Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 3. 2.Древние Афины-полис и центр культуры





Методичка 1-15

Билет1

2.Древние Афины-полис и центр культуры. Афинская демократия.

Возникновение древнегреческой цивилизации совпадает с

началом железного века (I тысячелетие до н. э.). В плане

технологического производства произошел ряд изменений.

Прежде всего, определяющим моментом стал переход к

производству стали. Появление стали позволило успешно

обрабатывать землю, более продуктивно производить

вырубку лесов под сельскохозяйственные земли, упрощалось

создание орошающих каналов. Также революционизировался

ряд ремесел. Появилось судостроение, кузнечное, столярное

и оружейное ремесло.

Период становления древнегреческой цивилизации

совпадает с так называемой великой греческой колонизацией.

В течение трех столетий греки были вынуждены покидать

родину и переселяться в другие страны. Это происходило из-за отсутствия достаточного количества земель, пригодных для земледельческой деятельности, Также сыграли свою роль снятие социальной перенапряженности и перенаселенность. И, наконец, очень важным стимулом процесса колонизации являлась торговля.

у финикийцев греки заимствовали письмо. В это письмо, которое со-

стояло из одних согласных, они ввели гласные. Таким образом,

был создан греческий алфавит. У финикийцев они научились

изготовлять стекло. Технологию изготовления стекла из песка

греки хорошо освоили. У египтян они научились строительству

монументальных сооружений. У лидийцев греки освоили техно-

логию денежной чеканки. У них появились свои денежные эта-

лоны, сначала оболы, а потом драхмы. Колонизация сделала

греческое общество более подвижным, более восприимчивым,

более динамичным. Открылся простор для личной инициативы.

Греки создавали колонии, которые превращались в подлин-

ные центры торговли. Но самое главное условие и следствие

всего колонизационного движения заключается в том, что ре-

месло окончательно отделилось от сельского хозяйства.

Основной результат колонизации - это переход от натураль-

ного хозяйства на стадию товарно-денежного обращения. Появ-

ляются свои денежные знаки, появляются монетные стандарты.

«Деньги делают человека» - становится девизом архаической

эпохи. В современной исторической литературе имела место

попытка ввода понятия «античный капитализм». Во главе коло-

низационного движения находились древнегреческие полисы.

Древнегреческую цивилизацию еще называют полисной

цивилизацией, так как основной ячейкой общества в Древней Греции.

Верховный правитель в Афинах. (Архонт.)

4. Совет глав родов Афин. (Ареопаг.)

 

Билет2

1) Теория Л. Моргана и Ж. Кондорсе.

Благодаря успехам исторической науки XIX в. появилось

понимание того, что цивилизация сформировалась лишь на оп-

ределенном этапе развития человечества, представляя собой

 

значительный рубеж на эволюционном пути, своеобразную вто-

рую ступень в истории общества, следующую после ступени

дикости и варварства. Именно такой смысл понятию «циви-

лизация» придал знаменитый американский этнограф Льюис

Морган (1818-1889).

Взгляды Моргана формировались на основе детального изу-

чения культуры многочисленных индейских племен Северной

и Центральной Америки. В 1877 г. он опубликовал фундамен-

тальный труд «Древнее общество», в котором термин «цивили-

зация» был использован для членения культурно-исторического

процесса и где цивилизация замыкала длинную цепь этапов раз-

вития первобытного общества.

Морган предложил схему истории человечества, в которой

выделялось три этапа:

• дикость - первый этап человеческой истории, начинается

с появления человека и завершается возникновением гончарства;

• варварство - второй этап, начинается с изобретения гон-

чарного круга и завершается появлением письменности;

• цивилизация - третий, наивысший этап развития челове-

ческой истории, начинается с появления письменности и знаме-

нуется развитием государственных институтов. Каждый из первых двух этапов подразделяется еще на низ-

ший, средний и высший. При этом разделении ученый исходил

из следующих критериев. Примитивное общество основано на

принципах общего происхождения и родства. Для цивилизован-

ного общества характерно развитие материальных производи-

тельных сил.

Цивилизация в этом понимании создается благодаря разви-

тию земледелия, зерноводству. Древнейшие цивилизации - в

Междуречье, в долине Нила, долинах Инда и Ганга, среднем и

нижнем течении Хуанхэ - образовались благодаря сельскохо-

зяйственному комплексу, в основе которого - производство зерна.

Это привело к постепенному отделению земледелия от ремесла,

а затем и отделению умственного труда от физического.

 

Разделение труда обеспечило дальнейшее развитие общества и

культуры. Главная характеристика цивилизации - изобретение

письменности.

Морган считал, что описанные им этапы развития универ-

сальны и характерны для истории каждого народа.

2) Марксистская концепция истории.

К. Маркс, Ф. Энгельс проанализировали первые этапы ста-

новления человеческого общества и предпосылки формирования

цивилизации. Они охарактеризовали основные признаки

цивилизации как социально-экономической системы. В области

экономики это усовершенствование производства продуктов

питания, усиление общественного разделения труда, появление

купцов-профессионалов и денег. В социально-политической

сфере речь идет о наличии антагонистических классов, госу-

дарств, наследовании собственности на землю, в сфере культу-

ры - о письменности и искусстве.

Маркс выделял первобытную, античную (рабовладельче-

скую), феодальную, буржуазную и коммунистическую форма-

ции. Последняя подразделяется на две стадии: низшую (социа-

лизм), при которой еще сохраняются черты предшествующей

истории («предыстории») - разделение труда, оплата «по тру-

ду», государство (диктатура пролетариата) и т. д., и высшую,

или коммунизм в узком смысле, зрелый коммунизм («подлинная

история»), при которой происходит полное преобразование че-

ловеческого общества.

В творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса исследование понятия

цивилизация никогда не выходило на передний план, ибо они

рассматривали цивилизацию как серию антагонистических

формаций, начиная с рабовладельческой.

Соглашаясь с Морганом в отношении начального временно-

го ограничителя цивилизации (как эпохи, следующей за дико-

стью и варварством), Маркс и Энгельс ввели в то же время и ко-

нечный временной ограничитель: цивилизация - это отрезок ис-

торического пути человечества до наступления коммунизма.

История представала при этом как всемирно-исторический

процесс на основе восходящего движения, возникающего в ходе

диалектического взаимодействия материальных производитель-

ных сил и производственных отношений.

Развитие мировой истории представлялось как последова-

тельная смена общественно-экономических формаций, как дви-

жение от первого бесклассового общества (первобытно-общинного

строя) через классовые (рабовладение, феодализм, капитализм)

к новому бесклассовому коммунизму. Утверждалась незыбле-

мость действия основного закона исторического развития - сме-

на формаций происходит путем революций.

Понятие «формация» в марксизме основополагающее. Фор-

мация - это теоретический образ, определенная схема развития

общества, отсекающая конкретные его проявления.

Формационный подход к истории объясняет все исторические

явления и процессы действием преимущественно одного

фактора - экономического. В социальной истории он

проявляется как борьба классов, в истории культуры - как

борьба идеологий.

2. Этапы развития человечества. Периодизация новей-

шей истории.

Учитель организует самостоятельную работу учащихся с

текстом учебника. Дети заполняют таблицу «Этапы развития

человечества».

Периодизация Хронология Краткое содержание периода

Первобытность

Древний мир

Средние века

Новое время

Новейшая история

Билет 3

Борьба за раздел мира в последней трети 19 начале 20-го века

Обострение международных противоречий и его причины

 

Со вступлением в стадию империализма — обострение противоречий между ведущими державами — борьба за передел поделенного мира. К началу 20 в. поделено 73 млн. квадратных километров чужой территории — 55% всей территории земли. Территория колоний Англии больше метрополии в 109 раз, население в 10 раз. Германия, США и Япония, «опоздавшие к столу империалистических яств», стремились к переделу. Англия и Франция не хотели уступить ранее захваченное. В связи с этим — усиление агрессивности, гонки вооружений. Распространение империалистической идеологии — милитаризма, шовинизма, расизма.

 

Борьба за раздел и передел мира

 

Наиболее активная колониальная политика у Англии. 1882 г. — оккупировала Египет, затем Восточный Судан. На юге Африки по инициативе крупного капиталиста Сесиля Родса захвачены владения, получившие названия Родезия. В начале века — захват бурских республик Южной Африки, 1910 г.— создание здесь Южно-Африканского Союза на правах доминиона. В конце 19 в. — также захваты в Юго-Восточной Азии: Бирма и Малайя.

Франция захватила Тунис, Северо-Западную Африку, Мадагаскар и часть полуострова Индокитай. Столкновения с Англией, но перед лицом Германии — соглашение о разделе Африки. Это позволило в начале века захватить Марокко, завершить захват Камбоджи и Вьетнама. С 70-х гг. до 1914 г. увеличила территорию в 10 раз.

 

С 80-х гг. Германия начала захваты (Камерун, Германская Восточная Африка и Германская Юго-Западная Африка). К 90 годам колонии Германии в 5 раз превышали ее территорию, но были в 12 раз меньше английских.

 

Формирование противостоящих блоков

 

1. 1882 г. — по инициативе Бисмарка секретный союз Германии с Австро-Венгрией и Италией — «Тройственный Союз» против Франции и России. Но постепенно Италия начинает отходить от союза ввиду ее противоречий с Австро-Венгрией. Вместо нее к этому союзу потом подключается Турция и Болгария (в ходе I Мировой войны).

2. Начало формирования другого блока: 1893 г. — военный союз России и Франции.

3. Дальнейшее расширение этого блока — прежде всего ввиду нарастания вначале 20 в. германской экспансии. Германия требовала «места под солнцем»: кроме захватов Африки проводила политику экспансии «Дранг нах Остен» (на Балканах, Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке). Главным ее противником становится Англия. Кайзер провозгласил, что «будущее Германии на море»: немецкий военный флот стал вторым после английского. Германия поставила под контроль Турцию. Уже в 1905 г. начальник Генштаба фон Шлиффен разработал план блицкрига против Франции и России. Германия лучше подготовилась к войне. Все это не могла не учитывать Англия. До 90-х гг. главные противники Англии в Азии — Россия, в Африке — Франция. До конца века Англия проводила политику «блестящей изоляции» (не вступать в долговременные союзы, играть на противоречиях). Теперь для борьбы с Германией вынуждена была пойти на сближение с Францией и Россией.

 

 

4. 1904 г. — «сердечное согласие» Англии и Франции. 1907 г. — англо-русская конвенция и тем самым окончательное оформление Антанты.

 

Специфика международной политики США

 

США, занятые освоением огромных собственных земель, позже других приступили к захватам. 1898 г. — Гавайские острова (на перекрестке путей). В том же году после войны с Испанией в Карибском бассейне захват Пуэрто-Рико, грабительский договор с Кубой. В Тихом океане захватили Филиппинские о-ва и о-в Гуам. 1899 г. — провозгласили доктрину «открытых дверей» (свободная экспансия в Китае). В отношении Латинской Америки президент Тафт объявил «дипломатию доллара» (якобы «доллары вместо пуль», т. е. экономическое подчинение), а президент Рузвельт — политику «большой дубинки». Фактическое подчинение Панамы (договор о полном контроле над зоной панамского канала), а также Никарагуа, Гондураса др.

 

Первые войны за передел мира — наиболее яркое выражение обострения международных противоречий

• 1898 г. — испано-американская.

• 1899 – 1902 гг. — англо-бурская (в Южной Африке).

• 1904 – 1905 гг. — русско-японская.

• 1911 гг. — Италия захватывает у Османской империи Ливию.

Все это еще более обостряло обстановку в мире, приближало мировую войну. За 1900 – 1913 гг. европейские державы затратили на военные нужды 90 млрд. марок. К 1914 г. вооруженные силы достигли 4,6 млн. Мир стал похож на бочку с порохом, правящие круги ждали лишь подходящего момента для войны..

Билет 3.

Обострение международных противоречий и его причины

 

Со вступлением в стадию империализма — обострение противоречий между ведущими державами — борьба за передел поделенного мира. К началу 20 в. поделено 73 млн. квадратных километров чужой территории — 55% всей территории земли. Территория колоний Англии больше метрополии в 109 раз, население в 10 раз. Германия, США и Япония, «опоздавшие к столу империалистических яств», стремились к переделу. Англия и Франция не хотели уступить ранее захваченное. В связи с этим — усиление агрессивности, гонки вооружений. Распространение империалистической идеологии — милитаризма, шовинизма, расизма.

 

Борьба за раздел и передел мира

 

Наиболее активная колониальная политика у Англии. 1882 г. — оккупировала Египет, затем Восточный Судан. На юге Африки по инициативе крупного капиталиста Сесиля Родса захвачены владения, получившие названия Родезия. В начале века — захват бурских республик Южной Африки, 1910 г.— создание здесь Южно-Африканского Союза на правах доминиона. В конце 19 в. — также захваты в Юго-Восточной Азии: Бирма и Малайя.

Франция захватила Тунис, Северо-Западную Африку, Мадагаскар и часть полуострова Индокитай. Столкновения с Англией, но перед лицом Германии — соглашение о разделе Африки. Это позволило в начале века захватить Марокко, завершить захват Камбоджи и Вьетнама. С 70-х гг. до 1914 г. увеличила территорию в 10 раз.

 

С 80-х гг. Германия начала захваты (Камерун, Германская Восточная Африка и Германская Юго-Западная Африка). К 90 годам колонии Германии в 5 раз превышали ее территорию, но были в 12 раз меньше английских.

 

Формирование противостоящих блоков

 

1. 1882 г. — по инициативе Бисмарка секретный союз Германии с Австро-Венгрией и Италией — «Тройственный Союз» против Франции и России. Но постепенно Италия начинает отходить от союза ввиду ее противоречий с Австро-Венгрией. Вместо нее к этому союзу потом подключается Турция и Болгария (в ходе I Мировой войны).

2. Начало формирования другого блока: 1893 г. — военный союз России и Франции.

3. Дальнейшее расширение этого блока — прежде всего ввиду нарастания вначале 20 в. германской экспансии. Германия требовала «места под солнцем»: кроме захватов Африки проводила политику экспансии «Дранг нах Остен» (на Балканах, Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке). Главным ее противником становится Англия. Кайзер провозгласил, что «будущее Германии на море»: немецкий военный флот стал вторым после английского. Германия поставила под контроль Турцию. Уже в 1905 г. начальник Генштаба фон Шлиффен разработал план блицкрига против Франции и России. Германия лучше подготовилась к войне. Все это не могла не учитывать Англия. До 90-х гг. главные противники Англии в Азии — Россия, в Африке — Франция. До конца века Англия проводила политику «блестящей изоляции» (не вступать в долговременные союзы, играть на противоречиях). Теперь для борьбы с Германией вынуждена была пойти на сближение с Францией и Россией

 

Билет4

Промышленный переворот в странах Европы в Новое время.

(предпосылки,сущность последствия)

Переход к мануфактурному производству.

С XVI века в ряде стран распространяются первые промыш-

ленные предприятия - мануфактуры. Слово «мануфактура» перево-

дится на русский язык как «сделанное вручную». На этих пред-

приятиях господствовал ручной труд, но применялись и техниче-

ские приспособления.

Часто мануфактуры возникали в пригородах, в горнорудных

поселках или в селах, так как в городах господствовало цеховое

ремесло. Первоначально они представляли собой своеобразный

вариант домашнею промысла крестьян. Богатый купец - пред-

приниматель давал крестьянам-прядильщикам, живущим ря-

дом с городом, сырье, например шерсть, для обработки. Он же за-

бирал готовую шерстяную нить и отдавал ее ткачам для производ-

ства тканей, а затем красильщикам - для ее последующей

обработки. Окончательный товарный вид ткань приобретала уже в

руках городских ремесленников. Предприниматель обеспечивал

сбыт готовой продукции и оплачивал труд работников. Мануфак-

тура, в которой операции по производству товара были разделены

между работниками, работавшими в разных местах, называется рас-

сеянной мануфактурой.

Однако при подобной организации труда было почти невоз-

можно применить дорогостоящую технику. Ведь водяное колесо

или дробильный молот нельзя поставить в каждом крестьянском

доме. Да и качество произведенного товара не всегда поддава-

лось контролю: крестьяне работали на дому и имели разные тру-

довые навыки. Поэтому все большее распространение получали

централизованные мануфактуры, в которых все производствен-

ные процессы соединялись в одном или нескольких зданиях, а

труд работников постоянно контролировали владельцы.

Мануфактурное производство значительно превосходило

ремесленное по производительности труда. Секрет мануфакту-

ры заключался в разделении труда между работниками. Каждый

из них выполнял лишь часть работы, иногда - только одну не-

сложную операцию. Для этого не требовалось ни особого мас-

терства, ни длительного обучения. Но каждый работник, выпол-

няя небольшую часть работы, тренировал навыки и развивал

умение делать ее быстро и качественно. В итоге работники ма-

нуфактуры достигали более высокой производительности труда,

чем мастера и подмастерья в ремесленном цехе.

Владельцы мануфактур организовывали такие предприятия с

целью получения прибыли. Они вкладывали в производство

свои капиталы: закупали сырье, платили заработную плату ра-

ботникам, оплачивали перевозку и доставку товаров.

Основанное частным предпринимателем, имеющее целью

получение прибыли производство, на котором работают наем-

ные работники, называют капиталистическим.

Последствия распространения мануфактурного произ-

водства в Европе:

1) Развитие товарно-денежных отношений.

2) Изменения в социальной структуре общества.

3) Формирование единого внутреннего рынка

 

Date: 2015-07-24; view: 1521; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию