Линейная графика
|
|
Упражнение № 1
| Построение плоских геометрических фигур на плоскости
| Нарисовать натюрморт из геометрических тел (куб, цилиндр, пирамида, конус и т.п.), стоящих на плоскости.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Обратить внимание на то, что выразительность композиции зависит от сложности выбранных геометрических тел (например, многогранная пирамида или призма), от соотношения размеров выбранных фигур.
Для передачи пространства усиливать линию на переднем и ослаблять на заднем плане
|
|
Упражнение № 2
| Изображение натюрморта из геометрических тел на плоскости
| Нарисовать натюрморт из геометрических тел (куб, цилиндр, пирамида, конус и т.п.), стоящих на плоскости.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Обратить внимание на то, что выразительность композиции зависит от сложности выбранных геометрических тел (например, многогранная пирамида или призма), от соотношения размеров выбранных фигур.
Для передачи пространства усиливать линию на переднем и ослаблять на заднем плане
|
|
Упражнение№ 3
| Изображение тела вращения (ваза) методом каркасной сетки (горизонтальные и вертикальные сечения)
| ЗАДАНИЕ
С помощью каркасной сетки передать объем и положение в пространстве изображаемого тела вращения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Вертикальным сечением графически разделить объект на 6-8 равных сегментов.
Нарисовать предметную плоскость и эллипсы, образуемые горизонтальным членением тела вращения.
Сохранить на рисунке линии построения.
|
|
Упражнение № 3.1
| Изготовление макета тела вращения (вазы)
| Изготовить бумажный макет для проверки правильности рисунка по заданию 3.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Изготовить шаблоны вертикального и горизонтального сечения тела вращения, учитывая, что приблизительная высота макета 300-400 мм.
|
|
Упражнение № 4
| Рисунок объемно-пластической композиции из геометрических тел (врезка)
| Нарисовать динамичную пространственную композицию, состоящую из пересекающихся геометрических тел (куб, призма, шар, конус и т.д.).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Количество геометрических тел от трех до пяти.
Сохранить на рисунке линии построения геометрических фигур. Учесть, что врезки рисуются по представлению, но должны усиливать знания, полученные ранее из курса начертательной геометрии.
Для передачи пространства кроме линии, усиленной на переднем плане, применить светотеневую моделировку объема, выполненную по представлению с условным источником света.
|
|
Упражнение №.4.1
| Изготовление макета объемно-пластической композиции из геометрических тел
| ЗАДАНИЕ
Изготовить бумажный макет для проверки правильности рисунка по заданию 3.1.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
На листе бумаги построить развертки геометрических тел и их врезок, учитывая, что приблизительный размер макета 300-350 мм, размеры подставки 170x170x35 мм.
|
|
Упражнение № 5
| Изображение объемно-пластической композиции из геометрических тел (врезка) с помощью проволочной конструкции
| ЗАДАНИЕ
Выразить объем и пространство композиции по заданию 4 «проволочной конструкцией», достигая ее материальности графическими средствами.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Исследовать пространственное сочетание всех элементов конструкции непрерывной линией, графически фиксируя начало и конец проволоки, а также все узловые элементы
|
|
Упражнение № 6
| Эскизные варианты графического решения объемно-пластической композиции (врезка)..
| ЗАДАНИЕ
Изобразить объемно-пластическую композицию с использованием различных проектно-графических
приемов по заданию 4.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Выполнить шесть графических листов, используя различные ракурсы, техники, включая смешанную.
Применить контрастные сочетания цветов, различные фактуры.
|
|
ИЗОБРАЖЕНИЕ ПЛАСТИЧЕСКОГО ОБЪЕМА С ПОМОЩЬЮ ТРАНСФОРМАЦИИ ФОРМ
|
|
Упражнение № 7
|
Трансформация формы из геометрических тел
| ЗАДАНИЕ
Нарисовать композицию, состоящую из прямой, прогнутой или ступенчатой плоскости с выпуклыми и вогнутыми геометрическими телами на ее поверхности, где моделировка поверхности выполняется методом нанесения на нее каркасной сетки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
«Продавливание» плоскости должно быть выполнено геометрическими телами различной величины. Деления сетки должны быть соразмерны деформациям объектов.
Для передачи пространства усиливать линию на переднем плане и ослаблять на заднем.
|
|
Упражнение № 8
| Трансформация пластической формы, состоящей из тел вращения
| ЗАДАНИЕ
Нарисовать пластическую форму, состоящую из тел вращения и выразить ее форму методом нанесения на поверхность каркасной сетки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Деления сетки должны быть соразмерны деформациям объемов.
Для передачи пространства усиливать линию на переднем плане и ослаблять на заднем
|
|
Упражнение № 8.1
| Изображение произвольной пластической формы с помощью светотеневой
моделировки объема
| ЗАДАНИЕ
Нарисовать пластическую форму, состоящую из тел вращения и выразить ее форму методом нанесения на поверхность каркасной сетки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Деления сетки должны быть соразмерны деформациям объемов.
Для передачи пространства усиливать линию на переднем плане и ослаблять на заднем
|
|
Упражнение № 9
| Создание единой графической композиции из простых геометрических фигур
| ЗАДАНИЕ
Нарисовать ритмическую композицию на основе геометрических фигур и их светотеневой моделировки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Источники света выбираются произвольно, их может быть несколько, поэтому собственные и падающие тени подчинены только графической выразительности
|
|
Упражнение № 10
| Трансформация объема бытового предмета прямоугольными геометрическими телами
| ЗАДАНИЕ
Нарисовать пластическою форму, представляющую собой преобразование реального бытового предмета в объект, состоящий из прямоугольных геометрических тел.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Объект, состоящий из прямоугольных геометрических тел, должен сохранять узнаваемость своего прототипа.
Выявить структурное членение при сохранении целостного восприятия геометрии формы.
|
|
Упражнение № 11
| Построение объемно-пространственной композиции, состоящей из плоскости
и пронизывающих ее геометрических тел
| ЗАДАНИЕ
Нарисовать композицию, состоящую из двух плоскостей и пересекающих их трех геометрических тел.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Плоскости могут пересекаться под любым углом и быть направлены. Геометрические тела могут быть усечены.
|
|
Упражнение № 11.1
| Изготовление макета объемно-пространственной композиции, состоящей из плоскости
и пронизывающих ее геометрических тел
| ЗАДАНИЕ
Изготовить макет для проверки правильности рисунка по заданию 11.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
При выполнении макета использовать различные материалы (бумагу, картон, пенопласт, пластик и т.
|
|
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ
|
|
Упражнение № 12
| Рисование сложных бытовых предметов и средств транспорта
| ЗАДАНИЕ
Нарисовать бытовой предмет, средство транспорта или производственное оборудование.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Изучить ранее выполненные студентами МВХПУ работы и отметить их достоинства и недостатки.
Рисунок должен с максимальной точностью воспроизводить пропорции, пластику и детали выбранных объектов.
Ракурс, максимально выражающий образ предмета, может быть выбран произвольно
|
|
ГРАФИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА И ПРИЕМЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ
ФАКТУР И МАТЕРИАЛОВ
|
|
Упражнение № 13
|
Изображение материала и фактуры (дерево, металл, стекло, камень и т.д.) в объемно-пластической композиции (врезке) из геометрических тел
(прямоугольных, круглых, усеченных)
| ЗАДАНИЕ
¨ Нарисовать бытовой предмет, средство транспорта или производственное оборудование.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
¨ Изучить ранее выполненные студентами МВХПУ работы и отметить их достоинства и недостатки.
Рисунок должен с максимальной точностью воспроизводить пропорции, пластику и детали выбранных объектов.
¨ Ракурс, максимально выражающий образ предмета, может быть выбран произвольно
|
|
Упражнение № 14
| Изображение внутренней конструкции сложного объекта бытовой техники - «Рентген»
(часы, швейная машинка, механическая дрель, мясорубка...)
| ЗАДАНИЕ
Нарисовать внутреннее устройство объекта бытовой техники.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Представить, что объект прозрачен - «рентген».
Сохранить основные объемы и внешние контуры предмета.
Основное внимание уделить рисунку узоров, механизмов, их соединениям.
В особо сложных изделиях может быть выделен фрагмент его внутреннего устройства.
|
|
СТИЛИЗАЦИЯ И ГРАФИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЪЕКТА
|
|
Упражнение № 15
| Трансформация формы от реального объекта к простым формам
| ЗАДАНИЕ
Нарисовать внутреннее устройство объекта бытовой техники.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Представить, что объект прозрачен - «рентген».
Сохранить основные объемы и внешние контуры предмета.
Основное внимание уделить рисунку узоров, механизмов, их соединениям.
В особо сложных изделиях может быть выделен фрагмент его внутреннего устройства.
|
|
Упражнение № 16
| Трансформация формы бытового объекта в различных стилях изобразительного искусства, архитектуры и дизайна (кубизм, абстракционизм, конструктивизм, супрематизм и др.)
| ЗАДАНИЕ
Взяв за основу любой бытовой предмет, нарисовать его в образной трактовке того или иного стиля (готика, модерн, конструктивизм, хай-тек и т.д.).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Не производить перекомпоновку предмета, максимально сохраняя его предполагаемые функциональные качества.
Применить характерные для того или иного стиля цветовые и фактурные решения.
|
|
БИОНИКА
|
|
Упражнение № 17
| Трансформация природных форм в промышленные изделия
| ЗАДАНИЕ
Нарисовать бытовой или промышленный объект, являющийся дизайнерской трактовкой объекта живой природы (бионика).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Выбрать и нарисовать объект (флоры или фауны), используя фото, справки и энциклопедии.
Графическими средствами (путем создания набросков и эскизов) проанализировать его структуру, механику и пластику.
Найти функционально-образное соответствие трактуемому бытовому промышленному объекту.
На 4-5 листах показать «превращение» объекта живой природы в промышленной объект.
|
|
СТРУКТУРНОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ
|
|
Упражнение № 18
| Преобразование формы объекта в целях вызова определенных ассоциаций, используя абстрактные понятия «обтекание», «сложение», «вычитание», «свет», «тепло»
| ЗАДАНИЕ
Графически изобразить процесс нового формообразования реального промышленного объекта.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Выбрать формообразующий прием, используя кубические формы, тела вращения.
Создать оптическую интерпретацию объекта. Графически передать динамику формообразования.
|
|
Упражнение № 19
| Изображение сложного промышленного объекта с использованием различных графических техник
| ЗАДАНИЕ
Выполнить различные варианты изображения сложного промышленного объекта, применяемые в проектной графике.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Графически выделить основные формообразующие элементы.
Зрительно соподчинить все детали изображаемого объекта.
В рисунке передать масштабность промышленного объекта при соотношении общего объема к мелким деталям.
|
|
Упражнение № 20
| Сравнение промышленных объектов, сходных по механике, конструкции и пластике.
| ЗАДАНИЕ
Изобразить парные промышленные объекты, используя принцип параллелизма-метафорического переноса механических, конструктивных, пластических особенностей объекта.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Графически наглядно показать наличие у объектов сходных особенностей.
Необходимо выполнить три графических листа.
|
|
Упражнение №21
| Изображение системных объектов в пространстве.
Создание образа производственной среды
| ЗАДАНИЕ
Графически изобразить промышленный интерьер и людей, занятых в производственном процессе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Для выполнения задания можно использовать интерьеры производственных цехов, центров управления, медицинские комплексы и т.д.
Необходимо нарисовать объект с различных ракурсов.
|
|