Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет 3. 2.Древние Афины-полис и центр культурыСтр 1 из 56Следующая ⇒
Методичка 1-15 Билет1 2.Древние Афины-полис и центр культуры. Афинская демократия. Возникновение древнегреческой цивилизации совпадает с началом железного века (I тысячелетие до н. э.). В плане технологического производства произошел ряд изменений. Прежде всего, определяющим моментом стал переход к производству стали. Появление стали позволило успешно обрабатывать землю, более продуктивно производить вырубку лесов под сельскохозяйственные земли, упрощалось создание орошающих каналов. Также революционизировался ряд ремесел. Появилось судостроение, кузнечное, столярное и оружейное ремесло. Период становления древнегреческой цивилизации совпадает с так называемой великой греческой колонизацией. В течение трех столетий греки были вынуждены покидать родину и переселяться в другие страны. Это происходило из-за отсутствия достаточного количества земель, пригодных для земледельческой деятельности, Также сыграли свою роль снятие социальной перенапряженности и перенаселенность. И, наконец, очень важным стимулом процесса колонизации являлась торговля. у финикийцев греки заимствовали письмо. В это письмо, которое со- стояло из одних согласных, они ввели гласные. Таким образом, был создан греческий алфавит. У финикийцев они научились изготовлять стекло. Технологию изготовления стекла из песка греки хорошо освоили. У египтян они научились строительству монументальных сооружений. У лидийцев греки освоили техно- логию денежной чеканки. У них появились свои денежные эта- лоны, сначала оболы, а потом драхмы. Колонизация сделала греческое общество более подвижным, более восприимчивым, более динамичным. Открылся простор для личной инициативы. Греки создавали колонии, которые превращались в подлин- ные центры торговли. Но самое главное условие и следствие всего колонизационного движения заключается в том, что ре- месло окончательно отделилось от сельского хозяйства. Основной результат колонизации - это переход от натураль- ного хозяйства на стадию товарно-денежного обращения. Появ- ляются свои денежные знаки, появляются монетные стандарты. «Деньги делают человека» - становится девизом архаической эпохи. В современной исторической литературе имела место попытка ввода понятия «античный капитализм». Во главе коло- низационного движения находились древнегреческие полисы. Древнегреческую цивилизацию еще называют полисной цивилизацией, так как основной ячейкой общества в Древней Греции. Верховный правитель в Афинах. (Архонт.) 4. Совет глав родов Афин. (Ареопаг.)
Билет2 1) Теория Л. Моргана и Ж. Кондорсе. Благодаря успехам исторической науки XIX в. появилось понимание того, что цивилизация сформировалась лишь на оп- ределенном этапе развития человечества, представляя собой
значительный рубеж на эволюционном пути, своеобразную вто- рую ступень в истории общества, следующую после ступени дикости и варварства. Именно такой смысл понятию «циви- лизация» придал знаменитый американский этнограф Льюис Морган (1818-1889). Взгляды Моргана формировались на основе детального изу- чения культуры многочисленных индейских племен Северной и Центральной Америки. В 1877 г. он опубликовал фундамен- тальный труд «Древнее общество», в котором термин «цивили- зация» был использован для членения культурно-исторического процесса и где цивилизация замыкала длинную цепь этапов раз- вития первобытного общества. Морган предложил схему истории человечества, в которой выделялось три этапа: • дикость - первый этап человеческой истории, начинается с появления человека и завершается возникновением гончарства; • варварство - второй этап, начинается с изобретения гон- чарного круга и завершается появлением письменности; • цивилизация - третий, наивысший этап развития челове- ческой истории, начинается с появления письменности и знаме- нуется развитием государственных институтов. Каждый из первых двух этапов подразделяется еще на низ- ший, средний и высший. При этом разделении ученый исходил из следующих критериев. Примитивное общество основано на принципах общего происхождения и родства. Для цивилизован- ного общества характерно развитие материальных производи- тельных сил. Цивилизация в этом понимании создается благодаря разви- тию земледелия, зерноводству. Древнейшие цивилизации - в Междуречье, в долине Нила, долинах Инда и Ганга, среднем и нижнем течении Хуанхэ - образовались благодаря сельскохо- зяйственному комплексу, в основе которого - производство зерна. Это привело к постепенному отделению земледелия от ремесла, а затем и отделению умственного труда от физического.
Разделение труда обеспечило дальнейшее развитие общества и культуры. Главная характеристика цивилизации - изобретение письменности. Морган считал, что описанные им этапы развития универ- сальны и характерны для истории каждого народа. 2) Марксистская концепция истории. К. Маркс, Ф. Энгельс проанализировали первые этапы ста- новления человеческого общества и предпосылки формирования цивилизации. Они охарактеризовали основные признаки цивилизации как социально-экономической системы. В области экономики это усовершенствование производства продуктов питания, усиление общественного разделения труда, появление купцов-профессионалов и денег. В социально-политической сфере речь идет о наличии антагонистических классов, госу- дарств, наследовании собственности на землю, в сфере культу- ры - о письменности и искусстве. Маркс выделял первобытную, античную (рабовладельче- скую), феодальную, буржуазную и коммунистическую форма- ции. Последняя подразделяется на две стадии: низшую (социа- лизм), при которой еще сохраняются черты предшествующей истории («предыстории») - разделение труда, оплата «по тру- ду», государство (диктатура пролетариата) и т. д., и высшую, или коммунизм в узком смысле, зрелый коммунизм («подлинная история»), при которой происходит полное преобразование че- ловеческого общества. В творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса исследование понятия цивилизация никогда не выходило на передний план, ибо они рассматривали цивилизацию как серию антагонистических формаций, начиная с рабовладельческой. Соглашаясь с Морганом в отношении начального временно- го ограничителя цивилизации (как эпохи, следующей за дико- стью и варварством), Маркс и Энгельс ввели в то же время и ко- нечный временной ограничитель: цивилизация - это отрезок ис- торического пути человечества до наступления коммунизма. История представала при этом как всемирно-исторический процесс на основе восходящего движения, возникающего в ходе диалектического взаимодействия материальных производитель- ных сил и производственных отношений. Развитие мировой истории представлялось как последова- тельная смена общественно-экономических формаций, как дви- жение от первого бесклассового общества (первобытно-общинного строя) через классовые (рабовладение, феодализм, капитализм) к новому бесклассовому коммунизму. Утверждалась незыбле- мость действия основного закона исторического развития - сме- на формаций происходит путем революций. Понятие «формация» в марксизме основополагающее. Фор- мация - это теоретический образ, определенная схема развития общества, отсекающая конкретные его проявления. Формационный подход к истории объясняет все исторические явления и процессы действием преимущественно одного фактора - экономического. В социальной истории он проявляется как борьба классов, в истории культуры - как борьба идеологий. 2. Этапы развития человечества. Периодизация новей- шей истории. Учитель организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника. Дети заполняют таблицу «Этапы развития человечества». Периодизация Хронология Краткое содержание периода Первобытность Древний мир Средние века Новое время Новейшая история Билет 3 Борьба за раздел мира в последней трети 19 начале 20-го века Обострение международных противоречий и его причины
Со вступлением в стадию империализма — обострение противоречий между ведущими державами — борьба за передел поделенного мира. К началу 20 в. поделено 73 млн. квадратных километров чужой территории — 55% всей территории земли. Территория колоний Англии больше метрополии в 109 раз, население в 10 раз. Германия, США и Япония, «опоздавшие к столу империалистических яств», стремились к переделу. Англия и Франция не хотели уступить ранее захваченное. В связи с этим — усиление агрессивности, гонки вооружений. Распространение империалистической идеологии — милитаризма, шовинизма, расизма.
Борьба за раздел и передел мира
Наиболее активная колониальная политика у Англии. 1882 г. — оккупировала Египет, затем Восточный Судан. На юге Африки по инициативе крупного капиталиста Сесиля Родса захвачены владения, получившие названия Родезия. В начале века — захват бурских республик Южной Африки, 1910 г.— создание здесь Южно-Африканского Союза на правах доминиона. В конце 19 в. — также захваты в Юго-Восточной Азии: Бирма и Малайя. Франция захватила Тунис, Северо-Западную Африку, Мадагаскар и часть полуострова Индокитай. Столкновения с Англией, но перед лицом Германии — соглашение о разделе Африки. Это позволило в начале века захватить Марокко, завершить захват Камбоджи и Вьетнама. С 70-х гг. до 1914 г. увеличила территорию в 10 раз.
С 80-х гг. Германия начала захваты (Камерун, Германская Восточная Африка и Германская Юго-Западная Африка). К 90 годам колонии Германии в 5 раз превышали ее территорию, но были в 12 раз меньше английских.
Формирование противостоящих блоков
1. 1882 г. — по инициативе Бисмарка секретный союз Германии с Австро-Венгрией и Италией — «Тройственный Союз» против Франции и России. Но постепенно Италия начинает отходить от союза ввиду ее противоречий с Австро-Венгрией. Вместо нее к этому союзу потом подключается Турция и Болгария (в ходе I Мировой войны). 2. Начало формирования другого блока: 1893 г. — военный союз России и Франции. 3. Дальнейшее расширение этого блока — прежде всего ввиду нарастания вначале 20 в. германской экспансии. Германия требовала «места под солнцем»: кроме захватов Африки проводила политику экспансии «Дранг нах Остен» (на Балканах, Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке). Главным ее противником становится Англия. Кайзер провозгласил, что «будущее Германии на море»: немецкий военный флот стал вторым после английского. Германия поставила под контроль Турцию. Уже в 1905 г. начальник Генштаба фон Шлиффен разработал план блицкрига против Франции и России. Германия лучше подготовилась к войне. Все это не могла не учитывать Англия. До 90-х гг. главные противники Англии в Азии — Россия, в Африке — Франция. До конца века Англия проводила политику «блестящей изоляции» (не вступать в долговременные союзы, играть на противоречиях). Теперь для борьбы с Германией вынуждена была пойти на сближение с Францией и Россией.
4. 1904 г. — «сердечное согласие» Англии и Франции. 1907 г. — англо-русская конвенция и тем самым окончательное оформление Антанты.
Специфика международной политики США
США, занятые освоением огромных собственных земель, позже других приступили к захватам. 1898 г. — Гавайские острова (на перекрестке путей). В том же году после войны с Испанией в Карибском бассейне захват Пуэрто-Рико, грабительский договор с Кубой. В Тихом океане захватили Филиппинские о-ва и о-в Гуам. 1899 г. — провозгласили доктрину «открытых дверей» (свободная экспансия в Китае). В отношении Латинской Америки президент Тафт объявил «дипломатию доллара» (якобы «доллары вместо пуль», т. е. экономическое подчинение), а президент Рузвельт — политику «большой дубинки». Фактическое подчинение Панамы (договор о полном контроле над зоной панамского канала), а также Никарагуа, Гондураса др.
Первые войны за передел мира — наиболее яркое выражение обострения международных противоречий • 1898 г. — испано-американская. • 1899 – 1902 гг. — англо-бурская (в Южной Африке). • 1904 – 1905 гг. — русско-японская. • 1911 гг. — Италия захватывает у Османской империи Ливию. Все это еще более обостряло обстановку в мире, приближало мировую войну. За 1900 – 1913 гг. европейские державы затратили на военные нужды 90 млрд. марок. К 1914 г. вооруженные силы достигли 4,6 млн. Мир стал похож на бочку с порохом, правящие круги ждали лишь подходящего момента для войны.. Билет 3. Обострение международных противоречий и его причины
Со вступлением в стадию империализма — обострение противоречий между ведущими державами — борьба за передел поделенного мира. К началу 20 в. поделено 73 млн. квадратных километров чужой территории — 55% всей территории земли. Территория колоний Англии больше метрополии в 109 раз, население в 10 раз. Германия, США и Япония, «опоздавшие к столу империалистических яств», стремились к переделу. Англия и Франция не хотели уступить ранее захваченное. В связи с этим — усиление агрессивности, гонки вооружений. Распространение империалистической идеологии — милитаризма, шовинизма, расизма.
Борьба за раздел и передел мира
Наиболее активная колониальная политика у Англии. 1882 г. — оккупировала Египет, затем Восточный Судан. На юге Африки по инициативе крупного капиталиста Сесиля Родса захвачены владения, получившие названия Родезия. В начале века — захват бурских республик Южной Африки, 1910 г.— создание здесь Южно-Африканского Союза на правах доминиона. В конце 19 в. — также захваты в Юго-Восточной Азии: Бирма и Малайя. Франция захватила Тунис, Северо-Западную Африку, Мадагаскар и часть полуострова Индокитай. Столкновения с Англией, но перед лицом Германии — соглашение о разделе Африки. Это позволило в начале века захватить Марокко, завершить захват Камбоджи и Вьетнама. С 70-х гг. до 1914 г. увеличила территорию в 10 раз.
С 80-х гг. Германия начала захваты (Камерун, Германская Восточная Африка и Германская Юго-Западная Африка). К 90 годам колонии Германии в 5 раз превышали ее территорию, но были в 12 раз меньше английских.
Формирование противостоящих блоков
1. 1882 г. — по инициативе Бисмарка секретный союз Германии с Австро-Венгрией и Италией — «Тройственный Союз» против Франции и России. Но постепенно Италия начинает отходить от союза ввиду ее противоречий с Австро-Венгрией. Вместо нее к этому союзу потом подключается Турция и Болгария (в ходе I Мировой войны). 2. Начало формирования другого блока: 1893 г. — военный союз России и Франции. 3. Дальнейшее расширение этого блока — прежде всего ввиду нарастания вначале 20 в. германской экспансии. Германия требовала «места под солнцем»: кроме захватов Африки проводила политику экспансии «Дранг нах Остен» (на Балканах, Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке). Главным ее противником становится Англия. Кайзер провозгласил, что «будущее Германии на море»: немецкий военный флот стал вторым после английского. Германия поставила под контроль Турцию. Уже в 1905 г. начальник Генштаба фон Шлиффен разработал план блицкрига против Франции и России. Германия лучше подготовилась к войне. Все это не могла не учитывать Англия. До 90-х гг. главные противники Англии в Азии — Россия, в Африке — Франция. До конца века Англия проводила политику «блестящей изоляции» (не вступать в долговременные союзы, играть на противоречиях). Теперь для борьбы с Германией вынуждена была пойти на сближение с Францией и Россией
Билет4 Промышленный переворот в странах Европы в Новое время. (предпосылки,сущность последствия) Переход к мануфактурному производству. С XVI века в ряде стран распространяются первые промыш- ленные предприятия - мануфактуры. Слово «мануфактура» перево- дится на русский язык как «сделанное вручную». На этих пред- приятиях господствовал ручной труд, но применялись и техниче- ские приспособления. Часто мануфактуры возникали в пригородах, в горнорудных поселках или в селах, так как в городах господствовало цеховое ремесло. Первоначально они представляли собой своеобразный вариант домашнею промысла крестьян. Богатый купец - пред- приниматель давал крестьянам-прядильщикам, живущим ря- дом с городом, сырье, например шерсть, для обработки. Он же за- бирал готовую шерстяную нить и отдавал ее ткачам для производ- ства тканей, а затем красильщикам - для ее последующей обработки. Окончательный товарный вид ткань приобретала уже в руках городских ремесленников. Предприниматель обеспечивал сбыт готовой продукции и оплачивал труд работников. Мануфак- тура, в которой операции по производству товара были разделены между работниками, работавшими в разных местах, называется рас- сеянной мануфактурой. Однако при подобной организации труда было почти невоз- можно применить дорогостоящую технику. Ведь водяное колесо или дробильный молот нельзя поставить в каждом крестьянском доме. Да и качество произведенного товара не всегда поддава- лось контролю: крестьяне работали на дому и имели разные тру- довые навыки. Поэтому все большее распространение получали централизованные мануфактуры, в которых все производствен- ные процессы соединялись в одном или нескольких зданиях, а труд работников постоянно контролировали владельцы. Мануфактурное производство значительно превосходило ремесленное по производительности труда. Секрет мануфакту- ры заключался в разделении труда между работниками. Каждый из них выполнял лишь часть работы, иногда - только одну не- сложную операцию. Для этого не требовалось ни особого мас- терства, ни длительного обучения. Но каждый работник, выпол- няя небольшую часть работы, тренировал навыки и развивал умение делать ее быстро и качественно. В итоге работники ма- нуфактуры достигали более высокой производительности труда, чем мастера и подмастерья в ремесленном цехе. Владельцы мануфактур организовывали такие предприятия с целью получения прибыли. Они вкладывали в производство свои капиталы: закупали сырье, платили заработную плату ра- ботникам, оплачивали перевозку и доставку товаров. Основанное частным предпринимателем, имеющее целью получение прибыли производство, на котором работают наем- ные работники, называют капиталистическим. Последствия распространения мануфактурного произ- водства в Европе: 1) Развитие товарно-денежных отношений. 2) Изменения в социальной структуре общества. 3) Формирование единого внутреннего рынка
Date: 2015-07-24; view: 1602; Нарушение авторских прав |