Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. 1. Развитие музыкального восприятия на уроках музыки

III. ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ.

1. Значение восприятия музыки в формировании музыкальной культуры личности.

2. Понятие восприятия в психологии.

3. Музыкальное восприятие, его особенности.

4. Развитие музыкального восприятия детей.

5. Восприятие «лёгкой» и «серьёзной» музыки.

6. Основные этапы восприятия музыкального произведения на уроках музыки в СШ.

7. Принципы подбора репертуара для слушания.

Роль восприятия музыки многогранна:

- только благодаря восприятию произведение каждый раз оживает и наполняется содержанием, так как вне слышания музыка как искусство вообще не существует.

- Музыка создаётся для того, чтобы её слушали, воспринимали. Поэтому восприятие музыки - это главная цель, на которую направлено творчество композитора и исполнителя;

В мире музыки существуют следующие виды музыкальной деятельности: слушание, пение, игра на музыкальных инструментах (инструментальное музицирование), движения под музыку (пластическое интонирование), творчество. Музыкальное восприятие объединяет все виды музыкальной деятельности ведь всякий музыкант является и своим собственным слушателем;

Для современного мира характерно невероятное многообразие стилей, видов и жанров музыки и для каждого из них характерен тот или иной способ восприятия. Различны психологические установки, манера поведения слушателей рок-концертов и любителей оперы, посетителей джаз – клубов и вечеров симфонической музыки. Положение классической музыки в конкурентной борьбе за внимание аудитории весьма непросто. С одной стороны, музыкальная классика – это плод многовековой культуры, хранительница высоких идей и общечеловеческих духовных ценностей. С другой - восприятие музыкальной классики требует особой сосредоточенности, а также владения слушателем музыкальным языком, знаниями стиля, жанров, форм. Уроки музыки в общеобразовательной школе проходят один раз в неделю в течение четырёх лет обучения (ранее семи лет). Именно на этих уроках большинство детей имеют возможность общаться с классической музыкой. Поэтому роль уроков музыки в формировании культуры слушания и умения слышать и понимать музыкальную классику огромна.

Психические процессы: ощущение, восприятие, мышление.

Восприятие (в психологии) – отражение в сознании человека целостных свойств или явлений окружающей действительности.

«Процесс восприятия – процесс становления в сознании слушателя музыкального образа» Б. Асафьев.

Слушатель «вживается» в музыкальные образы произведения. Воспринять – прочувствовать настроение, пережить, осмыслить идею произведения.

То, с какими образами связываются у человека те или иные переживания, может охарактеризовать его как личность, несущую в себе определённые жизненные ценности. Ведь музыкальное произведение – экран, на который человек проецирует свои личностные характеристики. «Восприятие музыки – это познание самого себя» Ф. Лист.

«… Когда мы воспринимаем какое-либо произведение искусства, нам кажется, что мы выполняем исключительно индивидуальную реакцию, связанную только с нашей личностью» Л.С. Выготский.

«В искусстве никогда не было для всех дважды два – четыре … Теперь каждый видит в нём то, что хочет, понимает его так, как может, и, говоря о нём, имеет в виду, прежде самого себя, т.е. свои личные ощущения, симпатии» М.М. Антокольский.

Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, эмоционально-осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения. Сложный процесс в основе, которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.

Восприятие музыки зависит от: уровня развития музыкальных способностей, от возраста, от общего уровня образованности, от местожительства, среды общения.

«Лёгкая» и «серьезная» музыка. Это разделение появилось ещё в средние века. «Лёгкая» - музыка, исполняемая скоморохами, бродячими музыкантами на гуляньях и «серьёзная» - высокая, духовная музыка, исполняемая на богослужениях.

Значение «лёгкая» и «серьёзная» различное. Это классическая и эстрадная музыка, а также лёгкая и серьёзная в восприятии.

Именно различие в содержании и целях этих музыкальных жанров привело и к различию в их музыкальном восприятии.

Петрушин «Музыкальная психология»

Серьёзная музыка Лёгкая музыка
Высокая сложность Низкая сложность
Главные выразительные средства – мелодия и гармония Главные выразительные средства - ритм
Крупные формы Мелкие формы
Художественный образ динамичен Художественный образ – статичен
Восприятие углубленное Восприятие - поверхностное
Направленность переживания – интровертированная. Заставляет человека обратиться внутрь себя. Направленность переживания – экстравертированная. Помогает выбросить то, чем человек тяготиться.
Разрядка музыкального переживания выражается в образах фантазии и представлений Разрядка – выражается в активном движении
Поднимает слушателя до своего уровня. Спускается к человеку.
Приобщает к вечным ценностям и идеалам Приобщает к жизни
Ставит свои самостоятельные задачи, не служит фоном для жизни Служит фоном
Выразительные средства стремятся к оригинальности и самобытности Выразительные средства имеют тенденцию к унификации
Наибольшую ценность в глазах слушателей имеют старые произведения Наибольшую ценность в глазах слушателей имеют Новые произведения
Популярность во многом – личность композитора Популярность обеспечивает личность исполнителя
Самосознание личности концентрируется в индивидуальном переживании слушателя Самосознание слушателя растворяется в коллективном переживании

Все эти различия не абсолютны.

