Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые, этические и религиозно-мифологические представления





Древнекитайское общество было типичной восточной деспотией. Главой государства был монарх, который в своей деятельности был обязан руководствоваться традициями и ритуалами. Считалось, что он имеет божественное происхождение, поэтому его называли «Сын неба». Император стоял на вершине общества, основанием которого была семья. Таким образом, правитель считался отцом большой семьи – государства, и все подданные должны были беспрекословно повиноваться ему. Личность императора считалась священной. Символом власти императора был дракон. Важной государственной церемонией было жертвоприношение в честь земли – супруги неба. Божественное происхождение давало императору право быть истолкователем велений Неба, посредником между Небом и людьми, а также верховным первосвященником. Считалось, что в своих действиях император несет ответственность только перед Небом, вручившим ему отцовскую власть над подданными.

Вообще дух семьи был развит в Древнем Китае, что способствовало полной зависимости индивида от общества и государства. Китайская семья была своего рода общиной, состоявшей из нескольких патриархальных семей, кланом. Клан объединялся общим храмом предков и совместным хозяйством. Общая собственность клана не подлежала разделу и продаже. Клан у китайцев был судьей в первой инстанции, он отвечал перед государством за поведение своих членов, а если они оказывались в бедственном положении, предоставлял им помощь. Закон сурово карал за противодействие родительской воле, а тем более за оскорбление старших в роде. Отец считался представителем императора, и нарушение домашних устоев уподоблялось нарушению устоев государства. Отец семейства считался выразителем мыслей и чувств своих домочадцев. Он мог гордиться их добродетелями, требовать награды за их заслуги, но он же нес ответственность за их пороки и мог быть наказан за их провинности. Отделиться и завести собственное хозяйство сын мог лишь с согласия отца.

Брак считался нравственной обязанностью «благородного мужа». Нарушение порядка семейной жизни и супружеской верности расценивались как угроза общественному и государственному порядку. Жены не имели права на семейную собственность. Повторное замужество допускалось только после смерти мужа, но оно осуждалось в общественном мнении. Жена могла жаловаться в суд в случае жестокого обращения мужа.

Китайское общество всегда снизу доверху было связано круговой порукой, по которой ответственность с преступником разделяли его «соседи с четырех сторон», так как считалось, что они, конечно же, «знали, но не донесли», поэтому дома соседей сравнивались с землей. Вся семья целиком отвечала за любого своего члена, поэтому нередко за вину одного человека казнили четыре поколения такой семьи.

Рабство в Китае возникло еще в недрах родового строя, но и оно имело патриархальный характер. Рабы создавали свои семьи, а те, которые этого не делали, становились как бы членами семьи хозяина.

Общество Древнего Китая имело сложную структуру. Высшее сословие составляла аристократия: члены императорской семьи, придворные, сановники. Они были свободны от налогов, повинностей и телесных наказаний.

Многочисленное и строго иерархизированное сословие составляли чиновники. Они не были свободны от телесных наказаний и подвергались периодическим публичным поркам, имевшим профилактический характер.

Рядом с многочисленным чиновничеством находились ученые. Они служили в библиотеках, архивах, преподавали в школах. Со II в. до н.э. стали возникать академии, объединявшие самых выдающихся ученых. Они входили в императорские советы, выступали референтами по важнейшим государственным вопросам, участвовали в приеме экзаменов на чиновничьи должности. Жрецы, в отличие от других стран Востока, не образовывали в Китае отдельного сословия, но входили в состав сословия учёных.

Основу общества составляли земледельцы. Они несли основные повинности, платили налоги, несли военную службу, исполняли общественные работы на строительстве оросительной системы, каналов, дорог, городов и пр.

Религия древнего Китая отличалась тем, что в центре внимания древних мыслителей стояла проблема «человек – общество», а не проблема «человек – мир» или «человек – космос». Для Древнего Китая характерна была незначительная роль духовенства и преобладание человеческого начала над богами. Благодаря рациональному объяснению жизненных ситуаций, на первом месте оказались этические нормы. Кроме того, существовал культ предков, где каждый глава семьи был у себя дома жрецом семейных божеств и духов. А отождествление правителей с Небом означало принятие на себя ответственности за свой народ и даже за весь мир. Таким образом, религиозные нормы постепенно вытеснялись этическими нормами, этикетом. Благородство человека подтверждалось не его происхождением, а тем, что у него было особое качество – дэ (благодать-добродетель), которое проявлялось в соблюдении им этических норм. По мнению китайцев, человеку было недостаточно иметь благие намерения, необходимо было соизмерять свои действия с естеством самих вещей, тем более, если речь шла о взаимоотношениях между людьми. В противном случае результаты деятельности не могли совпадать с целями и намерениями, и исчезало различие между добром и злом, между истиной и ложью.


Вся жизнь древних китайцев подчинялась ритуалу, детальнейшей регламентации подлежало все: фасон одежды, форма головного убора, тип обуви, экстерьер и интерьер жилища, даже его удаление от императорского дворца, сервировка стола, вид носилок для выезда в город, количество слуг и пр. Обращение к ритуалам и традициям древности было рано осознано в Китае как средство сохранения стабильности и процветания общества. Это было связано с распространеним в Древнем Китае крестьянского труда, который развивал в человеке умение ждать, не опережать события, чутко вслушиваться и понимать их естественное течение. Нельзя ускорить естественный ход вещей, с ним нужно лишь соизмерять свои усилия, насилие только усугубляет зависимость от него человека. Конфуцианский принцип невмешательства означал не бездействие, а действие, но сообразуемое с законами природы. Человеку не все позволено, ради собственного благополучия он должен допускать, чтобы события в мире шли своим чередом; он должен принимать мир таким, каков он есть. Принцип невмешательства культивировался не только в мировоззрении земледельцев. В сфере руководства гражданскими делами лучшим администратором считался тот, который меньше других вмешивался в эти дела.

Широко были распространены предания о культурных геро­ях: Фу-си научил людей приготовлению пищи на огне, охоте и рыболовству, Хуан-ди придумал колесницы, дороги и календарь, Суй-жэнь добыл огонь, Шэнь-нун устроил рынок и научил людей земледелию. Разрозненные вначале образы древнекитайской мифологии постепенно складывались в единую систему с огромным коли­чеством мифов, многие из которых до сих пор живы в созна­нии китайцев. Древние мифологические представления в восприятии ки­тайца тесно переплетались с мифологией даосизма и буддизма, с этическими установками конфуцианства – учений, ставших основными религиями Китая.

 







Date: 2015-07-23; view: 286; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию