Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мануальные физкультминутки и пальчиковая гимнастика





Возрастные особенности ребенка диктуют постоянную смену деятельности в процессе урока. Учителя начальных классов систематически и успешно применяют физкультминутки, в которых движения рук сопровождаются речью. Рифмованная речь сопровождается движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слух, восприятие. В результате дети быстро овладевают правильным произношением звуков, проводят более уверенные линии, ровнее держат строчку.

 


Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать.

 

Пальцы обеих рук соединяются в замок. Ритмичное касание пальцев обеих рук. Поочередное касание пальцев на обеих руках. Руки вниз - встряхнуть кистями.

 


 

Раз. два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять.

 

Разжимаем пальцы из кулачка по одному, начиная с большого. Ритмично разжимаем все пальцы вместе. Сжимаем пальцы в кулак начиная с мизинца. Ритмично сжимаем все пальцы вместе.

 


Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

 

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Большие пальцы опущены вниз, передвигаются по столу прыжками. К передвижению подключаются все пальцы. Хлопок обеими руками по поверхности стола.

 


Мы капусту рубим,

Мы капусту трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем.

 

 

Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз. Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя. Интенсивное сжимание обеих пальцев рук в кулаки.

 


 

На двери висит замок.

Кто открыть его бы мог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли.

 

Ритмичные соединения пальцев рук в замок. Пальцы сплетены в замок - руки тянутся в разные стороны. Движения сплетенными пальцами от себя к себе. Пальцы сцеплены основания ладоней стучат друг о друга. Пальцы расцепляются - ладони в сторону.

 


Тип игр-упражнений характеризуется полезностью для развития тех или иных индивидуальных особенностей ребенка (внимание, память, зрительно-моторная координация, мелкая моторика и т.д.). Целью игр-упражнений, связанных с деятельностью руки, является концентрация внимания ребенка на мануальном способе выполнения того или иного игрового действия. Игры данного типа могут представлять собой комплекс специальных занятий или особых форм обучения, в которых эффективно решаются учебно-воспитательные задачи. Игры-упражнения снимают тревожность, позволяют детям преодолевать изолированность в общении и ощущение неудачи в учебной деятельности, хорошо развивают тонкие движения пальцев, мышцы предплечья, глазомер.

В качестве примера игры-упражнения приводим описание игры "Гоночная трасса". На поверхности стола, пола или другой, специально созданной, образуется "колея" (некоторое углубление или просто нарисованная линия). "Колея" представляет собой замкнутое, но изогнутое в разных направлениях очертание. Игроки, используя небольшой предмет (машинку, грецкий орех, шарик и т.п.), должны продвигать своеобразного "гонщика" от старта к финишу, совершая при этом разнообразные движения кистью руки. Правила данной игры-упражнения могут усложняться: не перехватывая предмет рукой, не отрывая предмет от "колеи", не менять своего положения относительно игровой поверхности. В связи с этим упражняется в подвижности и запястье, т.е. разрабатываются соответствующие мышцы кисти руки, двигательная активность которых очень важна в начальный период овладения навыками письма. В социальном плане, в зависимости от предварительной мотивации, данное упражнение может рассматриваться и как способ коммуникации между игроками (вариант игры "кольцевые гонки"), и как способ сотрудничества (помощь болельщиков). Кроме того, игра может предполагать различные вариации и дополнения. В качестве "гонщика" можно использовать предметы разнообразных материалов (войлока, стекла, глины, дерева, металла) и форм (палочек).

Ежовые колючки

Материал: картон, ножницы, скрепки.

Цель упражнения: развитие визуальной координации движений рук, аккуратности выполненного движения.

Описание: нарисовать (или по образцу перевести) и вырезать фигуру ежа; прицепить ему на спинку скрепки, выполнив, таким образом колючки.

Норка сурка

Материал: мягкая или пластмассовая игрушка.

Цель упражнения: развитие координации рук, силы пальцев.

Описание: игрушка крепко удерживается в ладонях одного игрока, а партнер пытается ее вытащить; можно вводить фиксированное время или другие условности.

Переплетение пальцев

Цель упражнения: развитие силы пальцев.

Описание: партнеры садятся друг против друга, переплетают пальцы и пытаются перетянуть друг друга на свою сторону.

Конфетти

Материал: бумага, дырокол, пустые коробочки или баночки.

Цель упражнения: развитие координации движений рук, пинцетного хвата.

Описание: бумага прокалывается дыроколом (нарезается или рвется на мелкие кусочки), рассыпается на столе; затем либо складывается по определенному критерию (цвет, форма) в пустые коробочки, либо из этих конфетти составляется мозаика на столе.

Голодный мячик

Материал: теннисный мячик с прорезью (ртом) и нарисованной физиономией, пуговицы, камешки.

Цель упражнения: плоскогубчатый хват.

Описание: при надавливании на мячик раскрывается "рот", в который нужно поочередно вталкивать различные мелкие предметы.

Ватбол

Материал: вата, резиновая груша, гладкая поверхность.

Цель упражнения: развитие силы пальцев.

Описание: вату скатать в комочки; надавливая на резиновую грушу, воздухом загонять ватные комочки в ворота (или попадать в цель).

Кегельбан

Материал: гвозди, молоток, дощечка, разноцветные нитки.

Цель упражнения: развитие двигательной активности запястья, аккуратности, координации, точности, плавности движений руки.

Описание: на дощечке нарисовать длинные параллельные линии ("змею"); по длине линии пробить гвоздики. Удерживая дощечку на весу и наклоняя ее в разные стороны игрок пытается прокатить шарик от начала до конца маршрута, так чтобы шарик не выкатился за пределы ограниченные гвоздиками.

Вариант этой игры заключается в том, чтобы соединить противоположные гвоздики разноцветными нитками, тогда получится разноцветная “змея”. В этом случае ребенок совершает рукой плавные переплетающие движения.

Разноцветные пальчики

Материал: гуашь, бумага, фартук, нарукавники.

Цель упражнения:развитие тактильных ощущений.

Описание: первоначально, в контурных линиях рисуется сюжет рисунка. Затем происходит раскрашивание рисунка пальчиками, причем каждый пальчик раскрашивает определенным цветом свою область рисунка. Выполнение рисунка может происходить в группе, тогда цвета красок распределяются не по пальчикам, а по ладошкам ребятишек.

Бусинки

Материал: пинцет, разноцветные бусинки, рисунок, изображенный на листе бумаги, на деревянной или фанерной дощечке.

Цель упражнения: развитие точности и координации движений, пинцетного хвата.

Описание: эскиз рисунка или рисуется, или заранее выбирается в деревянной подкладке; пинцетом вынимаются бусинки и из них складывается рисунок; так же рисунок можно раскрашивать.

Прыгучий карандашик

Материал: карандаш или палочка.

Цель упражнения: развитие гибкости и силы пальцев.

Описание: ладонь ребенка лежит на столе, здесь же лежит и карандашик; поднимая вверх палец (и не отрывая кисти от поверхности стола), нужно ударять по карандашику так, чтобы он подпрыгивал; удары пальцами чередуются. Можно задавать условие, когда карандашом необходимо попасть в некоторую цель.

Новая картинка

Материал: цветная бумага, старые газеты, журналы, иллюстрации, клей.

Цель упражнения: развитие точности движений, координации движения рук.

Описание: из старых журналов аккуратными движениями пальцев вырывать картинки или фигурки и составлять на цветном фоне новые сюжеты.

Вариант: в старых газетах, по столбцам статей, карандашом или фломастером прочертить контуры домиков, машинок и т.д. и, аккуратно разрывая их, складывать сюжет рисунка на цветном фоне.

Дождь

Материал: бумага для рисования, карандаши.

Цель упражнения: выработка ритмичности движений, совершенствование мускульного аппарата и приобретение графических навыков.

Описание: Дети рисуют разнообразный дождь: прямой, косой, мелкий, крупный, сплошной. В зависимости от “ветра” - капли рисуются в виде штрихов, точек, сплошных линий. При этом графические движения ребенка сопровождаются словами “кап-кап”, произносимыми в быстром или медленном темпе.

Тип ролевых игр характеризуется включением предметно-манипулятивной деятельности ребенка в систему его социальных отношений, в новую эмоционально привлекательную действительность. Данный тип игр включает в себя в качестве необходимых элементов: а) затруднения, которые испытывает ребенок в учебной деятельности; б) игры-упражнения, нацеленные на преодоление указанных затруднений; в) сюжет, благодаря которому происходит наращивание мотивации к достижению целей игры. Таким образом, целью ролевых игр, связанных с деятельностью руки ребенка, является моделирование ребенком, прежде всего социальных отношений и его свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям, посредством деятельности руки. Способ достижения целей в ролевых играх с активизацией деятельности руки предполагает решение задач в таких видах учебной деятельности как письмо, ручной труд, рисование, коммуникация.

Примером ролевых игр могут служить следующие: “Город мастеров” (конкурс), “Почтовый дилижанс” (эстафета), “Планирование королевского дворца” (театрально-творческое действие). В отличие от игр-упражнений они ориентированы на группу участников и преследуют цели: - свободного выбора и включения ребенка в те или иные игры, - сплочения детского коллектива, - стимулирования, взаимовыручки и помощи участников команды, - развития социальных контактов и включение участников игры в новые формы общения и т.п.

“Город мастеров” представляет собой конкурсную программу, с расположением конкурсных этапов наподобие ярмарочного действия. Замыслом игры является включение детей в активное соперничество или парное взаимодействие на основе тематических игр-упражнений, предусматривающих определенную систему набора баллов (жетонов) в зависимости от сложности задания. Игровое пространство (“город”) должно допускать свободное перемещение участников игры и беспрепятственный доступ к заданиям на каждом из конкурсных этапов (“улиц города”). “Улиц” может быть несколько, но не более 10 (чрезмерность утомляет детей), и на каждой из них детям предлагается выполнить то или иное задание на выбор, связанное с двигательной активностью руки. Ребенку, успешно выполнившему задание, объявляется, что он стал почетным жителем соответствующей улицы. В названиях улиц отражена специфика некоторых ручных ремесел: “фабричная”, ”гончарная”, ”молоточная”, “рукавичная”, “дачная” (в нашем варианте, мы попытались включить в ролевую игру “Город мастеров” игры-упражнения). В игре нет жесткой последовательности и предписанности кем и когда проходятся эти улицы. Находясь в “городе”, каждый из участников может сам для себя выбирать задания и улицы и количество раз их посещения, т.е. быть при этом “двух”-, “трех”- и т.д. кратным почетным жителем той или иной улицы.

“Улица Молоточная” (игры группы А: способствуют преодолению затруднений ребенка, связанных с выполнением крутящих, ударных, выразительных движений). На этом этапе детям предлагаются игры: “Молодчина”, “Карусель”, “Веревочка”, “Экскаватор.” Игра “Молодчина” - ребенку предлагается забить молоточком 5 “гвоздиков” всего с 5 ударов. Средства (обязательно разноцветные): деревянный игрушечный молоток; деревянные цилиндрические стержни длиной 6-7 см, с прорезями на обоих торцах глубиной 1-2 см; дощечка с 5 отверстиями, диаметр отверстий равен диаметру стержней. Игра “Карусель” - на ровной поверхности перед ребенком по кругу (радиус не более 15 см) расставлены цветные фишки или геометрические фигурки одинакового размера, в центр кладут карандаш или деревянный стержень, необходимо так крутануть стержень, чтобы он сбил как можно больше фишек. Средства: фишки высотой не более 5 см, стержень длиной не более 10-12 см. Игра “Веревочка” - перед ребенком кладутся веревочки разной длины и фактуры, необходимо скрутить их на ровной поверхности в окружности. Средства: разноцветные веревочки, жгуты, шпагаты, шнурки. Игра “Экскаватор” - манипулируя кистью руки, которая приводит в движение “ковш экскаватора” необходимо, за определенное время (или другие условия), собрать как можно больше предметов. Средства: модель ковша экскаватора - по типу игрушек марионеток, приводится в движение за счет натяжения и ослабления нитей; предметы размерами не больше ковша, но самой разной формы.

“Улица Гончарная” (игры группы Б: способствуют преодолению затруднений ребенка, связанных с дифференцированием усилий при нажиме). На этом этапе детям предлагаются игры: “Печурка”, “Ваттбол”, “Шашакиґ” и др.. Игра “Печурка” - с помощью бельевых прищепок ребенку необходимо передать другому или переложить с места на место некоторые “очень горячие” предметы. Средства: цветные прищепки, пинцеты и т.п., в качестве “горячих” предметов может использоваться самый разнообразный материал. “Ваттбол” - с помощью резиновой груши ребенку необходимо либо забивать голы “мячом” в ворота либо играть с соперником через линию нарисованную на поверхности стола до очередной победы. Средства: резиновая медицинская груша, комочки ваты. Игра “Шашаки” - на игровой доске (специально изготовленной ровной поверхности) расставляются фишки-“шашаки” и игра происходит между соперниками (по типу традиционных шашек, “квадратиков” и т.д.). Основная сложность заключается в том, что во время хода нужно с усилием вытащить и вставить необходимую фишку. Средства: игровая доска размерами 50х50 см, вместо клеточек - просверлены отверстия, деревянные стержни по количеству отверстий, диаметр стержня равен диаметру отверстия.

“Улица Фабричная” (игры группы В: способствуют преодолению затруднений ребенка, связанных с неправильным хватом инструментов). На этом этапе детям предлагаются игры: “Кузница”, “Швейная фабрика”. Игра “Кузница” - на столе или другой ровной поверхности разложены различной формы предметы. Ребенку необходимо собрать их (в корзину) при помощи двух палочек, которые он держит в руках. Предметы “очень горячие” поэтому трогать или помогать руками нельзя. Средства: 2 палочки или линейки длиной около 30 см. Игра “Швейная фабрика” - для того, чтобы фабрика работала и выпускала материал необходимо регулярно заряжать “станки” нитками. С помощью 2 палочек игрок должен надевать разноцветные резинки на вертикальные стержни. Средства: деревянная подставка размером 50х50 см с вертикально вставленными стержнями от 16 до 20, стрежни размером до 20 см, цветные резинки, 2 палочки.

“Улица Рукавичная” (игры группы Г: способствуют преодолению затруднений ребенка, связанных с тактильными ощущениями). На этом этапе детям предлагаются игры: “Волшебная рукавичка”, “Зернышки”. Игра “Волшебная рукавичка” - ребенку показывают большой набор игрушек и предметов, затем завязывают глаза и одевают на руки рукавички. Не видя предмета ребенок должен на ощупь определить и угадать его. Средства: игрушки, предметы быта, инструменты и т.п., толстые рукавички. Игра “Зернышки” - из кучки высыпанных на столе и перемешанных зернышек ребенок должен рассортировать по отдельным кучкам зернышки разных сортов. Иной вариант игры - с закрытыми глазами ребенок должен из кучки перемешанных зернышек на ощупь выбрать зернышки определенного сорта. Средства: зерна риса, пшеницы, гороха, боба и т.п., емкости для зерен.

“Улица Дачная” (игры группы Д: способствуют преодолению затруднений ребенка, связанных с малой подвижностью кисти руки). На этом этапе детям предлагаются игры: “Бабочка”, “Садик”. Игра “Бабочка” - ребенку, сидящему за столом предлагают нарисовать двумя руками одновременно концентрические окружности, так чтобы линии рисунка не пересекали друг друга. К нарисованным окружностям дорисовываются усики и глаза бабочки. Средства: бумага, скотч, цветные мелки. Игра “Садик” - на листках бумаги или ватмане ребенку предлагается заполнить сюжет рисунка “цветущий сад” разнообразными деревцами, цветами, зверьками, из числа имеющихся. Средства: бумага, цветные мелки, карандаши, формы основных элементов рисунка.

Игра “Город мастеров” заканчивается со звуками колокольного звона и условным закрытием “городских ворот”. В результате прошедшей игры на стенах, столах и полу остаются продукты творческой деятельности детей. В игровом действии возможно использовать элементы, связанные с костюмированием, театрализаванными сценками, защитой творческих проектов и т.п. На протяжении всей игры педагог может занимать позицию активного участника (“жителя города”), организатора одного из конкурсов (например, “мастера фабричных дел”), консультанта (“экскурсовода по улицам города), организатора всей игры (“мэра города”).

“Почтовый дилижанс” вид ролевой игры, представляющий собой командное соревнование-эстафету, где участники игры объединяются в команды и каждый из участников команды выполняет определенное задание или часть задания и передает право выполнения этого задания следующему игроку. В качестве заданий взяты игры-упражнения из игротеки “Ловкие ручки”. Игры-упражнения подбираются таким образом или им даются такие названия, чтобы сохранить и отразить тематику игрового действия, связанного с постройкой почтового дилижанса, написанием писем и комплектованием посылок, погрузкой и разгрузкой дилижанса, испытаниями по пути следования дилижанса, доставкой адресатам корреспонденции и т.п. Для игры необходимо большое пространство, чтобы обеспечить двигательную активность играющих (спортзал, уличная площадка). В игре используются элементы спортивного состязания: бег, прыжки, перелезания и т.п. Средства для игры подбираются в зависимости от выбранных игр-упражнений. Игра ”Почтовый дилижанс” предполагает наличие зрителей-болельщиков. Педагог во время игры может занимать позицию активного участника (“почтового курьера”), судьи (“комментатора”), организатора игры (“начальник почтовой службы”) и т.п.

“Планирование королевского дворца” вид ролевой игры, представляющий собой театрализованное представление, где зрители становятся активными участниками игры. Игра проходит в небольшом помещении, комнате, зале, с небольшим количеством участников (до 30 человек). По количеству участников игры подбирается и количество игр-упражнений из игротеки “Ловкие ручки”. В основу игрового действия положен сюжет известной сказки (например, “Кот в сапогах”). В ходе короткого театрализованного представления зрители-игроки знакомятся с условиями и правилами игровой ситуации. На определенном этапе игры (когда “злой волшебник оказывается заколдован и пустой дворец ждет прибытия главного героя”), каждому из присутствующих или небольшой группе (2-3 человека) зрителей-игроков (“королевских пажей”) необходимо выбрать (“на чердаке дворца старого волшебника”) одну, из имеющихся в наличии игр-упражнений (“волшебных сундучков”) и творчески представить его полезность для “жителей королевского дворца”, а также научить пользоваться им “Кота-в-сапогах” и “юного королевича”. Порядок представления “сундучков” определяется желанием “Кота-в-сапогах”, разрешается и заканчивается взмахом “волшебной палочки”. Испробовать полезность “сундучка” может любой желающий из числа “королевских пажей”. Средства для игры подбираются в зависимости от выбранных игр-упражнений, элементы театрального реквизита, костюмы. В ходе игры педагог может занимать позицию активного участника (“королевского пажа” или играть роль в театральном представлении), организатора игры (“хранитель королевского дворца”) и т.п.

По следующим показателям можно сделать выводы об отношении ребенка к ситуации игрового преодоления затруднений:

- включенность детей, испытывающих устойчивые затруднения мануального характера, в игровые конкурсы;

- продолжительность активного участия ребенка на том или ином этапе, определяется влиянием внешних факторов (достижением социального успеха в игре, поиском оригинальных творческих решений, стоящей игровой задачи и т.д.);

- устойчивость интереса детей к игровой деятельности.

Средства, применяемые в играх, также должны привлекать внимание педагога. Например, чтобы не закомплексовывать ребенка с гипер - или гипоактивностью, перед письменными занятиями рекомендуются игры-упражнения с палочкой, в той или иной форме имитирующие движения рук при письме и рисовании. Подобного раскрепощения можно достичь при рисовании ребенком палочкой на так называемом "волшебном экране", мелом на доске, красками по стеклу, когда дефекты и неудачи изображения быстро исправляются. Следует заметить, например, что использование фломастера создает дополнительные трудности в преодолении затруднений мануального характера. Так гипоактивные дети не стремятся дифференцировать усилия пишущей руки для создания более толстых или более тонких линий, довольствуясь неизменной линией фломастера. Специально подобранные средства позволяют в игровых ситуация преодолеть затруднения ребенка, связанные с деятельностью его руки, способствуют длительной тренировке необходимых навыков. В отношение каждого из этих средств требуется соблюдение соответствия индивидуальным особенностям ребенка в их применении.

Дополнительные средства,

используемые в игротеке “Ловкие ручки”.

Наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти).

Наборы колец различной величины, для нанизывания их на стержень.

Цветные клубочки ниток для перематывания.

Деревянные игрушки (собрать пирамиду, матрешку, сложить из кубиков поезд и т.д.).

Мозаика по возрастающей сложности.

Бусы, бисер, пуговицы и т.п.

Пособия по застегиванию пуговиц, кнопок, крючков, шнуровка элементов одежды.

Наборы веревочек различной толщины, для завязывания и развязывания узелков.

Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь).

Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп.

Пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу.

Глина и пластилин.

Шершавые буквы.

Дощечки с материями различной шероховатости (наждачка, бархат, шелк, мешковина, мех и т.д.).

 

Заключение

 

В работе, была сделана попытка, на основе интеграции знаний наук о человеке раскрыть значение мелкой моторики руки ребенка в педагогической практике. На основе анализа научной литературы подтверждено мнение о том, что виды деятельности, имеющие мануальный аспект, способствуют развитию психических, социальных, духовных сфер личности.

Рассматривая мелкую моторику руки как феномен исследований наук о человеке, мы пытались зафиксировать имеющийся опыт в медицине, коррекционной педагогике. Деятельность руки человека как биологического органа может быть использована не только в качестве функциональной единицы - для осуществления двигательных операций, но и как элемент самонастраивающий и регулирующий деятельность системы внутренних органов человеческого тела. Кроме того, в дефектологической практике мелкая моторика способствует установлению связи внутреннего мира ребенка с окружающей действительностью на основе чувственного опыта; целесообразной организации психических процессов; обогащению интеллектуального потенциала.

В своей работе мы опирались на известное в педагогике положение, что игра это один из видов деятельности - яркая и неповторимая часть жизни ребенка, гармонично вплетающаяся в учебно-воспитательный процесс. Игра ребенка это и условие наиболее интенсивного развития личности, и фактор становления основ самосознания и ценностных ориентаций, и способ освоения основных видов учебной деятельности, и средство выражения первых творческих потенций ребенка, его индивидуальности. А кроме того, именно в процессе игры, ребенок имеет возможность бесконфликтно преодолевать, имеющиеся у него учебные затруднения.

Предложенная автором игротека “Ловкие ручки” может быть дополнена и расширена играми, которые способствуют преодолению мануальных затруднений ребенка. Практика педагогической работысвидетельствует, что не все дети по-разному воспринимают задания мануального характера. Среди детей можно условно выделить группы, которые предпочитают либо игры-манипуляции, либо игры-упражнения, либо ролевые игры. Игротека ловкие ручки предоставляет таким детям возможность выбора игр того или иного типа. Исходя из широкого спектра игр и обладая наблюдательностью воспитатель (учитель) сможет конструировать педагогические ситуации, которые позволят ребенку преодолеть затруднения мануального характера в комфортной и непринужденной обстановке.

 


Литература

 

1. Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. - М.: Экономика, 1972. - 478 с.

2. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М., 1969.

3. Журба Л.Т. Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М.: Медицина, 1981. - 272 с.

4. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 430 с.

5. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. - М., 1956.

6. Иваничев Г.А. Клинические лекции по нейрофизиологии акупунктуры. - Казань, 1994. - 48 с.

7. Использование предметно-практической деятельности в обучении глухих школьников / Под ред. С.А.Зыкова - М., 1976. - 144 с.

8. Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. - М.: Педагогика, 1970. - 222 с.

9. Корват А.И. Психофизиологические механизмы движения пальцев и кисти при построении письменных знаков. /Автореф. дис.канд. пед. наук. - М.,1971. - 17 с.

10.Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей / Под ред. Л.И.Солнцевой. - М., 1990. - 131 с.

11. Кругляков С.В. 100 приемов мануальной терапии. - М.,1994.- 208 с.

12.Медицина. Культура. Философия. Сборник научных трудов /Под ред. В.К.Юрьева, Г.Г.Ершова - СПб., 1994. - 144 с.

13. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. - М., 1974.

14. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемой к детскому воспитанию в Домах ребенка. - М., 1993. - 168 с.

15. Пак Чже Ву Большой палец - голова. - Сеул: О Хенг, 1994. - 375с.

16.Педагогическое руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста с нарушением зрения. / Сост. Т.П.Свиридюк - Киев, 1981. - 46 с.

17. Петров А.В. Мануальная деятельность как фактор развития личности, в исследованиях русских и немецких педагогов. / Тезисы. Международная конференция-семинар. Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика. Российская академия образования. – М., 1994. - 285 с.

18. Петров А.В. Мануальная деятельность как фактор развития личности, в исследованиях русских и немецких педагогов. / Исследования молоды ученых. Тезисы. Научный редактор док. пед. наук, проф. А.П.Тряпицына. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена НИИ непрерывного образования, 1994. - 79 с.

19. Петров А.В. Игры на все случаи жизни. / Метод. рекомендации. – Новгород: изд. НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1995. - 32 с.

20. Петров А.В. Феномен мануальной деятельности в педагогике. / Герценовские чтения. Актуальные проблемы развития педагогики. Тезисы. Научный редактор докт.пед. наук, проф. А.П. Тряпицына. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1995. - 68 с.

21. Петров А.В. Игра как средство преодоления учебных затруднений школьника, связанных с деятельностью руки. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.пед.наук. – Новгород, 1997. - 17 с.

22. Петров А.В. Педагогическая организация мануального аспекта игровой деятельности ребенка. – Новгород: изд. НовГУ им. Я. Мудрого, 1998. - 33 с.

23. Петров А.В. Игра как средство преодоления учебных затруднений школьника, связанных с деятельностью его руки. В сб. “Программы подготовки социальных педагогов. (Спецкурсы.) П/р. С.А.Расчетиной. – СПб., РГПУ им. А.И.Герцена, 1998., 17 стр.

24. Пинский Б.И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1977. - 128 с.

25.Развиваем руки - чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Пособие для родителей. / Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топрокова И.Г., Щербинина С.В. - Ярославль: “Академия развития”, 1997. 192 с.

26. Сельченок К.В. Тайны восточной медицины. - Воронеж,-1994.,- 446с.

27. Сеченов И.М. Участие органов чувств в работе рук у зрячего и слепого. Осязание как чувство, соответствующее зрению. / В кн. Избранные философские и психологические произведения. - М., 1947. - с.551-556

28. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Нижн.Новгород: Флокс, 1995. - 32 с.

29. Шевчик С.Н. Акупунктура кистей. - 1994. - 356 с.

30. Шемякин Ф.Н. Развитие руки на первом году жизни ребенка. - В кн.: "Ученые записки государственного научно-исследовательского института психологии". - М., 1941. - Т. 2. - 321 с.

31. Hellmich A., Teigeler P. Montessori-, Freinet-, Waldorf-pдdagogik. Konzeption und aktuelle Praxis. - Beltz Verlag Weinheim und Basel, 1992.

32. Kiphard E.J. Psychomotorische Elementarenziehung. - Flottmann Verlag 4830 guterslor 1, Postfacht 1704 Berliner str.63.

33. Pauli S., Kisch A. Geschickte Hдnde. - Dortmund: Verlag modernes lernen, 1993.

 


Содержание

 

Введение............................................................................................ 3

 

1.Значение мануальных контактов в онтогенезе............................. 6

 

2.Значение мануальныхконтактов коррекционной педагогике. 10

 

3. Способы диагностики и организации мануального аспекта деятельности ребенка, в ходе его обучения.................................................................. 16

 

4. Содержание обучающей и воспитывающей игротеки "Ловкие ручки 23

 

Заключение..................................................................................... 40

 

Литература..................................................................................... 41

 

Приложение 43

 


 

 

Методическое издание

 

Андрей Валерьевич Петров

 

Игротека “Ловкие ручки” обучает и воспитывает.

Методические рекомендации

 

Редактор

___________________________________________

Лицензия № от

Подписано в печать Формат Бумага

Уч.- изд. л. Тираж Заказ

Издательско-полиграфический центр Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 173003 Новгород, Б.Санкт-Петербургская, 41. Отпечатано в ИПЦ НовГУ им. Ярослава Мудрого. 173003 Новгород, Б.Санкт-Петербургская, 41

 

Date: 2015-07-23; view: 677; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию