Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приложение 1. 1.1. Характеристика (виды, ареал, численность, внешний вид) .5Стр 1 из 2Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ стр. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3 ГЛАВА I. АНАЛИЗ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА………………………...5 1.1. Характеристика (виды, ареал, численность, внешний вид)……….............5 1.2. Годовой цикл жизни………………………………………………….............8 1.3. Опасности для человека…………………………………………….............10 ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ…………………………………..13 2.1. Анализ школьной программы ОБЖ о рыбах как животных биологической опасности……………………………………………………….16 2.2. Потенциальные возможности информирования школьников…………...18 2.3. Разработка урока…………………………………………………….............22 ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….24
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Цель работы: Провести методический анализ, разработать материалы, связанные с биологическими опасными паразитами рыб. Исходя из данной цели работы, определяем следующие задачи: 1. Дать первичную информацию об объекте. 2. Проанализировать школьные программы по ОБЖ и другим предметам. 3. Дать учащимся знания аналитического и практического характера. Объект: рыбы, как источник биологической опасности. Предмет исследования: формирование представлений о биологической опасности у учащихся в школе.
ГЛАВА I. АНАЛИЗ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕКТА 1.1. Характеристика (виды, ареал, численность, внешний вид) Класс рыб резко ограничивается от всех остальных позвоночных тем, что все рыбы живут в воде и дышат исключительно жабрами. Наружная форма их чрезвычайно разнообразна. Их тело то вытягивается, как у змеи или червяка, то сплющивается с боков, так что становится лентообразным, то делается плоским, то массивным. Ни у одного класса позвоночных не наблюдается такого разнообразия в распределении и форме конечностей и органов. Наружный покров рыб состоит из чешуек, щитков и пластинок самой разнообразной формы. Эти образования расположены или правильными рядами вдоль или поперек тела, или же в косом направлении, часто прикрывают краями друг друга или же только соприкасаются, оставляя некоторые места неприкрытыми. Кожа состоит из твердого нижнего слоя и еще более твердого верхнего. По окраске рыбы не уступают никакому другому классу животных в смысле красоты, разнообразия и изменчивости цветов. У рыб встречается блеск всех драгоценных камней и благородных металлов, и к этому еще нужно прибавить, что чешуйки иногда имеют очень красивый узор, да, кроме того, рыбы, подобно пресмыкающимся и амфибиям, обладают иногда способностью изменять свою окраску [Брэм, 2007]. На территории Вологодской области зарегистрировано 57 видов костных рыб. Наибольшее количество видов относится к отряду карпообразных (26 видов). В Рыбинском и Шекснинском водохранилищах, озерах Онежском, Белом, Воже и ряде водоемов встречается европейская корюшка или снеток. Во всех озерах водится обыкновенная щука – наиболее крупный хищник большинства пресноводных экосистем. В бассейне Рыбинского и Шекснинского водохранилища и Онежском озере крайне редко встречается – речной угорь. Особенностью данного вида является способность совершать длительные нерестовые миграции из пресных водоемов в Саргассово море. На территории области наиболее широко распространены и повсеместно имеют высокую численность лещ, плотва, уклейка, язь, обыкновенный гольян, елец, чехонь, белоглазка, обыкновенный жерех, линь и красноперка, обыкновенный ерш, речной окунь, судак, берш и др. Наиболее крупный представитель рыб в Вологодской области – обыкновенный сом, иногда встречается в Рыбинском и Шекснинском водохранилищах и Онежском озере. Налим из отряда трескообразных, который, как и сом, является крупным хищником, встречается на всей территории области. Недавно в Рыбинском водохранилище появилась черноморская игла, которая в последние десятилетия распространяется вверх по Волге. Особенностью данного вида является специфическая форма заботы о потомстве, когда самцы вынашивают оплодотворенную икру, а затем и личинок в специальной выводковой сумке на брюхе. В Красную книгу Вологодской области внесено 9 видов и разновидностей рыб. Это русский осетр, стерлядь, кумжа, нельма, сиг-пыжьян, сибирская ряпушка, хариус европейский, быстрянка русская, подкаменщик обыкновенный [Животный мир…, 2015].
1.2. Годовой цикл жизни Развитие организма представляет собой совокупность количественных и качественных изменений в результате взаимодействия организма со средой. В индивидуальном развитии рыб можно выделить ряд крупных отрезков (периодов), каждый из которых характеризуется общими для разных видов свойствами.
I. Эмбриональный период. Начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и продолжается до перехода молоди на питание внешней пищей. Эмбрион питается за счет желтка – запаса пищи, полученного от материнского организма. Этот период подразделяется на два подпериода: 1) подпериод икринки, или собственно эмбриона, когда развитие происходит в оболочке; 2) подпериод свободного эмбриона (предличинки), когда развитие продолжается вне оболочки; эмбрион все время питается желтком.
II. Личиночный период. Начинается с момента перехода на питание внешней пищей. Личинки отличаются от взрослых рыб внешним и внутренним строением: у них недоразвиты жабры; нет чешуи; не дифференцированы плавники и другие органы.
III. Мальковый период. Внешний облик близок к облику взрослого организма. Исчезают личиночные органы, появляются плавники, закладывается чешуя, полностью дифференцируются внутренние органы. Половые органы почти неразвиты. Энергетические ресурсы расходуются главным образом на рост. Вторичнополовые признаки обычно отсутствуют. По внешнему виду малек становится похожим на взрослых рыб.
IV. Период полувзрослого (неполовозрелого) организма. Начинается более или менее быстрое развитие половых желез и вторично-половых признаков, но организм ещё не способен к размножению.
V. Период взрослого (половозрелого) организма. Состояние, при котором в определённый период года организм способен воспроизводить себе подобных; вторичнополовые признаки, если они свойственны данному виду, имеются. Энергия тратится преимущественно. На развитие половой системы и создание запасов для поддержания жизнедеятельности во время миграций, зимовок, размножения.
VI. Старческий период. Половая функция затухает; рост в длину прекращается или крайне замедляется.
Каждый период развития имеет свое приспособительное значение и свою видовую специфику, обладая, однако, и общими для всех рыб чертами. Каждый период развития характеризуется своей системой связей со средой, своими ведущими отношениями, а соответственно этими взаимосвязями и своими морфологическими особенностями. Каждый период индивидуального развития распадается на более мелкие этапы. В пределах этапа сохраняется определенная специфичная для данного этапа система связей со средой. Если же рыба из-за неблагоприятных условий нагула не успевает накопить необходимых для зимовки веществ, то при изменении внешних условий она может и не начать зимовальной миграции. В ряде случаев прогрессирующее ухудшение условий может привести к массовой гибели рыбы, остающейся на местах нагула. Подобное явление наблюдалось, например, в Азовском море в малокормные годы, когда хамса — Engraulis encrasi, Engraulidae — в массе гибла в результате осеннего похолодания. 1.3. Опасности для человека У рыбы, подобно человеку, есть здоровье, которому нужно уделять внимание. И хотя современные технологи способны вывести многие процессы по уходу за водоемами на уровень автоматики, без человеческого вмешательства на рыбной ферме не обойтись. Ведь если человек самостоятельно организовывает условия для разведения рыбы, нужно соответственно обеспечить ей и максимально благоприятные условия существования. Главный враг любой рыбы и водоемов — это всевозможные вирусы и бактерии, которые способны свести к нулю всю жизненную активность в водоеме. Такие вредоносные бактерии возникают вследствие влияния ряда таких факторов окружающей среды, как токсичные вещества, грибки, вредоносные водоросли, гельминты и прочие микроорганизмы, влияющие на химический состав воды, а значит и на рыб. Условно все болезни рыб можно разделить на три группы: паразитарные болезни (глистные), инфекционные заболевания (заразные) и незаразные заболевания. Безусловно, паразитарные заболевания рыб, которые вызываются простейшими ракообразными и гельминтами, требуют наибольшего внимания, так как они опасны и для человека. За распространение инфекционных заболеваний рыбы в ответе злокачественные водоросли и грибки. Что касается незаразных заболеваний рыбы, они чаще всего возникают в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды: некачественное или неполноценное питание, уровень токсинов в воде, концентрацию в воде газов, температурный режим и травматические повреждения рыбы. Не секрет также, что многие болезни рыб возникают из-за их ослабления иммунитета, вызванного различными стрессами. Опасные для человека паразиты, а точнее их личинки, в большинстве случаев живут в мышечной ткани рыбы, но могут находиться и в жабрах, икре, кишечнике и других органах. Они незаметны невооруженному глазу, а потому представляют собой опасность для человека, которую можно выявить только при помощи специальных анализов.
Наиболее распространенные заболевания человека и животных, переносчиками которых являются рыбы:
Ботулизм. Возбудитель заболевания — бактерия клостридиум ботулинум — обитатель почв. С паводковыми водами она попадает в водоем, а затем в организм рыбы через кишечник и поврежденные кожные покровы. При употреблении в пищу соленой, вяленой и недостаточно проваренной осетрины с сохранившимися в ней бактериями у человека наблюдается тяжелый токсикоз, очень часто заканчивающийся смертью через несколько суток после отравления.
Описторхоз. Это один из наиболее тяжелых гельминтозов, передаваемых человеку с рыбой. Его вызывает трематода описторхис, называемая сибирской или кошачьей двуусткой. Тело паразита длиной 8—13 мм удлиненно-овальной формы с двумя присосками — ротовой и брюшной. Место локализации — желчный пузырь, желчные протоки печени, реже — поджелудочная железа домашних и диких животных, а также человека. Развитие описторхиса проходит со сменой хозяев. Яйца гельминта вместе с экскрементами окончательного хозяина попадают в водоем, где их заглатывает первый промежуточный хозяин — брюхоногий моллюск. В кишечнике моллюска из яйца выходит личинка — мирацидий, проникает во внутренние органы человека и превращается в спороцисту, внутри которой образуются подвижные редии. В теле редий развивается новое поколение личинок — церкарии. Церкарии из тела моллюска попадают в воду и активно внедряются в тело рыбы — второго промежуточного хозяина. В рыбе церкарии превращаются в метацеркарии, и через 2—3 суток вокруг них образуется капсула. Капсулы с метацеркариями локализуются в мускулатуре. Внутри капсулы личинки растут, развиваются и через 6 недель становятся инвазионными. Рыба, зараженная личинками описторхиса, попадая в организм окончательного хозяина, переваривается, а личинки под действием желудочного сока и желчи освобождаются от оболочек капсулы, выходят в кишечник, проникают в печень, желчный пузырь или поджелудочную железу. Через 1 месяц они становятся половозрелыми. Цикл развития паразита длится 4—5 месяцев. Метацеркарии описторхиса встречаются у многих карповых рыб. С возрастом рыб их зараженность увеличивается. Половозрелые гельминты паразитируют у человека, кошек, собак. Продолжительность жизни описторхиса в организме окончат тельного хозяина 3—20 лет. Человек заражается гельминтами при употреблении в пищу сырой, плохо прожаренной или свежемороженой рыбы. При массовом заражении у человека наблюдаются закупоривание желчных протоков, цирроз печени. Основная мера борьбы — личная профилактика, заключающаяся в отказе от употребления в пищу сырой, свежемороженой, слабопросоленной рыбы из семейства карповых.
Дифиллоботриоз. Это одно из опасных заболеваний человека и животных. Возбудитель заболевания — ленточный гельминт (лентец широкий) длиной 10—20 м. Половозрелый гельминт паразитирует в кишечнике человека, собак, кошек. Развитие гельминта проходит с участием двух промежуточных хозяев. Яйцо лентеца широкого с фекалиями человека или животного попадает в воду, где из него выходит ресничная личинка — корацидий, некоторое время свободно плавающий в воде. Корацидиев заглатывают рачки (циклопы, диаптомусы) — первые промежуточные хозяева. Корацидий растет и через 2—3 недели превращается в процеркоида. Вторым промежуточным хозяином являются хищные рыбы. При заглатывании этими рыбами инвазионного рачка процеркоид пробуравливает стенку кишечника и проникает в различные органы (печень, гонады и др.) и мускулатуру. В рыбе процеркоид превращается в плероцеркоида червеобразной формы длиной 1—6 см. Половозрелым гельминт становится через 1 месяц после того, как плероцеркоид попадает в организм человека. Человек заражается лентецом широким, поедая сырые или недостаточно обработанные рыбные продукты с живыми плероцеркоидами. На человека паразит оказывает механическое и токсическое воздействие, особенно на нервную и кровеносную системы, способствует возникновению в организме больного дефицита витамина Big, а в тяжелых случаях может вызвать смерть. Для профилактики дифиллоботриоза необходимо предотвращать попадание в водоемы яиц гельминта. Рекомендуется обязательное обезвреживание бытовых сточных вод. Необходимо соблюдать личную гигиену питания, исключить потребление в пищу недостаточно обработанной рыбной продукции [Привезенцев, 2000].
В Вологодской области паразитофауна рыб озер Кубенское и Воже разнообразна и представлена 158 видами. У рыб Кубенского озера обнаружено значительно больше паразитов (141 вид) по сравнению с озером Воже (84 вида), что может быть связано не только с различием экологических условий на водоемах, но и с объемом пара зитологических исследований. На Кубенском озере вскрыто рыб в 3,3 раза больше, чем на Воже, что позволило найти редкие, нерегулярно встречающиеся и случайные виды паразитов. По своему составу паразитофауна рыб данных озер различна, но соотношение доминирующих групп паразитов имеет сходный характер. В обоих озерах преобладают трематоды и простейшие, доля цестод и нематод значительно меньше, остальные систематические группы паразитов немногочисленны. Сходство в паразитофауне озер Кубенское и Воже подтверждает и индекс Чекановского - Съеренсена (Песенко, 1978), который составляет 0,59. Цикл развития большинства паразитов рыб на этих водоемах - прямой или связан с разными группами беспозвоночных. У 23 видов гельминтов, обнаруженных у рыб, развитие завершается в рыбоядных птицах, при этом на Кубенском озере зарегистрировано 22 вида, что составляет 15,6% паразитофауны рыб данного водоема; на озере Воже — 19 видов, что составляет 22,6% паразитофауны рыб. Преобладают среди гельминтов, распространяемых птицами, трематоды (18 видов), что составляет 46,1% от общего количества видов трематод рыб этих озер. Нематод обнаружено 3 вида (20% видового разнообразия нематод), а цестод всего 2 вида (10,5% видового разнообразия цестод) [Радченко, Шабунов, 2005].
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ 2.1. Анализ школьной программы ОБЖ о рыбах как животных биологической опасности Анализируя школьные программы, в которых изучается тема рыб, как животных биологической опасности, можно сделать вывод, что информации достаточно много, для обучающихся в школе. Практически каждый год, по дисциплинам: «природоведение», «биология» и «окружающий мир» можно столкнуться с изучением рыб, их строением, размножением, ростом, развитием и с их ролью в жизни человека. Однако, в 6 – 7 классах по дисциплине «биология», более конкретно изучается тема паразитов человека. На этих уроках рассматриваются заболевания, передающиеся от рыб к человеку, так же рассматриваются возбудители заболеваний, и предлагается информация по методам профилактики. На изучение этих тем отводится 2 урока. Если рассматривать дисциплину ОБЖ, то в ней не рассматривается тема рыб вообще, она может являться примером к той или иной теме. Для Вологодской области информации по изучению рыб, как источников биологической опасности, в школьной программе в учебниках не достаточно, и так как в области встречаются очаги заболевания клонорхозом и дифиллоботриозом, то учащиеся должны знать опасность, так происходит не редкая встреча с этими животными. 2.2. Потенциальные возможности информирования школьников В настоящее время существует множество способов получения информации: пресса, телевидение, интернет, реклама, книги, и т.д. Опираясь на сенсорные системы человека, можно сделать вывод о том, что полную информацию и представление о том или ином предмете человек может получить через практические навыки, используя визуальные, звуковые, вкусовые, осязательные и обонятельные анализаторы. Так, отправляясь на рыбалку, можно увидеть, потрогать рыбу, послушать и убедиться в том, что рыба все-таки не произносит ни звука. Также, можно определить свежесть рыбы на запах и на вкус. В основном, большую часть информации человек получает в школе. На уроках учителя предлагают информацию из учебников, из личного опыта, а так же модели (рыб). Благодаря этим источникам, можно получить 80% всей информации. 2.3. Разработка урока Предмет: основы безопасности жизнедеятельности. Тема учебного занятия «Болезни, передающиеся человеку через рыбу. Защита населения и профилактика». Цель: познакомить учащихся с классом – рыбы, как источником биологической опасности. Задачи: 1) Дать общую характеристику класса – рыбы. 2) Определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека. 3) Познакомиться с болезнями, передающимися человеку, через рыбу, и определить возбудителей этих заболеваний. 4) Определить симптомы болезни. 5) Профилактические мероприятия и лечение по предотвращению заболеваний. Оборудование: Содержание и технология урока.
Приложение 1 Таблица 1 Болезни, передающиеся человеку через рыбу
[Болезни, передающиеся…, 2015; Причины и симптомы…, 2015; Диоктофимоз…, 2015; Дифиллоботриоз…, 2015; Анизакидоз…, 2015; Ботулизм…, 2015].
|