Наиболее существенное отличие этих двух жанров, по мнению Петрушина, в экстравертированном характере восприятия лёгкой музыки (направленность во вне, на общение), и интровертированном – серьёзной. Классическая музыка для своего постижения требует глубокой сосредоточенности, размышлений по поводу вызываемых музыкой переживаний, лёгкая музыка может сопровождать многие другие немузыкальные виды деятельности. Для развития личности человека необходимо восприятие музыки обоих жанров. Чувства развитого человека должны уметь растворяться и в общественно ценном коллективном переживании, и в то же время иметь возможность проявляться в индивидуальном переживании и размышлении, когда человек остаётся один на один со своей совестью.

Восприятие нельзя отождествлять со слушанием музыки. Слушание музыки – составляющая сложного процесса восприятия.

Развить музыкальное восприятие – это значит научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором при помощи звуков, специальным образом организованных. Научить детей воспринимать музыку, значит научить понимать её, размышлять о ней, не просто слушать, а слышать, быть активным деятельным по отношению к ней. На первых этапах развития музыкального восприятия неопытный слушатель воспринимает главным образом «внешний слой» музыкального произведения. Здесь восприятие смутное нерасчлененное, Далее слушатель осознаёт отдельные детали и фрагменты сочинения. При сформированном восприятии произведение осмысливается как целое, так и с отчётливым слышанием деталей.

Принцип подбора репертуара для слушания:

1. Соответствие ценностному смыслу темы урока.

2. Художественная и педагогическая ценность.

3. Яркость, образность.

4. Контрастность и тождество.

5. Доступность содержания.

Основные этапы восприятия музыкального произведения на уроках музыки в СШ.

1. Подготовка учителя к уроку – слушание, исполнение, анализ музыки, изучение музыковедческой и методической литературы.

2. Настройка на восприятие учащихся на уроке. Нужно заинтересовать ребят, создать соответствующую установку на слушание.

Настройка может проходить в разных вариантах:

· Рассказ истории создания музыкального произведения, интересного события, связанного с его рождением;

· Создание ситуации концерта – ребят предлагается представить, что они находятся в концертном зале;

· Постановка проблемы перед прослушиванием;

· Задание обратить внимание на что-либо во время прослушивания;

· «О чём композитор написал страничку своего дневника?»;

· Ребятам предлагается созвучная или контрастное произведение иного вида искусства (репродукция картины, рассказ или стихотворение, фотография).

3. Целостное первоначальное восприятие музыки. От качества записи, исполнения учителя музыкального произведения зависит впечатление от прослушанного и его первая оценка. На этом этапе очень большое значение имеет поведение учителя во время слушания музыки – его совместное с ребятами сопереживание, поза, мимика.

В младшем возрасте часто этот этап совмещают с включением ребят в исполнение слушаемого исполнения. Цвет, ткань, запах, движения, рисунок, узор, картины, картинки, эпитеты, стихи, инструменты.

4. После прослушивания обмен впечатлениями и мнениями. Выявляется главное настроение музыкального произведения.

Здесь учитель может предложить ребятам следующие вопросы и задания: Что хотел сказать композитор? Какие чувства предаются в музыке? Испытал ли ты их или просто бесстрастно зарегистрировал? Какие эпизоды тебе понравились больше всего? Охарактеризуйте прослушанную музыку. Выберите подходящие эпитеты из предложенных. В результате у ребят возникает первичная оценка музыки.

5. Художественно-педагогический анализ. Это творческая работа зависит от эмоционального отклика ребят и умения учителя вести беседу – размышление о прослушанном. На этом этапе применяется прослушивание и исполнение на фортепиано фрагментов произведения. На какие ориентиры может обратить внимание учитель?

· Определение средств музыкальной выразительности. Элементы музыкальной речи, которые помогли разобраться в этой музыке - характер движения мелодии, темп, лад, динамика, тембр, форма, фактура и др.;

· Принадлежность к одной из 3 сфер песне, танцу, маршу – песенности, танцевальности, маршевости;

· Музыка народная или композиторская;

· Самостоятельное произведение или часть крупного жанра;

· Развитие художественного образа. Характеристика зерна-интонации, развития музыки (её музыкальная драматургия). Учитель на этом этапе может предложить следующие вопросы и задания: Как произведение начиналось? Какой характер имеет мелодия и другие средства музыкальной выразительности? Какой образ возникает в твоём сознании? Как он дальше развивается – плавно или с резкими контрастами? К чему привело развитие образа? Придумайте своё название музыкальному произведению. Подберите созвучные картины, стихи, прозу и сравните;

· Изобразительность и выразительность музыки. Вопросы учителя: Какие черты характера человека выражены в музыке? Какое настроение и чувства выражает музыка? Что изображает эта музыка?

Вопросы для детей старшего возраста.

· Постижение главной идеи произведения. Понимание внутреннего смысла музыкального произведения. Учитель может задать ребятам следующие вопросы: Как ты думаешь, почему композитор назвал произведение именно так? Для чего композитор создал это произведение? Какая мысль владела им во время создания произведения? Что он хотел сказать людям своей музыкой?

· Образ автора. Нахождение черт индивидуального музыкального стиля композитора. Здесь применяется социологический метод, стилевой. Учитель может предложить ребятам следующие вопросы: Какое мироощущение и мировоззрение отличает музыку данного композитора? С какими событиями в жизни композитора связано произведение? Каково отношение композитора к героям? Определите национальную принадлежность музыки.

· Личное отношение к произведению. Практика показывает, что глубокое проникновение в идеи произведений искусства достигается только в случае, если ученик сможет увидеть в этом произведении нечто значимое для себя, то, что отвечает его внутренним потребностям и надеждам. Для того, чтобы ученик смог соотнести содержание произведения, пусть даже написанного в отдалённые времена, со своим духовным мироощущением, учитель может задать следующие вопросы: Какие события из твоей жизни напоминает эта музыка? Какие воспоминания и надежды она пробуждает? При каких жизненных обстоятельствах могла бы звучать эта музыка? В какой момент ты бы захотел снова её услышать?

В младшем возрасте анализ музыкального произведения менее развёрнут.

На начальном этапе часто используются ассоциации со зрительными образами. Картины природы, животные, природные явления и т.д.

Что вы представили под музыку? Какое природное явление? Какое настроение?, Какой характер?

С 3 четверти 1 класса, когда ребята знакомятся с первичными жанрами музыки – песней, танцем, маршем, в анализе появляются вопросы, связанные с этими жанрами. Что хочется делать под эту музыку?

Во 2 классе дети изучают музыкальную речь и её элементы и здесь уже могут использоваться вопросы связанные с анализом средств музыкальной выразительности, а во 2 полугодии ребята знакомятся с крупными музыкальными жанрами оперой, балетом, симфонией, концертом.

В 3 классе анализируется интонация, развитие музыки, её форма.

Как произведение начиналось? Какой характер имеет мелодия и другие средства музыкальной выразительности? Как он дальше развивается – плавно или с резкими контрастами? К чему привело развитие образа? Придумайте своё название музыкальному произведению.

В 4 классе в анализе внимание уделяется стилевому анализу – композиторскому, национальному, жанровому.

6. Включение ребят в активное сотворчество и исполнение музыки во время повторного слушания. Для того, что ребята почувствовали состояние композитора в момент создания произведения. Это может быть хоровое исполнение главных тем, создание инструментального сопровождения, творческие задания, рисование рисунков, подбор цветов, сочинение сюжета, стихов, инсценировка.

Здесь происходит слияние целостного эмоционального впечатления, полученного при первом прослушивании и осмысленное её восприятие, связанное с проведённым анализом музыкального произведения.

7. Закрепление. Встреча с произведением на новом уроке, в новых условиях, взгляд с другой стороны.

Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научаться по-настоящему слышать и размышлять о ней. В активном восприятии активизируется внутренний духовный мир ребёнка, его мысли и чувства.

Музыкальная культура детей формируется и развивается только в активной деятельности. В пении, во время слушания музыки, на занятиях ритмикой, в пластическом интонировании, играя на детских музыкальных инструментах, учащиеся активно воспринимают музыкальные произведения, учатся проникать в их смысл музыки, понимает его, приобретают знания, умения, навыки, необходимые для их музыкального развития. Поэтому, чем разнообразнее и активнее деятельность детей на уроке, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальных и творческих способностей, формироваться интересы, вкусы.

На уроке важно не количество видов музыкальной деятельности, а комплексный подход к уроку, его организации. Все элементы урока, виды деятельности должны быть объединены темой урока и подчинены раскрытию её ценностного содержания ребятам.


<== предыдущая | следующая ==>
В стране между Светом и Тьмой. У меня болит нога. Она болит уже целый год | Введение. Кафедра психологии и коррекционной работы

Date: 2015-07-23; view: 1090; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию