитие крупных производств, в том числе и крупных субъектов ПИР. Поэтому в России в подавляющем большинстве отрасль грузовых перевозок представлена крупными предприятиями с парком 800-1000 единиц и численностью персонала около 1000 человек. Согласно статистическим данным в России в сфере транспорта и связи только 2% малых предприятий.

Ярославская область — не исключение, ее региональная сфера транспорта и связи преимущественно состоит из крупных и средних предприятий. Так например, в 2007 году 94% общего объема грузов, перевезенных автомобильным транспортом, приходится на крупные и средние автопредприятия. В среднем специализированные автотранспортные предприятия имеют 91 единицу транспорта. Для сравнения, в развитых странах в сфере грузовых автомобильных перевозок преобладает мелкая частная собственность, “85-90% всех автотранспортных предприятий США и Западной Европы имеют до 5 автомобилей. В США из 18000 автотранспортных компаний только 210 располагают парком свыше 200 единиц”. Крупные размеры большинства автотранспортных предприятий не оправдывают себя, но в тоже время для развития малого бизнеса в сфере транспорта и связи не созданы благоприятные условия. В итоге целесообразно предложить развитие и поддержку малых предприятий, специализирующихся в сфере услуг автотранспорта, для повышения рентабельности автомобильного хозяйства региона. Но, в настоящее время, даже среди малых предприятий “выживают” наиболее крупные, так к примеру, среди предприятий, занимающихся рекламной деятельностью, наиболее эффективно работают предприятия с численностью работников от 16 до 50 человек, а многие из предприятий с численностью до 15 человек оказались убыточными.

Итак, можно сделать вывод о том, что совершенствование производственной инфраструктуры региона может быть осуществлено несколькими путями. Первый вариант предполагает активную роль государства, в этом случае, правительство и руководство региона должны стимулировать развитие производственной инфраструктуры огромными государственными заказами. Второй вариант подразумевает большее участие частного сектора, поддержание и развитие малого бизнеса. Сторонники такого подхода мотивируют свои опасения относительно первого варианта тем, что крупные государственные проекты по развитию инфраструктуры, когда контроль над огромными контрактами окажется в руках политиков, восстановят контроль государства и над большей частью промышленности.

Таким образом, многообразие форм собственности и демонопо


<== предыдущая | следующая ==>
Воспитание ребенка с нарушениями общения | 

Date: 2015-07-24; view: 1430; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию