Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет №2
Происхождение славян. Образование Древнерусского государства. Социально-экономическое развитие восточных славян. Теории происхождения Русского государства. Рюриковичи. Внешняя политика Руси в X в. Крещение Руси. Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне на исторической территории, был древнейший летописец Нестор - автор «Повести временных лет». Именно с Дуная начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет о их миграции. Следовательно, киевский летописец явился -родоначальником так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балканская». В «Повести временных лет» говорится По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета - так называемые норики, которые и есть славяне.Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская.От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне, иные - ободриты.Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.В античных (римских и византийских) литературных памятниках название славян выглядит как «склавины» Предпосылками образование Древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования Древнерусского государства считается 862 год.Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования Древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 вв. учеными-историками.Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющих Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.Центром образования Древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе эти группы объединились в единое Древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь. В VII—VIII вв. у славян развивается земледелие, совершен-ствуются орудия труда (соха, рало), на юге подсечное земледелие заменяется пашенным. В земледелии начинают использовать лошадь. Выросшая производительность труда благоприятствовала переходу славян от родовой к соседской общине, в рамках которой не весь род, а каждая семья в отдельности вела свое самостоятельное хозяйство.Наряду с земледелием функционирует ремесло, специализирующееся на изготовлении различных видов продукции. С развитием ремесла связан рост внутренней и внешней торговли. Торговые пути шли по рекам, на берегах которых основываются города. Крупные города Киев, Ла-дога (которую очень быстро перерос Новгород) стояли на важнейшем торговом пути «из варяг в греки». Этот путь шел с Балтийского моря по Неве и другим рекам до Днепра, по Днепру в Черное море и далее в Константинополь.Опиралась на вооруженные отряды — дружину. Знать с дружиной теперь не только ходила в походы, но и начинала наводить свой порядок в племени. Она захватывала земли, облагала население данью, сконцентрировав в своих руках управление племенем. Военная добыча и дань являлись источником обогащения и, следовательно, усиления власти князя и знати.Рюриковичи — династия русских князей, в том числе великих князей киевских, владимирских, московских и русских царей (конец 9-16 веков, последний Рюрикович — царьФедор Иванович), считавшихся потомками Рюрика. К Рюриковичам принадлежали также некоторые дворянские роды до начала 20 века и потомки удельных князей. Общими предками всех Рюриковичей являются: сам полулегендарный Рюрик, его сын Игорь, внук Святослав Игоревич и правнук Владимир Святославич.В русско-византийском договоре 944 года упоминаются племянники князя Игоря, но фактическое разветвление рода Рюриковичей начинается после смерти Владимира и особенно Ярослава Мудрого. Оно было связано с процессами нарастания феодальной раздробленности и формирования местных династий. До того род сохранял единство, достигавшееся достаточно жестокой ценой. Хотя практика выделения уделов младшим сыновьям князя появилась уже в Х веке, но до тех пор, пока в Киевской Руси не набрали силу центробежные тенденции, смерть киевского князя влекла за собой смертельную схватку между братьями за киевский стол, в которой сильнейший уничтожал конкурентов. Так, после смерти Святослава ИгоревичаЯрополк уничтожил княжившего в Древлянской земле Олега, но сам был уничтожен княжившим в Новгороде Владимиром Святославичем. После смерти последнего, в свою очередь, Святополк Окаянный уничтожил другого претендента на киевский престол — Бориса, муромского князя Глеба и древлянского князя Святослава, однако сам был уничтожен Ярославом Мудрым. После победы Ярослава над Святополком из потомков Владимира, кроме самого Ярослава, остались: полоцкий князьБрячислав Изяславич, псковский князь Судислав Владимирович и тмутараканский князь Мстислав Владимирович Храбрый. Последний в 1024 г. выступил против Ярослава и разбил его.На этапе складывания Древнерусского государства (862-980) Рюриковичи решали следующие задачи. Расширяли сферу своего влияния, подчиняли себе все новые восточнославянские (всего 13 племен) и неславянские племена. Среди этих племен большую группу составляли финно-угорские народы — вепсы, ижора, карелы, емь, чудь, мордва, черемиса (марийцы) и др. Воевали с соседними сложившимися и формирующимися государствами, добивались международного признания через подписание международных соглашений с Византией (911, 941, 944). Выдающийся полководец Святослав в 965-972 гг. разфомил Хазарский каганат, включил в состав Руси многие земли на востоке и юге, с переменным успехом воевал против Византии, стремился максимально продвинуться в юго-западном направлении в районы с более благоприятным климатом. Устанавливались торгово-экономические, культурные, семейно-династи-ческие отношения с соседними государствами и правителями. В период расцвета (980-1132) содержание и приоритеты внешнеполитической деятельности стали меняться в соответствии с возрастанием экономического и военного могущества русской державы. Владимир I, Ярослав Мудрый, Владимир II успешно защищали территорию своего государства, укрепили признание его границ системой договоров. Укрепились связи с правящими домами европейских государств. Сыновья и дочери Ярослава Мудрого состояли в браке со всеми влиятельными королевскими семьями Европы. Русские князья обычно знали несколько иностранных языков, поддерживали с соседями дипломатические отношения, осуществляли сбор необходимой информации. На востоке затяжной характер приобрела борьба с кочевниками. Были разгромлены печенеги (1036), нанесены мощные удары половцам, часть кочевников перешла на службу к русским князьям. С принятием христианства Русь встала в один ряд с большинством европейских государств. В период феодальной раздробленности каждое княжество проводило свою внешнюю политику. В отношении ближних соседей велись войны, осуществлялись захваты, заключались и нарушались мирные договоры, накапливались взаимные претензии. Христианство на Руси распространялось как длительная работа по внедрению религии, где добровольно, где насильственно в течение нескольких веков.Крещение Руси - это не кратковременное действие, а длительный процесс постепенной христианизации восточных славян. Крещение Руси создало новые формы внутренней жизни и новые формы взаимодействия о окружающим миром.Историческое значение Крещения Руси заключается в приобщении славяно-финского мира к ценностям христианства, создание условий для сотрудничества Руси с другими христианскими государствами.Русская церковь стала силой, объединяющей разные земли Руси, культурную и политическую общность.Связь церкви и государства не раз становились существенным фактором общественного развития иногда благотворным, иногда опасным. С помощью миссионерской деятельности финоугорские и тюркские племена вовлекались в орбиту христианской цивилизации. Как утверждает автор Головатенко - Русь развивалась не как национальное государство и было не столько русским сколько православным. Приобщение к 1000-летней христианской традиции ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывала путь их решения. Имеется ввиду освоение наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытной литературы, искусства, освоение каменного зодчества, иконописи, фресковой росписи, житейской литературы, летописания, школы и переписки книг. Билет№1. Билет 28
Date: 2015-07-23; view: 485; Нарушение авторских прав |