Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Субъектено и объектно ориентированные процессы ВСтр 1 из 4Следующая ⇒ Все теории можно условно разделись на две большие группы по представлению о детерминантах процесса восприятия. Это субъект- ориентированный и объект-ориентированный подходы. Выделяются три основных различия между этими подходами: 1. Различие в степени участия S и О внешнего мира в процессе В. внешнего мира, в качестве основных факторов, обуславливающих процесс В. S ----------------> Процесс В. <------------------ O Спор ведется о пропорции участия. ->. Для субъект-ориентированной теории главная детерминанта - субъект (для которого большую роль играет познавательный опыт, мотивы, избирательность сознания, функция внимания - пример: все тот же "Coctail Party"). ->. Для объект-ориентированной главная детерминанта - объект. (образ мира - итог преобразования внешних воздействий в чувственную форму). 2. Различия в содержании процесса В.: ->. Для объективистов: В. - процесс отражения, копирования объективных свойств внешней среды в субъективной форме, пример: если общественный опыт - это тоже явления внешнего мира, то восприятие цвета вполне от него зависит - всех нас просто научили называть траву зеленой (не уверен, что этот пример максимально показателен). ->. Для субъективистов: в образе представлен не только внешний мир, но и наши собственные когнитивные конструкты, наши собственные представления. Примеры: Грегори - пока не открыли кольца Сатурна, воспринимали его как нечто "странной формы". Иллюзия Уоллаха: полосатая линия движется вниз, однако строй полосок задает восприятие движения направо. 3. Свойства процесса В.: ->. Для объективистов: процесс В. происходит вне зависимости от субъекта - в это вкладывалось два смысла: а. процесс протекает автоматически по неким непреложным законам, он детерминирован внешним миром. б. процесс, его механизм, одинаков для всех субъектов, они (S'ы) взаимозаменяемы. Образ индифферентен по отношению к объекту. ->. Для субъективистов: В. - активный процесс построения образа, тесно связан с познавательными и жизненными задачами субъекта. Пример: эксперимент Ярнуса - Репин "Не ждали", в зависимости от разных инструкций по-разному объясняли картину. Процесс В. - активный, индивидуально-пристрастный процесс, зависит от конкретной личности, ее эмоционального состояния, опыта, целей. Подобная, четко прослеживаемая двойственная природа процессов восприятия подчеркивает прежде всего разнородность этих самых процессов. Вот несколько примеров подобных раздвоений: - наши образы являются произвольными, они носят навязчивый характер, с другой стороны они все-таки результат определенной активности с нашей стороны: смотрим семантику - слышать или слушать? смотреть или видеть?;) - с одной стороны образ восприятия является чувственным образом, т.к. напрямую зависит от органов чувств, однако при этом он является и интеллектуальным образом. - образ восприятия во многом сходен для всех людей, однако у каждого "сове видение". Короткая схемка для запоминания: (где схемка ― неясно) 3. Понятие об ощущении. Основные этапы классификации ощущений. Различные представления о стимуле. Ощущения - данность человеку свойств объективной действительности, возникающая при непосредственном воздействии на его органы чувств. Вундт: Различал В. и ощущение, для него ощущения - это "кирпичики", из которых складывается В, В. есть комплекс ассоциативно связанных ощущений. Ощущения - свет, тон, холод. Отделял от чувств - чувства, сопровождающие свое, тон или холод. Выделял диспаратные ощущения. Гештальтеры: отвергли ассоциативные принципы, объяснили, что отдельных, изолированных ощущений не существует. Классификация ощущений: 1. По модальности: - зрительные - слуховые - тактильные - и так далее... Кроме того, выделяются и субмодальные ощущения, такие как ощущения цвета, пространства и т.д. 2. По Шеррингтону (анатомическая классификация): - экстерорецептивные: возникают при воздействии внешних раздражителей на внешние рецепторы поверхности тела, их условно делят на: а. Дистальные б. Контактные - проприорецептивные (кинестетические): в мышцах, сухожилиях, суставных сумках - интероцептивные: возникают во внутренних органах, регулируют процессы обмена и гомеостаза 3. По Хэду (генетическая классификация): - более древняя: протопатическая система - более молодая: эпикритическая система Ощущения возникают в филогенезе как на базе элементарных раздражителей как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, при таком раскладе ощущение отражает объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды. (Если будут приставать дальше - прогнать баек про Леонтьева так, чтобы мало не показалось!) Ощущения входят в целостный процесс развития, образуя чувствительную ткань сознания. Стимулы: Стимул есть "толчок", воздействие внешней среды на наши органы чувств. По Гибсону основная характеристика стимула - его структура. Стимул - это код, благодаря которому внешний мир сообщает о своих свойствах. Стимул бывает: - Дистальный (объект оказывает оный на организм) - Проксимальный (сетчаточный) - непосредственное физическое воздействие сказывает свет, однако он отражается от объекта (Гибсон).
4. Виды образных явлений. Специфика перцептивного образа в ряду других видов образов.
5. Структуралистическая теория восприятия (Титченер). (Объект- ориентированная). Образ восприятия есть результат процесса суммации отдельных элементов. Таковых элементов в пределах структуралистичекой теории выделяется два вида: а. ощущения б. образы памяти (следы ощущений) Элементарный образ характеризуется наличием только сенсорного качества (ощущение, обладающее только такими качествами как протяженность во времени или в пространстве), и возникает в результате воздействия на органы чувств отдельных видов физических раздражителей. Образ памяти отличается от ощущения только меньшей отчетливостью. В. - процесс суммации. Элементы интегрируются, соединяются и образуют более сложное психическое образование (образ восприятия). Этот процесс функционирует по законам, которые определяются законами ЦНС. Теории зрения (восприятия света): Трехкомпонентная теория цветового зрения - существуют три типа элементарных цветовых ощущений - это ощущения красного, зеленого и синего - субстрат в ЦНС: существуют три типа цветовых рецепторов, ориентированных именно на эти цвета Законы трехкомпонентной теории: а. Для каждого цвета существует свой дополнительный цвет, слияния с которым дает ощущение белого цвета. б. Любой цвет можно получить путем суммации трех основных цветов, взятых в определенной пропорции и с определенной интенсивностью: U(Цв) = U1(Зел)+U2(Кр)+U3(Син) Трехкомпонентная теория объясняет следующие феномены восприятия: - в основе теории - сенсорное качество - конфигурации - константности На вопрос "Что представляет собой воздействие внешнего мира на органы чувств?" в пределах структуралистической теории дается следующий ответ: Это суммация отдельных видов физических раздражителей (стимулов). В процессе В. выделяются две стадии: - Возникновение элементарного ощущения и образов памяти. - Суммация этих ощущений о образов памяти по законам ЦНС. Кроме того, коли всякое восприятие является продуктом суммации элементарных ощущений, то - метод аналитической интроспекции.
6. Гештальттеория восприятия (Келер, Вертгеймер). (Объект- ориентированная). Два центральных понятия: а. Образ - рассматривается как целостное образование, неразложимое на части. б. "Фигура на фоне" - единство восприятия, далее неразложимое. Рассматривается не процесс суммации, а процесс динамической перцептивной организации элементов, находящихся в поле восприятия, в целостный образ. Элемент в гештальтпсихологии - отдельный компонент в поле восприятия. Элементы не суммируются, а динамически взаимодействуют, образуя качественно новые образования. Законы перцептивной организации: 1. Близость в пространстве: чем ближе в зрительном поле расположены отдельные элементы, тем с большей вероятностью они организуются в целостное поле. | || || || 2. Закон хорошего продолжения: чем в большей степени одни элементы в зрительном поле являются продолжениями других, тем с большей вероятностью они образуют общий контур предмета. 3. Замкнутость: чем в большей степени элементы зрительного поля образуют замкнутое поле, тем с большей вероятностью ограниченная область будет восприниматься как фигура. Целостная структура = "гештальт". Выделяются два типа сил, действующих в противоположных направлениях: - связывание (работа по "формообразованию") - сдерживание Феномен изменчивости перцептивной организации: дается равномерно структурированная поверхность (доска Шумана), при долгом наблюдении заметно динамическое формообразование. Принцип изоморфизма: с его помощью объясняется механизм перцептивной организации - на самом деле в ЦНС тоже были выделены процессы сходной архитектуры. Взят из физиологии принцип Бернинга: когда извне идет воздействие, мозг реагирует на него как на целое. В мозге образуется некое поле возбуждения с разными величинами потенциалов. Т.к. мозг - электролит, то между этими полями начинается силовое взаимодействие. Гештальтеры заявляют, что в сознании примерно то же самое. Вопросы, на которые отвечает теория: а. объясняет феномен конфигурации. внешнее воздействие - это сложное цепное воздействие, сложные потоки внешних воздействий на органы чувств, которые динамически организуются согласно принципам изоморфизма.
|