Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вторая банка
Девушка очень тихо сидит в углу, кутая колени в пальто. Как она подобрала под себя ноги! Как ее пальцы порхают в воздухе! Все это он надеется не забыть никогда. На востоке грохочут орудия. Цитадель бомбардируют, она отстреливается. На Вернера накатывает усталость. Он говорит по‑французски: – Будет… как это… Waff enruhe. Перерыв в бою. В полдень. Чтобы люди вышли из города. Я могу тебя вывести. – А ты точно знаешь, что это правда? – Нет, – отвечает Вернер, – точно не знаю. Тишина. Он разглядывает свои штаны, пыльную куртку. Форма делает его сообщником всего, что эта девушка ненавидит. – Там есть вода, – говорит он, идет в другую комнату и, стараясь не глядеть на тело фон Румпеля, берет второе ведро. Девушка исчезает в ведре с головой, ее тощие руки обнимают обод. – Ты очень храбрая, – говорит Вернер. Она ставит ведро и спрашивает: – Как тебя зовут? Он отвечает, и она говорит: – Когда я ослепла, Вернер, люди говорили, что я очень храбрая. И когда папа уехал, тоже. Только это была не храбрость. У меня не оставалось выбора. Я просыпаюсь утром и живу своей жизнью. Ведь и ты так же? – Этого не было уже много лет. Но сегодня, кажется, да. Она без очков, зрачки словно залиты молоком, но Вернера это удивительным образом не пугает. Ему вспоминается выражение фрау Елены: belle laide. Прекрасная дурнушка. – Какое сегодня число? Он оглядывается. Обгоревшие занавески, копоть на потолке, картон, которым были закрыты окна, отогнулся, и в дыру сочится очень бледный предутренний свет. – Не знаю. Сейчас утро. Над домом свистят снаряды. «Сидеть бы здесь тысячу лет», – думает Вернер, но тут снова взрывается бомба, и он говорит: – По твоему передатчику кто‑то рассказывал о науке. Когда я был маленьким. Мы слушали вместе с сестрой. – Это был голос моего дедушки. Ты его слышал? – Много раз. Нам очень нравилась эта передача. Окно бледнеет. В комнату проникает ранний желтоватый свет. Все мучительно‑призрачное и неопределенное. Быть здесь, в этой комнате, на высоком этаже, а не в подвале, – как лекарство. – Я бы съела ветчины, – говорит она. – Что‑что? – Я бы съела целую свинью. Вернер улыбается: – Я бы съел целую корову. – Женщина, которая жила тут раньше, готовила самые вкусные в мире омлеты. – Когда я был маленький, – говорит он, надеясь, что правильно вспомнил слова, – мы собирали ягоды в Рурской области. Мы с сестрой. Иногда находили ягоды размером с большой палец. Девушка на коленях подползает к шкафу и взбирается по лестнице. Когда она спускается обратно, в руке у нее зажата помятая банка консервов: – Тебе видно, что там? – Наклейки нет. – Ее и не должно быть. – Там еда? – Давай откроем и проверим. Вернер приставляет нож к банке и одним ударом кирпича пробивает дыру. И тут же его обдает запахом, таким фантастически сладким, что впору потерять сознание. Как же это по‑французски? Pêches. Les pêches. Девушка наклоняется вперед, нюхает, и ее щеки еще ярче расцветают веснушками. – Мы съедим ее на двоих, – говорит она. – За то, что ты сделал. Вернер вбивает нож второй раз, пилит металл, отгибает крышку. – Осторожно, – говорит он и протягивает банку. Девушка окунает пальцы в сироп и выуживает мокрую, мягкую скользкую дольку. Потом Вернер делает то же самое. Персик – упоение. Утренняя заря во рту. Они едят. Пьют сироп. Пальцами собирают со стенок последние остатки.
«Птицы Америки»
Сколько чудес в этом доме! Она показывает ему передатчик на чердаке: двойной аккумулятор, старинный патефон, антенну, которая поднимается и опускается с помощью сложной системы рычагов. Даже валики для фонографа, на которых записаны голос ее деда, уроки науки для детей. А книги! Ими засыпаны все нижние этажи – Беккерель, Лавуазье, Фишер, – за целую жизнь не прочесть. Вот бы прожить десять лет в этом узком высоком доме, запершись от мира, изучать его секреты, читать его книги и смотреть на эту девушку. – Как ты думаешь, – спрашивает Вернер, – капитан Немо уцелел в водовороте? Мари‑Лора сидит на площадке пятого этажа, в своем огромном пальто, как будто ждет поезда. – Нет. Да. Не знаю. Наверное, в этом‑то и весь смысл, да? Чтобы мы гадали? – Она наклоняет голову. – Он был сумасшедший. И все равно мне не хотелось, чтобы он погиб. В кабинете ее дядюшки, в углу, в куче разбросанных книг, Вернер отыскал «Птиц Америки». Перепечатка, не такое огромное издание, как он когда‑то видел у Фредерика, но все равно потрясающее: четыреста тридцать пять гравюр. Вернер выносит их на площадку: – Дядя тебе это показывал? – Что это? – Птицы. Птицы, птицы, птицы. Снаружи проносятся снаряды. – Надо идти вниз, – говорит она, но оба не двигаются с места. Калифорнийская куропатка. Северная олуша. Большой фрегат. Вернер видит, как Фредерик стоит на коленях у окна, прижавшись носом к стеклу. В кустах прыгает маленькая серая птичка. С виду невзрачная, да? – Можно мне взять одну страницу? – Конечно. Мы же скоро уходим, да? Когда будет безопасно? – В полдень. – А как мы узнаем, что уже время? – Когда перестанут стрелять. В небе гудят самолеты. Десятки и десятки самолетов. Вернера бьет озноб. Мари‑Лора отводит его на первый этаж, где на всем лежит сантиметровый слой пепла и сажи. Вернер убирает с дороги перевернутую мебель, открывает люк, и они спускаются в погреб. Где‑то наверху тридцать бомбардировщиков сбрасывают свой груз, отзвук взрыва докатывается через реку, подвал под Мари‑Лорой и Вернером содрогается. Можно ли каким‑нибудь чудом это продлить? Спрятаться здесь вдвоем до конца войны? Пока армии будут маршировать взад и вперед у них над головой, пока не придет время, когда останется только открыть дверь, отодвинуть камни и увидеть, что дом превратился в руины на берегу моря? Пока он не сможет взять ее за руку и вывести на солнечный свет? Он бы пошел куда угодно, вытерпел бы что угодно, лишь бы это случилось. Через год, три, десять будет не так важно, кто немец, а кто француз; они смогут зайти в туристский ресторанчик, заказать простой обед и съесть в молчании – в уютном молчании, какое бывает между влюбленными. – А знаешь, – тихо спрашивает Мари‑Лора, – из‑за чего он был здесь? Тот человек? – Из‑за передатчика? – Еще не договорив, Вернер задумывается: а правда, из‑за чего? – Может быть, – отвечает она. Минуту спустя они оба уже спят.
Date: 2015-07-23; view: 337; Нарушение авторских прав |