Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Период Арабского халифата и формирования традиционного устройства мусульманского общества (VII-X вв.)
После смерти Мухаммеда во главе государства встал халиф, который обладал абсолютной властью – религиозной и светской. Он был главой мусульманской общины, предводительствовал в войске, был высшей судебной и апелляционной инстанцией. От его имени издавались законы. Его имя произносилось в пятничных богослужениях и чеканилось на монетах. По вопросу о том, кто может быть халифом, в исламе сложились три доктрины: шиизм, суннизм и хариджизм. Сунниты утверждали, что халиф избирается из числа муджтахидов, т.е. из числа наиболее уважаемых членов мусульманской общины, причем правом голоса обладают только сами муджтахиды. Шииты считали, что власть халифа передается только в роде пророка, а значит главой должен был стать его двоюродный брат и зять Али. Хариджиты полагали, что халифом может быть избран любой мусульманин любого социального и этнического происхождения, и в выборах могут участвовать все верующие. Мнение большинства склонилось в пользу суннизма и первым преемником Мухаммеда был избран его сподвижник Абу Бекр (632-634 гг.). Он вел успешные военные походы и распространил власть ислама на всю Аравию. Следующий правитель - Омар ибн-Хаттаб (634-644 гг.) осуществил завоевание Ирана, Египта, Сирии, Палестины. Халиф Омар ввел гражданскую администрацию по образцу иранской, учредил диваны, установил налоги, ввел плату воинам. Халиф Осман ибн-Аффан (644-656 гг.) создал коллегию четырех во главе с личным секретарем Мухаммеда Зайдом ибн Сабитом для изучения всех существующих версий Корана и сведения их в один канон. В 651 г. канонический текст был обнародован, все прочие отклоняющиеся от него версии были уничтожены. Коран считался непереводимым. При Османе арабский язык стал не только единственным сакральным языком, но и общегосударственным, распространенным во всех завоеванных странах. Халиф Али (656-661 гг.), двоюродный брат и зять Мухаммеда, пришел к власти во время восстания хариджитов. Приход к власти Али не уничтожил раскола между шиитами и суннитами. Против Али поднял восстание наместник в Сирии Муавия, глава одной из провинций халифата, который отказался признать его халифом. В 661 г. Али пал на выходе из мечети от руки убийцы. После гибели халифа Али к власти в халифате пришел Муавия, который основал династию Омейядов. Столицей халифата стал сирийский город Дамаск. После смерти Муавии в 680 г. борьба за власть вспыхнула с новой силой. Со временем религиозные и этнические противоречия привели к распаду единого халифата. Уже в X в. помимо багдадского халифа были кордовский и каирский халифы. Халиф из династии Омейядов – Абд аль-Малик ибн Марван унаследовал халифат в 685 г. Он восстановил древнюю хозяйственную жизнь Мессопотамии и, введя единую денежную единицу, способствовал развитию новой экономической системы мусульманского мира. Также были созданы специальные учреждения, в обязанности которых входило ведение финансовой отчетности, и сбор налогов. Абд аль-Малик учредил систему почтовых маршрутов, чтобы ускорить связь и коммуникации с отдаленными краями империи. И что наиболее важно – он ввел арабский язык в качестве официального языка делопроизводства, заменив, таким образом, греческий и пахлави. Этот правитель распространил свою власть на востоке до Индии; на западе до Северной Африки, откуда арабы направились к берегам Атлантического океана. Завоевание этих территорий послужило причиной установления арабами связей и отношений с ранее неизвестными им народами и цивилизациями. Распространившись среди них, исламская культура, в свою очередь обогатилась достижениями науки и литературы этих древнех цивилизаций. В 747 г. в результате мятежа правление династии Омейядов подошло к концу. К власти был приведен потомок дяди Мухаммеда аль-Аббас, основавший династию Аббасидов. Аббасиды преобразовали арабскую империю в многонациональную мусульманскую. Они перенесли свою вотчину из Сирии в Ирак, где построили новую столицу Багдад. Второй халиф этой династии - аль-Мансур - продолжил преобразования и реформы в управлении империей. По заимствованному от персов образцу был введен важный пост визиря – главного советника. В действительности визирь был гораздо больше, чем просто советник: когда власть халифа ослабевала, он становился самым могущественным человеком империи. Также была усовершенствована система почтовой связи Омейядов, которая превратилась в секретную разведывательную службу. Во времена правления Аббасидов была создана также литература, предназначенная для обучения в духовных классах, возникших к тому времени. Поскольку все делопроизводство велось на арабском языке, для неарабоязычных граждан империи, стремившихся устроиться на государственную службу, были написаны учебники правильного словоупотребления. Одним из достижений Аббасидов было развитие торговли. Была усовершенствована финансовая система, мусульманские торговцы основали торговые поселения в таких отдаленных землях как Индия, Филиппины, Малайзия, Ост-Индия и Индокитай. В 786 г. халифат возглавил Харун ар-Рашид. Правление этого халифа и его преемников знаменовало наивысший расцвет империи в эпоху династии Аббасидов, отмеченный непревзойденными тогда достижениями во всех областях: науке, технологиях, литературе – особенно библиографии, истории и языкознании. В IХ в. доминирующую роль в центральных областях державы Аббасидов стали играть волны новых переселенцев, особенно тюркские народности, мигрировавшие из степных и горных районов Средней и Центральной Азии. В Багдаде халифы пользовались все более эфемерной политической и военной властью, хотя в их руках до самого конца сосредоточивалось огромное символическое и нравственное влияние. Практические заботы о государстве и ведение войн перешли к сильным вождям, принимавшим титулы эмиров («начальников») и султанов («правителей»). Формально султан избирался знатью из самого сильного рода. Обязательным актом легитимизации султанской власти было признание ее обладателя халифом. Султан осуществлял назначения на все гражданские и военные должности. Он назначал визира – главу правительства. Визиру подчинялись сахибы – министры, возглавлявшие ведомства центрального управления. Весьма специфическим в мусульманском государстве было право собственности на землю. Собственником всей земли считался Аллах. Верховным распорядителем земель от его имени выступал халиф. Существовала личная собственность халифа – савафи и собственность мусульманской общины – вакф. И та, и другая не подлежали отчуждению и налогообложению. В дальнейшем статус савафи приобрела собственность султана. Султан мог раздавать завоеванные земли в качестве условных держаний – икта своим офицерам и чиновникам. Наконец, в мусульманском праве, в отличие от других восточных правовых систем, была известна частная собственность на землю – мульк, предполагавшая права пользования, владения и распоряжения. Налогообложение учитывало разделение общества на мусульман и немусульман. Мусульмане платили десятину. Обеспеченные мусульмане ежегодно выплачивали религиозный налог – закят в пользу уммы. Немусульмане обязаны были платить джизью – подушный налог и харадж – поземельный налог, варьировавшийся от 1/3 до 2/3 урожая. Принявший ислам тотчас же освобождался от уплаты джизьи и хараджа. Эта религиозно-экономическая политика обусловила сравнительную легкость массовой исламизации завоеванных стран. В IX-Х вв. халифы не могли более полагаться на преданность своей армии и были вынуждены рекрутировать турков Трансоксании и Туркестана. Последствием этого стало господство в халифате личной гвардии халифа. Турки назначали и смещали правителей по своему усмотрению. Эта тенденция ускорила распад верховной власти. Несмотря на то, что религиозная власть в халифате Аббасидов сохранялась в неизменном виде, следующие четыре столетия политическая власть была рассеяна среди большого числа независимых государств, правители которых формально подчинялись халифу. Date: 2015-07-23; view: 348; Нарушение авторских прав |