Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие социальной перцептии





Процесс общения может быть эффективным только в случае взаи­мопонимания между его участниками. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок парт­нера по взаимодействию, или как не только понимание, но и при­нятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет то, как воспри­нимается партнер по общению, иными словами, процесс воспри­ятия одним человеком другого выступает как обязательная состав­ная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Этот термин впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. для обозначения социальной де­терминации перцептивных процессов. Позже социальной перцепцией, стали называть процесс воспри­ятия социальных объектов, под которыми подра­зумевались другие люди, социальные группы, большие социаль­ные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие че­ловека человеком относится, конечно, к области социальной пер­цепции, но не исчерпывает ее.

Процессы социальной перцепции включают в себя различные варианты не только объ­екта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия вы­ступает индивид, то он может воспринимать другого индиви­да, принадлежащего к «своей» группе (1); другого индивида, при­надлежащего к «чужой» группе (2); свою собственную группу (3); «чужую» группу (4). Когда в качестве субъ­екта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа, Тогда процессы соци­альной перцепции включают еще: восприятие группой своего собственного члена (5); восприятие группой представителя другой группы (6); восприятие группой самой себя (7), наконец, воспри­ятие группой в целом другой группы (8). Каж­дый из обозначенных «случаев» исследуется в социальной психологии, но не все из них имеют отношение к проблеме взаимо­понимания партнеров по общению (Андреева).

 

В ин­тересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о соци­альной перцепции, а о межличностной перцепции, или о восприятии человека человеком. Однако формирование представления о другом человеке, не уклады­вается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. Многие исследователи предпочитают в этом случае обратиться к французскому выражению «connaissanse d'autrui», что означает «познание другого». В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляет­ся выражение «познание другого человека» (Бодалев, 1982).

Это более широкое понимание термина обусловлено особенностями восприятия другого человека, к которым от­носится восприятие не только физических характеристик объекта, но и его поведенческих характеристик, формирование представле­ния о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д. Кроме того, в содержание этого понятия включается представления об отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия. Селективность (избирательность) восприятия здесь проявляется в том, что в процесс общения включаются це­ли познающего субъекта, его прошлый опыт и т.д. То, что новые впечатления об объекте восприятия категоризуются на ос­нове сходства с прежними впечатлениями, дает основание для стереотипизации.

В транзактной психологии подчеркнута мысль, что ожидания, желания, намерения, прошлый опыт субъекта восприятия являются специфическими детерминантами перцептивной ситуации, и познание другого человека является основанием не только для понимания партнера, но и для установления с ним согласованных действий и отношений.

В самом общем плане можно сказать, что восприятие дру­гого человека означает восприятие его внешних признаков, соот­несение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Date: 2015-07-23; view: 209; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию