Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Здоровье детей и физические упражненияСтр 1 из 49Следующая ⇒
К.п.н., руководитель физического воспитания ГДОУ № 39 Сочеванова Елена Арнольдовна (статья опубликована в журнале «Дошкольная педагогика» № 1, № 3 2008) Охрана и укрепление здоровья ребенка всегда было ключевой позицией работы детского сада. В настоящее время это положение звучит наиболее актуально и связано оно с состоянием здоровья современных детей. Сравнительный анализ, проведенный в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН им. М.И. Степанова, выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей дошкольного возраста за последние 10 лет. Как отмечает В.Р. Кучма (2004), количество дошкольников с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 21,3-26,9%), а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза (до 5-6%). Среди хронических патологий преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи, мочеполовой системы и органов пищеварения. Особенно настораживает тот факт, пишет В.Р. Кучма (2004), что существенно возросло число детей с дефицитом массы тела, которое регистрируется у каждого 5-го ребенка. Значительно меньше дошкольников, чем это было в прежние годы, развивается в соответствии со своим календарным возрастом: их число за последние годы снизилось с 85% до 65%. Возросло количество детей с замедленным темпом созревания. Изучение состояния здоровья детей Санкт-Петербурга также позволило выявить неблагоприятную тенденцию. Так, по данным, представленном в сборнике «Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт-Петербурге в 2005 году» [31] во всех районах города среди детского населения в 2004 году на первое место вышел класс болезней органов дыхания. Отмечается выраженная тенденция к росту заболеваемости системы кровообращения. За 2001-2004 годы темпы роста заболевания отдельными нозологическими формами выросли весьма существенно, например: болезни эндокринной системы – 1, 34; болезни нервной системы – 1,54; хронический отит – 2,75; тиреотоксикоз – в 1,85 раза; болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением – 1, 42; болезни костно-мышечной системы – в 1, 31 раза. В результате исследования А.А. Потапчук (2005), проведенного в период с 1995 - го по 2005-й год на базе 5 дошкольных учреждений Санкт-Петербурга разных районов, было выявлено, что физическое состояние дошкольников за последние 10 лет характеризуется достоверным ухудшением соматического здоровья в среднем на 41,5%, снижением показателей физического развития в среднем на 11,3 %, развитием феномена децелерации (увеличением числа детей микросоматического типа телосложения), а также увеличением числа детей с дисгармоничным физическим развитием. При изучении морфо-функционального состояния опорно-двигательного аппарата автором было выделено три наиболее часто встречающихся клинических синдрома: • диспластический – нарушение осанки в двух плоскостях, рекурвация в суставах, гипермобильность позвоночника, диастаз белой линии живота; • метаболический (рахитический) – нарушение осанки в сагиттальной плоскости, плоскостопие, деформация грудной клетки, «О» и «Х»- образная деформация голеней; • дисгармонический – нарушение осанки во фронтальной плоскости, деформация таза («косой» таз), разновеликость нижних конечностей, асимметрия положения головы. В 2005 году только 11,9% дошкольников Санкт-Петербурга были практически здоровы (1-я группа здоровья). Большинство детей – 68,8 % имели 2-ю группу здоровья. К 3-й группе были отнесены 18,3 % юных петербуржцев, к 4-й и 5-й группе здоровья - соответственно 0,9 и 0,1 % дошкольников [33]. Физическая культура и спорт рассматриваются как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья (Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 80-ФЗ от 29.04.99, ст.1 п.2). Физическое воспитание должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма (Санитарно-Эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03, п.2.13). Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения. До начала процесса реформирования образования все дошкольные учреждения России работали по единой комплексной «Программе воспитания и обучения в детском саду» (1985), где в разделе «Физическая культура» был представлен фиксированный перечень физических упражнений. Начиная с 1993 года, стали разрабатываться и получать распространение программы нового поколения – комплексные и специализированные (парциальные). Согласно п.19 «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (1995) дошкольное образовательное учреждение самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесением изменений в них, а также разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. В настоящее время в детских садах России используются многочисленные программы обучения, однако ни одна из них не имеет гигиенического заключения о безопасности здоровья детей (В.Р. Кучма, 2004). К сожалению, приходится говорить о том, что образовательное поле детских садов сегодня наводнено различными дилетантскими разработками и новыми технологиями весьма сомнительного содержания. Именно они внедряются в жизнь дошкольного учреждения без должной образовательной и медицинской экспертизы (Т.И. Оверчук, 2004). К факторам, влияющим на ухудшение состояния здоровья детей, Т.И. Оверчук (2004) относит (наряду с другими) нерациональную организацию жизнедеятельности, воспитания, обучения и развития в некоторых ДОУ, к которым причисляет осуществление раннего профильного обучения детей и «выращивание» спортсменов уже с детского сада, что противоречит возрастным особенностям детского дошкольного возраста. Все вышесказанное, а также изучение содержания современных программных материалов для дошкольников, педагогические наблюдения в дошкольных учреждениях Санкт-Петербурга вызвали необходимость, с одной стороны, очертить круг физических упражнений, необходимых для полноценного развития ребенка дошкольного возраста, а с другой стороны, обратить внимание на упражнения, которые не рекомендованы в дошкольном возрасте, которые не следует включать в физкультурные занятия для всех дошкольников. Литературный поиск позволил получить материал, представленный ниже. Большинство авторов, рассматривающих проблему выбора физических упражнений для детей дошкольного возраста, считают наиболее полезными, оказывающими оздоровительное влияние на организм ребенка упражнения динамического характера, к ним, в первую очередь, относятся упражнения в основных движениях (ходьба, бег, прыжки, метание, ползание, лазанье). Педагог и врач Е.А. Аркин в работе «Дошкольный возраст» (1948, С.219) писал: «Не сила и работоспособность отдельных мускулов, а сила и работоспособность всего организма должна стоять в центре внимания. Такое общеукрепляющее действия мы получим, если в первую очередь будем упражнять и улучшать движения, которые укрепляют и усиливают работу важных жизненных органов (сердца и легких), повышающих общий обмен веществ в организме. Такими движениями являются те, в которых участвует наиболее массивные (крупные) мускулы, которые связаны с затратой большого количества энергии. Это ходьба, бег, прыжки, то есть как раз те естественные наиболее автоматизированные движения, к которым тяготеет сам ребенок». Рассматривая физические упражнения с точки зрения пользы для здоровья, педиатр, гигиенист В.В. Гориневский (1951) назвал бег, прыжки, «прыганье через веревочку» занятием наиболее гигиеническим в детском возрасте. Ходьба, бег, ползание, лазанье относятся к циклическим видам движений. Широко использовать циклические упражнения, прежде всего беговые, при организации двигательной активности детей, включая занятия по физическому воспитанию, рекомендовали врачи Ю.Ф. Змановский (1980), М. Кузнецова (2002), так как эти движения оказывают благоприятное воздействие на регуляцию деятельности основных физиологических систем организма – нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной. Ю. Змановский в статье «Воспитываем детей здоровыми» (1988) отметил, что для эффективной профилактики массовых респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний необходимо совершенствовать такое физическое качество как общая выносливость. Важнейшим средством ее развития у дошкольников считается медленный бег и бег со средней скоростью. По данным В.Г. Фролова, Г.П. Юрко (1983) скорость медленного бега у детей средней группы – 1,0 – 1,4 м/с; у детей старшей группы – 1,3 - 1,5 м/с; у детей подготовительной группы – 1,4 -1,6 м/с. Бег со средней скоростью у дошкольников характеризуется следующими цифрами: в средней группе – от 2,0 до 2,2 м/с; в старшей группе - 2,2 – 2,4 м/с, в подготовительной – 2,4 - 2,7 м/с. Наряду с бегом широкое применение для развития выносливости у дошкольников должны занимать непрерывные подскоки, прыжки через короткую скакалку, прыжки с продвижением вперед (Е.Н. Вавилова, 1981; Т.И. Осокина, 1986). Ю. Змановский (1988) писал, что циклические физические упражнения способствуют увеличению продукции нейтропептидов – особых веществ, продуцируемых мозгом и играющих важную роль в проявлениях психических функций, что благоприятно отражается на настроении, улучшает сон и повышает работоспособность. Вероятно, эти механизмы, по словам автора, составляют материальную основу для нормального психического развития ребенка. Наряду с ходьбой и бегом к циклическим упражнениям относятся ползание и лазанье. Ползание жизненно необходимо для ребенка, считают Г.Доман, Д. Доман, Б.Хаги (1998). Авторы связывают это движение с развитием мозга ребенка. Особенно оно влияет на развитие конвергенции зрения, речи и интеллекта. Т.И.Осокина (1986) обратила внимание на то, что для старших дошкольников упражнения в ползании не менее полезны, чем для малышей. Особенно благоприятны они для развития силы рук, плечевого пояса и туловища. Упражнения в ползании могут быть использованы как одно из средств формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений (А.И. Быкова, Т.И. Осокина, 1960; Е.Н. Вавилова, 1983; Ю.Ф. Змановский, 1989). При ползании, ребенок опирается на руки и ноги, при этом позвоночник разгружается. Такое положение тела способствует укреплению опорно-двигательного аппарата. Педагогу важно знать, что разные виды ползания оказывают различное воздействия на подвижность определенных отделов позвоночника. По результатам исследований И.Д. Ловейко и М.И Фонарева (1988), при ходьбе на четвереньках с опорой на кисти и колени, увеличивается подвижность преимущественно нижнегрудного и поясничного отдела позвоночника, при ползании с опорой на предплечье и колени – средне - и нижнегрудного отделов. При глубоком ползании увеличивается подвижность позвоночника в шейном и верхнегрудном отделах. Следовательно, возможен целенаправленный выбор видов ползания для решения конкретных профилактических задач и коррекционных задач. Движение лазанья (влезание-слезание) осуществляется при помощи множества крупных мышц и укрепляет их, особенно мышцы спины и брюшного пресса; они способствую формированию правильной осанки, увеличивают потребность организма в кислороде, вызывают усиленную деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, совершенствуя, таким образом, физиологические функции организма (М.Ю. Кистяковская, 1978, [35]). Указывая на то, что особенностью детского организма является преобладание мышц сгибателей над разгибателями, Е.А. Аркин (1948) рекомендовал обратить особое внимание на развитие мышц-разгибателей и считал, что броски, метание, игры с мячом в этом отношении незаменимы. Исследования А.И. Навойчик (1997) показали, что упражнения с малыми мячами (Ø 7- 9 см) в большей степени способствуют укреплению мышц кистей, а с мячами Ø 12-19 см - позволяют развивать крупные мышечные группы верхних конечностей, спины. При подбрасывании, отбивании мяча, беге за мячом вовлекается в действие весь организм ребенка. Подкидывание вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку дошкольника (А.И. Быкова, 1955; Е.Н. Вавилова, 1983). По мнению Ю.Ф. Змановского (1989), хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений являются броски мяча из-за головы вперед и назад. Эмоциональное состояние человека тесно связано с его здоровьем. Все упражнения с мячом способствуют улучшению и нормализации эмоционального состояния ребенка, отмечали И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев (1988). А по утверждению Шелтон Левис, Шейло Левис (1997) игра в мяч высвобождает энергию и агрессию, что особенно важно для детей с проблемами в выражении чувств, неврологическими или психологическими сложностями. Кроме перечисленных упражнений, оказывающих положительное влияние на развитие ребенка, велика роль функции равновесия для жизнедеятельности дошкольника. На необходимость специальных упражнений для детей дошкольного возраста, направленных на развитие устойчивости во время статических положений и движениях в пространстве, указывают многие авторы. Требования к положению тела для сохранения равновесия во время выполнения упражнений совпадает с требованиями, предъявляемыми к правильной осанке. Следовательно, упражнения в равновесии одновременно являются эффективным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений (А.И. Быкова и Т.И. Осокина, 1960; М.Н. Алиев, А.М. Шаниязов, В.И. Морозова, 1984;И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев, 1988). Следует отметить, что в исследованиях М.Ю. Кистяковской (1978) [35] отмечено, что простое, педагогически нецеленаправленное увеличение двигательной активности ребенка в деятельности не ведет к улучшению показателей равновесия. Упражнений, развивающих функцию равновесия, много. Чем чаще меняется положение центра тяжести тела, тем производится более дифференцированнаяработа мышц и более четкаявыработка координации движений. Следовательно, целесообразны переходы от динамической работы к статической. А.В. Кенеман и Д.В. Хухлаева (1972) обратили внимание на то, что основные движения благотворно влияют на совершенствование функций нервной системы, содействуют развитию подвижности нервных процессов и выработке тормозных реакций, что важно в дошкольном возрасте. Таким образом, упражнения в основных движениях имеют огромное значение для всестороннего гармоничного совершенствования ребенка. При правильном их выполнении достигается наиболее благоприятное положение и функционирование внутренних органов, человек менее утомляется. Неправильная поза (опущенная голова, согнутая спина, выдвинутые вперед плечи), например, при ходьбе и беге, как отмечал Е.А. Аркин (1948) затрудняет кровообращение и дыхание. Многие исследователи, изучавшие ходьбу и бег детей дошкольного возраста, отмечали те или иные недостатки в их выполнении, которые связывали со слабым развитием опорно-двигательного аппарата ребенка. Постоянное использование приведенных ниже упражнений в разных формах организации занятий будет способствовать формированию рациональной техники этих движений, укреплению опорно-двигательного аппарата дошкольника. Ходьба с высоким подниманием колена (бедра) и ходьба с перешагиванием нескольких предметов подряд способствуют увеличению высоты подъема ноги (чтобы дети не «шаркали» ногами, особенно в младшем возрасте. Ходьба по наклонной доске, ходьба по дорожке с нарисованными стопами, развернутыми кнаружи под углом (по данным А. А. Саркисян для 3-4 лет угол 13,5°; для 4-5 лет — 15°, для 5-7 лет — 17,2°) полезны для правильной постановки стоп (чтобы ребенок не косолапил, разворачивал их наружу). Ходьба с перешагиванием нескольких нарисованных линий, ходьба с перешагиванием предметов, разложенных в ряд (обручи, кубики) способствуют выработке умения сохранять прямолинейное направление, служат для устранения неравномерности шагов, для выпрямления толчковой ноги. Ходьба на носках, ходьба на пятках, ходьба с перекатом с пятки на носок помогают формированию хорошего отталкивания стопой от опоры, служат для укрепления мышц и связок голени и стопы. Ходьба по ограниченной площади опоры (между двумя линиями, шнурами, палками, по доске, по гимнастической скамейке) используется для выработки умения сохранять прямолинейное направление. Ходьба с высоким подниманием колена (бедра), ходьба широким шагом, ходьба в быстром темпе используются для увеличения амплитуды движения рук. Ходьба с ускорением и замедлением темпа, чередование ходьбы и бега предназначены для развития перекрестной координации рук и ног. Ходьба с фиксированным положением рук (на пояс, к плечам, при этом плечи отведены назад) помогает выработке правильного положения туловища. Бег с высоким подниманием бедра способствует совершенствованию выноса бедра, увеличению амплитуды рук. Бег с преодолением несколько невысоких предметов помогает овладению навыка подъема бедра и выноса маховой ноги вперед. Бег через линии, намеченные на определенном расстоянии, бег через невысокие предметы, поставленные на одинаковом расстоянии используется для устранения неравномерности шагов. Бег по «коридору» (между линиями, шнурами, палками) полезен для уменьшения расстояния между стопами. Бег по прямой линии применяется для формирования навыка соблюдения прямолинейного направления, для исключения боковых колебаний туловища. Бег широким шагом способствует увеличению амплитуды рук. Бег с захлестыванием голени назад используется для формирования правильной техники быстрого бега. Бег прыжками можно использовать для правильного выполнения отталкивания и укрепления мышц ног, для исключения бега на полусогнутых ногах. Наряду с упражнениями в ходьбе и беге, положительно влияющих на развитие ребенка, следует привести их разновидности, оказывающие противоположное воздействие. Так, по мнению А.И. Быковой, Т.И. Осокиной (1960), обучение детей строевому шагу с оттягиванием носков мешает формированию правильного навыка ходьбы. Одним из неправильных и вредных является требование «твердого шага», являющегося по существу топанием, активно уплощающим стопу (А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, 1972). М.И.Фонарев, Т.А.Фонарева Т.А. (1981) не рекомендовали использовать ходьбу на наружных сторонах стопы при «косолапости», характеризующейся приведением, супинацией стопы (приподнимается внутренний край). Бег на носках является нерациональным, вызывает перенапряжение икроножных мышц, мышц стопы и является причиной плоскостопия (Л.Д. Назаренко, 2002). Этот вид бега может привести к перенапряжению мышц-сгибателей стопы и пальцев, травме плюсневых костей (В.М. Волков, Е.Г. Мильнер, 1987). При беге на носках нагрузка на позвоночник ребенка увеличивается в 20 раз, поэтому, он может производиться очень незначительное время (при выполнении быстрого бега или бега на носах как одного из видов) и не может выступать показателем обычного бега (в среднем и медленном темпе) (Э.Я.Степаненкова, 2001 со ссылкой на М.Н. Поняеву, О. Сытель). В результате проведенного исследования Г.Г. Лукина (2003) пришла к выводу, что современная тенденция проведения занятий в спортивных залах дошкольных учреждений босиком требует применения бега на короткие дистанции, при котором происходит опора на переднюю часть стопы и время выполнения в пределах 10 секунд. Также важно подчеркнуть, что проведение с детьми длительного (оздоровительного) бега на открытом воздухе должно осуществляться по земляным дорожкам, траве в обуви. Бег по твердому грунту (асфальтовое, бетонное покрытие) может привести, по утверждению В.М. Волкова, Е.Г. Мильнера (1987), Л.Д.Назаренко (2002) к травме ахиллова сухожилия, при слабом своде стопы возможно растяжение подошвенных связок.
Охрана и укрепление здоровья ребенка в дошкольном учреждении тесно связаны с таким видом основных движений как прыжки (о положительном влиянии некоторых видов было сказано выше). Исследователи, изучавших этот вид движения у дошкольников, отмечали у детей всех возрастных периодов ошибки при выполнении спрыгиваний с высоты, прыжке в длину с места: при приземлении неодновременность постановки стоп, приземление не на полусогнутые, а на прямые («жесткие») ноги, не соблюдение равновесия – падения. Неумелый прыжок с высоты или в длину, писал Е.А. Аркин (1948), грозит опасностью переломов, растяжения связок и мышц, поэтому контроль и руководство здесь необходимы. Относительно упражнений в спрыгиваниях (прыжки с высоты) следует обратить внимание педагогов на высказывание Д.В. Хухлаевой (1984) о том, что при неправильном приземлении возможно сильное сотрясение всего организма и смещение внутренних органов. Многократные прыжки с высоты (особенно на не очень мягкую поверхность), по мнению автора, могут неблагоприятно сказаться на неокрепшем своде стопы ребенка и привести к плоскостопию, искривлению ног. Д.В. Хухлаева рекомендовала прыгать с небольшой высоты, обязательно на гимнастический мат, рыхлый снег, песок. При обучении детей прыжкам следует обращать внимание не на овладение детьми той или иной высотой или длиной, а на мягкое приземление, справедливо подчеркивала А.И. Фомина (1984). Автор аргументировала это тем, что у взрослого человека роль амортизатора выполняют не только ноги, но и естественные изгибы позвоночника. У дошкольника эти кривизны выражены меньше, поэтому позвоночник менее устойчив к деформирующим воздействиям извне, вызываемыми прыжками. Умения правильно выполнять прыжки формируются у детей постепенно в процессе выполнения простых подпрыгиваний (на двух ногах на месте и с небольшим продвижением вперед, спрыгиваний с небольшой высоты, перепрыгиваний через линию, веревку (шнур), положенные на пол, подпрыгиваний с касанием предмета, подвешенного выше поднятых рук ребенка). Эти простые прыжки укрепляют мышцы ног, подготавливают организм ребенка к более сложным прыжкам – прыжкам в высоту и в длину с разбега. Несмотря на то, что эти упражнения включены в большинство программ для детей дошкольного возраста, целесообразность их массового использования в дошкольных учреждениях вызывает сомнение. Это обусловлено, во-первых, состоянием опорно-двигательного аппарата современных дошкольников, во-вторых, тенденцией проведения занятий босиком (указанные упражнения должны выполняться только в обуви). Следует обратить внимание на исследования, проведенные В.С. Кузнецовым, Г.А. Колодницким (2003) на школьниках, которые показали, что типичными травмами при выполнении прыжков в высоту и в длину с разбега являются ушибы пятки при отталкивании, воспаление надкостницы большеберцовой кости. Поэтому обучение детей прыжкам в высоту и в длину с разбега возможно только при квалифицированном руководстве педагога (в настоящее время во многих дошкольных учреждениях занятия физическими упражнениями проводят не специалисты, а воспитатели групп, чьи знания и личный спортивный опыт различны). Педагогам, организующим занятия физическими упражнениями с дошкольниками следует учитывать индивидуальные особенности детей. В связи с этим полезными будут рекомендации М.Н. Алиева (1994)- прыжки с мешочком с песком, зажатым между коленями, а также прыжки на носках не следует предлагать детям при «Х» - образной форме нижних конечностей.
Несмотря на высказывания, приведенные выше о пользе упражнений в лазанье, следует обратить внимание на указание М.Ю. Кистяковской (1978) [35] – не рекомендуется лазанье более 5-6 раз и с высоким темпом детям с повышенным артериальным давлением, избыточным весом. В настоящее время в дошкольных учреждениях устанавливаются детские спортивные комплексы, включающие шест, канат, кольца. Еще в 1936 году А.И Быкова - автор многочисленных работ, посвященных занятиям физическими упражнениями детей дошкольного возраста, обращала внимание, на то, что лазанье по столбу, канату, шесту являются силовыми, требующими большой затраты энергии, задержки дыхания и не способствуют равномерному развитию тела ребенка. Для детей дошкольного возраста, в связи с недостаточной зрелостью нервной системы, слабого костно-связочного аппарата, малой силой мышц кисти по отношению к туловищу эти движении трудны, писали А.В. Кенеман, Д.В.Хухлаева (1972). Авторы также обращали внимание, что дошкольникам противопоказано висение на руках - оно вызывает статическое напряжение мышц, преждевременное растяжение суставов и связок, утомляет нервную систему. Раскачивания в висе на кольцах вызывает чрезмерную нагрузку на суставы и весь плечевой пояс (Я. Бердыхова, 1990).
Лазание допустимо лишь при условии комбинированного пользования руками и ногами (Е.А. Аркин, 1948). Висение, подтягивание, лазание при помощи одних рук, упражнения с упором не рекомендуются для дошкольников, так как при выполнении этих упражнений работа грудных мышц преобладает над спинными. По мнению Я. Бердыховой (1990) следует избегать упражнений, при которых ребенок излишне прогибается в поясничном отделе, так как большинство детей как раз нуждаются в выпрямлении этой части позвоночника. К неподходящим упражнениям подобного рода автор отнесла популярную «тачку» (ребенок опирается о поверхность руками, а взрослый (другой ребенок) держит его за ноги и продвигается с ним вперед), так как здесь опасна большая нагрузка на руки.
Для дошкольников противопоказаны и некоторые силовые упражнения, требующие большой мышечной силы и крепости костей, не соответствующие возрастным особенностям ребенка. К таким упражнениям А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева (1972) отнесли перетягивания, одностороннее ношение тяжести. Это подтверждается высказыванием современных авторов. Г.Г.Лукина, А.А. Потапчук (2004) справедливо указывают на то, что перетягивание каната затрудняет дыхание, сужает грудную клетку. Многократные подтягивания на руках, отжимания на руках в упоре неблагоприятны для позвоночника ребенка; сильное напряжение вызывает нарушение притока крови к сердцу, задержку дыхания (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, 1971). А.И. Быкова и Т.И. Осокина (1960) также обращали внимание, что упражнения, требующие значительного силового напряжения (поднятие, толкание и перенос тяжелых предметов) не рекомендуются в дошкольном возрасте. Авторы аргументировали это тем, что костная ткань ребенка мягка и эластична и силовые упражнения могут привести к деформации. Силовые упражнения требуют большого напряжения мышц, что вызывает задержку дыхания. Упражнения, требующие силового напряжения, быстро утомляют детей. Учитывая особенности опорно-двигательного аппарата дошкольников, с большой осторожностью следует относиться к использованию в практике занятий физическими упражнениями набивных мячей (весом 1 кг). В некоторых работах предлагается в качестве теста для детей 4-го года жизни использовать бросок набивного мяча указанного веса. С нашей точки зрения это недопустимо. Важно обратить внимание на мнение Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой (1971), которые предупреждали о том, что не следует увлекаться упражнениями в перебрасывании набивных мячей, так как при ловле их возникают ушибы. Большое значение для развития организма ребенка имеют общеразвивающие упражнения. Они позволяют избирательно влиять на те или иные крупные или мелкие мышцы, суставы. При соответствующем сочетании и дозировке общеразвивающие упражнения положительно влияют на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, улучшают обменные процессы в организме, способствуют развитию двигательных способностей. Современные исследования, проведенные Г. Г. Лукиной, А. А. Потапчук (2004) свидетельствуют о необходимости пересмотра содержания данного подраздела большинства программ. Авторы отмечают, что, в связи с увеличением частоты заболеваний опорно-двигательного аппарата у дошкольников, подбор и выполнение комплекса общеразвивающих упражнений должны быть реализованы в щадящем режиме для шейного и поясничного отделов позвоночника. Это предусматривает исключение упражнений, связанных с переразгибанием в шейном отделе в передне-заднем направлении; необходимо избегать резких сгибаний, разгибаний, ротационных движений в суставах верхних и нижних конечностей и туловищем; для исключения проявления гипоксии мозга следует избегать исходных положений, в которых возможна задержка дыхания и натуживание. В журнале «Дошкольная педагогика» № 2 за 2004 год Г.Г.Лукина предлагает варианты выполнения традиционных упражнений, исключающие стрессовое воздействие на суставы, связки и мышцы. Также следует обратить внимание на высказывание А.И. Фоминой (1984) о том, что упражнения на растягивание мышц, связанные с резкими рывками или маховыми движениями для дошкольников недопустимы, так как у них подвижность суставов еще слабо регулируется мышцами. Многие педагоги на занятиях физическими упражнениями включают упражнения «рыбка» и «лодочка» (из исходного положения, лежа на животе, приподнимаются одновременно ноги и верхняя часть туловища). А.И. Фомина (1984) обратила внимание, что при этом увеличивается изгиб позвоночника в поясничной части вперед (лордоз). Эти упражнения, по мнению автора, относятся к области коррегирующей гимнастики и могут проводиться только специалистами по назначению врача с отдельными детьми при наличии у них плоской спины. А.И. Фомина также подчеркивала, что исходное положение, лежа лицом вниз, хотя и является эффективным для проведения упражнений, укрепляющих мышцы-разгибатели спины, но применять его надо осторожно, так как сдавливается грудная клетка под тяжестью собственного веса, тем самым затрудняется работа сердечно-сосудистой и дыхательных систем. Спортивные упражнения традиционно включаются в программы для детей дошкольного возраста. В связи с этим важно привести высказывание В.К. Велитченко (2000) о том, что спортивные упражнения, связанные с асимметрическими движениями (теннис, бадминтон), если мало используется ОРУ, могут привести к боковым искривлениям позвоночника. Если в дошкольном учреждении есть самокаты, то катание на них должно осуществляться под контролем педагога (особенно в младшем возрасте). Следует для отталкивания использовать обе ноги поочередно. Нагрузка на одну и туже ногу может вызвать искривление позвоночника, неблагоприятно сказаться на формировании правильной осанки. На это указывали Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева (1971). Надо помнить, что самокаты следует подбирать в соответствии с ростом ребенка. Это относится и к использованию велосипеда. Длительное согнутое положение туловища, связанное с ограничением размаха грудной клетки, не только может затруднять нормальное развитие внутренних органов, но и неблагоприятно отражаться на осанке (В.Г. Яковлев, 1971). По мнению М.И. Фонарева (1975), обучение езде на велосипеде следует разрешать только тем детям, у которых не нарушена осанка. Во многие программы по физической культуре для дошкольников включено катание на коньках. По мнению Я. Бердыховой (1990), детям до 7 лет не рекомендуется этот вид спортивных упражнений, поскольку оно дает чрезмерную нагрузку на голеностопные суставы, которые еще недостаточно сформировались, что позже может стать причиной частых вывихов. Следует также обратить внимание на высказывание А. Гандельсман, К. Смирнова (1996), о том, что если нагрузка на мышцы стопы статической работой является чрезмерной, она может, особенно в раннем возрасте привести к тяжелому необратимому плоскостопию. В качестве такого воздействия авторы назвали катание на коньках. Несмотря на то, что допуск ребенку к занятиям в бассейне выдается медицинскими работниками, педагогу полезно знать, что, плавание противопоказано при хроническом и остром отите. А.А. Минх (1980), говоря о гигиене физических упражнений, отмечал, что при ряде заболеваний (ревматизм, болезни почек) требуется осторожность, так как холодная вода может обострить болезненные процессы. По сравнению с упражнениями динамического характера, упражнения со статическим напряжением оказывают на организм ребенка противоположное влияние, писали А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева (1972). Они объясняли это тем, что у детей дошкольного возраста работа мышц невелика и утомление наступает очень быстро. Утомление мышц зависит не только от количества проделанных движений, но и от характера их выполнения. Упражнения статического характера отличаются большим напряжением мышц. Основная причина заключается в уменьшении кровоснабжения мышц, участвующих в данном статическом усилии, уменьшении снабжения кислородом, накоплении молочной кислоты и других продуктов. В качестве примера можно привести «удержание вытянутых рук на весу». Г.Г Лукина, А.А Потапчук (2004) обращают внимание, что это положение вызывает максимальное напряжение и содействует возникновению сильной компрессии позвоночника. Авторы рекомендуют использовать опору рук на пояс, на гребни таза. Не следует включать в физкультурные занятия в дошкольных учреждениях упражнение «мост». Наклоны назад («мостики») по утверждению И.Д. Ловейко, М.И. Фонарева (1988) могут привести к растяжению связок; при их ослаблении неизбежно наступает дефигурация позвоночного столба. Выдающийся советский ученый в области функциональной и спортивной анатомии М.Ф. Иваницкий [17] обращал внимание, что это упражнение ставит многие жизненно важные органы в необычные условия, затрудняющие их функционирование. По словам автора, амплитуда дыхательных движений в положении «мост» ограничена, присасывающее действие грудной клетки для крови и лимфы уменьшено, отток крови от органов головы и шеи затруднен, сердце и внутренние органы брюшной полости оттеснены в сторону головы, что создает неблагоприятные условия для их деятельности (движения пищи из желудка в двенадцатиперстную кишку и отток желчи от желчного пузыря нарушены). В настоящее время в некоторых дошкольных учреждениях, где работают специалисты по физической культуре, детям предлагаются акробатические упражнения, упражнения художественной и спортивной гимнастики, борьба. По мнению В.К. Велитченко (2000) эти виды упражнений могут вызвать чрезмерную подвижность позвоночника, что отрицательно сказывается на формирование осанки. Автор приводит пример, таких гимнастических упражнений, как шпагат, «перегнуться в колечко», и обращает внимание на то, что у детей, перенесших рахит, часто наблюдается разболтанность суставов и слабый мышечно-связочный аппарат. Проведенный литературный обзор доказывает, что при формировании содержания занятий физическими упражнениями педагоги должны подходить обдуманно, учитывая состояние здоровья детей своего дошкольного учреждения. Литература: 1. Алиев, М.Н. Укреплять здоровье ослабленных и часто болеющих детей // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 6. – С.11. 2. Алиев, М.Н. Формирование и совершенствование функции равновесия у детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов, преподавателей дошк. фак. пед. инст-тов, воспитателей дет. садов и тренеров ДСШ по гимнастике / М.Н. Алиев, А.М. Шаниязов, В.И. Морозова. - Ашхабад, 1984. – 112 с. 3. Аркин, Е.А. Дошкольный возраст /Е.А. Аркин. – 5-е изд., доп., перераб. – М.: Учпедгиз, 1948. – 336 с. 4. Бердыхова, Яна Мама, папа, занимайтесь со мной / Яна Бердыхова; пер. с чеш. – 2-е изд. - М.: Физ-ра и спорт, 1990. - 103. 5. Быкова, А.И. Методика физического воспитания в детском саду. Основные задачи физического воспитания детей дошкольного возраста и роль в их в осуществлении специально организованных с этой целью движений (физических упражнений) / А.И. Быкова. – М., 1961. - 58 с. 6. Быкова, А.И. Развитие движений у детей в детском саду / А.И. Быкова, Т.И. Осокина. – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1960. - 132 с 6. Быкова, А.И. Физкультурные пособия в работе с дошкольниками // Дошкольное воспитание. - 1936. - № 4. – С. 67- 69. 7.Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: пособие для воспитателя дет. сада /Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с. 8.Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: пособие для воспитателя дет. сада / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с. 9. Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей: метод. пособие для дошк., образоват. и доп. образоват. учреждений / В.К. Велитченко. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 165 с. 10.Волков, В.М., Человек и бег / В.М. Волков, Е.Г. Мильнер. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 144 с. 11.Гандельсман, А. Физическое воспитание детей школьного возраста (медико-биологические основы) / А.Гандельсман, К. Смирнов: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Физ-ра и спорт, 1996. - 43 с. 12.Гориневский, В.В. Избранные произведения / под. общ. ред. В.В. Гориневской. - Т.1. - М.: Физкультура и спорт, 1951 - 319 с. 13. Доман, Г., Как сделать ребенка физически совершенным / Г.Доман, Д. Доман, Б. Хаги; пер. с англ. – М.: Аквариум, 1998. – 336 с. 14. Змановский, Ю. Ф. Воспитываем детей здоровыми // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 3.- С. 56 - 61. 15. Змановский, Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. – М.: Медицина, 1989. – 128 с. 16. Змановский, Ю.Ф. Роль комплексного подхода к физическому воспитанию дошкольников в подготовке их к обучению в школе / Ю.Ф. Змановский // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю.Ф. Змановского и Т.Н. Тереховой. – М., 1980. – С. 3-14. 17. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учебник для институтов физической культуры. / М.В. Иваницкий. – 6-е изд./под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. – М.: Терра-Спорт, 2003. – 624 с. 18. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1972. - 271 с. 19. Кузнецова, М. Современные пути оздоровления дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 11. - С. 14 - 19. 20. Кузнецов, В.С. Физическая культура. Безопасность уроков, соревнований и походов: метод. пособие / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: ЭНАС, 2003. - 95 с. 21. Кучма, В.Р. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации: сб. статей и документов. – 2-ое изд. исп. и доп. – М.: ГНОМ и Д, 2004. – С. 31-37. 22. Левис, Шелдон Ребенок и стресс / Шелдон Левис, Шейло Левис; пер. в анг. – СПб.: Питер-пресс, 1997. – 207 с. 23. Ловейко, И.Д. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей / И.Д. Ловейко, М.И. Фонерев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Л.: Медицина, 1988. – 144с. 24. Лукина, Г.Г. Анатомо-физиологические особенности двигательной деятельности дошкольников / Г.Г. Лукина, А.А. Потапчук // Теория и методика физической культуры дошкольников: учеб. пособие; под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб.: ВВМ, 2004. – С.53 - 72. 25. Лукина, Г.Г. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников в процессе физического воспитания: дис. … канд. пед. наук / Г.Г. Лукина. - СПб., 2003. – 138 с. 26. Минх, А.А. Очерки по гигиене физических упражнений и спорта / А.А. Минх. – М.: Медицина, 1980. - С. 67. 27. Навойчик, А.И. Применение специальных упражнений с мячом для развития двигательных способностей у детей 5-6 лет: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.И. Навойчик. – Минск, 1997. – 19 с. 28. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. – М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2002. – 240 с. 29. Оверчук, Т.И. О совершенствовании системы оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста //Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации: сб. статей и документов. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: ГНОМ и Д, 2004. – С. 8 - 18. 30. Осокина, Т.И. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников /Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева. – изд. 2-е доп. - М.: Просвещение, 1971. - 159 с. 31. Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт-Петербурге в 2005 году /под ред. Д.А. Голубева, Н.Д. Сорокина. - СПб, 2006 - 492 с. 32. Потапчук, А.А. Мониторинг физического состояния детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Человек и его здоровье: матер. десятого юбилейного Российского национального конгресса ортопедия-травматология-протезирование-реабилитация. – СПб., 2005. – С. 264 - 265. 33. Состояние здоровья детей //Официальный портал администрации Санкт-Петербурга. - Режим доступа: http://gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/trud/materinstvo/analitic/p3 (18.03.2007) 34. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. – 368 с. 35. Физическое воспитание детей дошкольного возраста (Развитие некоторых основных движений и двигательных качеств) / Под ред. М.Ю. Кистяковской. – М.: Педагогика, 1978. – 160 с. 36. Фомина, А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: пособ. для воспитателя подгот. к школе группы / А.И. Фомина. - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984. – 159 с. 37. Фонарев, М.И. Лечебная физкультура при детских заболеваниях / М.И. Фонарев, Т.А. Фонарева. – Л.: Медицина, 1981. – 280 с. 38. Фролов, В.Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада / В.Г. Фролов, Г.П. Юрко. – М.: Просвещение, 1983. – 191 с. 39. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» и № 2002 «Дошкол. Воспитание» / Д.В. Хухлаева. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 208 с. 40. Яковлев, В.Г. Физическое воспитание детей в семье / В.Г. Яковлев. – М.: Физ-ра и спорт, 1971. – 144 с.
Date: 2015-07-23; view: 485; Нарушение авторских прав |