Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Кафедра философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин





ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России)

Кафедра философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Религиоведение»

Тема: «Культ Перуна»

  Автор: курсант
  учебной группы ПД-14-2
  рядовой полиции
  Фельдман Н. В.
     
    Проверил:
  профессор ФПиСГД, к.ф.н., доцент
  Бобков А. И.

 

Иркутск 2015


Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Образ Перуна. 6

1.1 Перун при разных русских князьях. 6

1.2 Близкие к Перуну боги других народов. 7

Глава 2. История культа Перуна. 9

Глава 3. Атрибуты Перуна. 13

3.1 Растения, посвящённые Перуну. 14

3.2 Оружие Перуна. 15

3.3 Храмы и идолы Перуна. 15

Глава 4. Упоминание Перуна в фольклоре. 19

Заключение. 20

Используемая литература. 21


Введение

Вот уже много веков назад было отменено язычество на Руси, но его отголоски слышны и сегодня. Многие праздники, такие как: Ильин день, Масленица, Ивана купала и другие уходят корнями глубоко в Древнюю Русь. Также сегодня актуальны некоторые поверья, обряды, которые берут своё начало на Руси времён язычества. Многообразные языческие верования и традиции славян являются фундаментом, на котором возникла русская народная культура. Пережив века, они сохранились в глубинных слоях фольклора, повлияли на развитие народного менталитета.

Актуальность темы исследования. В последнее время в России наблюдается повышенный интерес к славянскому язычеству. Появляется большое количество литературы, посвященной данной теме. Наличие такого большого количества научных работ вызывает потребность в работах обобщающего характера, которые могли бы осветить и систематизировать исследования последнего времени, дать общую картину о научной разработанности темы славянского язычества, подвести определенный итог изучения данной темы к настоящему времени. Это, безусловно, будет способствовать расширению и углублению наших представлений о всем богатстве языческих верований древних славян. А также расширит наши представления о месте язычества в политической, культурной и религиозной жизни Древней Руси.

Интересный историографический обзор изучения проблемы славянского язычества и в частности проблемы Перуна сделал Л.С. Клейн. Данный обзор охватывает весь период исследования славянского язычества как отечественными исследователями, так и зарубежными. Ученый указывает, что в отечественной историографии, изучающей язычество древних славян, сложилось четыре концепции. Первая концепция — «возвеличивающая». Представители данной концепции (Б.Д. Греков, Б.А. Рыбаков и др. исследователи) Вторую концепцию Л.С. Клейн называет «типологией календарных праздников». Ее представители - А.И. Никифоров, В.И. Чернов, В.Я. Пропп. Третья концепция - концепция «Основного мифа» была построена в 60-е и 70-е гг. XX в. филологами В.В. Ивановым и В.Н. ТопоровымВ.В. Иванов и В.Н. Топоров предположили, что Индре соответствует Перун, а змею Вале - Велес. Данный сюжет В.В. Иванов и В.Н. Топоров назвали «основным мифом», который лежит, по мнению этих ученых, в основе многих сюжетов и мотивов индоевропейской и славянской мифологии и этнографии. Четвертой концепцией является этнографическая концепция Н.И. Толстого. Данную концепцию Л.С. Клейн называет «демонологической концепцией», так как представители данной концепции не касаются в своих исследованиях славянской высшей мифологии.

Автору посчастливилось открыть, что на Кавказе в чечено-ингушском фольклоре сохранились мифические предания о Перуне, цельные рассказы, занесенные тысячу лет назад. Однако этот новый источник служит для автора только исходным пунктом исследования. Он не имел бы веса и доверия, если бы не подтверждался другими источниками. Их сочетание позволило восстановить значительные блоки славянской мифологии и систему праздников, посвященных Перуну. Учёный не принимает ни схему славянской мифологии, сконструированную академиком Б. А. Рыбаковым, где Перун — заурядный бог из окружения бога Рода, ни другую - построенную В. В. Ивановым и В, Н. Топоровым, где во главе пантеона стоят на равных Перун и Велес. В представлении автора книги Перун выступает умирающим и воскресающим божеством, близким к восточным богам, а из греческих - к Аполлону. Он также был божеством плодородия и урожая. Два основных праздника, посвященных Перуну - проводы его и воскрешение - составили основу календаря и сохранились как Купальская ночь и Святки. Пережитки их сохранились еще в XIX - начале XX вв. Купала, Кострома и Ярило рассматриваются как ипостаси Перуна.

Язычеству на Руси свойственно поклонение божествам. Одним из самых поклоняемых был бог Перун. Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных славян. Перуна считают покровителем воинов и витязей. Его славили в дни победы и ему приносили жертвы, желая достижения военного успеха. Так же Перуну были подвластны стихии природы и некоторые сферы жизни людей. Возвышение его культа начинается с первыми походами киевлян.

Целью данной работы является попытка ответить на вопрос кто же такой Бог Перун древних славян. Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи: описать его образ, атрибуты, проследить историю культа.

Культ, что он олицетворяет собой, существует вот уже более пяти тысяч лет. За столь продолжительное время он оброс множеством, самых разных и порой противоречивых деталей. Ему приписывали безмерную властность и страшный гнев. Перун считался повелителем грозовой стихии. Во власти его были судьбы людей, ведь он мог без труда насылать неурожаи и побивать колосья градом, в гневе уничтожать скот и насылать бедствия.

Впервые этот бог упоминается в летописных источниках, повествующих об истории древней Руси. Историки копают глубже, говоря о возникновении божества громовержца еще у индоевропейцев - древнейших предков славян и других европейцев. Произошло это вероятно, в те времена, когда племена индоевропейцев открывали и осваивали новые для себя земли. Конечно, корни Перуна могут расти еще дальше, вглубь веков, хотя сказать точно, вряд ли возможно, из-за отсутствия письменных источников.

 

Date: 2015-07-24; view: 315; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию