Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бегство
По всему Парижу люди упаковывают фарфор и убирают его в чуланы, зашивают жемчуг в одежду, прячут золотые кольца в книжных переплетах. Из музейных кабинетов забрали пишущие машинки. Залы превратились в упаковочные дворы, полы усыпаны соломой, опилками, кусками шпагата. В полдень мастера вызывают в директорский кабинет. Мари‑Лора сидит по‑турецки на полу ключной и пытается читать свою книгу. Капитан Немо собирается вести профессора Аронакса и его спутников на подводную прогулку за жемчугом, но Аронакс боится акул, и, хотя Мари‑Лоре хочется знать, что будет дальше, предложения на странице рассыпаются. Слова дробятся на буквы, буквы – на непонятные бугорки. Как будто у нее обе руки в толстых варежках. Внизу, на вахте, сторож крутит настройку приемника, но слышны только хрипы и треск. Наконец он выключает приемник совсем, и на музей опускается тишина. Вот бы это была головоломка, сложная игрушка, которую смастерил папа, задачка, которую можно решить. Первая дверь – кодовый замок. Вторая – щеколда. Третья откроется, если шепнуть в замочную скважину волшебное слово. Проползти через тринадцать дверей, и все снова будет хорошо. В городе колокол на церкви бьет час. Затем половину. Папа все не возвращается. В какой‑то момент по музею прокатываются несколько отчетливых ударов. Они идут из сада или с улицы, словно кто‑то сбросил с облаков несколько мешков цемента. При каждом ударе в шкафах звенят тысячи ключей. Коридор как вымер – ни шагов, ни голосов. Вторая серия толчков – ближе, сильнее. Ключи звенят громче, пол скрипит, и Мари‑Лора вроде бы чувствует запах сыплющейся с потолка пыли. – Папа? Молчание. Ни сторожей, ни уборщиц, ни плотников, ни частого стука секретарских каблуков. Они могут сутками маршировать без еды. Они заделывают детей каждой школьнице, которую встретят. – Эй! Как пугающе быстро коридор поглощает звук ее голоса! Через мгновение слышны шаги, звон ключей и папин голос, зовущий ее по имени. Все происходит очень быстро. Он выдвигает большие низкие ящики шкафа, бренчит десятками связок ключей. – Папа, я слышала… – Поторопись. – Моя книга… – Лучше оставить ее здесь. Она слишком тяжелая. – Оставить книгу? Отец вытаскивает ее за дверь и запирает ключную. Снаружи волны паники расходятся по рядам деревьев, словно отголоски землетрясения. – Где сторож? – спрашивает папа. Голоса возле тротуара: солдаты. У Мари‑Лоры в голове все путается. Это гул самолетов? Пахнет дымом? Кто‑то говорит по‑немецки? Отец перебрасывается несколькими словами с кем‑то незнакомым и отдает ему ключи. Потом они выходят через ворота на улицу Кювье, пробираются между мешками с песком, или безмолвными полицейскими, или чем‑то еще, недавно появившимся на тротуаре. Шесть кварталов, тридцать восемь канализационных решеток. Мари‑Лора пересчитывает их все. Из‑за фанеры, которой отец забил окна, в квартире душно и жарко. – Подожди немного, Мари‑Лора. Потом я все объясню. Отец запихивает что‑то куда‑то. Наверное, в свой холщовый рюкзак. Кажется, еду. Мари‑Лора пытается определить по звукам. Кофе. Сигареты. Хлеб? Что‑то снова бухает, дребезжат стекла. В буфете звенит посуда. Мари‑Лора подходит к макету и проводит пальцами по домам. Все на месте. Все на месте. Все на месте. – Сходи в уборную, Мари. – Мне не надо. – Потом может долго не быть возможности. Он надевает на нее зимнее пальто, хотя сейчас середина июня, и они быстро спускаются по лестнице. На рю‑де‑Патриарш Мари‑Лора слышит далекий топот, словно идут тысячи людей. Она шагает рядом с отцом: в одной руке трость, другая держится за его рюкзак. Все начисто лишено логики, как в страшном сне. Направо, налево. Между поворотами – длинные отрезки мостовой. Скоро они уже идут по улицам, где Мари‑Лора точно никогда не бывала, далеко за пределами папиного макета. Она уже давно не считает удары палкой. Наконец они оказываются в толпе, такой плотной, что Мари‑Лора чувствует идущий от людей жар. – В поезде будет прохладней, Мари. Директор раздобыл нам билеты. – А можно уже идти в поезд? – Ворота закрыты. От толпы тошнотворно разит волнением. – Мне страшно, папа. – Держись за меня крепче. Он ведет ее куда‑то в другую сторону. Они переходят шумную улицу и попадают в проулок, где пахнет, как в мокрой канаве. У отца в рюкзаке побрякивают инструменты, вдали безостановочно гудят автомобильные клаксоны. Через минуту они снова утыкаются в толпу. Голоса эхом отражаются от высоких стен, пахнет мокрой одеждой. Кто‑то выкликает имена в громкоговоритель. – Где мы, папа? – На вокзале Сен‑Лазар. Детский плач. Запах мочи. – Здесь немцы? – Нет, ma chérie. – Но скоро будут здесь? – Говорят, что да. – А что мы будем делать, когда они придут? – К тому времени мы уже будем в поезде. Справа визжит ребенок. Мужчина дрожащим голосом просит толпу расступиться. Рядом женщина надрывно повторяет: «Себастьян? Себастьян?» – снова и снова. – Уже ночь? – Только‑только начало смеркаться. Давай отдохнем. Не разговаривай, береги силы. Кто‑то говорит: – Вторая армия разбита, Девятая в окружении. Кто‑то отвечает: – Мы не выстоим. Чемоданы скребут по плитам, тявкают собачонки, кондукторы свистят в свистки, какая‑то большая машина чихает, заводясь, потом умолкает. Мари‑Лора силится успокоить сосущую боль под ложечкой. – Но у нас же билеты! – кричит кто‑то позади. Шорох переступающих ног. Истерика волнами прокатывается по толпе. – Как это выглядит, папа? – Что, Мари? – Вокзал. Ночь. Щелкает зажигалка. Мари‑Лора слышит, как папа затягивается, чувствует запах сигаретного дыма. – Попробую рассказать. Во всем городе темно. Уличные фонари и окна не горят. Иногда в небе движутся лучи прожекторов. Ищут самолеты. Вот женщина в халате. А у другой в руках стопка тарелок. – А что армия? – Армии больше нет, Мари. Он находит рукой ее ладонь. Страх немного успокаивается. По водосточной трубе бегут струйки дождя. – А сейчас что мы делаем, папа? – Надеемся сесть на поезд. – А что делают все остальные? – Тоже надеются.
Date: 2015-07-23; view: 325; Нарушение авторских прав |