Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы формирования казахской народности





Этническая история Казахстана крайне сложна. На протяжении веков здесь перекрещивались судьбы множества племен и народов. В XV-XVI вв. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории в тех пределах, в которых размещались казахи в последующие века.

Этническую основу казахской народности составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы - от саков, усуней, канпоев, хунну, тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков до найманов, аргынов, кереев, конгратов, джалаиров, дулатов и многих других, живших в разное время на территории Казахстана.

Истоки образования казахской народности восходят к глубокой древности - эпохе разложения первобытнообщинного строя. Сложение на территории Казахстана в разные периоды крупных этнических и этнополитических общностей и в конечном итоге - казахской народности обусловлены развитием и взаимосвязью кочевого скотоводства, оседлого земледелия и городской культуры. Этнические процессы также определялись важнейшими политическими событиями древности и средневековья, происходившими в этом регионе.

В формировании казахской народности выделяется несколько этапов. На протяжении длительного периода сохранялся европеоидный тип населения, который со временем изменился в сторону монголоидности. Ираноязычность древних племен постепенно уступала место тюркоязычности более поздних жителей данной территории. Например, европеоидный облик андроновских племен индоиранцев эпохи бронзы унаследовали племена саков и савроматов, живших в век раннего железа.

Решающий этап в этнических процессах в Казахстане связан с массовым расселением тюрков на его территории с середины I тыс. н. э. Тюрки, смешиваясь с потомками древних саков, сарматов, усуней, канпоев, изменили этнодемографическую обстановку на землях Казахстана.

В начале XIII в. в Восточный и Юго-Восточный Казахстан переместились из Монголии и Алтая под давлением Чингис-хана найманы и кереиты.

В это время в условиях многоукладного хозяйства кочевого и полукочевого скотоводства и оседлого земледелия и городской культуры, упрочения государственного образования с большей или меньшей степенью стабильности, сложения языковой культурно-бытовой общности происходила этническая консолидация населения.

Постепенно восстанавливалась хозяйственная жизнь. Стали возрождаться города на юге Казахстана, очаги земледелия в былых зонах оседлой культуры, расширялся товарообмен, восстанавливались хозяйственные контакты населения различных областей. Эти процессы связаны с историей образования и укрепления государств Ак-Орды, Ханства Абулхаира, Ногайской орды и Могулистана. В этих государствах появились более благоприятные, чем в монгольских улусах, условия для политического, хозяйственного и социального развития населения Восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья, взаимообщения и взаимодействия его во всех формах общественной жизни. Политически объединив этнические территории племен, небольшие улусы и владения, возникавшие в результате усобиц и войн, эти государства превратились в прочную, этнически обособленную государственную организацию, которая обеспечивала входившим в нее племенам и племенным объединениям территориальное и политическое единство, возможность развития экономики, культуры, мирных контактов населения в различных районах Казахстана.

В этот период завершается формирование казахской народности и состава племен казахских жузов. В XIV-XV вв. продолжались многочисленные миграции, что дестабилизировало политическое положение и затрудняло этническую консолидацию населения обширной территории Казахстана.

Объединение во второй половине XV-XVI вв. основных этнических групп казахской народности и ее этнической территории в Казахское ханство ускорило процесс завершения формирования народа. Впервые после монгольского завоевания были объединены в одно государство почти все тюркские роды и племена Восточного Дешт-и Кыпчака, Семиречья и Туркестана.

Проблема этнической общности населения Казахстана и остальной территории расселения казахского этноса имеет свои особенности. На территории Южного Казахстана и Юго-Западного Семиречья издавна был стык двух крупных этнополитических общностей древнего Казахстана - Кыпчакского союза племен в Центральном, Северном и Южном Казахстане и Усуньского союза племен в Юго-Восточном Казахстане, ставших основой Среднего и Старшего жузов казахов. Их этнические территории простирались к северу и северо-востоку от бассейна Средней Сырдарьи и Каратау. От низовий Сырдарьи на северо-запад и на север простирались земли казахского Младшего жуза.


С укреплением ханства Джанибека и Гирея казахами стало называться все подвластное им население. Постепенно термин "казахи" стал употребляться как этноним для обозначения уже сложившейся тюркской народности Восточного Дешт-и Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана.

 

Казак – исконно тюркско-кыпчакское слово с изначальным значением «бездомный», «бесприютный», «скиталец», «изгнанник».
В исторической литературе встречаются самые разнообразные толкования происхождения слова казак. Начиная с вывода из тюркских глаголов каз – «рыть», кез – «скитаться», кач – «бежать, спасаться», до создания этимологии этого слова от каз – «гусь» и ак – «белый» («гусь белый»). К примеру, Арон Атабек в спецвыпуске газеты «ХАК» пишет следующее: «Науке известны сотни толкований имени Казах. Пожалуй, самое отвергаемое наукой («народная этимология»!), но, действительно, самое популярное в народе: «Каз-Ак» — «Гусь Белый».

 

Этноним «казах»
Возникновение современного этнонима казах напрямую связано с откочевкой Гирея и Джанибека. Именно они положили основу для образования казахского этноса и этнонима казах. Группа кочевников из Узбекского улуса, отделившегося от государства Абу-л-Хайр-хана и восставшая против него, во главе с Джанибеком и Гиреем некоторое время скиталась в степях Семиречья, за что получила название «узбеки-казаки». Это и было важным в образовании этнонима казах. Парное название означало лишь принадлежность кочевников, первая часть «узбек» - говорила о том, что данные кочевники происходят от узбекского улуса. В частности истории известны монгольские, ногайские, дештские казаки, чутур-казаки (на Кавказе), а так же «казаки эмира Танбала», «наши казаки» (слова Бабура), «шибан-казаки» и т.п. И именно поэтому первая часть «узбеки» была своеобразным описанием принадлежности казаков Гирея и Джанибека, а так же их потомков к Узбекскому улусу – это подтверждает автор «Тарих-и Рашиди» Мухаммад Хайдар.
Узбекское происхождение казаков Джанибека и Гирея потверждается Мухаммадом Хайдаром, он говорит о том, что они формировались из беглецов Узбекского Улуса, что и получило отражение в их первоначальном названии «узбеки-казаки». Откочевка Джанибека и Гирея 1459 г., стала одним из важных моментов формирования казахской народности и именно в это время происходит так называемое присваивание будущего имени казаки (казахи). «И отныне слились в нерасторжимое единство история людей, приверженцев Урус-хана и история слова казак. … откочевка Джанибека и Гирея – судьбоносное событие и в истории самого слова казак».
После смерти Абу-л-Хайр хана в Узбекском улусе произошла смена династии другой ветвью Чингизидов которая не привела к каким-нибудь существенным переменам в экономической и социальной структуре государства кочевых узбеков, но привела к изменению самоназвания государства и к приобретению слову казак этнической основы. Потомки Урус-хана возглавившие «узбеков-казаков» и ставшие в последствии во главе большинства узбеков Узбекского улуса сгенерировали своеобразную конкуренцию с потомками Шибана, которые в последствии были отстранены от власти путем подавления. Далее племена, обитавшие в Узбекском улусе, стали подразделять на узбеков (шибанитов), казаков (казахов) и мангытов (ногаев). Тем самым безраздельному господству термина узбек был положен конец. Вот как характеризует этнополитическую ситуацию на территории Восточного Дешт-и Кипчака того времени Ибн Рузбихан, один из самых осведомлённых придворных историков Шейбани-хана. «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно из них – шибаниты, и его ханское величество после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя – казаки, которые славны во всём мире силою и неустрашимостью, и третье племя – мангыты, а из них цари астраханские. Один край владений узбеков граничит с океаном; другой с Туркестаном; третий с Дербендом; четвёртый с Хорезмом; пятый с Астрабадом. И все эти земли целиком являются местами летних и зимних кочевий узбеков. Ханы этих трех племён находятся постоянно в распре друг с другом и каждый из них посягает на другого».
В XVI веке произошли события, которые привели к огромным этнополитическим, экономическим переменам в истории Средней Азии и Казахстане. Мухаммад Шейбани (глава Шибанидов), вышел из степей Дешт-и Кипчака и воспользовавшись политической раздробленностью страны, в 1500г. захватил Бухару, а в мае 1501г. захватил Самарканд, изгнав оттуда потомка Тимура Бабура. Вскоре Бабур был вынужден икать убежище у своего дяди, монгольского хана Махмуда, а после его поражения от Шейбани-хана в сражении под Ахси в 1503г. удалился в Кабул. Шибаниды продолжали захватывать все новые и новые мелкие владения Тимуридов, пользуясь их раздробленностью. В мае 1507г. Шейбани-хан со своими войсками вошел в пределы Хорасана и захватил Герат, Астрабад, Гурган. Тимурид Бади аз-Заман, последний оплот в борьбе с кочевыми узбеками предав свой народ бежал в Азербайджан, а оттуда в Турцию – все это явилось падением власти Тимуридов в Средней Азии. На большей территории Средней Азии воцарилась новая династия Шибанидов (происходившая от внука Чингиз-хана Шибану).Завоевание государства Тимуридов, племенами узбеков стало важным явлением в истории этнонима казак. Так как уход Шибанидов с достаточно большой массой людей с территории современных казахских степей привел к различиям в бытовой сфере, обычаях, культурной жизни между узбеками Средней Азии и узбеками-казаками (казахами) Дешт-и Кипчака. Это разграничение явилось главным и сыграло решающую роль в окончательном сложении казахской народности. Степи Восточного Дешт-и Кипчака стали этнологически разделёнными. Племена, передвинувшиеся с Шайбанидами, стали носить название узбек, а за остальными кочевниками, объединенными под властью другой ветви Чингизидов, закрепилось название казаки (казахи), а страну их именовали Казакстан (Казахстан).
3.«Казак» или «казах»?
Многие сейчас задаются вопросом как правильнее «казак» или «казах». С исторической точки зрения правильное написание - «казак». Современное «казах» - более позднее написание. В примечании к труду В.В. Радлова «Из Сибири» говорится: «Киргизами Радлов именует главным образом казахов, хотя и указывает, что их правильное название и самоназвание казак. Такое ошибочное название казахов получило в дореволюционной литературе широкое распространение. Их именовали также казак-киргизами, киргиз-кайсаками, киргиз-казаками, но отнюдь не из-за отсутствия самоназвания народа казах (казак), которое существовало, по крайней мере, с XV в., а в русских документах применялось уже в XVI-XVII вв., что отметил еще в начале XIX века. А. Левшин в своей статье «Об имени киргиз-казачьего народа...» писал, что киргиз-кайсакам дают чужое имя, которым ни они сами себя, ни соседи, исключая россиян не называют... Киргиз есть название народа совсем другого... Название казак принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования, они себя иначе не называют. Замена самоназвания народа другим названием, как полагают исследователи вопроса, произошло в результате стремления отличать в официальных документах этот народ от русского казачества соседних районов Сибири. “Как установила Г.Ф.Благова, одна из первых фиксаций слова казах в русских источниках относится к 1822г., в словарях это слово появляется в 1865г. официальное утверждение русского варианта тюркского слова казак, казах связано с административно-хозяйственным переустройством Казахстана, происшедшим в 1936г. ”.
Заключение:
Подводя итог всему сказанному можно сказать, что история названия казахского народа ведет своё начало с истории возникновения народа, его этногенеза, а так же родом его деятельности. Предки казахов были вольными людьми, смелыми воинами, отважными защитниками своей родины. И искаженность названия по сути дела не меняет истории народа его быта, культуры и нравов. На территории современного Казахстана проживает более 120 национальных меньшинств, которые носят общее название «Народ Казахстана», живут в дружбе и согласии на всей территории. Мы все должны чтить историю народа, на земле которого живём. И не смотря на то, что моя национальность русский, я выбрал тему возникновения и трансформации этнонима казах, считая своим догом хоть как-то изучить для себя этот интересный и не менее важный вопрос. Не останавливаясь на противоречивости данных в исторических источниках.



 

Происхождение этнонима «казах»

Особенностью Казахстана является то, что на его территории возникли жузы – племенные объединения, принадлежавшие к казахской народности и населявшие общеказахскую территорию. Образование жузов связано с природно-климатическими условиями Казахстана и образом жизни его населения – номадизмом.
Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья. В его состав входили уйсуны, канглы, дулаты, албаны, суаны, жалаиры, ергели, ошакты, шапрашты.
Средний жуз занимал район Центрального Казахстана и часть Северо-Восточного Казахстана.
В его составе – кыпчаки, аргыны, найманы, конграты, киреиты, карлук и др.
Младший жуз занимал низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской низменности. В его составе – алшын, адай, алаш, байбакты, жаппас, береши и др.
Сложившаяся народность со II-ой половины XV века стала известна среди соседей и письменных источниках под именем «казахами».
Происхождение этнонима «казах» являлось предметом дискуссий, оно отражено в легендах, преданиях и т.д. Казах – тюркское слово, употребляемое как нарицательное в социальном смысле и означало человека свободного, скитальца, искателя приключения, т.е. это вольный, свободный, независимый человек. Такой трактовки придерживались видные исследователи. В,В.Вельяминов-Зернов, В.В.Бартольд, А.П.Юдин и другие. Когда Джанибек и Керей откочевали от Абулхаира, их сторонники стали называться узбек-казахами, а с укреплением ханства Жанибека и Керея казахами стали называться все подвластное им население. Постепенно этот термин приобрел этнический смысл и стал употребляться как этноним.

 

Значение этнонима «КАЗАХ». Социальное и этническое содержание.

 

 

Термин «казах» или правильнее «казак» вызывает очень много споров в среде исследователей-историков.

 

Исторические источники средневековья дают нам уникальную возможность проследить за всеми нюансами употребления этого термина: «в 1356 году «казахи» напали на Мавераннахр..». В 1397-1410 годах часть крымских кыпчаков переселилась в Литву и несла службу при королях, называясь «казаками» (русских казаков еще не было). В 1474 крымский хан Менгли-Керей писал Ивану III: «Мне твоей земли не воевать, моим уланам, ни князьям, ни казакам». В 1523 году русский посол в Стамбуле И. Морозов говорит султану: «Твои казаки азовские наших имают в поле а водят в Азов и продают». В 1471 году в походе на Новгород участвовал Касимовский царевич Данияр «со своими казаками» В 1481 году на хана Ахмета напали Ибак хан с «1000 казаками» и ногайские мурзы Муса и Жанбырши с «15000 казаками». В 1499 году «ордынские казаки и азовские под Козельск пришли, взяли село Олешию». В 1508 году казанский хан Абдуллатиф обещает князю Василию «не пускать воевать своих казаков».

 

Из этой краткой подборки видно, что термин «казак» вначале имел чисто социальное значение и обозначал кочевников, занимавшихся военным ремеслом, либо отделившихся от основной части государства и не признающих центральной власти.

 

Именно поэтому группа кочевников, откочевавших с Жанибеком и Кереем в Могулистан, получила название «казак». Этноним «казак» означал свободного человека, вольную общину (от глагола каз туру - прямостоящий, каз шыгу -отделиться). Ханство, основанное ими, получило название «казахского». С этого момента значение слова «казак» начинает изменяться. Из социального термина оно превращается в Политический, обозначая подданных Казахского ханства.

 

Основатель династии казахских ханов Урус правил в те времена, когда казахи не назывались еще казахами. Он правил племенами алаш (уш алаш), известными за пределами степи как союз узбеков. Лишь после отшчебкй Керея и Жанибека слово «казах» становится этнонимом. В этом качестве термин казах распространяется на огромных просторах Дешт-и- Кыпчака и Семиречья. Уход части узбекских племен во главе с Шейбани ханом в Мавереннахр определил дальнейшее расширение этого понятия - оставшиеся узбекские племена также стэли называться казахами. В XV веке терминьг «ногайлы», «узбек», «казак» не имели четких этнических границ и применялись параллельно. Фазлаллах Рузбихан дифференцирует их таким образом: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныйе одно из них - шибаниды и его ханское величество после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя - казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью. И третье племя - мангыты, а из них, - цари астраханские» (нач. XVI в.). Эти слова Рузбихана свидетельствуют о том, что «казахи» и «узбеки» в описываемое время представляли более политическое объединение, чем этническое. Судя по Рузбихану, причина раздела - вражда между потомками Орда Еджена и Шейбана.

 

По данным среднеазиатских историков, племя мангыт, или Ногайский улус, в конце XV начале XVI вв. выступало то на стороне потомков Шейбана, то Орды Еджена. Масуд бен Османи Кухистани и Бинаи дают краткий список родов: «Три племени, относящиеся к узбекам, объединяли следующие роды: кият, мангыт, баили, кунграт, тангун, инджан, кушчи, барак, уйгур, утарчи, найман, ички, угреш-найман, тубай, таймас, джат, кытай, карлук, кенегес, уйсун, курлеут, имчи, минг, чимбай, шадбаклы, шункарлы й буркут».

 

Многие из перечисленных племен Дешт-и-Кыпчака, поддерживая внука Абулхаира, Мухаммеда Шейбани, ушли в Мавереннахр и составили этническую основу узбекского государства. Но большая часть осталась в степи и стала называться казахами. Лишь с объединением алашских племен в рамках Казахского ханства термин «казак» превращается из политического в этнический, став самоназванием всех кыпчако-ногайских племен и родов. Однако в кругах знатоков истории предпочитали вплоть до XX века пользоваться для обозначения казахского этноса терминами «Алты алаш», «Алаш». До сих пор как базовое понятие этнического единства термин «Алаш» популярен среди казахов. Термин «казах» Обозначает и весь этнос в целом и население Казахского ханства. Окончательное утверждение термина «казах» в качестве основной базы, маркера идентификации (этнической, политической, хозяйственной) произошло в 18 веке. Смотрим обращение Бухар жырау к Богенбай батыру: «Крепость и защита казахов», «Совесть и нравственность казахов» и т.д.

 

 







Date: 2015-07-22; view: 6852; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию