Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задача 13. Замечено, что иногда опознающий может в своих показаниях допустить ошибки в описании признаков внешности лица





 

Замечено, что иногда опознающий может в своих показаниях допустить ошибки в описании признаков внешности лица, подлежащего опознанию, – люди среднего роста кажутся людям низкого роста высокими, худощавые – обычно выше, а очень полные – ниже действительного роста.

Поясните, чем можно объяснить данные ошибки восприятия?

 

Максимальное влияние на формирование восприятия оказывают следующие объективные факторы: место, время и продолжительность наблюдения; расстояние от наблюдателя до объекта наблюдения; динамические характеристики наблюдателя и объекта. Учет каждого из них способствует качественной оценке информации, получаемой в ходе следственных и оперативных действий. Известна следующая зависимость: с расстояния 1 км различимы лишь общие контуры фигуры человека; кроме того, искажаются ее размеры и цвет одежды; лицо и его отдельные элементы различаются лишь с расстояния 60 м.

Определение точного времени события помогает выяснить условия освещенности. Если оно было искусственное, то следует учесть, что в этих условиях черты лица выглядят менее рельефными. Направленное освещение сглаживает затемненные элементы внешности [3].

Человек чаще всего запоминает рост, цвет глаз, волосы, нос, брови, особенности телосложения, но в конечном счете у него возникает целостный образ, который и запечатлевается в его памяти. Однако мысленный образ человека с течением времени утрачивает ясность и полноту. Очевидно, что выяснение величины промежутка времени между днем наблюдения и моментом допроса весьма важно при оценке словесного описания. Наряду с учетом степени искажения информации по истечении времени выясняется степень влияния на нее мнения других людей.

При оценке признаков внешности, свойств предмета немалое значение имеют возраст, жизненный и профессиональный опыт, интересы, знания опознающего. Дети, подростки могут плохо представлять возраст взрослых людей, недостаточно знать признаки одежды, не разбираться в наименованиях цвета, не уметь определять размеры, расстояние. Портной, как правило, сможет дать обстоятельную характеристику признаков одежды наблюдаемого человека; художник – определить черты внешности; механик, водитель, автолюбитель – модель, тип, особенности автомашины и т.д [8].

При описании ранее воспринимавшейся личности за основу берутся не все, а совокупность отдельных, так называемых опорных признаков. К ним могут быть отнесены рост, возраст, телосложение, черты лица, движения, речь. На практике, как показывают исследования психологов, наблюдатель обычно фиксирует форму лица, носа, величину и форму лба, бровей, рта, губ, подбородка, цвет глаз. Известно, что наибольшую информацию для криминалистических целей могут дать те свидетели (потерпевшие), которые умеют запоминать, выделять особые приметы наблюдаемого человека. К сожалению, такая способность встречается (если судить на основе экспериментальных данных) сравнительно редко.

Жизненный опыт, равно как и многочисленные психологические наблюдения, показывает, что одними из наиболее надежных признаков, по которым мы узнаем людей, являются особенности их голоса и речи. В то же время известно, что подавляющее большинство людей испытывают особые затруднения при описании голоса и речи. Поэтому в процессе допроса целесообразно разъяснять опознающему содержание основных признаков, характеризующих голос и речь человека. Во многих случаях, чтобы достичь полного понимания указанных признаков, желательно предложить опознающему прослушать запись речи различных (не относящихся к данному делу) людей. То же самое следует сказать и об описании на допросе, предшествующем опознанию, наиболее характерных жестов, мимики, походки. Можно рекомендовать постоянно пользоваться различными справочниками, таблицами, иллюстрациями, диапозитивами, рисунками, фотоснимками, характеризующими признаки и особенности людей, животных, предметов, которые могут стать объектами опознания. При этом полезно не просто демонстрировать их опознающему, а объяснять терминологию разнообразных признаков и свойств [2].

В процессе допроса и последующего опознания следственным и судебным работникам довольно часто приходится встречаться с весьма любопытным психологическим феноменом: описание ранее виденного человека (предмета) значительно сложнее, чем его последующее узнавание. Чтобы убедиться в наличии такого психологического феномена, достаточно попробовать описать письменно или даже устно признаки любого хорошо знакомого человека. Указанное обстоятельство объясняет встречающуюся в материалах уголовных дел неполноту, фрагментарность признаков опознаваемых людей и предметов в протоколах допросов и опознаний. Нельзя при этом также не учитывать, что многие признаки людей и предметов почти не поддаются словесному описанию.


Список использованной литературы

 

1. Баев О.Л. Тактика следственных действий: / Уч. пособие. – Воронеж, Изд. ВГУ, 2002. – 208с.

2. Белкин Р.С. Криминалистика: /Учебник для ВУЗов. – М.: Изд. Норма, 2007. – 990с.

3. Герасимов И.Ф. Криминалистика: / Уч. для ВУЗов. – М.: Высшая школа, 2007. – 672с.

4. Доспулов Г.П. Психология допроса на предварительном следствии: / Уч. пособие. – М., 1976. – с71-79.

5. Зайцева И.А. Особенности тактики допроса обвиняемого на предварительном следствии. // Российский следователь, 2005, №8. – с.41-43.

6. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994. С.135.

7. Образцов В.А. Криминалистика: / Уч. для ВУЗов. – М.: Юристъ, 2007. – 760с.

8. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М, 1990. С.227.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. – М., 1989. С.28.

10. Юридическая психология: Учебник / Под ред. Васильева В.Л. – М., 2005.

11. Юридическая психология: Учебник / Под ред. Романова В.В. – М., 1998.

12. Юридическая психология: Учебное пособие / Под ред. Чуфаровского Ю.В. – М., 1997.

Date: 2015-07-23; view: 3834; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию